Рабочая программа по литературе для 8 кл. под ред Т.Ф. Курдюмовой
рабочая программа по литературе (8 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- программы «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования и науки Российской Федерации.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lit_8.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- программы «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования и науки Российской Федерации.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- выразительное чтение.
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 ч, в том числе в 8 классе – 70 ч (2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения литературы ученик должен:
Знать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-изученные теоретико-понятийные понятия;
-базовые теоретико-литературные понятия;
-содержание программных произведений;
Уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-стоить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Понимать:
-закономерности происхождения литературы;
-жанровые особенности произведений;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Литературный процесс как часть исторического прошлого. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Г.Х. Андерсен. Калоши счастья.
ФОЛЬКЛОР (3 ч)
Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Отражение жизни народа в произведениях фольклора.
Историческая народная песня.
Правеж. Петра I узнают в шведском городе.
Народная драма. Как француз Москву брал.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 ч)
Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Особенности отражения исторического прошлого в литературе.
Летопись. Повесть временных лет.
Воинская повесть. Повесть о разорении Рязани Батыем.
Житие. Сказание о житии Александра Невского. Б. К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский.
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (3ч)
Жанры исторических произведений: Эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой. События истории в произведениях XVIII века. Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новагорода.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (35ч)
Проблема человека и времени в произведениях XIX века. Массовая литература на исторические темы. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.
Былины и их герои в поэзии XIX века.
А. К. Толстой. Илья Муромец. Правда. Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. В.Скотт. Айвенго. И. А. Крылов. Волк на псарне. А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка. Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд. М. Ю. Лермонтов. Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Н. В. Гоголь. Тарас Бульба. Героическая личность.
Мотивы былого в лирике поэтов XIX века.
В. А. Жуковский. Воспоминание. Песня. А. С. Пушкин. Воспоминание. Стансы. Анчар. Д. В. Давыдов. Бородинское поле. И. И. Козлов. Вечерний звон . Ф. Н. Глинка. Москва. А. Н. Апухтин. Солдатская песня о Севастополе. А. Дюма. Три мушкетера. А. К. Толстой. Василий Шибанов. Князь Серебряный. Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте. Л. Н. Толстой. После бала. Контраст как композиционный прием. Время и пространство в художественном тексте.
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (23 ч)
Былины и их герои в произведениях 20 века.
Автор и время на страницах произведений XX века. Былины и их герои в поэзии XX века. И. А. Бунин. На распутье. Святогор. Святогор и Илья. К. Д. Бальмонт. Живая вода. Е. М. Винокуров. Богатырь. Ю. Н. Тынянов. Подпоручик Киже.
Восковая персона. М. Алданов. Чертов мост. С. Цвейг. Невозвратимое мгновение (Ватерлоо,
18 июня 1815 года). Б.Л.Васильев. «Утоли моя печали...».
Великая Отечественная война в лирике XX века.
А. А. Ахматова. Клятва. Мужество. А. А. Прокофьев. Москве. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». А. Т. Твардовский. Рассказ танкиста. Ю. В. Друнина. Зинка. М. А. Дудин. «Здесь грязь, и бред,
и вши в траншеях...». А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...». М. В. Исаковский. Огонек. Б. Ш. Окуджава. До свидания, мальчики. Е. М. Винокуров. «В полях за Вислой сонной...». В. С. Высоцкий. Штрафные батальоны. Л. М. Леонов. Золотая карета
Мотивы былого в лирике поэтов XX века.
В. Я. Брюсов. Тени прошлого. 3. Н. Гиппиус. 14 декабря. Н. С. Гумилев. Старина. Прапамять. М. А. Кузмин. Летний сад. М. И. Цветаева. Домики старой Москвы. Генералам двенадцатого года. Е. А. Евтушенко. Когда звонят колокола. В. С. Высоцкий. «Зарыты в нашу память на века...
Резервный урок – 1 ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (68 часов)
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Фольклор | 3 |
3 | Древнерусская литература | 4 |
4 | Литература XVIII века | 3 |
5 | Литература XIX века | 35 |
6 | Литература ХХ века | 23 |
7 | Резервный урок | 1 |
Итого: | 70 |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание урока | Основные виды учебной деятельности | Результаты обучения | Дата проведения | Контроль | ||
по плану | фактич. | ||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) | |||||||||
1 | Литература и время | 1 | Влияние литературы | Беседа, работа с учебником | Знать: основные теоретические понятия, связанные с изучением произведений. Уметь: пользоваться различными справочными изданиями | ||||
ФОЛЬКЛОР (3 ч.) | |||||||||
2 | Русские исторические песни. | 1 | Особенности художественной формы произведений устного народного творчества (УНТ). Жанры исторической | Беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы сопоставительного анализа текста | Знать: исторические | ||||
3–4 | Народный театр. Драма «Как француз Москву брал» | 2 | Особенности содержания народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими | Выразительное чтение; комментирование, беседа по вопросам, элементы анализа текста | Знать: особенности художественной формы. Уметь: перефразировать мысль; пересказывать, владея монологической и диалогической речью | ||||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 ч.) | |||||||||
5 | История на страницах произведений Древней Руси. | 1 | Идейно-художественные особенности летописи, нравственная проблематика стихотворения: тема судьбы и пророчества. Особен- в литературе Средних веков | Чтение, анализ текста, составление тезисного плана; комментированное чтение | Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; использовать различные формы изученных художественных произведений исторической тематики | ||||
6 | «Повесть о разорении Рязани Батыем» | 1 | Сходство повествования с русскими былинами. События и герои на страницах повести. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой | Выразительное чтение, беседа по вопросам | Знать: особенности повествования художественного произведения. Уметь: воспринимать в произведении, так и соответствующего моменту прочтения | ||||
7 | Житийная литература как особый жанр. «Житие князя Александра Невского» | 1 | Представление о жанре житийной литературы, о высоких нравственных и духовных качествах людей, старины русской. Жития святых как исторические повествования | Беседа по вопросам; выразительное, комментированное чтение | Знать: особенности повествования художественного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; пользоваться справочными изданиями, связанными с исторической тематикой | ||||
8 | «Житие преподобного Сергия Радонеж- ского» | 1 | Идейно-художественные особенности произведений житийного жанра; нравственный | Беседа, элементы анализа текста | Знать: биографию Сергия Радонежского. Уметь: определять связь литературного произведения со временем | ||||
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (3 ч.) | |||||||||
9 | История на страницах произведений XVIII | 1 | Этапы жизни писателя, понимание вопроса о роли писателя в литературе XVIII века. Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Понятие о сентиментализме как литературном направлении, черты сентиментализма в повести. Зарождение романтизма | Устные выступления, выразительное чтение, беседа | Знать: основные этапы жизненного пути сентиментализма как литературного направления; содержание повести. Уметь: воспринимать проблематику произведения; давать характеристику герою | ||||
10-11 | Н. М. Карамзин. «Марфа-посад- | 2 | Оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н. М. Карамзина. Формирование умения развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный | Выразительное чтение; элементы анализа текста | Знать: основные этапы жизненного пути Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | ||||
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (35 ч) | |||||||||
12 | Историческое прошлое в литературе XIX века. | 1 | Массовая литература на исторические темы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе XIX века, роли автора и его позиции при | Выразительное чтение; элементы анализа поэтического текста | Знать: особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения. Уметь: перефразировать мысль; пересказывать, | ||||
13 | Былины и их герои в произведениях XIX века. | 1 | Своеобразие ритмико-мелодической организации былины; сравнение былины со сказкой: сюжет, система образов, герои; выражение в былинах историчес- | Выразительное чтение; элементы анализа поэтического текста | Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин; использовать различные формы изучения художественных произведений | ||||
14-15 | Г. У. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». Контрольная работа по итогам четверти. | 2 | Интерес автора к народным легендам и преданиям Америки. Как | Выразительное чтение; беседа по вопросам; элементы анализа поэтического текста | Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа | Тест. | |||
16 | В. Скотт. | 1 | Своеобразие «Айвенго» как исторического романа. Вальтер Скотт как родоначальник | Беседа по вопросам; анализ текста | Знать: художественные особенности романа. Уметь: определять связь литературного произведения со временем | ||||
17 | Исторические басни И. А. Крыло- Ва. «Волк на псарне» | 1 | Понятие о басне. Знакомство с языковым | Анализ текста; выразительное чтение | Знать: связь сюжета и образов с событиями истории, специфику жанра басни; понимать аллегорию. Уметь: определять мораль произведения | ||||
18 | А. С. Пушкин. Произведения на историческую тему. | 1 | Интерес к истории поэта, А. С. Пушкин в работе над историческим материалом. Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина | Выразительное чтение, беседа, устные сообщения. | Знать: основные факты жизни и творческого Уметь: применять различные виды пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию | ||||
19 | «Песнь о вещем Олеге». Сопоставление с историческим источником. | 1 | Нравственная пробле- | Выразительное чтение; анализ текста | Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать | ||||
20 | Образ Петра | 1 | Общий обзор произведений о Петре в творчестве поэта. Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме – образ вдохновителя | Выразительное чтение ; беседа по вопросам | Знать: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения. Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию | ||||
21-22 | Особенности трагедии «Борис Годунов» | 2 | Наблюдение за жанровым многообразием и неизбежности расплаты за преступление. Авторская позиция | Выразительное чтение ; беседа по вопросам | Знать: основные факты жизни и творческого Уметь: использовать различные виды пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию | ||||
23-24 | А. С. Пушкин и история. Творческая история повести «Капитанская дочка» | 2 | Причины проявления интереса Пушкина к истории. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Представление об исторической основе романа, о жанре, композиции, идейном содержании, системе характеров | Выразительное чтение; сжатый пересказ | Знать: основные факты жизни и творческого Уметь: использовать различные виды пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию | ||||
25-26 | Гринёв: жизненный путь героя. Анализ глав 1–5. Гринёв и Швабрин | 2 | Определение жанровых особенностей произведения. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Этапы | Сжатый пересказ; аналитическая беседа; выразительное чтение эпизодов | Знать: содержание изуча- емого произведения; этапы формирования характера героя. Уметь: использовать различные виды пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; определять авторскую позицию писателя | ||||
27 | Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | 1 | Раскрытие смысла названия повести. Душевное богатство, нравственная чистота, народная основа образа | Сжатый пересказ; аналитическая беседа; выразительное чтение эпизодов | Знать: содержание Уметь: использовать различные виды пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам героев; участвовать в диалогах | ||||
28 | Образ Пугачёва в повести. Отношение автора и рассказчика к народной войне | 1 | Понимание и раскрытие образа главного героя – Пугачева; формирование представления учащихся о народной войне в анализируемых главах. Взаимоотношения Пугачева и Гринёва в трех сценах | Аналитическая беседа | Знать: исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику. Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному | ||||
29-30 | Художественное своеобразие и приёмы изобразительности в исторической повести | 2 | Проблемы нравственного характера. Оценка основных понятий и проблем, поднятых автором в повести, путем сравнения и сопоставления изображения событий в художественном произведении | Беседа по вопросам; анализ текста; описание иллюстраций | Знать: содержание и проблематику повести. Уметь: глубоко анализи-ровать художественный текст; сопоставлять эпи- зоды и сравнивать поступки и характеры героев; выражать свое отношение к прочитанному; использовать различные виды пересказа | ||||
31 | Обобщающий урок по повести «Капитанская дочка». Контрольная работа по итогам полугодия | 1 | Совершенствование навыка написания сочинения на заданную тему; соблюдение признаков выбранного жанра сочинения; выражение своего отношения к предложенным темам. Составление плана, подбор цитатного материала | Работа над сочинением | Знать: содержание и проблематику изученного произведения. Уметь: выбрать тему | Тест | |||
32 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Историческая тема в творчестве Лермонтова | 1 | Представление об основных фактах био- | Выразительное чтение; анализ поэтического текста | Знать: основные факты жизни и творчества Уметь: определять род и жанр литературного произведения; вырази- тельно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному | ||||
33 | Образ Ивана Грозного в поэме «Песнь про купца Калашникова». | 1 | Знакомство с содержанием и нравственной проблематикой поэмы. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Связь поэмы с устным народным творчеством | Выразительное чтение; анализ поэтического текста | Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу. Уметь: анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством; определять авторскую позицию | ||||
34 | Н. В. Гоголь. Историческая повесть «Тарас Бульба». Сюжет повести | 1 | Сведения о жизни и творчестве Н. В. Гоголя; содержание и нравственная проблематика исторической повести | Комментированное чтение; элементы анализа текста | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести. Уметь: использовать различные виды пересказа, участвовать в диалоге | ||||
35 | Тарас и его сыновья – Остап и Андрий. | 1 | Героико-патриотический пафос повести. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя | Беседа по вопросам | Знать: содержание понятия деталь произведения. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев; определять связь литературного произведения со временем | ||||
36 | Пафос произведения о защите родины. Худо- | 1 | Героико-патриотический пафос повести, художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя. Особенности изображения человека и природы в повести | Беседа по вопросам; пересказ текста; элементы хзарактеристики героев | Знать: содержание понятия деталь произведения. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать | ||||
37 | Р/р. Подготовка к сочинению Бульба» | 1 | Совершенствование | Работа над сочинением | Знать: содержание Уметь: выбрать тему | ||||
38 | Р.р. Сочинение «Тарас Бульба – историческая личность» | 1 | Совершенствование | Работа над сочинением | Сочинение | ||||
39 | Творчество А. Дюма. Авантюрно-исторические романы писателя. | 1 | Знакомство с содержанием романа и нравственной проблематикой произведения. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Причины популярности произведения | Навык монологической речи | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять связь литературного произведения со временем | ||||
40-41 | А.К. Толстой Роман «Князь Серебряный». Сюжет и герои романа. | 2 | Знакомство с содержанием романа и нравственной проблематикой произведения. Эпоха и ее воспроизведение и романе | Комментированное чтение; элементы анализа текста; беседа по вопросам | Знать: содержание художественного произведения; основные теоретические понятия. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; использовать различные формы изучения художественного произведения исторической | ||||
42 | А.К. Толстой Роман «Князь Серебряный». Вымышленные герои и нравственные идеалы автора. | 1 | Активность использования фольклора в романе. Нравственные идеалы автора. Историческая достоверность описаний. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования | Комментированное чтение; элементы анализа текста; беседа по вопросам | Знать: содержание Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; сопоставлять изображение одних и тех же событий | ||||
43 | Историческое прошлое в русской лирике XIX века. | 1 | Жанры произведений на темы истории, общее и различие. Причина их популярности. Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения, формирование умения строить письменное высказывание – анализ поэтического текста | Анализ творческих работ, беседа по вопросам; комментарии | Знать: жанры произведений на темы истории. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; составлять письменное высказывание; использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных видов искусств об одной эпохе | ||||
44 | Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | 1 | Представление о личности и творчестве | Комментированное чтение; беседа по вопросам | Знать: основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения | ||||
45 | Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее | 1 | Прием контраста, раскрывающий идею рассказа, – способ эмоционального воздействия на читателя. Иван Васильевич и полковник. Роль случая в жизни и судьбе человека | Аналитическая беседа; выразительное чтение; работа с таблицей | Знать: прием контраста. Уметь: находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; пользоваться различными видами пересказа; участвовать в диалоге | ||||
46 | Р/р. Сравнительная характеристика героев | 1 | Антитеза как основной приём изображения героев. Значение красочных и звуковых образов при создании сцены истязания беглого солдата | Сравнительная характеристика литературных героев | Знать: содержание рассказа; приемы анализа текста. Уметь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; | ||||
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (24ч+1 ч. резерв) | |||||||||
47 | История | 1 | Иметь представление об особенностях отражения исторического прошлого в литературе XX века, роли автора | Выразительное чтение, элементы анализа текста | Знать: особенности художественной формы. Уметь: перефразировать мысль; пересказывать прочитанное, используя монологическую и диалогическую речь | ||||
48 | Былины и их герои на страницах поэзии XX века. | 1 | Былины и их герои | Выразительное чтение, элементы анализа текста | Знать: авторов и содержание художественных произведений. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; сопоставлять изображение одних и тех же событий в произведениях разных писателей | ||||
49 | Ю. Н. Тынянов. Тема деспотизма в произведении «Подпоручик Киже» | 1 | Знакомство с содержанием романа и нравственной проблематикой произведения. Исторический анекдот. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории | Выразительное чтение; пересказ; беседа по вопросам | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять авторскую позицию писателя | ||||
50 | Контрольная работа по итогам четверти. | 1 | Проблемные задания | Письменная работа | Знать: изученные теоретико-литературные понятия. Уметь: анализировать художественный текст | Тест | |||
51 | Эпоха на страницах повести «Восковая персона». | 1 | Повесть о судьбе Петра Великого и его наследии. Знакомство с со- держанием исторической повести и нравственной проблематикой произведения. Изображение психологического состояния персонажа | Комментированное чтение; пересказ текста; беседа по вопросам | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нрав-ственную проблематику произведения; пользоваться различными видами | ||||
52-53 | Марк Алданов. Тетралогия «Мыслитель». | 2 | Знакомство с содержанием исторического романа и нравственной проблематикой произведения автора русского зарубежья. Циклы исторических романов | Комментированное чтение; анализ текста | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; справочными изданиями, связанными с исторической тематикой | ||||
54 | С. Цвейг. и исторические миниатюры писателя. | 1 | Знакомство с содержанием романа и нравственной проблематикой произведения. Чувство времени. Понятие исторической миниатюры. Мастерство батальных сцен в исторической | Выразительное чтение | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять авторскую позицию писателя | ||||
55 | Внеклассное чтение. Урок обсуждения самостоятельно прочитанного произведения | 1 | Знакомство с содержанием романа и нравственной проблематикой самостоятельно прочитанного произведения | Комментированное чтение; анализ текста | Знать: содержание литературного произведения. Уметь: определять нрав- | ||||
56 | Б. Васильев. Слово о писателе и его творчестве. «Утоли моя печали…» как роман | 1 | Знакомство с содержанием романа и нравственной проблематикой произведения. Взаимоотношения власти и народа. Понимание автором и его героями | Анализ текста; пересказ; беседа по вопросам | Знать: содержание литературного произведения. Уметь: определять нрав- | ||||
57 | Сюжет и герои повести. Проблема трагического на страницах романа | 1 | Знакомство с содержанием романа и нравственной проблематикой произведения. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории как расширение палитры исторической прозы | Анализ текста; пересказ; беседа по вопросам | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; пользоваться различными справочными изданиями | ||||
58-59 | Великая Отечественная война в русской лирике | 2 | Представление об основных фактах биографии поэтов эпохи ВОВ и особенностях их поэтической манеры. Знакомство с лирикой, символическими образами | Выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ текста | Уметь: определять род | ||||
60 | Л. М. Леонов. | 1 | Знакомство с содержанием пьесы и нравственной проблематикой произведения. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкование их | Выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ текста; чтение по ролям | Знать: содержание литературного произведения. Уметь: определять нрав-ственную проблематику произведения; пользоваться различными видами связь литературного произведения со временем | ||||
61 | Судьбы героев пьесы и их идеалы. Нравственные проблемы, поставленные в произведении, их характер и решения | 1 | Проблемы нравственного характера. Самостоятельная оценка учащимися основных понятий и проблем, поднятых автором в пьесе, | Выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ текста; чтение по ролям | Знать: содержание и проблематику пьесы. Уметь: глубоко анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды и сравнивать поступки и характеры героев; выражать свое отношение | ||||
62 | Р/р. Сочинение по самостоятельно прочитанному произведению. | 1 | Совершенствование навыка написания сочинения на заданную тему; соблюдение признаков выбранного жанра сочинения; выражение своего отношения к предложенным темам | Подготовка к сочинению | Знать: содержание и проблематику произведения. Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное | Сочинение | |||
63-64 | История на страницах поэзии XX века. Общий обзор. | 2 | Мировосприятие лирического героя в поэзии XX века. Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов XX столетия | Выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ текста | Знать: авторов и содержание художественных произведений. Уметь: определять род и жанр литературного произведения, связь литературного произведения со временем; использовать различные виды искусства для комментирования вать тему, идею, проблематику произведения; | ||||
65-66 | Мотивы былого в лирике М. Кузмина, М. Цветаевой, Е. Евтушенко и др. | 2 | Образ лирического героя в стихах. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества | Выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ текста | |||||
67 | Повторение по теме «Литература Проблемные | 1 | Темы, сюжеты, особенности композиции произведений XX века на заданную тему. | Выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ текста | |||||
68 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | 1 | Проблемные задания | Письменная работа | Знать: изученные теоретико-литературные понятия. Уметь: анализировать художественный текст | Тест | |||
69 | Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению. | 1 | |||||||
70 | Резервный урок | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
Учебники, учебные пособия, методическая литература:
Для учащихся:
- Литература. 8 кл. В 2 ч. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидов и др. – М.: Дрофа, 2016
- Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / Сост. Е.Н. Зубова. – М.: ВАКО, 2011.
Для учителя:
- Литература. 8 кл. В 2 ч. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидов и др. – М.: Дрофа, 2016
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: ВАКО, 2012.
- Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2013 г.
- Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011
Технические средства обучения, демонстрационные пособия:
Компьютер, проектор, экран.
На уроках применяются учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный, изобразительный материал, тесты, тексты произведений, презентации по творчеству), фильмы по художественным произведениям.
Электронные и экранно-звуковые учебные издания:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы, 7-8 класс.
- Литература 8 класс. Электронное учебное издание. (Мультимедийное приложение к учебнику под ред. Т.Ф. Курдюмовой, 2013 г.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.
Оценка «4» ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.
Оценка «3» ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.
Оценка «2» ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.
Общие требования к устному ответу по литературе
1. Соответствие ответа формулировке темы.
2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.
3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.
4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.
5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.
6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.
Оценка сочинений и изложений:
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений, а также устного ответа учащихся на уроках литературы учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии оценки сочинений и изложений:
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 стилевых недочета. | Допускается 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы) Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом. В работе допускается не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2-2-0, 0-2-2, 1-3-0, 1-2-1, 0-4-0, 0-3-1 |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но с ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом, в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4-4-0, 0-4-4, 3-5-1, 0-7-0 |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических ошибок. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом, в работе допускается 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются 7-7-0 6-8-0 5-9-0 0-7-7 |
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 5 класс, к учебнику Т.Ф. Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой.Рабочая программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание,календарно- тематическое планирование, т...
Рабочая программа по литературе 7 класс.По учебнику Т.Ф. Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 7 класс. По учебнику Курдюмовой Т.Ф....
Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой
Данная рабочая программа включает пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по литературе, 5 класс, 102 часа (Т. Ф. Курдюмова)
пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, программно-методическое обеспечение...
Рабочая программа по литературе для 5 класса по Т.Ф.Курдюмовой
Рабочая программа содержит все необходимые разделы по ФГОСам....
Рабочая программа по литературе 10 кл. по учебнику Т.Ф. Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 10 кл. по учебнику Т.Ф. Курдюмовой рассчитана на 3 урока в неделю всего 105 часов в год. Содержит: пояснительную записку,цели и задачи курса, требования к ур...
Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)
Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе...