Урок литературы в 5 классе по теме "Н.Н. Носов "Три охотника" по учебнику М.С. Меркина
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Коваленко Людмила Викторовна

- познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Н.Н. Носова; актуализировать читательский опыт учащихся; выявить художественную идею рассказа «Три охотника», состоящую в утверждении любви и жалости ко всему живому;

-  формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;

- воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.Н. Носова; воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления нравственной позиции весёлых охотников, лексического значения слова «оптимизм»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_5_klass_n.n._nosov_tri_ohotnika.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе по учебнику Г. С. Меркина

Тема: Н.Н. Носов. «Три охотника»

Цели:

- познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Н.Н. Носова; актуализировать читательский опыт учащихся; выявить художественную идею рассказа «Три охотника», состоящую в утверждении любви и жалости ко всему живому;

-  формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;

- воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.Н. Носова; воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления нравственной позиции весёлых охотников, лексического значения слова «оптимизм»

Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрации уч-ся, оформление для инсценировки

ХОД УРОКА:

І. Организационный момент.

1) Сообщение темы и целей урока.

2) Эпиграф к уроку: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро

Учитель: Как вы понимаете эпиграф?

II. Изучение нового материала.

Учитель:

1)   Группа ребят приготовили биографию писателя.

Николая Николаевича Носова все называли «весёлым писателем». Однако в жизни его трудно было назвать весёлым. Иные называли его даже «хмурым ворчуном». Всё это шло скорее от какой-то особенной деликатности, ранимости, а порой и неуверенности в себе.

Николай Николаевич был всегда доброжелателен, точен в оценках работ других писателей.

Родился Николай Носов в Киеве 22 ноября 1908 года в семье эстрадного артиста. Маленький Николай часто бывал на выступлениях отца, любил смотреть концерты и спектакли. Одно время родители даже думали, что и мальчик захочет стать актёром. Однако Николай постоянно увлекался чем-то другим, например, хотел стать музыкантом. Школьные годы Николая Носова пришлись на Первую мировую, а затем и Гражданскую войну. Семье пришлось пережить сполна и нужду, и болезни (все переболели тифом).

Как Николай Носов сам рассказывал, в литературу он пришёл совершенно случайно. Будущий писатель рассказывал своему подрастающему сыну разные смешные истории, придумывая их на ходу. В какой-то момент Николай Носов понял, что их нужно записать: «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и знания психологии детей, а главное – любви к ним… Я понял, нужно относиться к ним с самым большим и тёплым уважением».

Это ощущается в каждом его рассказе и повести. Первый рассказ Николая Носова – «Затейники» - был опубликован в 1938 году.

2) Учитель: Уч-ся было дано опережающее задание: Найти в «Толковом словаре Ожегова» понятия-юмор и оптимизм (уч-ся сообщает подготовленную информацию)

 3) Учитель: А сейчас работа с учебником, соберитесь в мобильные группы по рядам.

Задание:1 ряд-Найти в тексте качества характера-дяди Вани.

2 ряд- Найти в тексте качества характера-дяди Феди.

3 ряд- Найти в тексте качества характера-дяди Кузьмы.

4) Учитель: А сейчас ребята покажут вам инсценировку по рассказу Н.Н. Носова «Три охотника»

(уч-ся инсценируют)

5) Учитель: А теперь посмотрим, как вы внимательно читали дома рассказ и смотрели инсценировку. Вопросы по тексту:

•        Рассказы охотников – это правда или весёлый вымысел?  

•        Можно ли считать данный рассказ – юмористическим?

•        Есть ли в данном произведении сказочные элементы? Какие?

•        Какова тема рассказа?

6) Учитель: А сейчас, ребята, виртуальное путешествие в 1871год-рассказ учащегося (Описание картины Перова В.Г. «Охотники на привале»

Картина “Охотники на привале” написана Перовым в 1871 году, к этому моменту своего творчества художник уже устал от печальных сцен, изображающих горе простого народа.

На полотне изображены трое охотников, расположившихся на привале и ведущих между собой беседу. Получается такой групповой портрет, где каждый имеет свои психологические черты: Тот что слева — пожилой, видимо, опытный охотник, из обедневших дворян со страстью рассказывает о своем подвиге на охоте. Второй, средних лет, в крестьянском обличие, ухмыляясь с недоверием слушает охотничьи байки рассказчика. Третий, одет “с иголочки”, доверчивый молодой охотник, внимательно слушает с трепетом, что даже забыл прикурить папиросу.

3. Закрепление изученного.

Учитель: А следующий этап закрепление изученного подготовили ребята и составили кроссворд.

(уч-ся задают вопросы учащимся)

Кроссворд

По горизонтали:

2. Под кем рухнул мостик? (медведь)

3. Как звали пса который цапнул медведя за ухо? (Фоксик)

4. Как звали сынишку дяди Кузьмы? (Игорёк)

6. Как можно назвать охотников по отношению друг к другу и природе? (друзья)

7. Что порвал волк охотнику дяде Ване, когда он залезал на дерево? (штаны)

По вертикали:

1. Что купил папенька одному из охотников? (ружьё)

2. Кто поверил и отпустил дядю Федю? (милиционер)

5. Как звали одного из охотников? (Кузьма)

Учитель: Давайте обратимся к иллюстрациям, которые ребята нарисовали.

Д/з придумать какую-нибудь забавную историю.

4. Итог урока:

Учитель: Какой вывод можно сделать?

(уч-ся делают выводы)

5. Рефлексия

Учитель:

1. Что особенно понравилось на уроке?

2. Чему вы научились?

3. Какое настроение осталось у вас после проведения урока?

5. Оценки за урок.

6. Д/З. Составить викторину по творчеству Н.Н. Носова и по рассказу «Три охотника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Открытый урок для 11 класса по теме «Молодежные субкультуры» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 11 класс)

Открытый урок для 11 класса по теме «Молодежные субкультуры»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 11 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....