«Библиоринг для эрудитов»
методическая разработка по литературе

Парамонов Дмитрий Вячеславович

«Библиоринг для эрудитов» - внеклассное мероприятие по литературе, предназначенное для обучающихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «Библиоринг для эрудитов»81 КБ

Предварительный просмотр:

БИБЛИОРИНГ ДЛЯ ЭРУДИТОВ

(Интеллектуальная литературная игра)

Задача:

Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению литературы.

Цели:

  1. Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; самостоятельности в получении знаний.
  2. Расширение запаса знаний школьников по литературе: в области литературоведения, библиографии, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету.
  3. Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность  преодоления отставания по русскому языку и литературе.
  1. Выявление особо одарённых детей и развитие их творческих индивидуальных способностей.
  2. Воспитание у школьников чувства ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.

Оформление:

На доске (сцене) плакат: «Всякая книга существует в стольких различных вариантах, сколько у неё читателей» (А. Франс).

В игре принимают участие три команды. Участники выбирают капитана и придумывают себе название. Варианты – «Читайка», «Библион», «Книга».

Для проведения мероприятия понадобится:

• схема с изображением литературных памятников, конверт с шаржами и эпиграммами, карточка с криптограммой – для каждой команды;

• карточки с высказываниями известных в мире литературы людей;

• сигнальные карточки, с помощью которых команды «говорят», что готовы отвечать;

• песочные часы на минуту;

• аудиозапись вальса Г. В. Свиридова к драме А. С. Пушкина «Метель»;

• листы бумаги и ручки;

• плакат с таблицей для криптограммы;

• жетоны – за правильные ответы;

• призы для победителей.

Ход игры:

ВЕДУЩИЙ: У каждого человека в течение жизни складывается своя библиотека прочитанных и любимых книг. Французский искусствовед Шарль Блан как-то заметил: «Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку».

Сейчас трудно судить об уме человека, осмотрев только его библиотеку и забыв, что есть Интернет. Но неоспоримо то, что в рамках школьной программы по литературе все ученики знакомятся с определённым рядом авторов и их произведений.

В ходе нашей сегодняшней игры вам предстоит вспомнить не только изученные программные произведения, но и внепрограммные, проявить свои аналитические и ораторские способности. Само название игры – «Библиоринг» - говорит о том, что вам надо будет вспомнить книги, их создателей и литературных героев. Книги проявляются в наших мыслях, поступках, фильмах, музыке.

Конкурс №1

Уважаемые участники, сейчас мы послушаем вальс Г.В. Свиридова и вспомним повесть А.С. Пушкина «Метель». А после музыкального момента каждая команда в нескольких фразах попробует рассказать о сути этой повести, её главной мысли. Итак, вы готовите свои высказывания, пока звучит музыка.

(Звучит вальс Г. В. Свиридова. Затем команды по очереди отвечают. Это задание не оценивается.)

Вы убедились, что одно и то же произведение каждая команда трактовала по-своему - так, как ребята поняли его и запомнили. Спасибо!

Начнём нашу интеллектуальную литературную игру, в которой принимают участие три команды.

Конкурс №2 – Представление команд.

ВЕДУЩИЙ:

Наша игра состоится на просторах особой страны,

Которой строки мои посвящены:

Известной планеты просторы огромны,

Там смелой фантазии плещутся волны,

Там скалы идей устремляются к высям,

Обширны поля там образных мыслей.

Там звёзды горят персонажей ярчайших

С характером сильным и глубочайшим.

Там страны мелькают, места, города,

Там вымысел с правдою вместе всегда.

Реальные авторы там рядом живут

В творчестве с теми, кого создают.

На планете бывал той каждый из нас,

Открывая роман или повесть, рассказ,

Слушая в детстве мамины сказки

В атмосфере любви и родительской ласки.

Литературией планета сия называется,

И для читателя она всегда открывается.

«Нет во вселенной планеты такой!» -

Возразит нам скептик один и другой...

Спорить не будем, лучше войдём

И по параллелям планеты пройдём.

И чтобы интеллектуальный путь пройти,

Предлагаю разминку в начале пути.

Конкурс №3 – РАЗМИНКА

Игроки должны дать как можно больше ответов. Время засекается с помощью песочных часов.

Вопросы

Блок А

  1.  Что за богатырь 33 года просидел на печке? (Илья Муромец.)
  2.  Что есть у дерева и у книги? (Лист.)
  3.  Куда загнал Даниель Дефо своего известного героя? (На необитаемый остров.)
  1.  Михаил Шолохов считал эту реку «тихой». (Дон.)
  2.  Что было в начале? (Слово.)
  3.  Гоголевский жмот. (Плюшкин.)
  4.  Автор «Повестей Белкина». (Александр Пушкин.)
  1.  Как назвали судно, так оно и плыло. («Беда».)
  2.  На нём писали в Древнем Египте. (Папирус.)
  3.  Автор, написавший о собачке с именем «разговора» коровы. (Иван Тургенев, «Муму».)
  4.  Стаи чего гоняет могучий ветер? (Туч.)
  1.  Имя ловца пиявок и друга Барабаса. (Дуремар.)
  2. Создатель «Трёх мушкетёров». (Александр Дюма.)

Блок Б

1. Кто задавал вопрос «Быть или не быть»? (Гамлет.)

  1.  Древнерусские грамоты из коры. (Берестяные.)
  2.  Что за «каланча» жила у заставы Ильича? (Дядя Стёпа.)
  3.  Девочка, побывавшая в Стране чудес. (Алиса.)
  4.  Кто рассказал о слоне, облаянном Моськой? (Крылов.)
  5.  Любимый цветок Маленького принца. (Роза.)
  6.  Ядовитое дерево, воспетое Пушкиным. (Анчар.)
  7.  Автор сказов о Хозяйке Медной горы. (Павел Бажов.)
  8.  Переработку литературного произведения для постановки в театре называют... (Инсценировкой.)
  9.  Писатель Лагин в пару Вольке Костылькову послал волшебника... (Хоттабыча.)
  10.  Какое время года пропела попрыгунья-стрекоза? (Лето красное.)
  11.  Он блоху подковал. (Левша.)
  12.  Литературный прокурор. (Критик.)

Блок В

1. Как звали сказочного героя, который называл себя «самым правдивым человеком на земле»? (Барон Мюнхгаузен)

2. Кто из сказочных героев давал себе такую характеристику: «Красивый, умный и в меру упитанный»? (Карлсон)

3. Кто из литературных героев совершил кругосветный поход на двухместной парусной яхте «Беда»? (Капитан Врунгель)

4. В какой сказке есть глава, которая называется «Разоблачение Великого и Ужасного»? («Волшебник Изумрудного города»)

5. Один из старых грехов, о котором, по словам Крылова, давно твердили миру. (Лесть.)

6. Золушкин башмачок был простой или золотой? (Хрустальный)

7. Мальвина брюнетка или блондинка? (У неё голубые волосы)

8. Книжные страницы из кожи. (Пергамент.)

9. Любимое время года Александра Пушкина. (Осень.)

10. Что просил старик у золотой рыбки в первый раз? (Ничего)

11. Сколько человек тянули репку? (Трое, остальные – животные)

12. У Колобка на шее был галстук или бантик? (У него не было шеи)

13. На какое ухо был глух кот Базилио: на правое или левое? (Он был или притворялся слепым)

Жюри подводит промежуточные итоги.

ВЕДУЩИЙ: Известный писатель и философ Дени Дидро сказал, что «люди перестают мыслить, когда перестают читать».

КОНКУРС №4. Прочитайте и осмыслите информацию.

(Ведущий раздаёт командам картонки с высказываниями известных в мире литературы людей.)

ВЕДУЩИЙ: Уважаемые участники, перед вами карточки с высказываниями известных людей. Вы читаете своё высказывание, обсуждаете в команде, и затем выбранный вами оратор раскроет смысл написанного изречения.

Карточки

  1.  «Наука книги ещё не полна без науки жизни» (Виссарион Белинский).
  2.  «Книга не подвластна времени, если идущее вперёд время вбирает её в себя» (Томас Манн).
  3.  «Книга – это духовное завещание одного поколения другому» (Александр Герцен).

(Команды выполняют задание.)

КОНКУРС №5. «Узнайте памятник и героя»

ВЕДУЩИЙ: Герои литературных произведений, национального эпоса со временем начинают жить своею жизнью, а их образы не только остаются в сердцах людей, но и находят воплощение в памятниках. Например, в Бухаре находится памятник всемирно известному острослову Ходже Насреддину, а в Пскове воздвигнут памятник Двум капитанам – героям одноимённого романа Вениамина Каверина.

Сейчас мы проверим, сможете ли вы узнать хорошо знакомых персонажей.

(Ведущий раздаёт каждой команде схему, на которой несколько изображений памятников литературным героям.)

Уважаемые участники, перед вами схема с изображениями памятников литературным героям. Вам предстоит узнать персонажей, книгу, в которой они «живут», и автора.

(Ответ: 1 – барон Мюнхгаузен из книги Р. Распе; 2 – Илья Муромец из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; 3 – кот Матроскин и пёс Шарик из сказки «Трое из Простоквашино» Э. Успенского; 4 – Пётр Первый из поэмы «Медный всадник» А. Пушкина; 5 – Русалочка из одноимённой сказки Х.К. Андерсена; 6 – Левша из одноимённого сказа Н. Лескова)

(Команды выполняют задание.)

Информация о книгах, героях произведений и их создателях подспудно откладывается в процессе школьного обучения. О том, как она сохраняется и может быть вами активирована, мы и узнаем при выполнении следующего задания.

КОНКУРС №6. «Интересные Факты из жизни авторов и их героев»

(Ведущий задаёт командам вопросы. Отвечает та команда, которая первой подняла сигнальную карточку. Если она даёт неправильный ответ, то право ответа переходит к другой команде, и так по очереди до правильного ответа.)

Вопросы

1. Однажды остроумный человек, прочитав поэму Н. Некрасова «Мороз, Красный нос», предложил включить в спортивные состязания для женщин два вида, в которых русские женщины точно победят. Что он имел в виду? («Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!»)

2. В своих воспоминаниях Владимир Набоков пишет о том, что, учась в питерском Тенишевском училище, увлекался новой тогда в России спортивной игрой. По этому поводу ему часто говорили, что он почему-то не бегает с другими ребятами, а всё время стоит где-то на задворках. Что это за игра и кем был в ней Набоков (Футбол, вратарём.)

3. Какие риторический вопрос и ответ из «Пиковой дамы» А.С. Пушкина звучат в начале известной телевизионной передачи («Что наша жизнь? Игра!»)

4. Поэт Сергей Городецкий сочинил загадку о самом распространённом накопителе информации. (Книга.)

5. Согласно исследованиям литературоведов, в генеалогическом древе этого автора много великих людей, например арап Петра Великого, соратник Александра Невского – его прямой предок в 21-м колене. Среди его родственников – Дмитрий Пожарский, Михаил Кутузов и Сергей Рахманинов. Кто этот человек? (А. С. Пушкин.)

6. Валерий Брюсов, вдохновлённый стихотворением Г. Р. Державина «Я царь! я раб! я червь! я бог!», написал: «Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб!». О чём же он написал? (О языке.)

7. Пушкин услышал от своего соседа печальную историю о дочери мельника, и появилось его произведение. Какое? («Русалка».)

КОНКУРС №7. Расшифруйте криптограмму»

Ведущий прикрепляет на доску (стену) таблицу для криптограмм.

А - 11

Е - 6

М - 19

Ф - 20

Б - 2

И - 9

Н - 16

Ч - 25

В - 31

Й - 10

О - 8

Я - 33

Г - 1

К - 18

Р - 7

Д - 15

Л - 4

Т - 13

ВЕДУЩИЙ:

Уважаемые игроки, вам предстоит расшифровать криптограмму – это задание, в котором буквы зашифрованы цифрами. Итак, отгадайте следующие шесть слов, заменив цифры соответствующими буквами.

Вопросы

  1.  Древнее сказание о богах и героях - 19, 9, 20. (Миф.)
  2.  Часть многоточия – 13, 8, 25, 18, 11. (Точка.)
  3.  Восторженный возглас, выражающий поощрение исполнителя – 2, 7, 11, 31, 8. (Браво.)
  4.  Исключительно одарённый человек – 1, 6, 16, 9, 10. (Гений.)
  5.  Два романа, связанные единым замыслом и созданные одним автором – 15, 9, 4, 8, 1, 9, 33. (Дилогия.)
  6. Актёр в трагедиях – 13, 7, 11, 1, 9, 18. (Трагик.)

(Команда, которая первой передаст Ведущему написанный на листочке правильный ответ, получает 6 баллов плюс балл за скорость, остальные команды - только за правильно отгаданные слова.)

Конкурс №8 – Сказочная викторина

1. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи. («Приключения Чиполлино» Дж. Родари.)

2. Как звали шакала, слугу тигра Шерхана, из сказки Р. Киплинга «Маугли»? (Табаки.)

3. Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город. (Собака Тотошка, чучело Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев.)

4. Очень маленькая девочка, которая родилась в цветке. Пережила множество приключений, но в конце с помощью спасённой ею ласточки попала в страну вечной весны. О ком речь? (О Дюймовочке.)

5. По отдельности – птицы как птицы. Но сбившись в стаю, вдруг становятся верными помощниками Бабы-яги, похищая для неё детей. (Гуси-лебеди.)

6. Живёт на крыше, ест варенье, умеет летать, но не сам, а с помощью технического приспособления. Дружит с Малышом. В общем, весьма симпатичная личность. Кто это? (Карлсон.)

7. Удивительный представитель семейства кошачьих. Удивительный тем, что любит носить обувь. Конкретнее, сапоги. Ну, и между делом съевший людоеда. (Кот в сапогах.)

8. Этот доктор на свете самый добрый и самый бесстрашный. Он может путешествовать на орлах, волках – главное, вовремя прийти на помощь. (Доктор Айболит.)

9. Дочь почтенного человека, притесняемая злой мачехой и её дочерьми. В своём доме живёт на правах служанки. Хорошо хоть крёстная фея помогает. Значит, будет бал, принц, и... всё кончится хорошо. (Золушка.)

10. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием. (Колобок)

11. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? (Репка)

12. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным, взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? («Теремок»)

13. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

14. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как её за это прозвали? (Золушка)

15. Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая в ступе? (Нечистая сила)

Конкурс №9 – Викторина «Права литературных героев»

1. В какой сказке женщина неопределённого возраста замышляет похищение ребёнка и использует для этого сообщников? (Баба-яга в русской сказке «Гуси-лебеди».)

2. В какой сказке девочку заставляли работать от зари до зари и запрещали участвовать в играх и забавах сестёр? (Золушка из одноимённой сказки Ш. Перро.)

3. В какой сказке серым волком нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу маленькой девочки и её бабушки? («Красная Шапочка» Ш. Перро.)

ВЕДУЩИЙ:

Как говорится, конец – всему делу венец.

И мы игру увенчаем подведением итогов.

Открыли литературный сегодня мы ларец,

Взяв из него совсем-совсем немного.

Главное в нём – liber, biblio, книги.

Написанные за долгие-долгие года.

Как известно, чтение мысли двигает,

А чтению учиться надобно всегда!

Подведём итоги и по праву отметим наших эрудитов.

(Подведение итогов библиоринга. Награждение победителей.)

Закончить наш литературным ринг я хочу словами китайского литератора XVII в. Чжан Чао: «Собирать книги не трудно, трудно уметь просматривать книги. Просматривать книги не трудно; трудно уметь читать книги. Читать книги не трудно, трудно уметь использовать прочитанное на практике». Вот и мы с вами попробовали использовать прочитанное в нашей игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс эрудитов:"Занимательно о спорте"

Конкурс в рамках теоретического урока в 4 классе...

Состязание эрудитов "В мире И.С.Тургенева"

Состязание эрудитов «Сокровища русской классической литературы»  «В мире И.С.Тургенева». Цели: углубленное изучение произведений И.С.Тургенева, активизация познавательной деятельности ...

КОНКУРС ЭРУДИТОВ «ШКОЛЬНАЯ МОЗАИКА»

Интегрированное внекласное мероприятие по биологи, химии, географии, физике. ...

Турнир эрудитов

Интеллектуальная игра среди 5-ых классов...

Турнир эрудитов

Интеллектуальная игра среди 5-ых классов...

Благодарность проекта Лига Эрудитов №124472 за активную помощь в проведении Международного конкурса "Лига эрудитов 2"

Благодарность проекта Лига Эрудитов №124472 за активную помощь в проведении Международного конкурса "Лига эрудитов 2"...

Свидетельство проекта Лига Эрудитов №100627123 о подготовке победителей Международного конкурса "Лига эрудитов 2"

Свидетельство проекта Лига Эрудитов №100627123 о подготовке победителей  Международного конкурса "Лига эрудитов 2"...