Проблема одинокой старости в русской литературе 20 века
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Открытый урок по проблеме одинокой старости в литературе 20 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
(Слайд 2)
Урок –проект по литературе в 11 классе.
«Кто родителей почитает.
То вовеки не погибает».
(Пословица)
Тема:
«Проблема одинокой старости в русской литературе 2 половины ХХ века.»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Технология: проблемно – исследовательская.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, видеоролик, буклет «Высказывания великих о старости», аудиозапись «Колокольный звон».
(Слайд 4) Цели урока - проекта:
1.Рассмотреть проблему одинокой старости в русской литературе II половины ХХ века и в социальной сфере;
2. Развивать навыки исследовательской работы, умение вести диалог, строить рассуждение, умело аргументировать его;
3. Воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения, к участникам ВОВ.
Задачи:
1. Выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать.
2. Воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.
(Сайд 5) Гипотеза: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле». (Библейская заповедь)
Основополагающий вопрос: Почему рвутся связи между поколениями?
(Сайд 6)
Актуальность проблемы: Настала необходимость воскрешения милосердия, гуманизма, сострадания.
(Сайд 7) Проблемные вопросы: Почему у нас так много одиноких, брошенных стариков?
Что мешает людям разных поколений понимать друг друга?
Этапы урока:
(Сайд 8) І. Приветствие
Слово учителя . Я приветствую тех, у кого сегодня хорошее настроение. Тех, кто любит проводить время с друзьями. Тех, у кого на душе одиноко. Но одиночество в ваши юные годы — временное явление: на час, на день, самое большое — на недельку. А потом — мир со старыми друзьями, новые знакомства, взаимопонимание с родителями и учителями — и одиночества как не бывало! Слава Богу, что вы в этом мире не одни. А вот для старого человека одиночество — смертный приговор. Кто же выносит этот страшный приговор? Не мы ли, молодые, здоровые, живущие рядом с ними? Вспоминаем о наших ветеранах в День Победы, о стариках и старушках в День старшего поколения или в каких-нибудь чрезвычайных обстоятельствах, как, например, 78-летнюю бабушку Елену Михайловну Голубеву, помогавшую пассажирам поезда «Невский экспресс» после страшного крушения на железной дороге в ноябре прошлого года. Не случись этого несчастья («не было бы счастья, да несчастье помогло») — не построили бы для неё новый дом, и доживала бы она в полуразвалившемся бараке начала ХХ в.
(Сайд 9) Экспресс- опрос (Задание №1)
Перед вами на слайде записаны ценности, которые вы сейчас перечислили, в алфавитном порядке. Давайте попробуем разместить их в порядке важности для вас.
II. Защита проекта:
*Презентация на тему: «Не дай вам Бог..» - Жданова Юлия, Сагайдак Дмитрий.
Исследовательская работа по произведениям советских писателей:
К. Паустовского рассказ « Телеграмма» , Б.Евдокимова «Говори мама , говори».
*Итоговый вопрос: Что значит для дочерей и матерей (литературных героинь) и для вас понятие Отчий дом?.
*Презентация на тему: «А тем временем где – то кому-то…» - Огреничев Александр, Самохвалов Георгий.
Исследовательская работа по произведениям советских писателей:
А.Алексина повесть « А тем временем где-то», Б.Васильева «Вы чьё, старичьё?»
Итоговый вопрос: Можно ли сказать, что далеко не все люди, встретившиеся на пу
ти стариков и Ники Георгиевны, нравственно здоровы ? Почему.?
*Презентация на тему: « Душа малостью живёт» - Сычёва Екатерина.
Исследовательская работа по произведениям советских писателей:
Е. Носова повесть « Яблочный спас»
* Итоговый вопрос: Что значат слова героини текста: «Душа малостью живет»? Как вы понимаете эти слова?
Буклет: « И дочка стала маму забывать» - Дубина Павел.
Проблема одинокой старости в поэзии в 2 половины ХХ века.
Подборка стихов, пословиц народных изречений по теме.
*Итоговый вопрос: Есть ли способы искупления вины перед матерями, близкими людьми, стариками?
III. Исследовательская работа по теме: « Одинокая старость»
* Видеоролик: « Социальное положение пенсионеров в посёлке Юловский - Зуева Елизавета.
*Презентация на тему: « Опомнитесь, люди! Нельзя терять свои души.»
( С использованием в презентации домашних сочинений на тему « Люди, которых я люблю»; фотографий « Волонтёрское движение в школе №81»
IV.Итог урока: вывод по проекту ( Слайд 11,12)
(Слайд 13) Учитель: Давайте вернёмся к схеме - слова, обозначающие общечеловеческие ценности в определённом порядке. В каком?
(Слайд 14) Верна ли гипотеза?
(Слайд 15) Опомнитесь, люди! Нельзя терять свои души!
Песня под гитару « Очередь за счастьем» - исполняют учащиеся 11 класса
(Слайд 16) Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"
Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...
интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"
Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...
Методическая разработка "Проблема одиночества в современной русской литературе"
Целью данной работы является анализ проблемы одиночества в современной русской литературе по рассказу В. Астафьева «Людочка».Задачи работы обусловлены целью и заключаются в следующем:- про...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....
Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века
Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...
«Лишь бы не было поздно…». Проблема одинокой старости и ненужности старшего поколения
познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма», выяснить его композиционные и художественные особенности...