«…И скажет кто-нибудь: она была поэт…Белла Ахмадулина"
материал по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная гостиная
«…и скажет кто-нибудь: она была поэт…» Белла Ахмадулина
Чтец:
Тьмою здесь все занавешено
И тишина, как на дне…
Ваше величество женщина,
Да неужели – ко мне?
Тусклое здесь электричество,
С крыши сочится вода.
Женщина, ваше величество,
Как вы решились сюда?
О, ваш приход – как пожарище.
Дымно, и трудно дышать…
Ну, заходите, пожалуйста,
Что ж на пороге стоять?
Кто вы такая? Откуда вы?
Ах, я смешной человек…
Просто вы дверь перепутали,
Улицу, город и век.
ВЕДУЩИЙ: Кто она, эта странная женщина из стихотворения Булата Окуджавы? Беспомощная и могущественная одновременно, не имеющая ни адреса, ни имени, ни времени? Но в то же время все века и все люди ей близки и подвластны. Хочется приоткрыть завесу, придать женщине реальные черты. Она обретает голос – голос поэта. А зовут ее Белла.
Ведущий: «Она остаётся одной из самых замечательных женщин, которых я встречал, одним из самых замечательных поэтов, которые существовали за всю историю русской поэзии. Уж не знаю, как Бог расположил места, но она будет где-то рядом с Цветаевой и Ахматовой, безусловно», - так сказал Евгений Евтушенко о Белле Ахатовне Ахмадулиной.
Ведущий: Раскрепощённость, дерзость, безотчетность порыва, свобода были атрибутами 60-х годов прошлого века, когда в поэзию не просто вошла, а буквально ворвалась молодая и необыкновенно талантливая Белла Ахмадулина.
Ведущий : Тогда она была настоящей королевой московской богемы, на ее выступления было трудно попасть. Ее имя, всегда окутанное ореолом таинственности и утонченности, необыкновенные интонации ее голоса и особая женственность манили людей как магнит, а стихи передавались из уст в уста и переписывались от руки в блокнотики и тетрадки.
Ведущий : По словам кинорежиссера Эльдара Рязанова, эта женщина была чудом. Ей были дарованы Богом прекрасная внешность, изумительный голос, неповторимый поэтический талант. Она прожила жизнь безукоризненную, была эталоном чести, достоинства и веры в высокие идеалы.
Чтец :
Я говорю вам: научитесь ждать!
Еще не все! Всему дано продлиться!
Безмерных продолжений благодать
не зря вам обещает бред провидца:
возобновит движение рука,
затеявшая добрый жест привета,
и мысль, невнятно тлевшая века,
все ж вычислит простую суть предмета,
смех округлит улыбку слабых уст,
отчаянье взлелеет тень надежды,
и бесполезной выгоды искусств
возжаждет одичалый ум невежды...
Лишь истина окажется права,
в сердцах людей взойдет ее свеченье,
и обретут воскресшие слова
поступков драгоценное значенье.
Ведущий: Каких мужчин она вдохновляла, сколькими вдохновлялась! Первый муж Беллы Ахатовны Евгений Евтушенко после того, как любовь ушла, признался: “...когда вижу ее, мне хочется плакать”.
Ведущий : Второй муж - писатель Юрий Нагибин в своем “Дневнике” описал ее полубезумной Геллой, дав ей имя вампирши из булгаковского романа “Мастер и Маргарита”, но любимой, бесконечно любимой.
Ведущий: Иосиф Бродский сравнивал ее поэзию с розой.
Ведущий: У неё была царственная осанка, волшебный голос. Всё это завораживало многочисленных поклонников её таланта и красоты. Её поэтический дар вызывал восхищение. Она была высочайшим мастером, писала настолько тонкие стихи, что они словно таяли, будто иней на ладошке.
Ведущий: Тот, кому хоть раз посчастливилось слышать, как Белла Ахмадулина читает стихи, не могли забыть ее особую манеру чтения. Она читала стихи по-особому, с трепетом и придыханием.
Читает Б. Ахмадулина (видеозапись).
ВЕДУЩИЙ: Белла Ахатовна Ахмадулина. Полное имя – Изабелла, но так ее никогда не называли. Белочка, Белка, Белла… Росла она в центре Москвы, на Варварке. Мать – переводчик в КГБ. Отец – крупный таможенный начальник. Девочка долго не говорила, словно ни с кем не хотела разговаривать. А потом расцвели тюльпаны, и она сказала первую внятную фразу: "Я такого не видела никогда". Крепкая, по- восточному пухлолицая девочка с длинной косой – старшеклассница 50-х годов. Прилежная посетительница литературной студии и драмкружка в Доме пионеров. Она начала писать стихи еще в школе, как старшеклассницы пишут дневники.
Ведущий: Во время войны семья Ахмадулиных была эвакуирована в Уфу, и Белла навсегда запомнила, как бабушка в поезде под бомбежкой читала ей стихи Пушкина.
Ведущий : В школе Белла была не только юной поэтессой, но и юной журналисткой. Первая слава пришла после стихотворения “Родина” в 1955 в “Комсомольской правде”.
Чтец:
На грядках зеленого огородика,
Где тянется хмель
к кривому крыльцу,
Я неожиданно встретила
Родину,
С нею столкнувшись
лицом к лицу.
Она стояла, обнявшись с вишнею,
В сиянии белых ее цветов, -
Такая красивая и неслышная,
С простою улыбкой, без громких слов.
Дрогнула тонкая ветка смородины,
На щеку мне бросив росинку одну.
Тогда я впервые увидела в Родине
Всю красоту ее и глубину.
Ведущий : Известность Ахмадулина приобрела в начале 1960-х. В ней восходящую звезду русской изящной словесности. Эльдар Рязанов вспоминал: “Белла в юности безо всяких практически усилий поднялась, взошла на Парнас, на Олимп, на Эверест, на Эльбрус и на все остальное. И осталась там, великая, непревзойденная, недосягаемая и прекрасная.”
Ведущий : Первый сборник стихов “Струна” был издан в 1962. За сборник “Сад” она получила государственную премию СССР.
Ведущий :Ахмадулина никогда никому не навязывала своих стихов, не заботилась о том, чтобы их пристроить, не старалась любой ценой «пробиться» к читателю, не хлопотала об издании своих книг.
Ведущий : Смелость и мужество были присущи Белле Ахатовне всю жизнь Её хрупкая рука подписала десятки, а может, и сотни писем в защиту диссидентов, правозащитников, тех, кто подвергался преследованиям. Она никогда не лезла в писательское начальство, и ни в какое другое тоже.
Ведущий :Активная общественная позиция чуть не разрушила ее так удачно начавшуюся карьеру: в 1960 году Ахмадулину отчислили из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака. Но затем ей удалось восстановиться, и в том же году она окончила институт, защитив диплом на “отлично”
Ведущий : «Я была молода, училась в Литературном институте, когда шёл разгром Пастернака за «Доктора Живаго». Я отказалось подписать обличительное письмо, за что и была изгнана из института. В 20 лет осознала, что не могу делать такие вещи».
Ведущий :Многие удивлялись, как она, дочь партийных работников, могла встать в одном ряду с теми немногими, кто выступил против травли Пастернака. Сама она вспоминала позже в одном из интервью: «Я видела, что потом происходило в душах тех людей, которые приняли в ней участие. Они медленно изнутри самоуничтожались».
Ведущий : 8 лет её творчество было под запретом, её не печатали, не давали выступать. И всё-таки Белла Ахатовна до конца дней своих оставалась верной своим принципам и жёстко вставала на защиту тех, кого любила и ценила. «По воле ветра не могу. Я такая, какая есть»,- говорила о себе Белла Ахатовна.
Ведущий : Союз писателей СССР предлагал выгнать поэта Ахмадулину не только из своего союза, но и из Советского.
Ведущий : Эта хрупкая и нежная женщина никогда шла на компромисс ради собственного профессионального успеха, всегда твердо отстаивала свои убеждения.
Ведущий: “Безукоризненно самоуверенная, дерзко нарядная особа, поражающая героя даже не чужеземностью, а инопланетной столичностью обличья и нрава”. Такая героиня требовалась на главную роль в фильме “Живет такой парень”. Никого, кроме молодой поэтессы Беллы Ахмадулиной режиссер Василий Шукшин не мог и представить.
Ведущий: После опыта съемок в кино, больше Ахмадулина на экране как актриса не появлялась. Зато сочинила несколько фильмов. Ленты “Чистые пруды”, “Стюардесса”, “Времена года” сняты по ее сценариям.
Видео из фильма
Ведущий : В юности Белла Ахмадулина вышла замуж за поэта Евгения Евтушенко. Браки поэтов, увы, редко бывают прочными. Они поженились в 1957 году и зажили, судя по всему богемной жизнью: застолья на кухне с друзьями, стихи, споры об искусстве до утра...
Чтец:
Нет, мне ни в чем не надо половины!
Мне - дай все небо! Землю всю положь!
Моря и реки,горные лавины
Мои - не соглашаюсь на дележ!
Нет, жизнь, меня ты не заластишь честью.
Все полностью! Мне это по плечу!
Я не хочу ни половины счастья,
Ни половины горя не хочу!
Хочу лишь половину той подушки,
Где, бережно прижатое к щеке,
Беспомощной звездой, звездой падучей
Кольцо мерцает на твоей руке.
Ведущий: Вторым мужем Беллы Ахмадулиной был писатель Юрий Нагибин. Мастер слова, успешный кинодраматург, он оставил немало строк об Ахмадулиной в своём невероятном “Дневнике”.
Ведущий : «Я так гордился, так восхищался ею, когда в битком набитом номере она читала свои стихи нежно-напряжённым, ломким голосом и любимое лицо её горело, — я не отважился сесть, так и простоял у стены, чуть не падая от странной слабости в ногах, и мне счастливо было, что я ничто для всех собравшихся, что я — для неё одной».
Чтец:
Прощай! Но сколько книг, дерев
нам вверили свою сохранность,
чтоб нашего прощанья гнев
поверг их в смерть и бездыханность.
Прощай! Мы, стало быть, — из них,
кто губит души книг и леса.
Претерпим гибель нас двоих
без жалости и интереса.
Ведущий : В середине 1970-х годов Белла Ахмадулина вышла замуж за известного театрального художника Бориса Мессерера. Супружеская пара была неразлучна вплоть до кончины Беллы Ахатовны.
Ведущий : Вот так вспоминал Борис Мессерер о первой встрече с Беллой Ахмадулиной: “Старый Дом кино на Поварской. Вестибюль первого этажа. На полу талый снег. Толпится много людей. Дверь постоянно открывается, пропуская входящих.
Прекрасная незнакомка как бы впархивает в пространство зала. Она в соскальзывающей с нее шубке, без шляпы, со снежинками на взъерошенных волосах. Проходя мимо, она мельком окидывает нас взглядом и так же мельком шлет нам рукой едва уловимый привет.
— Кто это? — спрашиваю Леву.
— Это Белла Ахмадулина!
Первое впечатление. Сильное. Запоминающееся. Именно таким и останется в памяти”.
Ведущий : А потом они встретятся опять, Вот как об этом напишет Мессерер: «Весна 1974 года. Я гуляю с собакой Рикки. Во дворе появляется Белла Ахмадулина с коричневым пуделем. Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная. От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце. Мы разговариваем. Ни о чем. Белла слушает рассеянно. Говорим о собаках. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с нею навсегда. Куда угодно»
Ведущий : Потом Белла напишет:
В чем смысл промедленья судьбы между нами?
Зачем так причудлив и долог зигзаг?
Пока мы встречались и тайны не знали,
Кто пекся о нас, улыбался и знал?
Неотвратимо, как двое на ринге,
Встречались мы в этом постылом дворе.
Благодарю несравненного Рикки
За соучастие в нашей судьбе...
Ведущий : “В первые дни нашего совпадения с Беллой мы отрезали себя от окружающего мира, как сказано Высоцким, легли на дно, как подводная лодка, и позывных не подавали... Мы ни с кем не общались, никому не звонили, никто не знал, где мы находимся”.
Ведущий : Большие поэты не от мира сего. Возьмите любую книгу стихов Ахмадулиной и вы на титульном листе обязательно найдёте, что составитель Борис Мессерер. Белла имела удивительную способность писать стихи на салфетках, бумажках и т.д., раскидывать, терять, дарить и забывать их. Мессерер всё это находил, хранил и сумел издать посмертно 4 тома неопубликованных стихов Беллы.
Ведущий : Белла Ахмадулина называла его своим ангелом-хранителем и говорила «Я счастлива в браке, любовь мужа охраняет меня всю жизнь». Борис Мессерер, народный художник России, рисовал, любил и боготворил ее. Они прожили вместе счастливых 36 лет. Воспитали двух прекрасных дочерей – Лизу и Аню. Последние годы жизни, когда у поэтессы начались проблемы со зрением, Борис Асафович стал ее глазами. Они ходили, крепко взявшись за руки — высокий, статный красавец Мессерер и хрупкая, изящная Ахмадулина. Казалось, время не властно над этой парой. Она умерла на своей даче в Переделкино, не выпуская руки любимого мужа…
Ведущий :
О чем писать? Я самозванка,
я - Ваша выдумка, я вздор.
Так длилась наша перебранка,
любви извечный разговор...
И раздается смех небесный,
и знаю: день житья-бытья
что значит по сравненью с бездной,
где неразлучны Вы и я?
Видео
Ведущий : В своей поэзии Белла Ахмадулина затрагивает самые разные темы. Она не отгораживается от забот и тревог окружающего мира, пишет о горе Матери, потерявшей дочь , о заботах щедрого душой садовника,, о волнении невесты перед замужеством, с негодованием пишет о «подонках», отравляющим жизнь и радость людям.
Чтец:
О, слово точное - подонки!
Меж них такая кутерьма.
Темны их лица
и подобны одно другому.
Я сама толкаюсь
в их движенье тесном,
не в силах скрыться в стороне,
как бы измазанные тестом,
их руки липнут и ко мне.
Всё, что удобно и съедобно
так безудержно их влечет.
Они ко мне добры сегодня
и обещают мне почет.
Но будут глухи их удары,
когда придет моя пора,
И, как надменные удавы,
они посмотрят на меня........
Есть утешение скупое
- в их жизни, алчной и лихой,
они наказаны собою,
своей бездарностью глухой.
Им предстоит удел обратный.
Он их настигнет всё равно.
Но сколько предано объятий
и душ нестойких растлено!
Ведущий : Целый ряд стихотворений Ахмадулиной посвящен описанию пейзажа, временам года, времени суток: «Плохая весна», «Декабрь», «Август», «Апрель», «Метель», «Ночь»… Эти описания не абстрактны, не оторваны от внутренней жизни лирического героя, а дополняют, обогащают её. В них проявилась тонкая наблюдательность, философское осмысление жизни.
Чтец:
Вот девочки - им хочется любви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.
О новый месяц, новый государь,
так ищешь ты к себе расположенья,
так ты бываешь щедр на одолженья,
к амнистиям склоняя календарь.
Да, выручишь ты реки из оков,
приблизишь ты любое отдаленье,
безумному даруешь просветленье
и исцелишь недуги стариков.
Лишь мне твоей пощады не дано.
Нет алчности просить тебя об этом.
Ты спрашиваешь - медлю я с ответом
и свет гашу, и в комнате темно.
Ведущий : В своих стихах Белла Ахмадулина широко раздвигает горизонты понятия «Любовь», вмещающего в ее системе нравственных координат и добро, и женскую участливость, и бескорыстие, и вольную отвагу, и дерзость ума, и дар понимания, и чувство прекрасной сообразности.
Чтец:
В том декабре и в том пространстве
Душа моя отвергла зло,
и все казались мне прекрасны,
и быть иначе не могло.
Любовь к любимому есть нежность
ко всем вблизи и вдалеке.
Пульсировала бесконечность
в груди, в запястье и в виске…
Я знаю истину простую:
любить - вот верный путь к тому,
чтоб человечество вплотную
приблизить к сердцу и уму.
Ведущий : Казалось бы неразделенная любовь- традиционная тема женской поэзии. Но, если другие поэтессы, обращаясь к ней , сознательно или подсознательно рассчитывают на читательское сострадание, то лирическая героиня Беллы Ахмадулиной остаётся в своём страдании, одинокой, но твёрдой и благородной. У неё хватает сил не осуждать возлюбленного, она даже предлагает ему свою помощь.
Чтец:
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой -
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна — среди стыда
стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль — моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль — моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
Ведущий: Подлинное горе, как правило, настолько велико, что само отрезает все пути к утешению. И задача у лирической героини одна – испытывая боль, сохранять человеческое достоинство.
Чтец:
Не уделяй мне много времени,
вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
руки моей не задевай.
Не проходи весной по лужицам,
по следу следа моего.
Я знаю — снова не получится
из этой встречи ничего.
Ты думаешь, что я из гордости
хожу, с тобою не дружу?
Я не из гордости — из горести
так прямо голову держу.
Ведущий : Особое место в поэзии Беллы Ахмадулиной занимает тема дружбы. Друзей она готова простить, спасти, защитить. “Дружество” — основополагающая ценность ее мира.
Ведущий : “Я никогда не боялась за себя, — говорила Ахмадулина, но мне знаком страх за товарищей”. Она подписывала письма в защиту Синявского, Даниэля. Не боялась говорить о Бродском, когда того уже выдворили из страны. Из ее квартиры уезжали в эмиграцию Василий Аксенов и Владимир Войнович. Ей посвящали стихи Высоцкий и Окуджава. Она написала письмо в газету Нью-Йорк Таймс в защиту Андрея Сахарова, когда промолчали все остальные. Вместе с мужем Борисом Мессерером они навестили Набокова в марте 1977-го.
Видео “По улице моей который год”
Ведущий : По большому счету, Белла Ахмадулина не смогла бы ни состояться, ни выжить без своих друзей-поэтов. Вознесенский назвал ее «божественным корешем». В своих стихах Ахмадулина предстает перед читателем в образе обыкновенной земной женщины, которая может и пишущую машинку взять напрокат, и таблетку аспирина проглотить, и калоши напялить, и поговорить с ней можно на обычном человеческом языке о самых обычных житейских вещах. Но при этом она не утрачивает женственности, стихи ее изящны, легки, изысканны. Статус «товарища» означает для неё возможность и нравственную обязанность протянуть руку помощи другу в трудный для него час: стремление защитить друга, обогреть своей нежностью родственную душу становится нормой существования.
Ведущий :
Когда моих товарищей корят,
Я понимаю слов закономерность.
Но нежности моей закаменелость
Мешает слушать мне, как их корят.
Да будем мы к своим друзьям пристрастны!
Да будем думать, что они прекрасны!
Терять их страшно, бог не приведи!
Ведущий :У каждого поэта есть стихи о творчестве. Для одних оно священнодействие, для других – восторг, для третьих – мука. Для Беллы Ахмадулиной творчество – это незаслуженная, на её взгляд, допущенность к тайне. И, углубившись в эту тайну, можно потеряться самому, исчезнуть. Божий дар становится Божьей карой, но и кару эту, поскольку ниспослана она свыше, поэт принимает с ликованием.
Чтец:
Смущаюсь и робею пред листом
бумаги чистой. Так стоит паломник
у входа в храм. Пред девичьим лицом
так опытный потупится поклонник.
Как будто школьник, новую тетрадь
я озираю алчно и любовно,
чтобы потом пером ее терзать,
марая ради замысла любого.
Чистописанья сладостный урок
недолог. Перевернута страница.
Бумаге белой нанесен урон,
бесчинствует мой почерк и срамится.
Так в глубь тетради, словно в глубь лесов,
я безрассудно и навечно кану,
одна среди сияющих листов
Ведущий : В своих стихах Ахматова хвалит и боготворит атмосферу 19 века, где с восторгом рассказывает о рыцарстве, благородстве, аристократизме, которые за все это время человечество успело потерять и потеряться.
Ведущий : Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация “старинного” слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой.
Чтец:
Всего-то - чтоб была свеча,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.
И поспешит твое перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро.
Уже ты мыслишь о друзьях
Все чаще, способом старинным,
И сталактитом стеаринным
Займешься с нежностью в глазах.
И Пушкин ласково глядит,
И ночь прошла, и гаснут свечи,
И нежный вкус родимой речи
Так чисто губы холодит.
Ведущий : Желание обрести духовную родословную обнаруживается в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Ахматовой, Цветаевой. Марине Цветаевой она посвятила несколько стихотворений.
Чтец:
Четверть века, Марина, тому,
как Елабуга ластится раем
к отдохнувшему лбу твоему,
но и рай ему мал и неравен.
Неужели к всеведенью мук,
что тебе удалось как удача,
я добавлю бесформенный звук
дважды мною пропетого плача?
Две бессмыслицы - мертв и мертва,
две пустынности, два ударенья -
царскосельских садов дерева,
переделкинских рощиц деревья.
И усильем двух этих кончин
так исчерпана будущность слова.
Не осталось ни уст, ни причин,
чтобы нам затмевать его снова.
Впрочем, в этой утрате суда
есть свобода и есть безмятежность:
перед кем пламенеть от стыда,
оскорбляя страниц белоснежность?
Как любила! Возможно ли злей?
Без прощения, без обещанья
имена их любовью твоей
были сосланы вдаль обожанья.
Среди всех твоих бед и плетей
только два тебе есть утешенья:
что не знала двух этих смертей
и воспела два этих рожденья.
Ведущий : 29 ноября 2010 года Беллы Ахмадулиной не стало. В этот день поэт Андрей Дементьев скажет: “Мне тяжело говорить о том, что она была, потому что трудно представить. Удивительное мистическое совпадение: я вчера открыл книжный шкаф, у меня много в кабинете дома книг, просто открыл шкаф, стал на выбор смотреть книги, подаренные мне, и вдруг нашел книгу Беллы с ее трогательной надписью, и я вспомнил, когда это было написано - это было написано давно. И я вспомнил, вдруг на другой день после того, как я посидел с этой книгой, почитал стихи, взгрустнул, и вдруг на другой день мне звонят и говорят - умерла Белла Ахмадулина.Это невероятно было услышать. Это невероятно было услышать после того, как я сидел с ее стихами, когда я вспоминал ее лицо, ее улыбку, ее глаза. Она была очень ранимым человеком, очень нежным, очень тонким. Такие люди не рождаются часто, не просто потому, что она была невероятно талантлива, а просто потому, что она была так организована, духовно организована”.
Чтец:
Не плачьте обо мне - я проживу
счастливой нищей, доброй каторжанкой,
озябшею на севере южанкой,
чахоточной да злой петербуржанкой
на малярийном юге проживу.
Не плачьте обо мне - я проживу
той хромоножкой, вышедшей на паперть,
тем пьяницей, поникнувшим на скатерть,
и этим, что малюет Божью Матерь,
убогим богомазом проживу.
Не плачьте обо мне - я проживу
той грамоте наученной девчонкой,
которая в грядущести нечёткой
мои стихи, моей рыжея чёлкой,
как дура будет знать. Я проживу.
Не плачьте обо мне - я проживу
сестры помилосердней милосердной,
в военной бесшабашности предсмертной,
да под звездой моею и пресветлой
уж как-нибудь, а всё ж я проживу.
Чтец:
Ну вот и ты... Ты за друзьями вслед
Печально улыбнувшись, вдруг шагнула
В ноябрьский, осенний мокрый снег,
В безмолвие и строгость караула.
В том карауле все твои друзья,
Они при деле, и при строгой стати
Стоят они, расправив для тебя
Забытое голубенькое платье.
Они не спят, не пьют и не поют,
Их тени здесь давно расположились,
И те, кто предал, так же предают,
И искренние тоже здесь прижились
А позади осталось меньшинство,
С характером крутым тоска и холод,
Логичный ход часов и естество,
Твое окно, и голос твой и город.
Осталась мудрость, слезы и печаль,
На книжных полках страсти силуэты
Так ветер нежность с горечью венчал
Так уходили в караул поэты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме "Если я когда-нибудь стану папой или мамой, то..."
Классный час для 8-9 кл. проводится на башкирском языке....
Моих друзей медлительный уход. Памяти Б. Ахмадулиной.
•Это материал для уроков внеклассного чтения или к теме «Поэзия 21 века. 11 класс». Учитель может дополнять, изменять ресурс. Презентация посвящена памяти Б. Ахмадулиной и содержит биографически...
Литературный вечер, посвящённый творчеству Беллы Ахмадулиной
Сценарий литературного вечера для старшеклассников, посвящённого творчеству известной российской поэтессы Беллы Ахмадулиной....
"Послушаем, что скажет лира..." Сборник дидактических материалов, посвященных жизни и творчеству сибирской поэтессы Л.Никоновой (Русский язык. 8-9 класс)
«Послушаем, что скажет лира…» - очередной сборник из серии «Людей Великих Имена». В него включены биографические сведения из жизни Любови Никонов...
И тогда, я уверена, вы скажете: «У меня хорошие ученики».
Эссе учителя биологии...
Давайте вспомним что-нибудь о ком-нибудь хорошее, веселое, прикольное из наших школьных лет! Евдокимов О.В.
Отрывки драгоценных разговоров. Воспоминания о Школе Народного Искусства, ее учащихся, работниках и учителях. Воспоминания носят субъективный характер и выполнены в художественно-очерковом жанре.Памят...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме « Твоя прическа скажет все за тебя »
rdquo;Твоя прическа все скажет за тебя”- внеклассное мероприятие, для учащихся 6-10 классов. Целью данного мероприятия является содействие к сплочению коллектива ш...