Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Хлебу почтение вечное"
методическая разработка по литературе

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Хлебу почтение вечное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_no1.docx42.69 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

Внеклассное мероприятие по литературе:

«Хлебу почтение вечное!»

(Слайд 2)

Хлеб и книга, вечные от века

На столе лежат передо мной

Подтверждая мудрость человека,

Бесконечность щедрости земной.

(Слайд 3)

Цель:

Через совместную деятельность  взрослых и детей, детей друг с другом  продолжить работу над формированием нравственных ценностей    (труд, уважение к человеку труда),

- Формирование читательского кругозора и умения работать с разными источниками информации;

- Развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;

- Формирование эстетического отношения к  искусству слова;

- Формирование духовной потребности в книге, как источнике информации чтении.

Оборудование:

- Мини-проекты о хлеборобах п. «Юловский», рисунки учащихся.

- Стол с изделиями их хлеба: каравай, бублики, ватрушки и др. изделия.

- Презентация, проект

- В течение праздника звучат видеоролики и песни, посвященные хлебу.

(Слайд 4)

Учитель:

16 октября отмечается Всемирный день хлеба - символ жизни, здоровья, благополучия человека. Он выделяется среди остальных продуктов, всегда ставится во главе стола, считается кормильцем. Именно этой теме посвящено наше мероприятие.

Хлеб - это тепло родного дома, это мера человеческих ценностей, это отношение человека к самому себе, к людям, вырастившим хлеб. Поэты и писатели, композиторы и художники сказали много прекрасных слов о хлебе, о людях, вырастивших этот хлеб.

От сердца к сердцу льются со страниц книг слова поэтов Кольцова и Никитина, Фета и Баратынского.

(Слайд 5)

Тихо встала рожь на цыпочки, потянулась к небесам.
Лето пестрое рассыпалось по полям, по лесам.
Вот ромашки долговязые с кашкой шепчутся.
А вот незабудки синеглазые затевают хоровод.

Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

(Слайд 6)

Ученик: (Сабирова Катя)

Дороже и злата и соболя

Он – всем и всему голова.

У хлеба значенье особое:

Державные держит права.

И так повелось это исстари!

Изба пирогами красна.

Хлеб – наиглавнейшая исповедь

Пред жизнью, во все времена.

1 Ведущий: Есть хлеб – будет и песня… Не зря так говорится. Хлеб составляет первооснову жизни народа. Люди вырвались в космос, покорили реки, моря, океаны, овладели энергией атома, а хлеб остается хлебом. Недаром в народе говорят: « Хлеб всему голова».

(Слайд 7)  

Видео – песня «Хлеб всему голова» 1 часть (танец девочек «Колоски»)

Ведущий 2: На Руси люди о хлебе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка, хлеб-дар Божий!

Нет ничего превыше хлеба

В нем наш исток и наш итог,

Как будто солнце льется с неба

Пшеничный катится поток.

(Презентация «Как  хлеб к нам пришел?». Варина Полина)

(Слайд 8)  

Сценка И. Сенченко «Хлеб святой».

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

- Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

- Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо. если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…

- А Юра тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.

-  Ах, как нехорошо, - разгневалась бабушка.

-  Ты так не делай и Юре не позволяй. Не доела,  в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит хлеб на землю, вели поднять. Ведь без хлеба –голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

- Я больше никогда так не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юре тоже не позволю. Только не сердись на меня.

Бабушка ласково погладила внучку и обняла ее.

(Слайд 9)  

Учитель: Как бабушка называет хлеб? (Святой). Хлеб – святой, хлеб – жизнь. Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей)

Помните, ребята, в жизни каждого человека самые важные ценности: отчий дом, отец, мать и еще хлеб.  

Библиотекарь:

Рассказ  А. Платонова «Ветер – хлебопашец» о человеке труда, о великой любви к родной земле. Раненый  воин возвращался домой и остановился около хлебного поля, заговорил с людьми, убиравшими хлеб. Послушайте

как значимо говорит он о людях труда

(Слайд 10)

Чтец 1 (Чуисов Вова)

«Однако мне как солдату, некогда было далее на месте стоять. И жалко мне было сразу с этими людьми разлучаться , да делать нечего, надо прощаться. Я поцеловался с ним, чувствуя братство нашего народа: он был хлебопашец, а я солдат. Он кормит мир, а я берегу его от смертного врага. Мы с пахарем живем одним делом.»

Библиотекарь:

В рассказе Василия Шукшина автор говорит о неповторимом волнении, которое испытывает человек, глядя на хлебное поле:

(Слайд 11)

Чтец 2 (Ильяш Вероника)

«Едешь, и на тебя все   время наплывает сухой, горячий запах спелого зерна, соломы, нагретой травы и пыли…Далеко за лесом медленно опускается в синие дымы большое красное солнце;  хорошо на земле, задумчиво, спокойно.»

Презентация Мацегора Аня «Образ хлеба в художественной литературе».

(Слайд 12)

Чтец 3 (Першина Милена)

Я видела однажды, по дороге. 
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. 
И ловко били хлеб шальные ноги. 
Играл, как мячиком, мальчишка озорной. 

Тут подошла, старушка и, нагнувшись, 
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла 
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. 
Решил, что это нищенка была. 

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом. 
Поднялся и к мальчишке подошел 
« Зачем - спросил он, голосом усталым – 
-Ты, мальчик поступил нехорошо» 


     (Варина Полина)
А утром, в день победы, ветераны. 
Все при параде, в школу, ту, пришли. 
Мальчишке показалось очень странным, 
Что ветераны хлеб, с собой, несли. 

Узнал мальчишка, в старом ветеране. 
Седого старика, на той скамье. 
Он замер, тишина стояла в зале. 
И хлеб душистый на большом столе. 

И та, старушка, что ушла с батоном. 
Сидела рядом, грудь вся в орденах. 
В глазах мальчишки голубых, бездонных. 
Вдруг, со слезами появился страх. 

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку. 
Мальчишке, нежно, в руки подала. 
И быль, рассказанная, той старушкой. 
Его в блокадный Ленинград перенесла. 

 (Слайд 13)

Учитель: Есть только одно слово равнозначное слову «хлеб», это слово «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В музее истории Ленинграда хранится кусочек хлеба, величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города. 

(Слайд 14)

Ведущий 1 :

Был хлеб всегда в почете на Руси

Ее просторов главное богатство,

 Его ты хочешь цену знать?

Спроси:

Тебе ответить могут ленинградцы.

О том, какова была цена хлебной пайки в блокадном Ленинграде, повествует  детский писатель Вера Маркова в своем рассказе «Хлебные крошки».

(Слайд 15)

Мацегора Аня

«Очередь продвигалась медленно. А точнее сказать, их было две: с одной стороны взрослые,  с другой - дети.  Все с замиранием сердца смотрели, как продавщица резала очередную пайку. Она бережно брала буханку черного хлеба, осторожно отрезала ломоть хлеба и так же осторожно перекладывала его в платочек стоявшему в очереди человеку. Пайка была так мала, что умещалась на ладони. И как бы осторожно она ни отрезала хлеб, на прилавке оставались крошки хлеба. Как только пайка  исчезала с прилавка, тут же появлялась  худенькая детская ручонка  , торопливо сметала оставшиеся на прилавке крошки и так же торопливо и молча уступала очередь следующему.

Никто не шикал на детей, не сердился. Все, и взрослые, и дети, терпели и ждали свою пайку».

(Слайд 16)

Песня «Блокадный хлеб»

(Слайд 17)

Инсценировка «Хлеб» (по Г. Виеру).

Мальчик.

Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,

Говорю тебе: «Спасибо!»

Хлеб.

Лучше б ты не поленился,

Доброй пашне поклонился.

Мальчик.

Кланяюсь тебе я, пашня,

За горячий хлеб домашний!

Пашня.

Лучше б ты не поленился —

Солнцу в небе поклонился.

Мальчик.

Солнце, солнце в небе синем,

За горячий хлеб спасибо!

Солнце.

Ты б, сынок, не поленился,

Дождику бы поклонился!

Мальчик.

Вот спасибо, дождик в небе,

Что заботишься о хлебе! 

Дождик.

Лучше б ты не поленился,

Папе с мамой поклонился!

Мальчик.

Вам спасибо, папа с мамой,

Хлеб даете вкусный самый!

Ведущий 2: Семена, машины, механизмы, удобрения, элеваторы, пекарни – все это необходимо для того, чтобы получить хлеб. По мере долгого пути и превращения «пашня-колос-зерно-мука-булка» ценность хлеба возрастает.

( Проект Чуисова Вовы «От зернышка к хлебу»)

На стих:

Положит в землю Человек зерно,

Прольётся дождь — зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит,

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберёт.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок,

По совести достанется кусок.

(Слайд 18)

Учитель:

Вы видите прекрасные фотографии Ю.Баженова. Одна из них называется «Хлебное поле». А с чем можно сравнивать хлебное поле? С душой человека, богатой, широкой, доброй.

(Слайд 19) 

Именно такая душа у нашего земляка: Паталаха Николая Васильевича.

Окончив школу, Сальский сельскохозяйственный техникум, начал работать, в совхозе «Мичуринский» Сальского района, бригадиром тракторной бригады. А в 1973 году поступил на работу в совхоз «Южный» механиком-контролером в мастерской, а затем на отделение № 3 механиком. Сейчас управляющий на отделении.

      В 2018 году награжден медалью «За доблестный труд».

Жизнь этого человека - яркий пример твердости духа, несгибаемой воли, беззаветной любви к своей малой родине.

(слово предоставляется гостю)

(Слайд 20)

Учитель: М. Алексеев в книге «Цена ему -  жизнь» писал:

«Я хорошо помню строгий обряд в нашей семье после еды – мы, дети, маленькие и взрослые, были обязаны подойти к отцу и сказать ему «Спасибо», за хлеб, за соль и поклониться в пояс. Затем помолиться на икону: «Великий Боже, не оставь нас без хлеба». Вот ведь как!»

Ведущие 1,2: (Слайд 21)

Дроздова Эля

Так повелось на моей земле

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,

И песней той, что жаворонком спета.

Под синим небом в золотых хлебах,

Линченко Дима

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдется пахарь утром по жнивью,

И, сыну указав рукой на поле,

Негромко молвит «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!

Ты вырастишь, и через много лет,

Опять сюда вернешься на рассвете,

 И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете».

(Слайд 22)

Учитель: Ребята, на наше мероприятие приехала поэтесса с Конезавода им. Буденного Светлана Шейко. Давайте предоставим ей слово.

(Слайд 23)

Ведущий 1: Дроздова Эля

 Хлебная страда - это слово не утратило своего изначального смысла, когда со всех краев нашей Родины приходит Большой хлеб. А за ним стоит героический труд хлеборобов.   Иногда во имя этого хлеба люди готовы совершить  бессмертный подвиг.

 В 1981 году на помощь хлеборобам в крупнейший зерносовхоз «Гигант» прибыли воины советской Армии. Среди них подразделение водителей, которым командовал капитан Н.М. Кузнецов. Скоро пошла вывозка хлеба – ни днем, ни ночью не смолкал гул машин, вывозивших зерно на элеватор.

Презентация «Командировка» (на стихотворение)

Ведущий 2: Линченко Дима

Уборочная, середина лета,

Невиданно богатый урожай.

Чтобы помочь убрать его –  для этого

(Слайд 24)

Ты в Сальск в командировку уезжал.

(Слайд 25)

Записку сыну написал прощальную,

Не раз уже подобные писал,

Но то, что она станет завещанием,

Об этом ты, естественно, не знал.

(Слайд 26)

Под жарким солнцем поле золотое

Тянулось далеко за окоём…

(Слайд 27)

Беда пришла:  за  время небольшое

Губительным охвачено огнём.

Вас было двое, но не сомневаясь,

Вмиг верное решенье принял сам:

И молодую жизнь оберегая,

Ты отходить солдату приказал

(Слайд 28)

Пожар пятиметровою стеною

Гудел и выл, шёл прямо на тебя,

А ты – на тракторе, и черной бороздою

Остановил огонь, но не сберёг себя.

(Слайд 29)

Обуглились погоны, тлела форма,

И там, среди дымящейся стерни

Светились, словно золотые зёрна

Оплавленные звездочки твои.

Командировка, золотое поле

И хлеб, тобой спасённый от огня.

(Слайд 30)

Посмертно орден –  для тебя, героя.

И улица в твою честь названа.

Е. Потапова,

2016, с. Б.Федоровка

(Слайд 31)

(Дети исполняют песню «Шумят хлеба»)

(Слайд 32)

Ведущий 1:

Нет, кажется человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал его вкуса, не дорожил им.  Вот он лежит перед нами во всех видах - от сухаря до пышного каравая, лежит, словно одушевленный верой поколений в его животворную силу: румяный, пышущий солнечной и земной энергией.

Ведущий 2: Есть ещё одно качество хлеба; именно хлебом , умением дорожить и делится им  проверяется душевная щедрость человека.

И поэтому хлеб, которым ты делишься в трудную минуту, не имеет себе равных по вкусу!

 

 Учитель:

«Нет лучшего в мире цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба.»… - гласит народная мудрость.

 (Слайд 33)

Ребята, давайте вспомним рассказ Ю. Яковлева «Цветок хлеба».

(Слайд 34)

Как представляет Коля цветуще поле пшеницы?

Герой рассказа представляет цветение пшеничного поля по-разному: голубые цветы, алые маки или покроется белой метелицей.

(Слайд 35)

Для кого бабушка испекла хлеб?

А когда же начинается духовное взросление героя рассказа?

Бабушка испекла хлеб, но себе не оставила ничего, только ему и деду. 
        Коля съел первый корж, протянул руку за вторым, но чувство доброты, ответственности его удержало.

        (Слайд 36)

        Что вы знаете о дедушке Коли?

        Дедушка воевал, имеет награды, но ничего для себя не просит, занимается пчелами, пьет сладкую водичку.

(Слайд 37)

Получил ли Коля урок доброты, свой кусок хлеба?
Да, он тоже хочет угостить деда. Цветок хлеба - это доброта, душевная теплота, щедрость, которые не видны сразу, но дороги людям, как хлеб.
        

Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш всегда был честным. В хлебе душа нашей родной земли, судьба многих людей.

(Слайд 38)

Помните: мама, хлеб, Родина – святые слова для человека.

(Слайд 39)

(Видеоролик Мацегора А.А. «Край ты мой привольный» )

(Слайд 40)

Шкилева Елена Николаевна:

К хлебу у нас на Руси всегда относились трепетно. Сказать о хлебе худое слово  считалось святотатством. Сорить хлебом- грехом.

Крошки хлеба не пропадало за трапезой. В старину в крестьянских семьях старались доесть за обедом кусочек хлеба. И если во время еды нечаянно роняли со стола кусочек хлеба, хозяйка бережно поднимала его, целовала хлебушек и говорила: « Прости нас, кормилец». Этими словами она оказывала дань уважения хлебу, людям, вырастившим его.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

 С уважением большим,

ТО гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Поклонясь, отведать просим,

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук.

(Слайд 41)

(Угощает гостей и детей)

(Слайд 42)

Учитель:

Ребята! Я вам советую выбирать себе в друзья тех ребят, которые уважают хлеб, ценят его. Помните, какой ценой выстрадан хлеб. Помните о людях, которые вложили в него свой труд:

Рыба – вода

Ягода – трава

А хлеб будет –

Все будет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия (литературно-музыкальная композиция) "Памятник вечной любви"

Литературно-музыкальная композиция "Памятникт вечной любви" содержит рассказы  женщинах, которые прославлены благодаря их способности любить и быть любимыми. Эти истории дают материал для обсужде...

Внеклассное мероприятие "Петр и Феврония – вечные символы русской любви".

Данное внеклассное мероприятие            способствует формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига на примере святых Петра...

Сценарий внеклассного мероприятия - вечера памяти "Вечной памятью живы"

Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы" разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет собой музыкально-ли...

Сценарий внеклассного мероприятия: «Нам поет пасхальный звон песнь о жизни вечной».

Сценарий внеклассного мероприятия  "Нам поет пасхальный звон песнь о вечной жизни" окажет методическую помощь в организации работы по духовно-нравственному воспитанию школьников....

Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы".

Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы" разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет соб...

внеклассное мероприятие "Мы будем помнить вечно"

Данная разработка предназначена для проведения классного часа или внеклассного мероприятия, посвященного Великой отечественной войне. Может проводиться в 5,6,7 классах...