Урок литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок литературы "Путешествие с маленьким принцем" по произведению Антуана де Сент- Экзюпери "Маленький принц".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pputeshestvie_s_malenkim_princem._4.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе.
Тема : Путешествие с Маленьким принцем
Цель: 1. Образовательная: осознать и осмыслить идейное содержание сказки; постигать философию произведения, его нравственную сторону; учить анализировать художественное произведение; познакомить с личностью писателя.
2. Воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся; воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру; воспитывать доброту, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом.
3. Развивающая: развивать устную и письменную речь; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.
Словарная работа:
ценности, нравственные ценности,
философская сказка, философия,
тщеславие, честолюбец.
Оборудование: портрет писателя , иллюстрации к сказке, презентация, цитаты.
ХОД УРОКА.
Люди забыли эту истину , но ты не забывай :
ты навсегда в ответе за всех , кого приручил.
Антуан де Сент Экзюпери
- Вступительное слово о писателе. (слайд 3)
Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие с Маленьким принцем , героем известной сказки французского писателя Антуана де Сент Экзюпери.
Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля.,,отец его был графом.
Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя. По вечерам дети забирались на чердак и, тесно прижавшись друг к другу, усаживались на старый сундук, слушали сказки матери, любуясь звездным небом.
Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В школе прозвище “Достань-ка луну”, которое указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер.
Все замечательные свойства души писателя проявлялись по отношению к детям. Однажды Экзюпери увидел плачущую девочку, которая мечтала о детском зонтике. Писатель обошел все магазины и подарил малышке разноцветный зонтик.
Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье. Он долго вынашивал замысел такого произведения, где выразил бы свои мечты. «Маленький принц» ,по опросам, самая читаемая книга в мире, после Библии…Это о многом говорит. Это произведение можно читать в любом возрасте и каждый раз раскрывать его новые грани.
В 1944 г. он погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях. Самолет его был подбит и упал в море. Ни тела ,ни самолета не было обнаружено. Но спустя много лет, В 1998 г. неподалеку от Марселя рыбаком был найден браслет, принадлежавший французскому писателю-летчику. Позднее, в 2000 г., были обнаружены обломки его самолета. Такой замечательный человек не мог так бесследно исчезнуть и как мне, кажется,сам Бог вернул его … Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую.
II Словарная работа - Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия- это наука об общих законах развития человека и мира. Часто слово «философия» используют как синоним слову «мудрость». В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей. (Записать) Что мы сегодня будем пытаться постичь?
III Путешествие
Итак , мы отправляемся в путешествие с нашим героем , посетим разные планеты ,попробуем создать свою , одну единственную и неповторимую. ( В конце урока Планета детства)…Д.З.?
- Анализ сказки
Фронтальная работа . Беседа с классом…
- Давайте мы с вами перенесемся на маленькую планету – астероид Б -612. Кто является хозяином этой планеты, расскажите о нем?( -Давайте вспомним, что мы знаем о Маленьком принце, и что нам известно о его планете?
(Жил на маленькой планете астероид Б -612 величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами. Маленький принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой). )
(слайды)
- Трагедия с баобабами. Почему автор нас предостерегает от баобабов? Чем они опасны?
-Правило Маленького принца.(слайд 5) Расскажите о правиле Маленького принца…
2. “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”, – сказал Маленький принц. Докажите правоту этих слов на тексте сказки. (Записать в тетрадь).
- Печальна ли была жизнь Маленького принца на этой планете? Какое у него было развлечение?
(Любоваться закатом. Довольно было передвинуть стул на несколько шагов, и можно было снова и снова смотреть на закатное небо. Однажды, когда ему было особенно грустно, за день он видел заход солнца 43 раза).
-Так продолжалось до тех пор, пока на его планету неведомо откуда не занесло зерно какого-то диковинного цветка.
Какой это был цветок?
(Роза)- поставить розу.
Маленький принц и роза. (слайд 6) чтением по ролям,
- Какими эпитетами автор характеризует Розу?
(Роза – это ужасная кокетка, гордая и обидчивая красавица, хвастливая, капризная, не страдающая избытком скромности, своенравная и высокомерная, но…такая прекрасная, что дух захватывало. И Маленький принц полюбил её, рад был ей служить. Но вскоре в его душе пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Поэтому решил отправиться в странствия по другим планетам.)
Маленький принц живет на крошечной планете. Ему там очень скучно. Единственное развлечение - наблюдение за заходом солнца. Когда появилась роза, Маленький принц стал ухаживать за ней. Вскоре это тоже ему наскучило, и он отправился на другие планеты.
Почему Маленький принц покидает Розу?
- Маленький принц решил покинуть свою планету, т.к. работа казалась скучной, хотелось посмотреть на мир, приобрести друзей, чему-нибудь научиться, огорчала Роза...
И вот он отправился путешествовать, побывал на 6 планетах. Каких?
Мы тоже отправляемся в путь с Маленьким принцем….(работа в группах) 6 групп, 1 группа -планета Короля, 2 группа- планета честолюбца, 3 группа -пьяницы, 4 группа- планета делового человека,5 группа- планета фонарщика, 6 группа -планета географа. ( пред вами карточки, ответьте на предложенные вопросы)
Маленький принц посещает планеты (слайды 7-12) показать после работы в группах при ответе..
“Нет, взрослые и правда поразительный народ”, – говорил себе Маленький принц, продолжая путь по планетам
Что ценно для обитателей планет:
Для короля- власть
Для честолюбца- тщеславие
Для пьяницы - употребление спиртных напитков.
Для делового человека – богатство
Для фонарщика- верность своему слову, работа (одной работой жить нельзя)
Для географа – накопление знаний , но с чужих слов…
Словарная работа : Ребята, что такое ценность?
Что такое нравственные ценности?( честность, верность, уважение к старшим, патриотизм, благоразумие, справедливость)
Словарь….
- Можно ли считать эти ценности настоящими?
(«Взрослый очень, очень странный народ…взрослые…поразительный народ». Они совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете).
- Принимает или отвергает Маленький принц ценности обитателей астероидов?
(Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе…
Работа со всем классом (В поисках….Итог…)
Маленький принц на планете Земля ( слайд 13)
- Вот мы и подошли к последней планете, которую посетил Маленький принц (планета Земля). Кто направил его на Землю? ( Географ)
-Люди планеты Земля похожи на обитателей планет? Похож ли на них летчик, которого встретил Маленький принц?
(Не похожи)
-Почему летчик не похож на тех взрослых, которые обитают на маленьких планетах?
(Он сумел сохранить в себе детскую душу ребенка во взрослой жизни. «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит»)
- Почему смогли подружиться летчик и Маленький принц?
(Они видят мир одинаково, по-детски: для них важно, какой голос у друга, и их совершено не интересует, сколько ему лет. Впервые за многие годы летчик встретил настоящую родственную душу, способную, как он, с такой же детской непосредственностью воспринимать мир.)
- Где оказался М.П., попав на Землю?
(в пустыне)
- Что поразило его здесь? Почему он думает, взобравшись на высокую гору: «Какая странная планета!»
(Его поразило, какая она некрасивая, вся сухая, в иглах, солёная, здесь не растут цветы, кроме одного «крохотного, невзрачного, о трёх лепестках», здесь нет людей, не с кем поговорить).
Кого он первого встретил в пустыне ? ( ЗМеЮ)
-Выразительное чтение отрывка (по ролям) Диалог со змеей…… – Почему змея считает себя могущественнее людей?
( Ответ….
- Он чувствовал себя на своей планете одиноким ,но на планете Земля он чувствовал себя таким покинутым и беззащитным . Почему? ( там на своей планете Он был не один, ему было с кем поговорить, о ком позаботиться). (РОЗА)…
- Когда это чувство одиночества и рассеянности ещё больше усилилось?
(когда Маленький принц увидел сад, полный роз). Чтение эпизода….
- Что испытал Маленький принц, увидев перед собой «5 тысяч точно таких же цветов», что его Роза? Почему он заплакал?
(Маленький принц испытал разочарование, горечь, обиду — роза обманула его, он думал, что владеет единственным в мире цветком, а их — целый сад. И все красивые, благоухающие).
- Сейчас, глядя на розовый сад, Маленький принц впервые так ясно понял, как он одинок, он понял, кто ему нужен. А кто?
(друг) – Кто приходит на помощь Маленькому Принцу в трудную минуту?
- «Тут-то и появился Лис» Чтение главы . Диалог Маленького принца и Лиса .
- Почему вначале так далеки друг от друга Лис и Маленький принц?
( они незнакомы, чужие)
- Когда они совершили 1-ый шаг навстречу друг другу? Я немного помогу вам:
- Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней..
- Кто ты? — спросил Маленький принц — Какой ты красивый!
Обратите внимание на чувство, с каким Маленький принц произнёс эти слова. Что сразу понял Лис? (Маленький принц произнёс эти слова с восхищением, с симпатией. Лис понял, что это существо не обидит его, что ему можно довериться, что оно хорошее).
- С чего же начинается дружба?
(с интереса, с симпатии, доверия)
- Давайте попробуем сейчас по ходу нашего диалога составить своеобразную «формулу» дружбы.
Д РУ Ж Б А
Итак, с чего начинается дружба?
(Д О В Е Р И Е, О Т К Р Ы Т 0 С Т Ь)
- И вот Лис начинает доверчиво и искренне открывать Маленькому принцу свою душу, говорит о своей мечте. Что начинает разъяснять Лис Маленькому принцу?
(Что значит «приручить»)
- А что это значит? Как объясняет это Лис?
(Создать УЗЫ, стать необходимым кому-то).
- Сразу ли понимает Маленький принц Лиса?
(Нет. 3 раза переспрашивает: «А как это приручить». И только потом задумчиво говорит: «Я начинаю понимать.. .Есть одна роза... наверно, она меня приручила...»)
- Что же ещё важно в дружбе?
(П О Н И М А Н И Е)
Иногда люди говорят и не слышат друг друга, каждый думает о своём. А в дружбе не так: к слову друга прислушиваешься, пытаешься понять. Понимать не так-то просто. Поставь себя на место друга, начни жить его заботами, почувствуй его.
- Без чего же ещё невозможна дружба?
(6ез СОЧУВСТВИЯ, СОПЕРЕЖИВАНИЯ)
- Понимает ли Маленький принц радости Лиса? В чём они?
(Когда Лис поймает курочку, убежит от охотников, отдыхает по четвергам).
- А Лис, что он понимает о заботах и печалях Маленького принца?
(Что Роза очень дорога принцу, что он должен вернуться к ней, что ему одиноко и непривычно здесь.)
- Друг приходит к тебе со своей проблемой, и ты слушаешь и утешаешь его до тех пор, пока ему не станет легче. Почему иногда близкие, добрые друзья расходятся? Из-за чего чаще всего это происходит? Чего не прощает дружба?
(предательства, равнодушия, неумения быть верным другом).
Значит в дружбе важны ещё... ВЕРНОСТЬ и ПРЕДАННОСТЬ.
Итак ,
Маленький Принц возвращается к своей Розе.
– Но какой ценой? (Цена – жизнь.)
Смерть Маленького Принца – путь к жизни, к любви.
Чтение по ролям эпизода смерти главного героя. (Читают по ролям…)
За что отдает жизнь Маленький Принц? (Любовь к Розе.) или же из-за любви к кому…
Сент-Экзюпери (любовь к людям).
Какой жизненный смысл не разрушила смерть? (Любовь.)
Подведение итогов.
Люди забыли эту истину , но ты не забывай : ты навсегда в ответе за всех , кого приручил…( А. Экзюпери)
Чему научил нас Маленький принц? (Слайд№ )
Необходимо трудиться каждый день, поддерживать порядок на своей планете, видеть красоту, учит терпению, учит преодолевать грусть и уныние, , учит судить не по словам, а по делам, мало быть красивым, надо быть не пустым, приносить людям пользу, делать добро, ценить дружбу., а самое главное уметь любить ! Всегда оставаться в душе ребенком ! Создать свою особенную планету,( планету детства) Это и есть нравственные (духовные) ценности, которые проповедует сам автор.
Надеюсь, что это произведение будет с вами всю жизнь
Домашнее задание: Написать письмо Маленькому принцу со своей планеты , ( Планеты детства.)
Исполнение песни ,, Маленький принц’’ (слайд 16), взять клип.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Предметная область: литература
Класс: 5б
Тип урока: урок-путешествие
Тема: «Путешествие с маленьким принцем»
Цель: 1. Образовательная: ; познакомить с личностью писателя, осознать и осмыслить идейное содержание сказки; постигать философию произведения, его нравственную сторону; учить анализировать художественное произведение
2. Воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся; воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру; воспитывать доброту, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом.
3. Развивающая: развивать устную и письменную речь; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.
Оборудование урока : портрет писателя , иллюстрации к сказке, презентация, цитаты.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности (самоопределение). | - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: анализ. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли |
2 | Актуализация | Вступительное слово о писателе. (слайд 3)
Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие с Маленьким принцем , героем известной сказки французского писателя Антуана де Сент Экзюпери. Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля.,,отец его был графом. Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя. По вечерам дети забирались на чердак и, тесно прижавшись друг к другу, усаживались на старый сундук, слушали сказки матери, любуясь звездным небом. Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В школе прозвище “Достань-ка луну”, которое указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер. Все замечательные свойства души писателя проявлялись по отношению к детям. Однажды Экзюпери увидел плачущую девочку, которая мечтала о детском зонтике. Писатель обошел все магазины и подарил малышке разноцветный зонтик. Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье. Он долго вынашивал замысел такого произведения, где выразил бы свои мечты. «Маленький принц» ,по опросам, самая читаемая книга в мире, после Библии…Это о многом говорит. Это произведение можно читать в любом возрасте и каждый раз раскрывать его новые грани. В 1944 г. он погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях. Самолет его был подбит и упал в море. Ни тела ,ни самолета не было обнаружено. Но спустя много лет, В 1998 г. неподалеку от Марселя рыбаком был найден браслет, принадлежавший французскому писателю-летчику. Позднее, в 2000 г., были обнаружены обломки его самолета. Такой замечательный человек не мог так бесследно исчезнуть и как мне ,кажется, сам Бог вернул его …Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую. | Слушают рассказ учителя Погружаются в тему урока | Личностные: Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Регулятивные: Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одно-классниками или самостоятельно) необ-ходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: применение методов информационного поиска, анализ. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: построение речевого суждения. |
3 | Словарная работа | - Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия- это наука об общих законах развития человека и мира. Часто слово «философия» используют как синоним слову «мудрость». В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей. (Записать) Что мы сегодня будем пытаться постичь? | Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | Личностные: смыслообразование Регулятивные: планирование Познавательные: структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, рассуждение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
4 | Анализ сказки Фронтальный опрос. | - Давайте мы с вами перенесемся на маленькую планету – астероид Б -612. Кто является хозяином этой планеты, расскажите о нем?( -Давайте вспомним, что мы знаем о Маленьком принце, и что нам известно о его планете? (Жил на маленькой планете астероид Б -612 величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами. Маленький принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой). ) (слайды) - Трагедия с баобабами. Почему автор нас предостерегает от баобабов? Чем они опасны? -Правило Маленького принца.(слайд 5) Расскажите о правиле Маленького принца… 2. “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”, – сказал Маленький принц. Докажите правоту этих слов на тексте сказки. (Записать в тетрадь). - Печальна ли была жизнь Маленького принца на этой планете? Какое у него было развлечение? (Любоваться закатом. Довольно было передвинуть стул на несколько шагов, и можно было снова и снова смотреть на закатное небо. Однажды, когда ему было особенно грустно, за день он видел заход солнца 43 раза). -Так продолжалось до тех пор, пока на его планету неведомо откуда не занесло зерно какого-то диковинного цветка. Какой это был цветок? (Роза)- поставить розу. Маленький принц и роза. (слайд 6) чтением по ролям, - Какими эпитетами автор характеризует Розу? (Роза – это ужасная кокетка, гордая и обидчивая красавица, хвастливая, капризная, не страдающая избытком скромности, своенравная и высокомерная, но…такая прекрасная, что дух захватывало. И Маленький принц полюбил её, рад был ей служить. Но вскоре в его душе пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Поэтому решил отправиться в странствия по другим планетам.) Маленький принц живет на крошечной планете. Ему там очень скучно. Единственное развлечение - наблюдение за заходом солнца. Когда появилась роза, Маленький принц стал ухаживать за ней. Вскоре это тоже ему наскучило, и он отправился на другие планеты. Почему Маленький принц покидает Розу? - Маленький принц решил покинуть свою планету, т.к. работа казалась скучной, хотелось посмотреть на мир, приобрести друзей, чему-нибудь научиться, огорчала Роза...
И вот он отправился путешествовать, побывал на 6 планетах. Каких? | Отвечают на вопросы | Личностные: нравственно-этическая ориентация самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, Познавательные: анализ, синтез, выбор эффективных способов решения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли. |
5 | Путешествие. | Мы тоже отправляемся в путь с Маленьким принцем .Посетим разные планеты и попробуем создать свою , одну единственную и неповторимую.(работа в группах) 6 групп, 1 группа -планета Короля, 2 группа- планета честолюбца, 3 группа -пьяницы, 4 группа- планета делового человека,5 группа- планета фонарщика, 6 группа -планета географа. ( пред вами карточки, ответьте на предложенные вопросы) Маленький принц посещает планеты (слайды 7-12) показать после работы в группах при ответе.. “Нет, взрослые и правда поразительный народ”, – говорил себе Маленький принц, продолжая путь по планетам Что ценно для обитателей планет: Для короля- власть Для честолюбца- тщеславие Для пьяницы - употребление спиртных напитков. Для делового человека – богатство Для фонарщика- верность своему слову, работа (одной работой жить нельзя) Для географа – накопление знаний , но с чужих слов… | Выполняют задание по группам, отвечают на вопросы, заполняют карточки. | Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
6 | Словарная работа | Ребята, что такое ценность? Что такое нравственные ценности?( честность, верность, уважение к старшим, патриотизм, благоразумие, справедливость) Словарь…. - Можно ли считать эти ценности настоящими? («Взрослый очень, очень странный народ…взрослые…поразительный народ». Они совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете). - Принимает или отвергает Маленький принц ценности обитателей астероидов? (Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе… | Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: Контроль, коррекция. Познавательные: Анализ, синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество. |
7 | Работа со всем классом (В поисках….Итог…) Маленький принц на планете Земля ( слайд 13) | - Вот мы и подошли к последней планете, которую посетил Маленький принц (планета Земля). Кто направил его на Землю? ( Географ) -Люди планеты Земля похожи на обитателей планет? Похож ли на них летчик, которого встретил Маленький принц? (Не похожи) -Почему летчик не похож на тех взрослых, которые обитают на маленьких планетах? (Он сумел сохранить в себе детскую душу ребенка во взрослой жизни. «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит») - Почему смогли подружиться летчик и Маленький принц? (Они видят мир одинаково, по-детски: для них важно, какой голос у друга, и их совершено не интересует, сколько ему лет. Впервые за многие годы летчик встретил настоящую родственную душу, способную, как он, с такой же детской непосредственностью воспринимать мир.) - Где оказался М.П., попав на Землю? (в пустыне) - Что поразило его здесь? Почему он думает, взобравшись на высокую гору: «Какая странная планета!» (Его поразило, какая она некрасивая, вся сухая, в иглах, солёная, здесь не растут цветы, кроме одного «крохотного, невзрачного, о трёх лепестках», здесь нет людей, не с кем поговорить). Кого он первого встретил в пустыне ? ( ЗМЕЮ) -Выразительное чтение отрывка (по ролям) Диалог со змеей…… – Почему змея считает себя могущественнее людей? ( Ответ….) - Он чувствовал себя на своей планете одиноким ,но на планете Земля он чувствовал себя таким покинутым и беззащитным . Почему? ( там на своей планете Он был не один, ему было с кем поговорить, о ком позаботиться). (РОЗА)… - Когда это чувство одиночества и рассеянности ещё больше усилилось? (когда Маленький принц увидел сад, полный роз). Чтение эпизода…. - Что испытал Маленький принц, увидев перед собой «5 тысяч точно таких же цветов», что его Роза? Почему он заплакал? (Маленький принц испытал разочарование, горечь, обиду — роза обманула его, он думал, что владеет единственным в мире цветком, а их — целый сад. И все красивые, благоухающие). - Сейчас, глядя на розовый сад, Маленький принц впервые так ясно понял, как он одинок, он понял, кто ему нужен. А кто? (друг) – Кто приходит на помощь Маленькому Принцу в трудную минуту? - «Тут-то и появился Лис» Чтение главы . Диалог Маленького принца и Лиса . - Почему вначале так далеки друг от друга Лис и Маленький принц? ( они незнакомы, чужие) - Когда они совершили 1-ый шаг навстречу друг другу? Я немного помогу вам: - Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней.. - Кто ты? — спросил Маленький принц — Какой ты красивый! Обратите внимание на чувство, с каким Маленький принц произнёс эти слова. Что сразу понял Лис? (Маленький принц произнёс эти слова с восхищением, с симпатией. Лис понял, что это существо не обидит его, что ему можно довериться, что оно хорошее). - С чего же начинается дружба? (с интереса, с симпатии, доверия) - Давайте попробуем сейчас по ходу нашего диалога составить своеобразную «формулу» дружбы. Д РУ Ж Б А Итак, с чего начинается дружба? (Д О В Е Р И Е, О Т К Р Ы Т О С Т Ь) - И вот Лис начинает доверчиво и искренне открывать Маленькому принцу свою душу, говорит о своей мечте. Что начинает разъяснять Лис Маленькому принцу? (Что значит «приручить») - А что это значит? Как объясняет это Лис? (Создать УЗЫ, стать необходимым кому-то). - Сразу ли понимает Маленький принц Лиса? (Нет. 3 раза переспрашивает: «А как это приручить». И только потом задумчиво говорит: «Я начинаю понимать.. .Есть одна роза... наверно, она меня приручила...») - Что же ещё важно в дружбе? (П О Н И М А Н И Е) Иногда люди говорят и не слышат друг друга, каждый думает о своём. А в дружбе не так: к слову друга прислушиваешься, пытаешься понять. Понимать не так-то просто. Поставь себя на место друга, начни жить его заботами, почувствуй его. - Без чего же ещё невозможна дружба? (6ез СОЧУВСТВИЯ, СОПЕРЕЖИВАНИЯ) - Понимает ли Маленький принц радости Лиса? В чём они? (Когда Лис поймает курочку, убежит от охотников, отдыхает по четвергам). - А Лис, что он понимает о заботах и печалях Маленького принца? (Что Роза очень дорога принцу, что он должен вернуться к ней, что ему одиноко и непривычно здесь.) - Друг приходит к тебе со своей проблемой, и ты слушаешь и утешаешь его до тех пор, пока ему не станет легче. Почему иногда близкие, добрые друзья расходятся? Из-за чего чаще всего это происходит? Чего не прощает дружба? (предательства, равнодушия, неумения быть верным другом). Значит в дружбе важны ещё... ВЕРНОСТЬ и ПРЕДАННОСТЬ. Итак , Маленький Принц возвращается к своей Розе. – Но какой ценой? (Цена – жизнь.) Смерть Маленького Принца – путь к жизни, к любви. Чтение по ролям эпизода смерти главного героя. (Читают по ролям…) За что отдает жизнь Маленький Принц? (Любовь к Розе.) или же из-за любви к кому… Сент-Экзюпери (любовь к людям). Какой жизненный смысл не разрушила смерть? (Любовь.) | Читают текст, доказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы, делают вывод. | Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, рассуждение, доказательство. Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
8 | Подведение итогов. | Люди забыли эту истину , но ты не забывай : ты навсегда в ответе за всех , кого приручил…( А. Экзюпери) Чему научил нас Маленький принц? (Слайд№ ) Необходимо трудиться каждый день, поддерживать порядок на своей планете, видеть красоту, учит терпению, учит преодолевать грусть и уныние, , учит судить не по словам, а по делам, мало быть красивым, надо быть не пустым, приносить людям пользу, делать добро, ценить дружбу., а самое главное уметь любить ! Всегда оставаться в душе ребенком ! Создать свою особенную планету,( планету детства) Это и есть нравственные (духовные) ценности, которые проповедует сам автор. | Доказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы, делают вывод. | Личностные: осуществление личностного морального выбора Регулятивные: коррекция, оценка Познавательные: построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство. Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
9 | Рефлексия | Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Надеюсь, что это произведение будет с вами всю жизнь Домашнее задание: Написать письмо Маленькому принцу со своей планеты , ( Планеты детства.) Исполнение песни ,, Маленький принц’’ (слайд 16). | Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Дают ответы на вопросы . | Личностные: нравственно-этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора. Регулятивные: оценка. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....