Читательская конференция по творчеству М. Шолохова
учебно-методический материал по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Читательская конференция
по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»
Цель:
Раскрыть в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» трагедию нашего народа, его бедствия и страдания в Великой Отечественной войне через образ Андрея Соколова.
Задачи:
1. Воспитание молодежи в духе славных боевых традиций старших поколений и воспитание чувства гордости за боевое прошлое Отечества.
2. Сохранение памяти о народном подвиге в ВОВ 1941 – 1945 годов и развитие чувства гордости за свою страну.
Оформление зала: книжная выставка «Подвиг солдата», портрет М. Шолохова, фильм «Судьба человека» (1959) С. Ф. Бондарчука, песни Великой Отечественной войны: «Священная война» (авторы Лебедев-Кумач и Соловьев-Седой) и «Враги сожгли родную хату» (стихи Исаковского). подборку книг «Судьба человека», изданных в разные годы издательствами страны.
План мероприятия:
I. Вступление
II. Беседа библиотекаря с обучающимися, сопровождаемая показом эпизодов из фильма «Судьба человека».
III. Выводы.
Литература
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
I. Все дальше в историю уходят от нас эти героические и трагические годы Великой Отечественной войны. В этом году мы отметим 70-летие Великой Победы. Нас по-прежнему, волнуют страницы произведений русских писателей об этой войне, особенно тех, кто был ее участником. В 2015 году исполняется 110 –лет со дня рождения М.А. Шолохова.
Этим двум событиям мы посвящаем читательскую конференцию по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»
М.А. Шолохов считал себя военным писателем. Он был мобилизован в начале войны. Служил четыре с половиной года военным корреспондентом, участвовал в боях на разных фронтах – Смоленском, Южном, Юго-Западном, в Сталинградской битве, на Западном направлении в составе Третьего Украинского фронта. Выступал с очерками, статьями и рассказами о битвах, смертельной опасности, нависшей над страной, о разбойничьем вторжении фашистских полчищ в священные пределы нашей Родины на страницах газеты «Правда» и «Красная звезда».
Шолохов основательно вникал в военное дело. Заслуженно получил воинской звание – полковник. Любил общаться с военными, знал лично многих полководцев, восхищался талантом маршала Г.К. Жукова.
Военные впечатления писателя нашли отражение в незавершенном романе «Они сражались за Родину» и в рассказе «Судьба человека».
Непосредственным толчком к возникновению замысла «Судьбы человека» была встреча Михаила Шолохова с прототипом Андрея Соколова в 1946 г.
А случилось это в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у переправы. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежке и рукам в мазуте за «своего брата шофера», рассказал о тягостной судьбе. Это повествование взволновало Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Рассказ был написан очень быстро, но опубликован был в газете «Правда» на рубеже 1956-1957 годов (31 декабря и 2 января). Вскоре он был прочитан по Всесоюзному радио известным киноактером тех лет С. Лукьяновым. Рассказ потряс миллионы людей.
Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.
Да, образ Андрея Соколова собирательный, но прототипы этого героя реально существовали.
Ветеран Великой Отечественной войны, постоянный корреспондент газеты «Ветеран» В.Егоров на страницах одного из номеров поделился своими воспоминаниями: «Я хорошо знал прототипа этого произведения генерал-полковника авиации Григория Устиновича Дольникова. Всякий раз, когда смотрел на этого человека, то передо мной вставал русский солдат Андрей Соколов. Избавиться от этого невероятного видения невозможно, да и просто не в силах».
Самому Дольникову читать рассказ Шолохова прежде не приходилось, а потому во время просмотра картины в дрожь его бросило, когда дошло до сцены, где обреченный на смертную муку Андрей Соколов принимает стакан за стаканом из рук фашистов. Ведь это о нем, Дольникове! Такое невозможно выдумать! Генерал Дольников побывал в Вешенской, встречался с супругой Шолохова Марией Петровной. Поведала она ему, как работал великий писатель над своим знаменитым рассказом. Показала в музее уголок Соколова-Дольникова. Здесь связаны навечно человек реальный и его литературный двойник.
II. Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. Этим отличается и рассказ, которому посвящена наша читательская конференция.
Вы заранее получили вопросы, по которым мы будем работать.
- Как раскрывается в рассказе «Судьба человека» трагедия нашего народа, его бедствия и страдания?
- Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера этот герой воплощает?
- Какой смысл имеет встреча Соколова с мальчиком?
- Вы все знакомы с содержанием рассказа. Вам он понравился? Чем прежде всего он отличается? (Емкостью и исключительной правдивостью. И стремлением автора раскрыть трагедию войны, показать бедствия и страдания, выпавшие на долю человека).
- Какова композиция рассказа? (Кольцевая. Это рассказ в рассказе. История судьбы Андрея Соколова и его портрет дается от 1-ого лица).
- Почему от 1-ого лица? Что больше всего запоминается во внешнем облике? Как достигается достоверность?
(1 ученик читает отрывок с описанием внешнего облика А. Соколова).
- Поговорим о названии произведения «Судьба человека». Слово «человек» пишется с маленькой буквы. Вроде все правильно. А как бы мы могли написать это название, прочитав рассказ до конца? («Судьба Человека» - с большой буквы).
- А кого мы можем назвать Человеком? Того, кто в чем-то преуспел? А в чем? Чтобы так называться, нужно проявить какие-то особенные черты характера.
- В каких же обстоятельствах проявляется его характер, и что мы знаем о страданиях и бедствиях народа их этого рассказа. (Поведение героя, выбор этого поведения и есть проявление характера в определенных обстоятельствах).
- Легко ли А. Соколову дается его рассказ? Предыстория короткая, что мы из нее узнаем? В каких обстоятельствах, какие беды со своим народом переживает герой в молодости? Где работал? Кто и какая жена? Каковы приметы времени? Назовите их. («Поначалу жизнь моя была обыкновенная», - говорит Андрей Соколов. Ирина - жена и трое детей. Андрей работал слесарем, а потом выучился на шофера).
- 22 июня 1941 году началась Великая Отечественная война.
(Звучит песня «Священная война», авторы Лебедев-Кумач и Соловьев-Седой).
Отправка на фронт Формирование? Военная служба? (Все, как у всех!).
Образ русского солдата, вставшего на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны, вошел в наше сознание во многом благодаря кинематографу. И среди самых ярких кинокартин, воспевающих подвиг русского солдата, в первую очередь мы вспоминаем героев экранизированных произведений Михаила Шолохова «Судьба человека» Сергеем Бондарчуком.
Фильм «Судьба человека» (1959) Сергея Федоровича Бондарчука по праву вошел в список величайших произведений всех времен и народов. Когда 56 лет тому назад он вышел на экраны Советской страны, западная пресса писала: «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала Великую Победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм».
В 1959 году на Международном кинофестивале в Москве фильм «Судьба человека» завоевал главный приз. А Сергей Бондарчук получил Ленинскую премию.
- Страницы, посвященные Великой Отечественной войне, самые яркие и отличаются от мирного повествования. Чем? (Реалистичностью, точностью повествования, эмоциональным накалом событий).
- Как Андрей Соколов попал в плен? Рассмотрим небольшой эпизод со снарядами. Какие качества личности Соколова раскрыты в этом эпизоде? (Человек один – ничто, он всегда часть целого, в данном случае коллектива, надо выручать всех, даже ценю своей жизни).
- Почему, когда он понял, что уже в окружении, фактически в плену, у него ноги подкосились? (Сталинский приказ № 227 «Ни шагу назад» написан был в тоне грубого одергивания и оскорбительного окрика на отступающих, изобиловал обвинениями в «преступлениях перед Родиной»).
- Как он ведет себя в момент пленения? Почему поднялся? (эпизод с сапогами, портянками) (Помирать лежа гордость ему не позволила).
- В каких еще ситуациях проявляется его мужество и достоинство? Какие простые слова подбирает простой русский солдат, чтобы описать тяжесть плена? Найдите эти слова.
2-й ученик:«А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют. И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били и всяческим железом…Били за то, что ты русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь…».
Эпизоды жизни в плену.
Помощь ближнему (товарищу).
Убийство предателя (пересказ эпизода) – 1. ученик.
- Убийство предателя в церкви. На какие мысли он вас наталкивает? (Непримиримость к предателям советского народа и страны).
Первый побег (непродуманный, стихийный) – 2 ученик.
- Первый побег военнопленного Соколова из плена почему не осуществился? ( Он был непродуман, стихиен - ему просто улыбнулась удача сбежать).
Давайте рассмотрим поведение военнопленного Соколова у коменданта Мюллера (пересказ; кадр из фильма «Судьба человека»: эпизод с комендантом Мюллером) – 3 ученик.
Второй побег (с пользой для своих) – 4 ученик.
- Соколов готов к смерти? ( Да, потому что он попрощался с товарищами – все они знали, что он идет на смерть).
- Почему Мюллер и его товарищи Соколова пощадили? (Слова Мюллера: «Ты - настоящий храбрый русский солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду – наши войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом»).
- Кто, по-вашему, одержал победу в этом противостоянии? (Соколов одержал над немцами победу – нравственную. Место эпизода в рассказе значительно и велико, потому что он с пронзительной силой обнажает силу национального характера).
- В чем же составляющая сила характера Соколова? (В поступках, в вере, в умении противостоять).
- Какие слова в произведении являются ключевыми? Они постоянно звучат в рассказе. Благодаря чему он мог совершить второй побег из плена? (Всё вытерпеть, всё преодолеть, всё перенести. Сила характера у Шолохова в рассказе – в умении героя всё преодолеть на своем пути и выйти победителем, как бы его жизнь ни ломала. Сила - в преодолении).
- Что человеку для этого так необходимо? (Высокая нравственная закалка).
(Звучит песня «Враги сожгли родную хату» на стихи Исаковского).
5-й ученик:Страшное известие из дома – Андрей получает письмо от своего соседа, который сообщает, что его жена с дочками погибли. Не по сюжету песни, а по тому накалу боли, которая сюжет пронизывает. Лично для самого солдата все его подвиги и заслуги ничего не стоят, если он теряет свою жену и детей.
- Просвет: старший сын нашелся! Где находился все это время сын? («Воюет, дослужился до звания капитана, командует батареей «сорокопяток», имеет шесть орденов и медалей»).
- Стариковские мечтания. Надежда! Он кому-то будет нужен после войны. Но в День Победы Соколов теряет сына.
6-й ученик зачитывает или пересказывает Гибель сына.(Зимою наступали мы без передышки….
Что может случиться с человеком после таких потерь, после таких нечеловеческих страданий? ( У него в душе все оборвалось. Все его мечты рухнули, он потерял родного человека – сына.)
Усыновление Андреем Соколовым маленького мальчика-сироты.
В годы войны тяжело было всем, но особенно беззащитными и уязвимыми становятся дети.
- Чьими глазами мы в первый раз видим Ванюшку? (Глазами Андрея Соколова).
- Что вы узнали о Ванюшке из его реплик? Что довелось пережить ему к моменту встречи с Андреем Соколовым? (Мальчик остался круглым сиротой: во время бомбежки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта отец, у него нет дома, он голодает).
- Как вы думаете, чем уж так полюбился мальчик Андрею Соколову?
(Мальчик также одинок, как и А.Соколов)
- Как, по-вашему, принято решение Андреем Соколовым? Как долго длилось знакомство мальчика и Андрея Соколова до решающего разговора? (Три дня, на четвертый день произошло решающее событие).
- Что переживает Андрей Соколов, сказавший мальчишке “святую правду”? (У него на душе стало легко и как-то светло, когда он решил усыновить сироту, а радость мальчишки совсем отогрела сердце Соколова. “А у меня в глазах туман…”, – говорит герой. Может быть, этот туман и есть те самые невыплаканные слезы, которые наконец-то проступили на глазах и облегчили душу).
«Сердце отходит». Эпизод читает 6 ученик. Кадр из фильма «Судьба человека».
- Что же теперь боится Андрей Соколов? (Не успеть вырастить сына).
- Чего не смогла отнять у Соколова война? (Война, отнявшая у героя, казалось бы все, не смогла отнять у него самого главного – человечности, стремление к семейному единению с людьми).
III. Рассказ «Судьба Человека» - это реабилитация попавшего в плен воина. Михаил Шолохов восславил солдата – подлинного героя и мученика войны, расплачивавшегося на фронте и за свою собственную неопытность и за все просчеты и ошибки, допущенные перед войной и в начале войны самим Верховным и его окружением.
Человек остался Человеком до конца и лучше всего об этом прочитать слова самого Михаила Шолохова в заключительной части рассказа: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
Литература:
Букалов А. Путешествие романа Шолохова с берегов Дона на берега Тибра // Эхо планеты. – 2005. - №23. – с. 33-35
Великий образ русского солдата: Фильму «Судьба человека» – 45 лет // Ветеран. – 2004. – №20. – с.8
Великий художник планеты // Ветеран. – 2004. - №40. – с.10
Данелия Г. Безбилетный пассажир // Дружба народов. – 2002. - №11. – с. 7-61
Огнев А.В. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека»: учеб. Пособие для филолог. спец. ун-тов. – М.: Высш. шк., 1984. – 79с.
Судьба человека / Авт. Сцен. Ю. Лукин; Реж. С. Бондарчук. – Ч/б. – СССР: Мосфильм, 1959. – (Популярные ленты «Мосфильма»)
3. Рассказ «Судьба Человека» - это реабилитация попавшего в плен воина. Михаил Шолохов восславил солдата – подлинного героя и мученика войны, расплачивавшегося на фронте и за свою собственную неопытность и за все просчеты и ошибки, допущенные перед войной и в начале войны самим Верховным и его окружением.
5-й ученик:Страшное известие из дома – Андрей получает письмо от своего соседа, который сообщает, что его жена с дочками погибли. Не по сюжету песни, а по тому накалу боли, которая сюжет пронизывает. Лично для самого солдата все его подвиги и заслуги ничего не стоят, если он теряет свою жену и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобоазительно-выразительные функции фразеологии в творчестве М.Шолохова.( по роману "Поднятая целина"
Квалификационная исследовательская работа: "Фразеология в творчестве М.Шолохова ( по роману "Поднятая целина)"....
Читательская конференция, посвященная судьбе и творчеству Анны Ахматовой
Разрабока мероприятия поможет учителю литературы более подробно рассказать о жизни и творчестве А.Ахматовой учащимся 11 класса. В разработке урока включены презентация, звукозапись чтения стихов автор...
Презентация к уроку "Основные этапы жизни и творчества Михаила Шолохова"
В данной презентации даны краткие сведения о Шолохове, необходимые для изучения его биографии на первом уроке в 11 классе...
Жизнь и творчество Михаила Шолохова.
Презентация по литературе 11 класс. Жизнь и творчество Михаила Шолохова....
Зачетная работа по творчеству М. Шолохова (роман "Тихий Дон")
Тест состоит из двух вариантов с ответами....
Зачетная работа по творчеству М. Шолохова (роман "Тихий Дон")
Тест состоит из двух вариантов с ответами....
Зачетная работа по творчеству М. Шолохова (роман "Тихий Дон")
Тест состоит из двух вариантов с ответами....