Авторская разработка урока по рассказу И. Тургенева "Муму" 5 класс
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Материал представляет собой конспект урока, презентацию и раздаточный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_rasskazu_i._turgeneva_mumu.docx | 29.29 КБ |
turgenev_mumu.rar | 562.45 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕМОЙ ПРОТЕСТ ПРОТИВ НЕМОТЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА
- Орг. момент. Создание положительного эмоционального настроя.
- Стадия вызова.
- Ребята, посмотрите на слово СВОБОДНЫЙ. Дайте ему толкование. (1 ученик ищет толкование в словаре)
В это время беседа с классом:
- Вы считаете себя свободными? Почему?
Ученик дает толкование слова, слайд – дети записывают значение.
- Подберите существительные к слову СВОБОДНЫЙ (можно менять род):
СВОБОДНЫЙ ДЕНЬ –
СВОБОДНОЕ ВЛАДЕНИЕ ЧЕМ-ЛИБО –
СВОБОДНАЯ ОДЕЖДА –
СВОБОДНОЕ ДЫХАНИЕ –
СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК –
- Как вы можете охарактеризовать слово свободный? (многозначное). А теперь подберите антонимы к данным значениям.
СВОБОДНЫЙ ДЕНЬ – НАСЫЩЕННЫЙ
СВОБОДНОЕ ВЛАДЕНИЕ ЧЕМ-ЛИБО – ЗАТРУДНЕННОЕ
СВОБОДНАЯ ОДЕЖДА – ОБТЯГИВАЮЩАЯ
СВОБОДНОЕ ДЫХАНИЕ – СДАВЛЕННОЕ
СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК – КРЕПОСТНОЙ
- Скажите, кто из литературных героев вам сразу же приходит на ум, когда мы произносим слово КРЕПОСТНОЙ. (Герасим)
- Стадия осмысления
- Расскажите, какой он Герасим (запись кластера): немой, могучий, добрый, трудолюбивый, нежный, заботливый, строгого нрава, уважающий себя и других и страдающий
- В чем источник его страдания? (в том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие)
- Давайте посмотрим, как менялась судьба Герасима по воле барыни
1) «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».
Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве?
2) «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть». О чем идет речь?
3) Есть еще одно сравнение - «Пойманный зверь».
– А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).
Оформление двухчастного дневника:
Герасим в начале произведения | Герасим в конце произведения |
«Пойманный зверь». | |
Он крепостной, его судьбой распоряжается барыня |
- Если бы вам пришло изобразить Герасима цветом, какой бы вы выбрали? (дети называют цвета и не приходят к единому мнению). Мы не можем назвать, какого цвета Герасим. Почему? (учитель берет в руки прозрачный файл). Потому что Герасим безволен, он подчинен чужой воле. В нем есть доброта, трудолюбие, строгость (учитель наполняет файл разноцветными геометрическими фигурами), но в нем нет главного – собственной свободной воли. Поэтому он пока бесцветный, только с вкраплениями характерных черт.
- Что освещает новую, непривычную, чужую жизнь Герасима в доме барыни? (Любовь к Татьяне) (в файл кладется красное сердце).
- Как Герасим относится к ней?
- Что же происходит с любовью Герасима? (учитель разрывает сердце)
- Почему Герасим не стал бороться за Татьяну? (потому что все делалось о воле барыни, Герасим понимал, что ничего не может с этим поделать)
- Каким в этом эпизоде предстает перед нами Герасим? (Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.)
Герасим и Муму.
- Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки…
Так в его жизнь вошла Муму (слайд 5).
Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой». В его жизни снова возникает любовь (учитель кладет новое сердце в файл)
– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?
– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
Герасим и барыня.
(Пауза – приглашение в театр встретиться с героиней рассказа).
Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды…
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и совершить путешествие в театр. Сядьте поудобнее, слушайте внимательно, потому что к нам в гости пришла барыня.
Монолог ученицы в роли барыни.
(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!)
– Какой была барыня? (слайд 6). (учитель показывает файл с цветным темным листом бумаги) – своевольной, беспокойной, скучающей и она была барыней, которая имеет волю. Поэтому наш файл заполнен и имеет цвет.
– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)
- Перескажите эпизод пропажи Муму и поиски Герасима.
Впрочем, его беспокойство было напрасно: Герасима уже не было на дворе. Выйдя из дому, он тотчас хватился Муму; он еще не помнил, чтоб она когда-нибудь не дождалась его возвращения, стал повсюду бегать, искать ее, кликать по-своему... бросился в свою каморку, на сеновал, выскочил на улицу — туда-сюда... Пропала! Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол-аршина от земли, рисовал ее руками... Иные точно не знали, куда девалась Муму, и только головами качали, другие знали и посмеивались ему в ответ, а дворецкий принял чрезвычайно важный вид и начал кричать на кучеров. Тогда Герасим побежал со двора долой.
Уже смеркалось, как он вернулся. По его истомленному виду, по неверной походке, по запыленной одежде его можно было предполагать, что он успел обежать пол-Москвы. Он остановился против барских окон, окинул взором крыльцо, на котором столпилось человек семь дворовых, отвернулся и промычал еще раз: «Муму!» — Муму не отозвалась. Он пошел прочь. Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся, не сказал слова... а любопытный форейтор Антипка рассказывал на другое утро в кухне, что немой-де всю ночь охал.
В это время группа работает над отрывком: - Как передаёт автор переживания Герасима в этот момент? (Его переживания передаются выразительными глаголами (стал бегать, искать, кликать, бросился, выскочил), характеристикой его поведения (с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, успел обежать пол-Москвы), отношением к исполнению своих обязанностей (весь следующий день Герасим не показывался).
– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?
– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни? Что происходит с любовью Герасима? (учитель снова разрывает сердце)
-Какой вопрос вас мучает? Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму? Подумайте, а в деревне он смог бы защитить собаку от самодурства барыни?
Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни.
- К чему подталкивает смерть Муму Герасима?
Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню (в это время пара рассматривает отрывок и находит слова, которые показывают, как изменилось состояние Герасима и отвечают на вопрос – Что изменилось во внутреннем состоянии героя: УСЕРДНО, БЕЗОСТАНОВОЧНО, СПЕШИЛ БЕЗ ОГЛЯДКИ, И БЫЛ ТАКОВ, НЕСОКРУШИМАЯ ОТВАГА, ОТЧАЯННАЯ И РАДОСТНАЯ РЕШИМОСТЬ, ШИРОКО РАСПАХНУЛАСЬ ГРУДЬ, ПРЯМО СМОТРЕЛИ ЕГО ГЛАЗА – все говорит о том, что Герасим освободился от гнета барыни и теперь ничто не могло его подчинить ее воле):
А между тем в ту самую пору по Т...у шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан, с мешком за плечами и с длинной палкой в руках. Это был Герасим. Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину. Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо да и был таков. Дорогу он хорошо заметил еще тогда, когда его везли в Москву; деревня, из которой барыня его взяла, лежала всего в двадцати пяти верстах от шоссе. Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях... Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, — с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски переклинивались коростели... Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу — ветер с родины — ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу — дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...
– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?
- С кем сравнивает Тургенев Герасима в этом эпизоде? (со львом)
Заполнение двухчастного дневника:
Герасим в начале произведения | Герасим в конце произведения |
«Пойманный зверь». | «Лев» |
Крепостной, его судьбой распоряжается барыня. | Внутренне свободный человек, сам распоряжается своей судьбой |
– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое? (учитель наполняет файл белым листом бумаги). Появляется воля свободного человека. Почему лист белый? Потому что это новое состояние для героя. Так сказать, Герасим начинает жизнь с чистого листа.
Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.
- Рефлексия.
Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
Не должен страдать из-за жестокости людей
человек
- – А в заключение послушайте рассказ о прототипе (реальная личность, послужившая автору первообразом при создании художественного образа.)
Читает ученик.
Прототип Герасима (слайд 8).
Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки.
- Писатель всегда был проповедником справедливости, гуманности, красоты человеческих отношений, облагораживающих человека, вызывающих в нём добрые чувства. Во время похорон Тургенева один из многочисленных венков был сделан в виде разорванной цепи. Это был символ того, что Тургенев своим творчеством способствовал освобождению русского народа от крепостного права. Произведения Тургенева учат нас видеть прекрасное в жизни людей и в природе, делают нашу жизнь богаче и интереснее.
Я желаю вам, чтобы вы всегда оставались свободными.
5. Домашнее задание. Письмо барыне от имени Герасима.
Предварительный просмотр:
Монолог ученицы в роли барыни.
«Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!»
Работа в парах
- Прочитайте отрывок:
Впрочем, его беспокойство было напрасно: Герасима уже не было на дворе. Выйдя из дому, он тотчас хватился Муму; он еще не помнил, чтоб она когда-нибудь не дождалась его возвращения, стал повсюду бегать, искать ее, кликать по-своему... бросился в свою каморку, на сеновал, выскочил на улицу — туда-сюда... Пропала! Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол-аршина от земли, рисовал ее руками... Иные точно не знали, куда девалась Муму, и только головами качали, другие знали и посмеивались ему в ответ, а дворецкий принял чрезвычайно важный вид и начал кричать на кучеров. Тогда Герасим побежал со двора долой.
Уже смеркалось, как он вернулся. По его истомленному виду, по неверной походке, по запыленной одежде его можно было предполагать, что он успел обежать пол-Москвы. Он остановился против барских окон, окинул взором крыльцо, на котором столпилось человек семь дворовых, отвернулся и промычал еще раз: «Муму!» — Муму не отозвалась. Он пошел прочь. Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся, не сказал слова... а любопытный форейтор Антипка рассказывал на другое утро в кухне, что немой-де всю ночь охал.
- Отметьте, с помощью каких слов автор передает действия Герасима.
- Укажите, какие слова дают характеристику его поведения.
- В какой фразе передается отношение к исполнению обязанностей?
Работа в парах
- Прочитайте отрывок:
А между тем в ту самую пору по Т...у шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан, с мешком за плечами и с длинной палкой в руках. Это был Герасим. Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину. Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо да и был таков. Дорогу он хорошо заметил еще тогда, когда его везли в Москву; деревня, из которой барыня его взяла, лежала всего в двадцати пяти верстах от шоссе. Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях... Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, — с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски переклинивались коростели... Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу — ветер с родины — ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу — дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...
- Какие слова указывают на то, что характер Герасима изменился?
- Сделайте вывод о том, как изменился характер Герасима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторские разработки уроков для 6 класса по предмету МУЗЫКА
разработки уроков для учащихся 6 классов с позиции временного отношения к музыке :музыка прошлого настоящего и будущего ....
авторские разработки уроков для 6 класса по предмету МУЗЫКА
разработки уроков для учащихся 6 классов с позиции временного отношения к музыке :музыка прошлого настоящего и будущего ....
авторские разработки уроков для 6 класса по предмету МУЗЫКА
разработки уроков для учащихся 6 классов с позиции временного отношения к музыке :музыка прошлого настоящего и будущего ....
Авторская разработка урока "Снятие мерок" в 6 классе школы VIII вида
Авторская разработка урока по теме "Снятие мерок" в 6 классе школы VIII вида, презентация к уроку и три презентации индивидуальных (дифференцированных) заданий. Можно использовать и в старших классах ...
Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».
Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...
Авторская разработка урока по литературе в 9 классе на тему: "Поэзия героизма и пламенного патриотизма" по произведению "Слово о полку Игореве" и эпосу "Джангар"
«Слово о полку Игореве» и эпос «Джангар» как высокопатриотичные и высокохудожественные произведения (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)....
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедшем" (по рассказу Н.С.Евдокимова "Стёпка, мой сын")
Данный урок разработан в соответствии с учебной программой и проводится после изучения темы «Времена глагола» в 6 классе. Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Ор...