Анализ рассказа М. Шолохова «Судьба человека» (9 класс)
методическая разработка по литературе (9 класс)
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
9 КЛАСС
ТЕМА: Рассказ М. Шолохова «Судьба человека»
ЦЕЛИ: 1. Проанализировать рассказ, выяснить основную идею, поразмышлять над поступками героя.
2. Вырабатывать умение делать выводы, оценить поступок, сравнить, находить ответы в тексте.
3. Воспитывать патриотизм, доброту, умение сочувствовать, уважение к людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_11934_sholohov_kalashshsh.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26 г. « Улан-Удэ»
Методическая разработка учителя литературы
Калашниковой Л.А
Анализ рассказа М. Шолохова
«Судьба человека»
(9 класс)
Калашникова Л.А.
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №26
Улан-Удэ 2016год
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
9 КЛАСС
ТЕМА: Рассказ М. Шолохова «Судьба человека»
ЦЕЛИ: 1. Проанализировать рассказ, выяснить основную идею, поразмышлять над поступками героя.
2. Вырабатывать умение делать выводы, оценить поступок, сравнить, находить ответы в тексте.
3. Воспитывать патриотизм, доброту, умение сочувствовать, уважение к людям.
ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации Б. Алимова и Кукрыниксов. Портрет писателя, рисунки учащихся, творческая работа, фотодокументы.
ХОД УРОКА
ЭПИГРАФ: На войне, вертясь постоянно вокруг смерти, люди делаются лучше, вся шелуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке ядро.
А. Толстой
I. Вступительное слово учителя:
- Как вы понимаете слова А. Толстого, взятые в эпиграф к уроку?
Сегодня нам предстоит, познакомившись с героем рассказа М. Шолохова «Судьба человека», понять, что же за ядро такое есть в человеке.
II. Сообщение учащихся об истории создания рассказа.
- Беседа по тексту. (В ходе работы с текстом учитель делает выводы, обобщает сказанное по отдельным блокам).
- Роль пейзажа, его связь с героями.
Вопросы: 1. Какое время года изображено в рассказе?
2. Какие детали создают настроение пейзажа?
3. Какие слова можно считать ключевыми?
4. Как мотивы и образы пейзажа соотносятся с содержанием рассказа героя о своей судьбе?
2. Композиция рассказа.
Вопросы: 1. В чем своеобразие композиции рассказа?
2. В чем особенность повествования в центральной части произведения?
3. Каково, на ваш взгляд, назначение такой формы повествования?
4. На какие части можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей судьбе?
3. Судьба Андрея Соколова. Анализ текста по частям:
а) Довоенная жизнь героя.
Вопросы: 1. О каких событиях своей жизни в довоенную пору рассказывает герой?
2. В чем видит Соколов свое счастье в довоенной жизни?
3. Сравните, как в этой части произведения герой рассказывает о себе и как – о своих близких.
4. Как оценивает он свои поступки?
5. В чем видит свою вину?
б) Человек на войне.
Вопросы: 1. Какие испытания пришлось пройти герою в годы войны?
2. Что может противопоставить фашизму человек без оружия?
3. Рассмотрите эпизод в церкви. Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат-христианин, Крыжнев, взводный, доктор)?
4. Какая позиция ближе всего Соколову?
5. Как повел себя сам герой?
6. Чем руководствуется Соколов, решаясь выполнить приказ командир автороты?
7. В каких эпизодах раскрывается его способность сочувствовать другим людям, чувство братства, солидарности с людьми?
в) Чтение эпизода в классе по ролям.
Кульминация рассказа – сцена в комендантской.
Вопросы для анализа сцены:
1. О чем думает Соколов, готовясь к смерти?
2. Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?
3. Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?
4. В каком физическом состоянии находится Соколов?
5. Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?
6. Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?
7. Почему кульминацией рассказа становится не вооруженное
столкновение двух армий, а «мирный» диалог представителей
противоборствующих сторон?
8. Кто и в какой момент побеждает в этом поединке?
9. В чем смысл этой победы?
10. Как меняется на протяжении эпизода отношение фашистов к Соколову?
11. Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно –исторического значения, и частным эпизодом, изображенным в рассказе?
12. В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?
г) Освобождение из плена, последующие удары судьбы.
Вопросы: 1. Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?
2. Как раскрывает автор душевное состояние героя, у которого война отняла все?
3. Какой символический смысл вкладывает Шолохов в образ церкви с
разбитым куполом?
д) Слово учителя:
Характер Андрея Соколова – воплощение не только героизма русского народа, но и его трагедии. Именно как великая трагедия изображена в рассказе война. Она порождает всеобщее сиротство и одиночество, разрушает все, что с таким трудом создано человеком: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Символом поругания святынь, разрушений, принесенных войной, становится образ церкви с разбитым куполом, церкви, превращенной фашистами в тюрьму для военнопленных. Нельзя в одиночку спасти мир от разрушения, но, по мысли Шолохова, человек способен противостоять разрушению собственной личности. Потерявший всех своих близких, герой рассказа не может остаться безучастным к чужому одиночеству.
Вопросы: 1. Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?
2. Почему Соколов решается усыновить мальчика?
3. Что общего в их судьбах?
4. Что испытывает сирота Ванюшка, нашедший «отца»?
5. Что переживает сам Соколов, сказавший мальчишке святую неправду?
6. Чего не смогла отнять у Соколова война?
7. Одинок ли Соколов в своей способности сострадать?
8. Что испытывает Соколов, нашедший сына? Что тревожит его?
Вывод учителя:
Но и об этом своем подвиге – подвиге гуманизма – Соколов рассказывает без всякой патетики. Не столько радость от обретения семьи или гордость за то, что помог обездоленному ребенку, наполняют его душу, сколько тревога за судьбу Ванюшки: «Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».
IV. Итог урока: В чем смысл названия рассказа? Какое же «ядро» остается в человеке?
Откуда оно?
V. Чтение отзывов о рассказе учащихся, получивших индивидуальное задание.
Литература:
- Бочаров А. Человек и война. Москва, 1978 г.
- Якименко Л. Творчество Шолохова. Москва, 1980 г.
- Бирюков Ф. В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. Москва, 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл
Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл...
Интегрированныйурок в 9 классе «Великая Отечественная война в произведениях чувашской и русской литератур» (по повести А. Артемьева «Симес ылтан» и рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
Школа должна формировать у учеников единую картину мира, знания должны быть не в форме рассыпанной мозаики. Каждому учителю-предметнику не просто «наполнять знаниями учащихся, а действительно развиват...
урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"
Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека". В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....
Проверочная работа по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих
Проверочная работа по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих...
Контрольная работа по рассказу М.Шолохова "Судьба человека". 9 класс. Литература
Вопросы к рассказу М.Шолохова "Судьба человека". Литература. 9 класс....
Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...
Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...