Обучающий тест по произведению М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
методическая разработка по литературе (8 класс)
Тест рассчитан на учащихся 8 класса. Помогает организовать контроль знаний по прочитанному произведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchiy_test_m._yu._lermontov.docx | 131.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Зиннатова Наиля Равильевна МАОУ «СОШ № 43 г. Улан-Удэ»
Обучающий тест по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Общая характеристика задачи: Задача построена на основе художественного текста, представляющего по жанру поэму.
Чтение таких текстов требует умения выявлять лирического героя, анализировать его с точки зрения изобразительно-выразительных средств, видеть замысел автора, уметь различать эпическое начало от лирического. В учебных пособиях по литературе для основной школы подобные произведения в малом количестве. Задания к ним отсутствуют.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
1)работа с деталями
2) сопоставление текстов
3)реконструкция вопроса
4) перфорированный текст
5) умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции и привлечением для этого личного опыта и знаний других предметных областей
6) учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показать художественные открытия поэта.
7) развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.
8) прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.
Рекомендации учителю: Работа с задачей может быть проведена на уроках литературы при знакомстве с поэзией М.Ю. Лермонтова. Это уроки анализа и контроля. Время работы с задачей – два урока. Урок проводится в 8 классе.
Перед вами поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Внимательно прочитайте поэму и ответьте на вопросы.
- Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.
1. Есть две точки зрения на возникновение замысла поэмы.
- Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.
-в 1958 году, писателями Чечни было высказано предположение, что прототипом главного героя поэмы «Мцыри» является художник Петр Захарович Захаров, чеченец по национальности. Петр Захаров был найден во младенчестве русскими солдатами во время Кавказской войны в ауле Дады-Юрт. По распоряжению генерала Ермолова П.Н. мальчик был поручен казаку Захару Недоносову, имя этого человека и послужило основой для фамилии мальчика-чеченца – его назвали Петром Захаровым. До 1832 года Петр воспитывался у Недоносова, затем его взял на воспитание сам Ермолов. Уйдя в отставку и переехав с семьей в Москву, Ермолов отдал своего приемного сына на обучение к художнику-портретисту Льву Волкову. П.Н.Ермолов ищет возможности зачислить воспитанника В Академию художеств. Наконец, 1833 году Петра Захарова зачислили вольнослушателем В Петербургскую Академию художеств. Согласно уставу Академии представители национальных меньшинств не могли быть её студентами. Одаренных детей из этих категорий зачисляли «внеклассными» учениками. Талант Петра Захарова был замечен, он окончил Академию художеств, получил аттестата, право почетного потомственного гражданина и звание свободного художника. Мастерство росло от работы к работе, и он стал известным художником в Москве и Петербурге.
Какая вам ближе и почему?
2. Эпиграфом к произведению послужили слова «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», он произносит в ожидании казни. Но первоначально эпиграфом была фраза на французском языке «Отчизна бывает только одна». Как вы думаете, почему поэт снял в итоге этот эпиграф?
3. В чем заключается смысл эпиграфа:
1)восстание против судьбы, против Бога.
2)раскаяние, безнадежное смирение
3) защита прав человека на свободу
4. Лермонтов долго колебался при выборе заглавия поэмы. Даже в год окончания он назвал её в рукописи «Бэри» ( по-грузински «монах»). Но в конце концов издал под названием «Мцыри» - неслужащий монах». В грузинском языке это слово имеет значение: «пришелец, чужеземец, человек, не имеющий родных, близких. Определите вид заглавия поэмы. Обоснуйте свой ответ.
5. Сравните высказывание И. Андронникова о Лермонтове с высказыванием В.Г. Белинского о Мцыри. Обоснуйте свое мнение строчками поэмы.
«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, нежного, строгого, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом…» И. Андронников
«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности» В.Г. Белинский.
6. В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация: бегство из неволи, главный герой беглец. Нарисуйте схему, по которой развивается сюжет.
7. Исповедь – 1) покаяние перед священником
2) откровенное признание в чём-нибудь, сообщение взглядов и мыслей.
Мцыри послушник в монастыре. В монастыре слово исповедь привычно употреблять в первом значении, но рассказ исповедью назвать нельзя. Почему? Найдите подтверждение в тексте.
( Он не кается в грехах, не сожалеет о происшедшем, счастлив тем, что прожил эти дни на свободе).
8. Интонация повествования об истории героя спокойная, размеренная. С началом монолога интонации поэмы резко меняются. Ритм становится всё более неровным. Предложения начинаются с середины строки «Я молод, молод…. Знал ли ты разгульной юности мечты?» Появляется большое количество восклицательных предложений, и предложений, оканчивающихся многоточиями. Почему?
(Передаётся взволнованность, мечты и страдания героя)
9. «Мцыри» - лирическая поэма, потому что в ней дается изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий». {Доказать примерами из текста.) «Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как повествование от имени героя дает возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик». (Доказать примерами из текста.)
10. Найдите в тексте цитаты прямо противоположные мыслям монахов. Какой языковой прием использует автор? Символом чего является монастырь?
Монахи думают | Мцыри думает |
1. « После плену он привык» | |
2. «Хотел во цвете лет изречь монашеский обет» | |
3. «В стенах хранительных спасен» | |
4. «Звон колокола – умиротворяющие звуки, радующие душу» | |
5. Перед кончиной обращается к монаху «с увещеваньем и мольбой» боится, что умрет без покаяния и не попадёт в рай. |
Ответ: 1. «Я жил в плену»
2. «Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть»
3. «Мечты звала от келий душных и молитв»
4. Звон колокола – звук, железом ударяющий в грудь
5. Последнее желание быть похороненным вне монастырских стен «оттуда виден и Кавказ».
11. Русский офицер увез маленького мальчика, разлучив его с близкими. Найдите и выпишите, что именно осталось в памяти Мцыри о родных местах и родственниках.
12. Какое испытание было первым на пути героя? Найдите описание события в тексте. Что чувствует Мцыри? (В его душе зарождается чувство, требующее осуществления мог пойти за ней.) А что выбрал Мцыри? Почему не вышел к грузинке, к аулу?
13. Опираясь на текст поэмы, определите, какая из иллюстраций более точная. Иллюстрация М.Н. Орловой-Мочаловой или иллюстрация В.А. Полякова?
14. Какие качества Мцыри проявляются в битве с барсом? Какими сравнениями подчеркивает поэт близость своего героя к природе? Найдите цитаты, подтверждающие, что этот эпизод – гимн силе и мужеству.
14. Вставьте слова в перфорированный текст.
Сила героя_______________, он в состоянии схватиться с диким зверем на равных. Схватка с барсом - ____________: это поединок ___________ с ___________. Конечно, Мцыри немощен и слаб физически, но им движет могучий дух и ___________, поэтому зверь и человек – противники, достойные друг друга. Мцыри выходит ___________ - огонь страсти добавляет ему силы.
Слова для справок: Физическая сила, гиперболизировать, сила духа, воля к победе, победитель, символический.
15. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»:
1) природа противопоставляется монастырю, как свобода неволе
2) природа обманывает героя, вновь направляя к монастырю
3) природа противостоит герою и вступает с ним в борьбу
4) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета
16.Что такое свобода для человека и как вы понимаете это слово?
17. Стилистические особенности текста:
1. эпитеты | |
2. сравнения | |
3. метафора | |
4. олицетворение | |
5. гипербола | |
6. риторические вопросы | |
7. обращения | |
8. восклицания |
Выпишите наиболее яркие образные выразительные средства.
18. Тематика – это совокупность тем. Какие темы поднимаются в поэме?
(Темы свободы и воли, тема изгнания, гармонии, неба и земли, одиночества природы)
19.К какому литературному направлению можно отнести произведение:
1) реалистическое
2) символическое
3) романтическое
20. В черновом варианте поэмы был фрагмент, от которого поэт отказался. Прочитайте его и подумайте, чем можно объяснить решение автора. В строфе 20 после слов «И кинул взоры я кругом стояло….»
«Тот край казался мне знаком….
И страшно, страшно стало мне!...
Вот снова мерный в тишине
Раздался звук: и в этот раз
Я понял смысл его тот час:
То был предвестник похорон,
Большого колокола звон.
И слышал я, без дум, без сил,
Казалось, звон тот выходил
Из сердца, будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь.
О Боже, думал я, зачем
Ты дал мне то, что дал ты всем,
И крепость сил, и мысли власть,
Желанья, молодость и страсть?
Зачем ты ум наполнил мой
Неутолимою тоской
По дикой воле? Почему
Ты на земле мне одному
Дал вместо родины тюрьму?
Ты не хотел меня спасти!
Ты мне желанного пути
Не указал во тьме ночной,
И ныне я как волк ручной.
Так я роптал. То был, старик,
Отчаянья безумный крик,
Страданьем вынужденный стон.
Скажи? Ведь буду я прощен?
21.Мцыри убегает, чтобы узнать «прекрасна ли земля… ; …для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» Как отвечает на этот вопрос Мцыри?
22. Почему, не смотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?
Заключительное слово: Вершина лермонтовского мастерства – создание глубоко идейной и высокохудожественной поэмы, о которой В.Г. Белинский писал: «Это четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями…. Звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего сувою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силой могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».
Д.З. 1) В чем созвучна поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и стихотворение А.С. Пушкина «Узник»?
2) Актуальна ли сейчас поэма «Мцыри»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по произведению Н.М.Карамзина "Марфа Посадница, или покорение Новагорода"
Произведение Н.М.Карамзина "Марфа Посадница, или покорение Новагорода" изучается в 8 классе (по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)....
Тест по произведению А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Тест по роману в стихах А.С.Пушкина даёт возможность учителю проверить уровень подготовленности учащегося по произведению....
Тест по произведению Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Тест на знание текста произведения...
Творческая работа практико-теоретического содержания «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на примерах произведений о Великой Отечественной войне»
Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Если даже наше общество сумеет достигнуть рыночной экономики, стать богатым, но никакое бога...
Обучающий тест по произведению А.С.Пушкина «Метель»
Обучающий тест по произведению А.С.Пушкина «Метель»...
Развитие УУД обучающихся, через хоровые произведения, используя сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций
В 2020 году в рамках сетевого взаимодействия в школе №48 состоялся семинар -практикум, в котором принимали участие обучающиеся школы №2 ансамбль «Звонкие голоса» и музыкальный и театр &laq...