Творческая мастерская "Душа по капле собирает свет"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Конспект пасхального урока по главе из романа И.С. Шмелева "Лето Господне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya_dusha_po_kaple_sobiraet_svet.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Душа по капле собирает свет…»

Творческая мастерская по рассказу Л.Андреева  «Ангелочек» с приглашением родителей

 Цель: создание условий для раскрытия учащимися подтекстов художественного произведения и значения различных деталей с целью полного и ясного понимания текста.

Задачи: 

1.способствовать глубокому прочтению текста учащимися;

2. формировать навыки анализа;

3. воспитывать  душу талантливого читателя.

Ход  урока

I Вхождение в тему.

1.1. –Здравствуйте! На календаре 16 декабря, и совсем скоро мы будем с вами встречать праздники, среди которых, пожалуй, самый волшебный – Рождество.

-Закройте на минутку глаза и поделитесь своими ассоциациями: рождество – это… (сияющие елки, самые близкие люди, ожидание чуда, запах хвои и мандаринов, гости,  подарки, возвращение в детство…)

-Маленькая елочка у нас с вами есть, самые близкие люди собрались, вы пришли ко мне в гости, и я благодарна вам за то, что вы приняли мое приглашение. Не хватает подарков. Я дарю взрослым возможность вернуться в детство, вспомнить чувства, с которыми вы заглядывали под елку.  Ребятам я дарю необычную встречу с рассказом Леонида Андреева  «Ангелочек». А всем нам - возможность стать сегодня чуточку мудрее.

1.2.- Настроиться на встречу с текстом нам поможет притча. (Видео – притча Светланы Копыловой «Два ангела») Смотрим, вы прислушиваетесь к себе и думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

-Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями …(Об израненном сердце, о пробуждении доброты в душе, о чудесах Рождества...)

- На столах цветные листочки в виде облаков, выберите любой из них, напишите на нем, как бы вы назвали наш сегодняшний разговор (на доске появляется Облако Названий).

- Мы с вами совпали в наших мыслях, и тему нашего разговора я обозначила так: «Душа по капле собирает свет…»

II Погружение в текст.

2.1. - Цвет текста? Какие персонажи стоят за каждым цветом? Можем ли мы их разделить на какие-то группы?

(Сашка, Иван Саввич,Феоктиста Петровна, Марья Дмитриевна, Софья Петровна).

(Два мира представлены в тексте: богатый мир дома Свечниковых и бедный мир Сашкиного дома).

- Есть ли в тексте необычный персонаж? (Ангелочек – елочная игрушка, но Леонид Андреев пишет о нем так, что мы представляем его живым). И мы  с вами попытаемся выяснить, как   автору это удается.

2.2. Ничто не должно ускользать от нашего внимания во время работы с текстом, и сейчас  мы попробуем  понять, как  автор создает «ткань образов», составив ЛИНГВОКАРТУ (Приложения 1, 2,3) и представив образ по ассоциации (Работа в группах: участникам мастерской  предлагается из цветной бумаги вырезать контур образа и, опираясь на текст заполнить предложенную схему).

1 группа – образ Сашки (до момента елки у Свечниковых).

2 группа – образ Ивана Саввича.

3 группа – образ Феоктисты Петровны.

*4 группа –исследователи тайн слова (Приложение 4)

* Тайны имени:

Иван Саввич (Иван - дар бога.  Савва – неволя, плен).

- Александр (защитник людей).

- Феоктиста Петровна (Феоктист – божье творение, созданье. Петр – камень).

Значение слова тюря (Иллюстрированный  толковый словарь забытых  и трудных слов  русского языка: Кушанье из покрошенного в квас или воду черного хлеба с солью, луком и растительным маслом.  То же, что и рохля – нерасторопный, медлительный человек).

Значение слова антипы  (Слово связано с образом Ирода Антипы,  ирод употребляется как бранное слово,  толкуется как  изверг, мучитель).

2.3. - Сашка – мальчик из бедной семьи. Он не верит, что его, злого, оборванного и голодного, зовут к себе богачи Свечниковы на рождественскую ёлку. Он не хочет идти к ним. Почему?  (потому, что знает о сложных отношениях своего отца с барыней из этого дома).

- А почему всё-таки идёт на праздник?

(Так хочет отец. А ещё он решил что-нибудь принести своему больному отцу, ведь Сашка только внешне груб, а сердце у него доброе).

Как ведёт себя Сашка на ёлке у богачей Свечниковых? Докажите текстом.

(Он презирает детей, их болтовню, в кармане у него папиросы, которые он стащил из кабинета хозяина. Он ведёт себя высокомерно. Щёлкнул по носу маленького мальчика, нагрубил пожилому лысому господину).

- Что он чувствовал среди нарядных гостей около рождественской ёлки? Прочитайте. («Сашка был угрюм и печален…»)

- С чем же связано такое состояние и как автор передаёт его? Прочтите.

(«…Что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Ёлка ослепляла его красотой и крикливым, наглым блеском (эпитет) бесчисленных свечей, но она была чужда ему, враждебной (эпитет), как и столпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови» (метафора).

- Ребята, а в связи с чем в человеческой душе появляется язва? Ведь наверняка и вам знакомо это чувство.

(Если человек одержим злобой, завистью, если нехорошо отзывается о других, вот тут-то в нашу душу и пробирается злая язва в виде тоски, обиды на весь Божий свет).

- Вот и Сашка о чём думает, забившись за рояль? (О своём одиночестве в этом мире).

- А почему меняется его настроение? (Он увидел на ёлке игрушку, которая его поразила).

Чтение учителем под музыку

Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие лица и вещи. Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, и больше, чем все остальное.

- Почему елочная игрушка так поразила мальчика? Попробуем продолжить, передавая из рук в руки ангела, ангелочек – это... (символ мечты.  И мечту эту нужно лелеять и хранить в своем сердце бережно. Рассказ автобиографичен. Нечто подобное произошло в детстве с писателем. Мечты хрупки, но они оставляют глубокий след в душе, а может быть, и изменяют душу полностью).

-Почему не ангел, а ангелочек появляется в рассказе Л.Андреева?

Сашке очень хочется, чтобы ангелочек был с ним, ради этого он даже готов унизиться перед барыней. И вот желанная игрушка оказывается у мальчика.

- Как передаёт писатель испытанную мальчиком радость? Прочитайте.

(«На глазах сверкнули две маленькие слезинки. Медленно прижав ангелочка к груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая от чувства неземной радости).

- А как на мальчишкино счастье откликнулись окружающие? Зачитайте.

(« И радостно улыбнулась седая важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим мальчиком и одухотворённым личиком ангелочка»).

- Да, ребята, произошло чудо... Попробуйте продолжить...(покаяния, просветления, преображения).

-Я вам даю время на то, чтобы вы опять представили образ души Сашки по ассоциации (вырезаем из бумаги).

III Подведение итогов.

3.1. - Как закончился рассказ?

(Очень грустно. Ангелочек, с любовью подмешанный у горячей печки, тает. Счастье будто растаяло с восковым ангелочком).

Знаете,  рассказ «Ангелочек»  был написан он в 1899 году. А ровно через 10 лет, в 1909 году, русский поэт А. А. Блок напишет свой поэтический вариант поразившего его андреевского рассказа – стихотворение «Сусальный ангел». Послушайте.

На разукрашенную ёлку

И на играющих детей

Сусальный ангел смотрит в щёлку

Закрытых наглухо дверей.

А няня топит печку в детской,

Огонь трещит, горит светло…

Но ангел тает. Он – немецкий.

Ему не больно и тепло.

3.2. –«Ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты. Любопытный прусак пробежал, обжигаясь, вокруг бесформенного слитка, взобрался на стрекозиное крылышко и, дернув усиками, побежал дальше.

В завешенное окно пробивался синеватый свет начинающегося дня, и на дворе уже застучал железным черпаком зазябший водовоз». Ангелочек растаял, значит ли это, что душа Сашки останется прежней?

-Русский публицист, литературный критик Н. К. Михайловский писал: « Не потому ли автор опустил здесь занавес, потому что пробуждение старика и мальчика должно оказаться страшнее смерти?»

 -Поразмышляйте над этим высказыванием. Согласны ли вы с ним?  На крылышках стрекозы запишите, каким вы представляете себе Сашкино утро.

3.3. - Замечательно, что о  рассказе Л. Андреева мы  говорим в предрождественские дни, в канун нового года, когда особенно хочется верить в добро и счастье. В это время все ждут подарков и чудес. Я думаю, что чудо сегодня свершилось на наших глазах. Когда говоришь о вере, душе, мир преображается. Он словно сияет удивительными волшебными красками. В течение урока наши с  души тоже по капельке наполнялись светом. Мне очень хочется, чтобы этот свет остался с вами надолго. На память о сегодняшней встрече я вам дарю ангелочков, пусть и вам они помогут преобразиться. А еще я очень хочу напомнить вам слова А.П. Чехова: « Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные...»

- Море начинается с маленького ручейка. Любая большая помощь начинается с маленькой. В деле пробуждения добра в душе  другого человека мелочей не бывает.  Помните, что ваша помощь может совершить чудо! Чудо обретения веры, чудо  спасения души!!! Замечательные мои ученики, уважаемые взрослые, я    желаю вам быть мудрыми, чтобы вовремя разглядеть человека, которому нужна ваша помощь, человека, в душе которого вы оставите добрый след.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку-размышлению "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор") к 75 летию.

Ознакомить учащихся с творчеством Валентина Григорьевича Распутина на примере рассказа "Женский разговор".Выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, ...

Формирование экологической компетентности учащихся в результате реализации творческого интегрированного проекта "Капля жизни" на занятиях по внеурочной деятельности в системе требований ФГОС.

  Проект направлен на реализацию инновационной образовательной программы по формированию экологической компетентности учащихся. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно о...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ "Душа по капле собирает свет"

программа  раскрывает сущность духовно-нравственного воспитания в школе...

Урок - размышление "Душа по капле собирает свет..." (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор")

Урок - размышление "Душа по капле собирает свет..." ( по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор")...