Моя педагогическая философия
статья по литературе
Уроки литературы должны стать уроками нравственного прозрения, духовного обогащения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_moya_pedfilosofiya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Моя педагогическая философия».
Не ошиблась ли я в выборе профессии? Задавать себе этот вопрос по истечении стольких лет после окончания института, я думаю неуместно. Предмет русского языка и литературы мне нравился еще со школы. Это был мой любимый предмет, поэтому, когда встал передо мной вопрос, куда пойти учиться после окончания школы, колебаний никаких не было. Я поступила в педагогический институт города Улан – Удэ, на филологический факультет. Здесь сыграл роль еще тот факт, что мать моя работала в школе учителем начальных классов, поэтому и мысли о выборе другой профессии не возникло.
Годы студенчества были самыми веселыми, счастливыми годами. Тогда, я думаю, мы, студенты-филологи, неясно представляли, какая большая разница между изучением любимого предмета и обучением детей языку и литературе, не осознавали значимости своей будущей профессии. Но вот подошло к концу наше обучение, и нам надо было начать работать в школе. Вот тут, наверное, многие, в том числе и я, столкнулись с реальностью. Здесь-то и встал перед нами вопрос: чему учить и как учить? Действительность заставила на практике задуматься над теми вопросами, которые изучали теоретически.
С тех пор прошло много времени, но уже в начале своей работы я стала задавать себе вопрос: «Чем дышу? Чем живу?...» Вглядываясь в детские лица, в их открытые, доверчивые глаза, вдруг поняла и осознала, зачем училась и постигала азы, огорчалась из-за ошибок, радовалась маленьким победам и открытиям.
Литература и душа…Эти два понятия неразделимы. Настоящая литература, литература с большой буквы помогает подрастающему поколению разобраться в себе, в своих чувствах, помогает объяснить свои поступки и поступки окружающих людей, понять свои души и души других людей. А учитель литературы – ваятель душ ребяческих. Ему доверено важнейшее дело: воспитать будущих граждан Отечества.
Нашему сегодняшнему поколению необходимы нравственные ориентиры, усвоение духовных ценностей, которыми всегда подпитывался народ.
Где искать молодому человеку эти опоры, если окружающая жизнь полна противоречий, а с экранов телевизоров не сходят триллеры и боевики, в которых выживают сильные, жестокие. Что противопоставить этому? Как помочь молодому человеку сориентироваться в вопросах нравственности, духовности? Человечество давно нашло ответ: духовные ценности, нравственные ориентиры следует искать в культуре и литературе, и помочь подрастающему поколению освоиться в мире литературы должны мы, учителя литературы.
Главной целью литературного образования является воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Это не только цель литературного образования, но и главная цель общества.
Таким образом, учителей литературы по праву можно назвать ваятелями душ человеческих.
Трудно ли быть учителем литературы сегодня? Да, конечно, трудно, когда по результатам опроса литература и искусство находятся на последнем месте по степени востребованности. Приоритет отдается математике, физике, информатике, биологии.
Быть хорошим учителем вдвойне трудней. Быть посредственным учителем проще: пришел, отговорил, ушел. И никакого зерна в души детей не заронил, ничего после себя не оставил. А ведь литература – предмет предметов. Литература должна быть хлебом насущным. Не потому, что она важнее химии или физики, а потому что функция у нее важнее: воспитание души.
Для себя считаю, главное успеть понять, не упустить, защитить и повести за собой в мир высокого слога своих учеников с помощью Пушкина, Лермонтова, Толстого, Грибоедова, хочу помочь им разобраться в законе человечности. На литературных вечерах дети перевоплощаются в лирических героев. Это позволяет сопереживать, сочувствовать, постигать внутренний мир героя и выразить себя.
Урок литературы стал сценой для моих учеников. Я всегда старалась убедить ребят, что на этом уроке они не только ученики, но и писатели, поэты, критики, режиссеры и актеры, художники и музыканты. Ведь они играют в постановках, сочиняют сказки, рассказы, рецензии, сочинения, читают стихи, выступают в монтажах, сами ставят их. Когда я вижу, что мои ученики в постановке «Евгения Онегина» перевоплощаются в Татьяну или Онегина, когда они переживают их горе, как свое, я убеждаюсь, что если бы все читатели прочли любимые книги «в лицах» с друзьями и для друзей, то литература стала бы всеобщей плотью и кровью, связав всех в единый круг единомышленников. Казалось бы, игра, актерство, но как они правдивы, как глубоки в знании человеческой натуры. Они - дети, их души открыты, косность бытия их не задела, взрослый циничный мир не растлил их души. И тем ценнее становятся литературные примеры: поступки и деяния, преступления и наказания.
Уроки литературы должны стать уроками нравственного прозрения, духовного обогащения и, в конечном итоге, - основой самовоспитания. Души моих учеников – учатся, разум – решает, а сердце – велит поступать. Как? Жизнь покажет. Хотя я наперед знаю: кто полюбил уроки литературы, тот не станет плохим человеком. А пока каждый из них непосредственен и откровенен, и я ловлю момент, миг, мгновение, чтобы не упустить, увлечь, заманить и открыть перед ним завесу и таинство Слова, чтобы потом не жалеть о том, что чего-то недосказала, недодала.
И после уроков, закрывая дверь опустевшего, тихого класса и встретившись на секунду с проницательными глазами поэтов и писателей, понимаю, чем дышу, чем живу…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...