Творческая мастерская "Душа по капле собирает свет"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект пасхального урока по главе из романа И.С. Шмелева "Лето Господне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya_dusha_po_kaple_sobiraet_svet.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Душа по капле собирает свет…»
Творческая мастерская по рассказу Л.Андреева «Ангелочек» с приглашением родителей
Цель: создание условий для раскрытия учащимися подтекстов художественного произведения и значения различных деталей с целью полного и ясного понимания текста.
Задачи:
1.способствовать глубокому прочтению текста учащимися;
2. формировать навыки анализа;
3. воспитывать душу талантливого читателя.
Ход урока
I Вхождение в тему.
1.1. –Здравствуйте! На календаре 16 декабря, и совсем скоро мы будем с вами встречать праздники, среди которых, пожалуй, самый волшебный – Рождество.
-Закройте на минутку глаза и поделитесь своими ассоциациями: рождество – это… (сияющие елки, самые близкие люди, ожидание чуда, запах хвои и мандаринов, гости, подарки, возвращение в детство…)
-Маленькая елочка у нас с вами есть, самые близкие люди собрались, вы пришли ко мне в гости, и я благодарна вам за то, что вы приняли мое приглашение. Не хватает подарков. Я дарю взрослым возможность вернуться в детство, вспомнить чувства, с которыми вы заглядывали под елку. Ребятам я дарю необычную встречу с рассказом Леонида Андреева «Ангелочек». А всем нам - возможность стать сегодня чуточку мудрее.
1.2.- Настроиться на встречу с текстом нам поможет притча. (Видео – притча Светланы Копыловой «Два ангела») Смотрим, вы прислушиваетесь к себе и думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить.
-Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями …(Об израненном сердце, о пробуждении доброты в душе, о чудесах Рождества...)
- На столах цветные листочки в виде облаков, выберите любой из них, напишите на нем, как бы вы назвали наш сегодняшний разговор (на доске появляется Облако Названий).
- Мы с вами совпали в наших мыслях, и тему нашего разговора я обозначила так: «Душа по капле собирает свет…»
II Погружение в текст.
2.1. - Цвет текста? Какие персонажи стоят за каждым цветом? Можем ли мы их разделить на какие-то группы?
(Сашка, Иван Саввич,Феоктиста Петровна, Марья Дмитриевна, Софья Петровна).
(Два мира представлены в тексте: богатый мир дома Свечниковых и бедный мир Сашкиного дома).
- Есть ли в тексте необычный персонаж? (Ангелочек – елочная игрушка, но Леонид Андреев пишет о нем так, что мы представляем его живым). И мы с вами попытаемся выяснить, как автору это удается.
2.2. Ничто не должно ускользать от нашего внимания во время работы с текстом, и сейчас мы попробуем понять, как автор создает «ткань образов», составив ЛИНГВОКАРТУ (Приложения 1, 2,3) и представив образ по ассоциации (Работа в группах: участникам мастерской предлагается из цветной бумаги вырезать контур образа и, опираясь на текст заполнить предложенную схему).
1 группа – образ Сашки (до момента елки у Свечниковых).
2 группа – образ Ивана Саввича.
3 группа – образ Феоктисты Петровны.
*4 группа –исследователи тайн слова (Приложение 4)
* Тайны имени:
Иван Саввич (Иван - дар бога. Савва – неволя, плен).
- Александр (защитник людей).
- Феоктиста Петровна (Феоктист – божье творение, созданье. Петр – камень).
Значение слова тюря (Иллюстрированный толковый словарь забытых и трудных слов русского языка: Кушанье из покрошенного в квас или воду черного хлеба с солью, луком и растительным маслом. То же, что и рохля – нерасторопный, медлительный человек).
Значение слова антипы (Слово связано с образом Ирода Антипы, ирод употребляется как бранное слово, толкуется как изверг, мучитель).
2.3. - Сашка – мальчик из бедной семьи. Он не верит, что его, злого, оборванного и голодного, зовут к себе богачи Свечниковы на рождественскую ёлку. Он не хочет идти к ним. Почему? (потому, что знает о сложных отношениях своего отца с барыней из этого дома).
- А почему всё-таки идёт на праздник?
(Так хочет отец. А ещё он решил что-нибудь принести своему больному отцу, ведь Сашка только внешне груб, а сердце у него доброе).
Как ведёт себя Сашка на ёлке у богачей Свечниковых? Докажите текстом.
(Он презирает детей, их болтовню, в кармане у него папиросы, которые он стащил из кабинета хозяина. Он ведёт себя высокомерно. Щёлкнул по носу маленького мальчика, нагрубил пожилому лысому господину).
- Что он чувствовал среди нарядных гостей около рождественской ёлки? Прочитайте. («Сашка был угрюм и печален…»)
- С чем же связано такое состояние и как автор передаёт его? Прочтите.
(«…Что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Ёлка ослепляла его красотой и крикливым, наглым блеском (эпитет) бесчисленных свечей, но она была чужда ему, враждебной (эпитет), как и столпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови» (метафора).
- Ребята, а в связи с чем в человеческой душе появляется язва? Ведь наверняка и вам знакомо это чувство.
(Если человек одержим злобой, завистью, если нехорошо отзывается о других, вот тут-то в нашу душу и пробирается злая язва в виде тоски, обиды на весь Божий свет).
- Вот и Сашка о чём думает, забившись за рояль? (О своём одиночестве в этом мире).
- А почему меняется его настроение? (Он увидел на ёлке игрушку, которая его поразила).
Чтение учителем под музыку
Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие лица и вещи. Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, и больше, чем все остальное.
- Почему елочная игрушка так поразила мальчика? Попробуем продолжить, передавая из рук в руки ангела, ангелочек – это... (символ мечты. И мечту эту нужно лелеять и хранить в своем сердце бережно. Рассказ автобиографичен. Нечто подобное произошло в детстве с писателем. Мечты хрупки, но они оставляют глубокий след в душе, а может быть, и изменяют душу полностью).
-Почему не ангел, а ангелочек появляется в рассказе Л.Андреева?
Сашке очень хочется, чтобы ангелочек был с ним, ради этого он даже готов унизиться перед барыней. И вот желанная игрушка оказывается у мальчика.
- Как передаёт писатель испытанную мальчиком радость? Прочитайте.
(«На глазах сверкнули две маленькие слезинки. Медленно прижав ангелочка к груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая от чувства неземной радости).
- А как на мальчишкино счастье откликнулись окружающие? Зачитайте.
(« И радостно улыбнулась седая важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим мальчиком и одухотворённым личиком ангелочка»).
- Да, ребята, произошло чудо... Попробуйте продолжить...(покаяния, просветления, преображения).
-Я вам даю время на то, чтобы вы опять представили образ души Сашки по ассоциации (вырезаем из бумаги).
III Подведение итогов.
3.1. - Как закончился рассказ?
(Очень грустно. Ангелочек, с любовью подмешанный у горячей печки, тает. Счастье будто растаяло с восковым ангелочком).
Знаете, рассказ «Ангелочек» был написан он в 1899 году. А ровно через 10 лет, в 1909 году, русский поэт А. А. Блок напишет свой поэтический вариант поразившего его андреевского рассказа – стихотворение «Сусальный ангел». Послушайте.
На разукрашенную ёлку
И на играющих детей
Сусальный ангел смотрит в щёлку
Закрытых наглухо дверей.
А няня топит печку в детской,
Огонь трещит, горит светло…
Но ангел тает. Он – немецкий.
Ему не больно и тепло.
3.2. –«Ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты. Любопытный прусак пробежал, обжигаясь, вокруг бесформенного слитка, взобрался на стрекозиное крылышко и, дернув усиками, побежал дальше.
В завешенное окно пробивался синеватый свет начинающегося дня, и на дворе уже застучал железным черпаком зазябший водовоз». Ангелочек растаял, значит ли это, что душа Сашки останется прежней?
-Русский публицист, литературный критик Н. К. Михайловский писал: « Не потому ли автор опустил здесь занавес, потому что пробуждение старика и мальчика должно оказаться страшнее смерти?»
-Поразмышляйте над этим высказыванием. Согласны ли вы с ним? На крылышках стрекозы запишите, каким вы представляете себе Сашкино утро.
3.3. - Замечательно, что о рассказе Л. Андреева мы говорим в предрождественские дни, в канун нового года, когда особенно хочется верить в добро и счастье. В это время все ждут подарков и чудес. Я думаю, что чудо сегодня свершилось на наших глазах. Когда говоришь о вере, душе, мир преображается. Он словно сияет удивительными волшебными красками. В течение урока наши с души тоже по капельке наполнялись светом. Мне очень хочется, чтобы этот свет остался с вами надолго. На память о сегодняшней встрече я вам дарю ангелочков, пусть и вам они помогут преобразиться. А еще я очень хочу напомнить вам слова А.П. Чехова: « Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные...»
- Море начинается с маленького ручейка. Любая большая помощь начинается с маленькой. В деле пробуждения добра в душе другого человека мелочей не бывает. Помните, что ваша помощь может совершить чудо! Чудо обретения веры, чудо спасения души!!! Замечательные мои ученики, уважаемые взрослые, я желаю вам быть мудрыми, чтобы вовремя разглядеть человека, которому нужна ваша помощь, человека, в душе которого вы оставите добрый след.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Душа по капле собирает свет..."- урок-размышление по рассказу В.Распутина "Женский разговор"
Материал содержит разработку урока....
Презентация к уроку-размышлению "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор") к 75 летию.
Ознакомить учащихся с творчеством Валентина Григорьевича Распутина на примере рассказа "Женский разговор".Выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, ...
Формирование экологической компетентности учащихся в результате реализации творческого интегрированного проекта "Капля жизни" на занятиях по внеурочной деятельности в системе требований ФГОС.
Проект направлен на реализацию инновационной образовательной программы по формированию экологической компетентности учащихся. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно о...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ "Душа по капле собирает свет"
программа раскрывает сущность духовно-нравственного воспитания в школе...
Творческая работа обучающегося "Капля нефти"
Презентация "Капля нефти"...
Урок-размышление "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор")
биография и творчество Распутина...
Урок - размышление "Душа по капле собирает свет..." (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор")
Урок - размышление "Душа по капле собирает свет..." ( по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор")...