Внеклассное мероприятие по литературе в 7-8 классах "Путь к состраданию"
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Салимова Зиля Рифовна

Конспект урока по внеклассному чтению по литературе в 7 классе "Путь к состраданию" по произведению Ф. Достоевкого "Братья Карамазовы". Урок построен на основе отрывка из произведения "Мальчики". Подробно рассматривается жизнь Илюши и Коли Красоткина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_bratyam_karamazovym.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»  - «Мальчики»).

Форма урока. Урок-диалог.

Цели: - сформировать первое представление о художественном мире Ф.М.Достоевского, где человек показан в напряженные, критические моменты жизни;

            -актуализировать для учащихся нравственные проблемы произведения(сострадание другому человеку, милосердие, деятельная любовь к ближнему);

            - сформировать навык характеристики героя;

            - познакомиться с характерными героями творчества Достоевского, определить основные мотивы и темы творчества писателя.

Методические приемы: работа с эпиграфом, аналитическая беседа, сопоставительный анализ образов, работа с иллюстрациями, словарная работа, составление «Листа итогов» о мире души героев писателя.

Словарная работа: образ-символ, характер героя, художественная деталь, проблематика; самолюбие, самолюбование, самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие.

Оборудование: учебник-хрестоматия, схема характеристики литературного героя, презентация к уроку (мультимедиапроектор): портрет, иллюстрации.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Завершая знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского в 7 классе, мы вспомним все исследования отрывка из романа «Братья Карамазовы» - «Мальчики» и определим основные мотивы творчества писателя.

Объявление темы урока

2. Работа с эпиграфом 1.

- Обратимся к эпиграфу к уроку.

Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю всеглубины души человеческой…
                                             Ф.М.Достоевский
                       Запись в тетради 1880–1881 гг.

- В чем же заключается особенность произведений Ф.М.Достоевского? Какова их проблематика?

                 (Писателя интересует мир души человека, значит, произведения посвящены решению  нравственных вопросов: проблема добра и зла, любви и уважения, прощения).

Работа с эпиграфом 2.

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…
                                            
Ф.М.Достоевский

- Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем его произведений. Какую же?

               (Тема детства, роли детей в жизни человека).

- Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся к эпиграфу 3.

ребенок что цветокчто листок, завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.
                                     
Ф.М. Достоевский
                            «Дневник писателя», 1873г.

- О чем же писал Достоевский?

                   (О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных теме детского страдания.)

3. – Да, действительно, дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского.

- А вспомните, кого мы считаем настоящим, истинным, героем художественного произведения?

                     (Того, кто претерпевает изменения в душе, развивается)

- Кто из героев изучаемого отрывка совершает такой путь познания, развития? (Все дети: Илюша, Коля Красоткин, Снегирев)

- Каким вы представляете себе этот путь? Какой яркий образ возникает в вашем воображении, когда мы говорим об этом жизненном пути героев?

                (Путь до Илюшиного камня.)

- Какую роль сыграл этот камень в жизни каждого героя?

                 (Камень – символ преграды, встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий, слез, символ той ТВЕРДОЙ, т.е. НЕПРЕЛОЖНОЙ ИСТИНЫ, которая открывается далеко не каждому в жизни)

Обращаемся к доске(изображение камня и дороги)

4. – Один из мальчиков – Илюша Снегирев – оказывается на этом пути познания. К чему этот путь его привел?

Опираясь на наиболее важные, на ваш взгляд, элементы плана характеристики литературного героя, определим особенности образа Илюши в изучаемом отрывке.

- Во-первых, обратимся к предлагаемым для анализа эпизодам, изображенным на иллюстрациях. Какие эпизоды нам представлены?

                    (Иллюстрация 1 – Илюша и Алеша Карамазов, иллюстрация 2 – У постели Илюши).

- Сопоставим образ Илюши в начале отрывка и в последних сценах. (Заполнение таблицы:

Илюша и Алеша Карамазов

  • один,
  • злоба – отражение неправедности жизни взрослых,
  • познание милосердия

У постели Илюши

  • окружен людьми (неравнодушными, любящими),
  • добро, облегчение мук совести,
  • сочувствие, сострадание

- Какое же открытие совершает для себя Илюша? Как изменился герой в течение жизненного пути?

                    (Открытие товарищества, сочувствия и сопереживания;                  

                      открытие радости, светлых чувств и переживаний,

                     осознание прощения, счастья прощения и любви)

- Какие еще детали портрета Илюши заставили вас задуматься о том  жизненном пути, который совершает герой?

                   ( Такие детали портрета мальчика…

                      … как глаза: темные, большие на светлом вытянутом лице, пропитанные злобой, - отражение несовершенства окружающего мира, символ неправедной, жестокой жизни взрослых людей

                      … как интерьер, с которым словно срастается герой и его отец, да и вся семья Снегиревых – вспомним эпиграф к уроку: ребенок сравнивается Достоевским с цветком, однако вынужден жить в нищете, мы словно слышим горький плач писателя о детях

                   … как поведение героя: его слезы в ответ на защиту Карамазова – символ непонимания, удивления, беззащитности, его жажда мщения и осознанное понимание необходимости прощения, его беззаветная любовь к отцу и уверенность в нерушимости семьи)

- Таким образом, камень для Илюши – это некий значимый образ. Постараемся понять, к чему ведет эта тропинка до Илюшиного камня и какую роль сыграли эти образы в жизни Илюши.

                     

  Камень

- познание истины, которая «пришибла» мальчика,

- познание веры в человека, в добро, милосердие, любовь

5. Характеристика образа Коли Красоткина.

- А другой мальчик – Коля Красоткин – меняется ли? (Да.) И какое значение имеет образ камня, появившегося на жизненном пути героя?

- Постараемся  сопоставить эпизоды, в которых появляется Коля Красоткин: до встречи с Алешей Карамазовым и у Илюшиного камня. Каков герой? (Составление таблицы)

Перед встречей с Алешей

-самолюбие

-самодовольство

-самолюбование

-самовластие

У Илюшиного камня

-доброта

-великодушие

-самоанализ

-способность к самоосуждению

- Итак, к чему приходит герой в конце произведения, какие важные открытия совершает он в своей душе?

             (Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей)

6. – Какую роль в жизни мальчиков сыграл взрослый человек – Алеша Карамазов?

          (Этот герой – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе + цитата!

             Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия(защитил Илюшу от летящих камней),

             Алеша – это и человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!)

- Нужно ли участие старших в делах детей?

7. Подведение итогов.

- Каков же путь к состраданию, по мысли Ф.М.Достоевского?

              (Это путь через страдания, испытания, боль, утраты…)

- И к чему еще ведет этот путь?

(К добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью)

- Почему так важна для писателя тема детского страдания? Обратимся к эпиграфу к уроку.

и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…

ребенок что цветокчто листок, завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи…       

  (Дети переживают «взрослое» горе и открывают тайну радости любви друг к другу.)

8. Домашнее задание.

Составить «литературный этюд» или «литературную зарисовку» по теме «Мир души героев Достоевского».


 
ребята говорят об уроках доброты, вынесенных из детства, о духовной памяти и нравственном опыте человека, думают над словами Алёши Карамазова: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь эдакое прекрасное святое, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасён человек на всю жизнь».

Такими «хорошими воспоминаниями» детства могут стать и школьные уроки, общение и совместное обсуждение какой-либо проблемы, поиски её решения, ответов на волнующие подростков вопросы. В этом отношении у литературы как у учебного предмета неограниченные возможности и ценный материал, потому что предметом здесь становится не только литературное, но и гуманистическое образование и воспитание личности.


3. Нравственные уроки Ф.М.Достоевского.

  1. Зло порождает зло, насилие порождает насилие, жестокость – жестокость.
  2. В праве на жизнь и счастье все люди равны.
  3. Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь.
  4. Человек – это живая душа, личность, а на материал для эксперимента.
  5. Нельзя видеть в мире только зло: кроме него, есть ещё и добро.
  6. Надо иметь много сил, чтобы противостоять жестокости и несправедливости.
  7. Законы существуют. И если не действуют юридические, то человеческие всегда предполагают муки совести.
  8. Преступлением не изменить жизнь к лучшему.
  9. Благо, добытое кровью, не благо.
  10. Если хочешь изменить мир, начни с себя.
  11. Свобода и ответственность не может быть подменена дарованным свыше счастьем.
  12. Истинный гуманизм не имеет ничего общего с пренебрежительно-снисходительным отношением к людям.

Ф.М. Достоевский. "Мальчики" 

Цель изучения темы. Дать первое представление о художественном мире Достоевского, где человек показан в напряженные, критические моменты жизни. Актуализировать для семиклассников нравственные проблемы произведения: борьбы добра и зла в душе человека, сострадания к другому человеку, милосердия, деятельной любви к ближнему как проявления человечного в человеке. Ставить учащихся в ситуации нравственного выбора, обогатить их опытом нравственных переживаний, размышлений о нравственном и безнравственном поступке, о самомнении и самолюбовании, вовлекая в диалог с юными героями Достоевского. Показать, что подростки в изображении Достоевского особенно подвержены как добрым, так и злым влияниям. Подчиняясь сильному, они способны бездумно и жестоко травить слабого. Но они же ранимы и отзывчивы к добру, как и взрослые, могут глубоко любить и страдать. Познакомить школьников с характерными героями Достоевского: штабс-капитаном Снегиревым - "униженным и оскорбленным", опустившимся, придавленным обстоятельствами, но глубоко чувствующим, скорбящим об утраченном достоинстве человеком; Алешей Карамазовым - "положительно-прекрасным" человеком, одним из любимых героев Достоевского; Колей Красоткиным - рождающейся сильной, незаурядной личностью, которая ищет свое место в мире, жаждет понять и объяснить себе мир.

Урок первый, "...я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой..." 

Ф.М. Достоевский. Запись в тетради 1880-1881 гг. 

Чтение вступительной статьи. Комментарий и дополнения учителя к ней с тем, чтобы через краткое знакомство с важнейшими событиями из жизни Ф.М.Достоевского, особенностями его изображения страдающего человека в критические, переломные моменты жизни ввести учащихся в тему, подготовить их к чтению и восприятию глав "Мальчики", Чтение в классе главы "Связался со школьниками" и беседа о ней по вопросам 1 - 3 (ч. 2, с. 104).

Задание на дом. Дочитать "Мальчиков" до конца, подготовиться к обмену впечатлениями о прочитанном по заданиям 1 - 3 ко всей повести (с. 103- 104).

Урок второй. "Слезы... сочувствия, сострадания и любви". 

Впечатления о прочитанном (по заданиям 1-3 ко всей повести). Пересказ и выразительное чтение взволновавших учащихся эпизодов. Предварительная беседа о поступках и переживаниях героев, которые привлекли их внимание, о вопросах, над которыми задумались семиклассники. Повторная беседа о главе "Связался со школьниками" (теперь с опорой на знание текста в целом) по вопросам:

- Почему произошла "перестрелка" у канавки?

- Почему никто из мальчиков не встал на защиту Илюши?

- Как повел себя Алеша Карамазов? Объясните его поведение. Одобряете или нет вы его поступки?

- Чего ожидал от Алеши "опальный"

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

мальчик? Почему в определенный момент он не смог продолжить свои нападения?

- Найдите в этой главе слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, Чем объясните вы обилие этих слов?

- Один исследователь творчества Достоевского подметил, что писателя больше интересует не противостояние добра и зла в жизни, а зарождение зла в душе человека. "Зло рождается из остервенения в борьбе за свое добро" - так сформулировал этот исследователь свое открытие. Попробуйте проиллюстрировать эту мысль происшествием, о котором мы только что размышляли.

Задание на дом. Перечитать главы "Надрыв в избе", "И на чистом воздухе" и подготовиться к беседе по заданиям к этим главам, сделав необходимые пометки в тексте.

Урок третий. "Надрывы" (В семействе штабс-капитана Снегирева). 

Взаимопонимание, сострадание, духовное единение отца и сына, готовность защищать друг друга в момент тяжелого испытания. Глубокое изображение душевных переживаний штабс-капитана Снегирева и Илюшечки, обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка. Беседа, организующая текстуальный анализ глав "Надрыв в избе", "И на свежем воздухе":

- Книга четвертая второй части "Братьев Карамазовых", из которой взяты эти главы, так и называется "Надрывы". Почему? Как вы понимаете смысл названия этих глав?

В дополнение к вопросам и заданиям хрестоматии к этим главам можно предложить следующие:

- Герой в произведении как бы срастается с интерьером, который становится еще одним штрихом в его облике. Вспомните каморку Герасима, описание татарской сакли в "Кавказском пленнике" или комнаты матери, в которой Владимир Дубровский проводит последнюю ночь в родном доме. Не так у Достоевского. Мы с Алешей Карамазовым попадаем в квартиру штабс-капитана Снегирева, Он свыкся с обстановкой, в которой живет, но он ее и стыдится. Выходит, что интерьер не однозначно характеризует героя, а многопланово. Как в поведении и словах штабс-капитана Снегирева показано, что он стыдится своего теперешнего положения и остро переживает нищету и унижение?

- Найдите в главе "Жучка", как характеризует Алеша Снегирева Коле Красоткину. О каком отношении Алеши к Снегиреву свидетельствуют его слова? Совпадают ли мнения Алеши и Коли об этом человеке? Как эти мнения характеризуют самих участников диалога? А что вы сказали бы о штабс-капитане?

- Проследите по тексту, как изменялось душевное состояние мальчика в те три вечера, когда они говорили с отцом по дороге к большому камню. Какую роль, по-вашему, в передаче душевного состояния отца и сына играет пейзаж?

Задание на дом. Перечитать главы "Жучка", "У Илюшиной постельки", "Илюша". В этих главах, а также в ранее разобранных в классе отобрать фрагменты текста, важные для характеристики Илюши Снегирева (по плану в статье "Характер литературного героя" - ч. 1 хрестоматии, с. 104). Ответить на вопрос 4 к главе "Жучка".

Урок четвертый. "Дорогой для нас мальчик!.." (Илюша Снегирев). 

"Он был славный мальчик, добрый и храбрый мальчик, чувствовал честь и горькую обиду отцовскую, за которую и восстал".

Работа под руководством учителя над коллективным устным сочинением-характеристикой Илюши Снегирева. Примерный план:

1. О чем говорят, чем важны для понимания Илюши портрет мальчика, изображение обстановки его дома, родственников?

2. Какие события заставили особенно страдать Илюшу? (Унижение отца, история с Жучкой, смертельная болезнь.) Как повлияли эти события на взаимоотношения Илюши с Колей Красоткиным и другими мальчиками? Могли ли эти отношения сложиться иначе? Какие черты характера Илюши раскрываются в его взаимоотношениях с товарищами?

3. В каких эпизодах, по-вашему, страдания Илюши достигают наибольшей глубины и силы? Какие детали (портрета, речи, поведения) помогают понять его переживания, заставляют сострадать мальчику?

(Отдельные фрагменты, например диалог Илюши с Колей о Жучке, читает и комментирует учитель).

4. Что скрасило последние дни мальчика? Были ли в них счастливые минуты?

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

Заключение к устному сочинению по вопросу: "О чем заставляет задуматься трагическая судьба Илюши Снегирева?" - каждый пишет самостоятельно в конце урока.

Задание на дом. Выполнить задания 1,2, 3 к главе "Жучка". В сильном классе прочитать из романа "Братья Карамазовы" (ч. 4, кн. 10) главы: "Коля Красоткин", "Детвора", "Школьник", "Раннее развитие". Опираться на них при выполнении заданий.

Урок пятый. "Главное, был очень самолюбив" (Коля Красоткин). 

Беседа о незаурядном характере Коли Красоткина по прочитанным главам. Если класс не читал дополнительно главы, указанные в домашнем задании, учитель читает и комментирует отдельные фрагменты из них в классе. Самоутверждение Красоткина. Его самолюбие, самомнение, самолюбование, но и доброта, великодушие, независимый дух, самоанализ, работа над собой, способность к самоосуждению. Мнения учащихся о характере Коли Красоткина, размышления о нем на основе текстуального анализа по заданиям хрестоматии к главам "Жучка", "У Илюшиной постельки", "Илюша", а также следующим:

- Охарактеризуйте отношение мальчиков к Коле Красоткину. По каким особенностям их поведения можно судить об этом? Чем вызвано такое отношение?

- Покажите, что Коля постоянно размышляет о себе, заботится о производимом им впечатлении, самоутверждается и поступками, и манерой говорить с окружающими сверстниками и взрослыми. Хорошо это или плохо?

Если учащиеся не читали главы, указанные в домашнем задании, учитель прочитает и прокомментирует эпизод о случае на железной дороге, фрагменты диалогов с Агафьей, "пузырями" ("птенцами"), с торговцами на базарной площади, с Смуровым, Алешей Карамазовым (по выбору), или к ним обратятся сами учащиеся, подкрепляя свои рассуждения. Беседа о нравственных понятиях самолюбие, самолюбование, самомнение, самодовольство, самовластие, самоутверждение, самоосуждение на основе лексической работы.

- Способен ли к самоосуждению Коля Красоткин? ("...я не приходил из самолюбия, из эгоистического самолюбия и подлого самовластия, от которого всю жизнь не могу избавиться, хоть всю жизнь ломаю себя").

- В чем проявились доброта и великодушие Коли?

Задание на дом. Прочитать заключительную главу. Подготовить развернутый ответ на вопрос с примерами из текста: каким представляется вам Алеша Карамазов?

Урок шестой. "Карамазов, мы вас любим!" (Алеша Карамазов). 

Выступления учащихся по вопросу домашнего задания.

Дополнительные вопросы учителя:

- Нужно ли, по вашему мнению, участие старшего в делах детей? Какой ответ на этот вопрос дает автор?

- Почему Коля Красоткин мечтает познакомиться с Алешей? Вопросы 1, 2 к этой главе хрестоматии. Чтение учителем слова Алеши у "Илюшиного камушка" и размышление над ним по вопросам в 3-м задании хрестоматии.

Задание на дом. Выполнить задания 1, 2 в разделе "Возвращаясь к прочитанному" (с. 106).

Урок седьмой. "...Ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства..." 

Осмысление прочитанного в целом, подготовка к творческой работе - сочинению. Рассматривание и обсуждение иллюстраций к главам (например, художника В. Панова в книге "Ф.М. Достоевский детям". - М., 1971) или выполненных учащимися. Устное словесное рисование. Задания 1, 2 из раздела "Возвращаясь к прочитанному" (с.106).

- Какое воспоминание в понимании Достоевского - хорошее воспоминание?

Обсуждение тем сочинений, предложенных в разделе "Попробуй сочинить". Комментируя их, важно обратить семиклассников к своему внутреннему миру, оживить, актуализировать пережитые ими муки совести, возможно, самоосуждение или, напротив, чувство удовлетворения от совершенного поступка, сосредоточить их на размышлениях о поведении в ситуации нравственного выбора, с которой сталкивались они в жизни.

  1. Словарная работа
  2. Объяснить  лексическое значение слов: фискал, фискалить; унижение, унизить; обидеть; слово-ер-с; юродивый; самоуничижение.

III группа

Творческое задание: написать стихотворение на тему: «Спешите делать добрые дела»

Словарная работа

Достоинство –  положительное свойство (противоположное–  

недостаток)            (достоинство книги)                (оценить по достоинству),

 уважение к себе (чувство собственного достоинства, держаться                

с достоинством)

Фискал – доносчик

Фискалить – доносить

Обижать – причинить обиду

Обида – несправедливые слова или поступок по отношению к кому-либо, а так же неприятное чувство, вызванное этими словами, поступком.

Унижение – оскорбление

Унизить – оскорбить чье-то самолюбие, достоинство

Самоуничижение (самоуничтожение) – намеренное унижение, принижение, умаление самого себя.

Тема урока:   «Спешите делать добрые дела»

                                                

                                                        А вы, кому за нами жить,

                                                        Ведь и от вас навеки в звездность        

                                                        Уйдет ваш лермонтовский возраст.

                                                        Спешите что-нибудь свершить…

      М. Львов

Эпиграфом к уроку я взяла слова из стихотворения М. Львова «Мой Лермонтов».

        На последних уроках мы знакомились с творчеством М. Ю. Лермонтова, который хотел все попробовать, все успеть. Его волновали вечные вопросы человечества: любовь и ненависть,  добро и зло,  прощение и месть.

Цели урока:

  1. познакомиться с такими понятиями, как унижение и чувство собственного достоинства,
  2. проанализировать, к чему может привести человека унижение.

А выяснить все это нам поможет Ф.М. Достоевский (1821 – 1881) и его книга «Братья Карамазовы».

Беседа с классом

1. Вам понравилось прочитанное?

2. Главы, посвященные мальчикам – это всего лишь небольшой отрывок из романа «Братья Карамазовы». Когда-нибудь, став взрослыми, вы прочитаете его, а в 10 классе мы будем знакомиться с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского. Но даже сейчас, не читая всего романа, мы можем предположить, почему Ф.М. Достоевский заканчивает свою книгу главой, посвященной детям. Как вы думаете?

(Дети – это будущее. Каким будет каждый из вас, таким будет и наше будущее, наша жизнь.)

3. Недавно мы прочитали поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Как вы думаете, есть ли сходство между этой поэмой и главами из романа Достоевского? В чем это сходство?

   (Да, есть. 1. Оба героя умирают.

2. Но, несмотря на это, и в том, и в другом произведении нет                                  ощущения безнадежности и отчаяния. Они не воспринимаются как произведения мрачные, полные горечи и безысходности. Наоборот, в них провозглашается торжество жизни.)

4. Главным героем глав, посвященных мальчикам, является Илюша Снегирев.

Расскажите, при каких обстоятельствах мы впервые встречаемся с Илюшей?

5.  Как он выглядит?

6.  Как он ведет себя по отношению к Алеше Карамазову?

7. Как вы думаете, почему он «вдруг громко заплакал в голос, и     побежал от Алеши»?

(Была обида, следовательно, надо было отомстить, т.е. вылить боль на кого-то другого, поэтому А. Карамазов не принимает этого вызова, не раздражается, а по-человечески пытается понять мальчика, причем спрашивает у него: «В чем я виноват перед вами?»  Такого обращения Илюша просто не ожидал.)

8. Герой какого произведения похож на Алексея Карамазова в этот момент? 

(Главный герой рассказа А. Платонова «Юшка»: 1) «Сердце в людях бывает слепое…», 2) «Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них… Они не понимали, почему он не поругает их за то, что они бросали в него предметы с земли, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как делают все большие люди…)

9. Почему с такой злостью и вызовом вел себя Илюша с Алексеем Карамазовым?

а. Вспомните историю с отцом Илюши – Николаем Ильичом Снегиревым.

б. Почему отец Илюши не мог вызвать своего обидчика (Дмитрия                      

    Федоровича – брата Алеши Карамазова) на дуэль?

10. Почему Илюша «восстал  один против всех»? Как это его характеризует?

11. Как вы понимаете слово «унижение»? Что значит унизить человека?

12. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?    

(На доске) Человек прав, если верит тому, что нет на свете ни                                   одного человека  выше его, но он ошибается, если думает, что есть на свете хоть один  человек ниже его. (Из сборника «Круг чтения»)

13. К чему может привести унижение? Обидеть и унизить - это одно и то же?

(Один человек может потерять веру в себя, а другой возгордиться.

Звучит стихотворение  Л.Енгибарова «Не обижайте человека».

А еще это может привести к желанию отомстить, т.е. к  желанию причинить боль другому, а тем самым  продолжить эту цепочку обид и унижений.)

14. К чему унижение подтолкнуло Илюшу?

     (К желанию отомстить)

15. Какой план отмщения за унижение отца появился у  Илюши?

16. На основе всего сказанного, какой вывод вы можете  сделать о характере мальчика?

17. Кто такой Коля Красоткин и какие отношения сложились у него с Илюшей?

18. Можно ли сказать, что эти отношения были основаны на унижении? Докажите свою точку зрения.

 19. Какую роль в истории Илюшей сыграла Жучка?

20. Как болезнь и смерть Илюши отразилась на жизни детей?

Слово учителя

Коля Красоткин раскаивался, жалел о том, что вовремя не  помог Илюше. Хотя и с опозданием, он все же помогает Илюше поверить в себя, помогает очистить его душу от чувства вины, убеждая, что Жучка жива. Именно поэтому мы не чувствуем безысходности, обреченности, горечи, хотя Илюша умер.

А ведь Коля мог и опоздать. Поэтому спешите делать добрые дела!

Ребята читают стихи, написанные ими по теме «Спешите делать добрые дела».

21. Вспомните речь Алёши Карамазова после похорон Илюши возле камня. Что в ней является главным?

(Не бойся жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое.)

(Прочитать слова А. Карамазова о воспоминании, вынесенном из детства.)

Заключительное слово учителя

Наша жизнь состоит из мгновений, с которыми связаны какие-то воспоминания. Может быть, когда-нибудь вы вспомните этот урок и это убережет вас от ненужного шага.

        Спешите делать добрые дела.

 Главы «Мальчики» являются частью одного из самых великих романов Ф.М. Достоевского - «Братья Карамазовы». Они повествуют о судьбах и характерах двух подростков - Коли Красоткина и Илюши Снегирева. Связывает двух этих персонажей один из главных героев романа – Алеша Карамазов. 
    Итак, мы знаем, что Коля и Илюша дружили. Можно сказать, что Красоткин спас Илюшу - от издевательств одноклассников. С того момента Илья полюбил Колю всей душой – он видел в нем старшего друга, товарища, своего спасителя: «предался мне рабски, исполняет малейшие мои повеления, слушает меня как бога, лезет мне подражать». 
    Да и Красоткин был привязан к Илюше. Но этому мальчику нравилось влиять на людей, управлять ими по своему усмотрению – Коле хотелось чувствовать себя господином других людей. Именно поэтому он стал «играть» на чувствах Снегирева, то приближая его к себе, то – отталкивая. 
    В отчаянии от такого отношения своего друга Илья совершил страшный поступок – по наущению мерзавца Смердякова он накормил голодную собаку хлебом, в котором была спрятана игла: «проглотила и завизжала, завертелась и пустилась бежать, бежит и все визжит». Это, а также то, что Коля не захотел общаться с ним, очень сильно повлияло на Илюшу. Мальчик очень сильно – смертельно - заболел. 
    Конечно, позже Коля раскаялся в своем поступке. Он пришел к постели умирающего друга и чуть не расплакался, увидев худенького бледного Илюшу. Красоткин нашел Жучку, дал себе обещание проводить с больным мальчиком много времени. 
    Но, как показывает автор, Илюшу уже не спасти. И во многом в этом был виноват Коля Красоткин, который считал себя выше других, считал себя вправе играть чувствами людей. 
    Из беседы героя с Алешей Карамазовым мы узнаем, что Коля называет себя социалистом. Он не верит в Бога, по сути, мало образован, однако обладает огромным самомнением. Алеша говорит об этом герое, что «он хороший, но извращенный». Что это значит? 
    Коля обладает хорошими задатками – он умен, добр, у него есть сила воли и целеустремленность. Но существует что-то в натуре героя («извращенность»), что делает его поистине страшным человеком: «Мне только грустно, что прелестная натура как ваша, еще и не начавшая жить, уже извращена всем этим грубым вздором». 
    Таким образом, в главах «Мальчики» Достоевский поднимает и проблему влияния на молодые умы различных общественных направлений, зачастую неправильных, тлетворных, губительных. Именно таковым писатель считает социализм. 
    Мне очень жаль Илюшу и собаку, которую он чуть не убил, послушавшись совета подлого Смердякова. Действительно, мнение взрослых людей играет огромную роль в жизни подростков. Как важно, чтобы советы старших были мудрыми и правильными, ведь от них во многом зависит судьба детей, судьба всего общества в целом. Главы «Мальчики» , как мне кажется, как раз об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.

Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу  положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы"

Литературная игра с использованием системы голосования (тестовые задания)....

Внеклассное мероприятие по литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"...

Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.

Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну :  заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС "В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ"

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспи...

Внеклассное мероприятие по литературе: "Современная литература: читать или нет".

В форме литературного кружка дается общее представление о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах, идет знакомство с творчеством совреме...