Урок внеклассного чтения по рассказу А. Сельяновой « Новое поколение».
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок внеклассного чтения по рассказу А. Сельяновой "Новое поколение"
Тема "Неужели нет надежды на исправление?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_po_rasskazu_a.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения по рассказу А. Сельяновой
« Новое поколение»
Тема «Неужели нет надежды на исправление?»
Цели урока:
1) образовательные:
- продолжать знакомить с новыми именами
- учить понимать замысел автора, его мировоззрение и делать
нравственные выводы
2) развивающие:
- развивать речь учащихся, умение высказывать свою точку зрения
- развивать творческие способности учащихся
3) воспитывающие:
- воспитывать любовь к литературе, слову
- воспитывать умение правильно вести себя, анализировать свои поступки
и делать соответствующие выводы
Оборудование:
Ход урока
- На экране слова из пьесы А. Найденова «Дети Ванюшина»
«Работать не могут! Господи! Откуда у нас дети такие?» - восклицает отец семейства.
И словно вторят ему строчки стихотворения Н. Поляковой
Мы уйдем, после нас ничего не останется,
Там безлюдно, бесшумно, темно…
Нет! Останутся голые девки и танцы,
Киберстрасти и порнокино.
В куче сора обрывок пробитой копирки
С непонятным пророчеством фраз.
И зачатый в небьющейся длинной пробирке
Супермен, не похожий на нас.
- Как думаете, о чем или о ком пойдет речь на уроке?
( о современных подростках, о будущем поколении)
2. Определение темы урока
- Действительно, А.С. повествует о конкретных лицах, раздумывая над тем, каким в целом выглядит будущее поколение.
3. Беседа по прочитанному
- Неужели нет надежды на исправление?
-Давайте попытаемся в этом разобраться, проанализировав рассказ «Новое поколение»
- В основе сюжета – несколько дней из жизни двух подростков, братьев Макса и Ивана Загоскиных
- Что известно о Максе?
(Ему 17 лет, скоро закончит школу. Сух, холоден, черств, рационален, редко проявляет свои чувства, его ничто не трогает)
-Какие недостатки ему присущи?
(курит, часто пьет, грубит взрослым, равнодушен к своей девушке, хотя она «глядит на него восхищенно и преданно»)
- Об Иване?
(он младший брат, ему 13 лет, тоже курит и выпивает, вроде бы похож на своего старшего брата, но есть одно отличие: он делает это как будто не по своей воле, хотя его никто не принуждает)
- В чем тогда дело?
(наверное, нет интереса к другим занятиям, а старший брат – пример для подражания)
- А что можно сказать о внутреннем мире Ивана?
(Отличается от Макса: чувствует потребность в любви, говорит, что ему «так хочется любить кого-то». В его мечтах возникает живой образ девушки, Лели, как ласково он ее называет)
- Какие еще поступки говорят о внутреннем мире геоя?
(Он простил парня, отнявшего у него часы, ощущает связь с природой родных мест: « лежал, поглаживая руками землю с такой нежностью, как гладят любимую, и ему казалось, что из глубины земли вливается в него ответное тепло»
Вывод
- Таким образом, мы видим, что внутренний мир братьев действительно различен.
- Для чего автор описывает братьев в одинаковых ситуациях?
(Чтобы еще раз показать, что они отличаются, хотя находятся в одинаковых условиях)
- Они вместе курят после уроков, вместе идут домой, обедают, вместе слушают музыку,
вместе гуляют.
- А в чем же тогда различия между ними?
- Вспомните эпизод прихода гостей.
- Как ведут себя братья?
(Макс невозмутимо стоит, а Иван послушно кивает)
- А что каждый из них думает по поводу проданной отцом картины?
(Макс жалеет, что картину пришлось продать, ведь на ней была изображена деревня, куда они ездили летом отдыхать. А Макса интересуют деньги: «отец всунул ее за
сорок зеленых»)
- С какой целью автор вводит в повествование описание Петербурга, причем его интересуют не достопримечательности города, а заброшенные дворы, грязные подъезды,
улицы с нищими?
- Например, « окна коммуналок распахнуты, на них всякое барахло, ... и между всем этим барахлом виднеются там и сям сами хозяева – то иссушенная старуха, то загулявшая с ночи молодка с синяком, то по своей воле безработный человек, - повисли на подоконник, смотрят сверху на играющих в песке рахитных петербургских детей…»
(Показать, что обстановка давит на людей, «все смердит и наводит тоску»)
- Может, в этих словах заключена какая-то оценка «нового поколения»?
Ведь даже артиста, трубача, «во дворе попросту зовут придурком». А он играет, и над крышами уже плывут «Шербурские зонтики»
- Но что мы видим? Как Макс реагирует на мелодию?
(Закидывает голову на спинку лавки и мечтательно смотрит в небо)
- А ведь Макс – тот парень, которого, казалось, ничто не трогает. Значит, еще не все так страшно.
- Мы начинаем пристальнее присматриваться к этому герою и понимаем, что еще не все потеряно, что еще есть надежда на исправление.
- Вспомните эпизоды, которые могут это подтвердить.
(Рассказ деда про Фетищево)
« В памяти братьев мелькают отрывистые воспоминания детства; и растроганный Макс делится своими деньгами с дедом, неловко вправляя купюры в его ладошку».
- Наверное, несмотря на все отрицательные стороны, у «нового поколения» есть шанс на исправление.
- Обратимся к финалу рассказа. Это отрывок из Библии.
- Как думаете, с какой целью автор обращается к библейской истории о рождении Иисуса?
(Наверное, звучит надежда на духовное возрождение)
- Действительно, Иван отрывает глаза от книги и смотрит в окно.
«В ясных серых глазах его отражается тихий свет – это не ночник, что висит напротив, это далекая теплая звезда, незримые лучи которой прощают холодное, пустое пространство».
- На что надеется автор?
(На то, что человечество придет к счастливому будущему, следуя своей звезде, как волхвы следовали звезде Иисуса.)
- Нельзя видеть в молодых людях лишь испорченность, а трудности есть всегда и у всех.
- Обратимся к началу урока,
- В чем же замысел автора? Как вы поняли?
Вывод:
( Она не дает однозначной оценки современной молодежи. Освещая ее недостатки
и пороки, автор оставляет надежду на духовное возрождение)
Домашнее задание
Написать рассуждение на тему «Не погаснет ли звезда?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Приоритетными задачами школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать...
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.
Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....
Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.
В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи : 1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников. 2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как ...
Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.
В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи : 1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников. 2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как ...
Презентация "Современный урок литературы в контексте требований ФГОС нового поколения"
Современный урок литературы в контексте требований ФГОС ООП...
«Организация контроля на уроках математики в рамках реализации ФГОС нового поколения»
Контроль на уроках математики - это неотъемлемый процесс обучения. Работа эта систематическая, разнообразная и многоплановая. Виды контроля зависят от возраста учеников, состава класса, изучаемо...
Эссе « Основные тезисы лекции Е.И.Пассова " Урок иностранного языка в условиях ФГОС нового поколения"»
Эссэ-размышление о прослушанной лекции заслуженного деятеля науки РФ Е.И. Пассова " Урок иностранного языка в условиях ФГОС нового поколения"....