Интегрированный урок как средство развития устной речи учащихся
методическая разработка по литературе (11 класс)

Брылева Светлана Алексеевна

Урок толерантности в 11 классе.

Памяти Холокоста.

(Методическая разработка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx312.13 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок как средство развития устной речи учащихся.

В концепции модернизации образования записано: Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования ,его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

В современном мире произошел переход от концепции - образование на всю жизнь-  к формированию концепций, без которых невозможна адаптация выпускников к условиям сегодняшнего мира. Поэтому важно обогащение школьников эстетическими переживаниями и духовным опытом других людей, тем самым создание условий для саморазвития личности. Умелое введение учащихся в мир Слова, приобщение к образцам отечественной и мировой художественной литературы, исканиям выдающихся писателей способствует формированию мировоззрения, эстетического вкуса, высокой общей языковой и читательской культуры.

Развитие речи зависит от того, насколько активно ученики вовлечены в речевую деятельность. Устная речь требует быстрой реакции, умения найти нужное слово – уточнить его, подобрать синоним и т. д. Если активный словарь учащегося примитивен, то ему не хватает слов для выражения мыслей. Необходимо его расширять за счет образцов классической литературы. Необходимо не только находить слова , но и связывать их.Это умение предполагает освоение грамматического строя языка.

Как бы ни были отличны методы работы учителя по развитию устной речи учащихся, все они (методы) в конечном итоге должны развивать содержательную, логически стройную, лексически богатую и интонационно выразительную речь. Интеграционные уроки как раз и дают такую возможность.

Каждый учитель не раз сталкивался с проблемой, когда ученики, придя на урок,  часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой.

На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить их из одного предмета в другой. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной, компетентной.

Интегрированные уроки имеют определенные преимущества:

  • повышают мотивацию;
  • формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
  • способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  • обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
  • способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
  • формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, рациональные навыки учебного труда.

В гимназии № 1 не первый год проводятся интегрированные уроки по разным предметам, в том числе по литературе и истории. Их содержание учитывает возрастные особенности участников.

Подростки одарены богатым воображением, им свойственна неповторимость суждений, свежесть восприятия творчества самых разных писателей и поэтов. В работе учителя это чрезвычайно ответственный период, когда важно не загубить данную природой впечатлительность и восприимчивость школьников. Вместе с тем, начиная с 5-го класса, возможно и нужно воспитывать в ученике тонкого и вдумчивого читателя, расположенного к сотворчеству, способного сопереживать слову, улавливать оттенки настроений автора и персонажей. Как справедливо пишет В.Г. Маранцман, “детское мышление ассоциативно. В этом смысле сознание ребёнка близко художественному <...> Одна из бед нашей школы состоит в том, что мы не поддерживаем, а разрушаем ассоциативность мышления”. Поэтому интегрированные уроки  в среднем звене часто проводятся в игровой форме.

 В команде у школьника снимается страх перед персональной ответственностью и появляется свобода выбора, право на ошибку: игра большая, всё можно поправить. И, как ответная реакция на эту внутреннюю раскрепощённость, рождается чувство ответственности за команду. Психологический комфорт и возможность реализовать себя, пожалуй, самое нужное для ребят не только на игре, но и на каждом уроке. Поэтому отдельные задания можно и нужно использовать на повседневных уроках.

Типы заданий интегрированных игр дифференцированны. Если для 5-го класса главным было умение ставить вопросы по тексту произведения, отвечать на вопросы, проверяющие знание содержания, понимание идеи книги, то для более взрослых школьников преобладающим становится умение вычленять проблемы, а также выступать перед аудиторией и защищать свою точку зрения.

Поскольку в старшем звене возрастают требования к оценочной позиции и для школьников важным становится не только усваивать и воспроизводить шедевры классической русской литературы, но и самим аргументированно и взвешенно излагать свою позицию, помимо игр активно применяются и другие формы интеграции предметов. Примером может служить урок толерантности, проведенный в 11-ом классе. Он посвящен памяти жертв Холокоста. При подготовке урока были использованы жестокие исторические факты и пронзительные воспоминания жертв Холокоста, призванные вызвать живой эмоциональный отклик у современников.

Памяти Холокоста (урок толерантности в 11 классе).

1 слайд

Холокост (шоа) - результат политики нацистов середины ХХ века по планомерному уничтожению евреев

2 слайд

«Шесть миллионов евреев - расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов - и каждый в отдельности.

Это - память, противящаяся забвению.

Это - зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это - убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.

3 слайд

«Сначала они пришли за евреями. Я молчал - я не был евреем.

Затем они пришли за коммунистами. Я молчал - я не был коммунистом.

Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал - я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь".

 Немецкий пастор Мартин Нимёллер.

Холокост (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение»):

В узком смысле — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933—1945 годов. Когда мы говорим о холокосте в узком смысле слова более корректным будет называть эти события катастрофой европейского еврейства.
Катастрофа европейского еврейства (ивр. Шоа — бедствие, катастрофа) — результат политики нацистов середины XX века по планомерному уничтожению евреев. Жертвами Катастрофы стали около 6 миллионов евреев Европы.

В широком смысле — преследование и массовое уничтожение немецкими нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, гомосексуальных мужчин, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.)

В начале XX века расовый антисемитизм стал питательной средой и идеологической базой немецкого национал-социализма. В основе национал-социализма лежали идеи расы — объединения людей «одной крови».

4 слайд

В программе НСДАП «25 пунктов» заявлялось, что «ни один еврей не может быть отнесён к немецкой нации, а также являться гражданином Германии», и то, что партия борется с «еврейско-материалистическим духом». Евреи рассматривались как полный антипод немцев, им приписывалось потребительски-паразитическое существование. В силу того, что евреи объявлялись опасностью не только для немцев, но и для всего человечества, нацисты брали на себя роль «спасения человеческого рода»

Нацистская расовая политика определялась концепцией расовой гигиены. Концепция расовой гигиены подразумевала необходимость разделять людей на представителей высшей расы и низших элементов и необходимость соответствующего отбора.

В соответствии с принципами «расовой гигиены» главным объектом преследования стали евреи, которые были лишены прав гражданства, возможности работать на государственной службе, иметь частную практику и собственный бизнес, вступать в брак с немцами (немками) и получать образование в государственных учебных заведениях. Их собственность и предприятия регистрировались и подвергались конфискации. Постоянно совершались акты насилия

5 слайд

Еще 15 сентября 1935 года по инициативе Адольфа Гитлера на съезде НСДАП в Нюрнберге  провозглашаются т. н. нюрнбергские расовые законы : два расистских (в первую очередь антиеврейских) законодательных акта  — «Закон о гражданине Рейха»  и «Закон об охране германской крови и германской чести»  Они были единогласно приняты сессией рейхстага, специально созванной в Нюрнберге по случаю съезда партии.

6 слайд

На начальном этапе политика нацистов была направлена на массовую принудительную эмиграцию евреев из подконтрольных им стран.После оккупации Польши под немецким контролем оказалось около 2 млн польских евреев. В связи с этим нацисты начали пересмотр отношения к решению «еврейского вопроса». 21 сентября 1939 года в Берлине под руководством Рейнхарда Гейдриха состоялось совещание по теме «Еврейский вопрос на оккупированных территориях».

7 слайд

Протоколы совещания были посланы руководителям айнзатцгрупп. Им следовало сосредоточить евреев из сёл и местечек в больших городах вблизи железной дороги. Поощрение эмиграции с началом войны не остановилось, однако сами возможности переехать в другую страну  свелись практически к нулю. Нацисты рассматривали несколько вариантов создания крупных еврейских резерваций — в районе Люблина и даже на Мадагаскаре. Однако создание крупной резервации было заменено созданием отдельных гетто в крупных городах. В конце 1940 года началась политика отказа от поощрения эмиграции.

После нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года подразделения СС, полиция и айнзатцгруппы начали уничтожение советских евреев путём массовых расстрелов. Существенное содействие в этом оказали местные коллаборационисты.

8 слайд

Осенью 1941 года для уничтожения стали использовать газвагены — автомобили, кузов которых был предназначен для отравления пассажиров угарным газом.

9 слайд

 Осенью 1941 года Генрих Гиммлер поручил  начать уничтожение евреев . В рамках этого плана было начато строительство трёх концлагерей, предназначенных для уничтожения заключённых: БЕлжец, СобибОр и ТреблИнка. После гибели в мае 1942 года в Чехии Рейнхарда Гейдриха этот план получил название Операция Рейнхард.

10 слайд

Виолетта Пальчинскайте

БОТИНКИ

Зеленые туфельки, черные боты…

Ботинки искусной и грубой работы.

Ботинки любого размера и цвета,

ботинки из тюрем,

ботинки из гетто,

ботинки танцоров,

портных и ученых,

на голод и муки

и смерть обреченных,

задушенных газом.

Горою лежат -

не охватишь их глазом.

Им снятся еще в полумраке дороги.

Им снятся

босые и крепкие ноги.

Им снятся подъемы,

и спуски,

и пляски…

Над ними плывут облака без опаски,

летят журавли и висят паутинки.

Ботинки,

ботинки,

ботинки,

ботинки!..

11 слайд

В крупных городах  создавались еврейские гетто  куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нём содержалось до 480 000 евреев. На оккупированной территории СССР крупнейшими гетто были гетто во Львове (409 тысяч человек) и Минске (около 100 тысяч человек).

12 слайд

На оккупированных Германией территориях СССР во второй половине 1941 года айнзатцгруппами было убито около 1 млн евреев.  23 октября была полностью запрещена еврейская эмиграция с территорий, подконтрольных нацистам. В декабре 1941 года начал функционировать первый лагерь уничтожения в Хелмно. В этот же период в Освенциме были проведены первые опыты по отравлению газом Циклон Б (его испытывали на советских военнопленных)

13 слайд

ДЕТСКАЯ КОСИЧКА В ОСВЕНЦИМЕ

Осень сменяет лето, пятый раз сменяет,

а тонкая, словно ящека, девочкина косичка

лежит в Освенцимском музее - живет и не умирает.

Мамины пальцы сгорели, но все-таки ясно видно,

как девочку в путь-дорогу пальцы те собирают,

то они цепенеют, то беспомощно виснут

и черную ленту предчувствий в тонкую косу вплетают.

Туго косичка закручена, не расплетется до вечера.

Слезные змейки стелются - мама горько плачет.

Девочка улыбается ласково и доверчиво,

девочка не понимает, что эти слезы значат.

Вот палачи ледяные - банды их ясно вижу -

косят людские волосы, мечут в стога большие.

Легкие детские локоны ветер уносит выше,

в грузные копны сложены женские косы густые.

Словно шерсть настриженную, словно руно овечье,

в кучи их кто-то сваливает и приминает ногами.

Вижу - пылают яростью большие глаза человечьи,

вижу старух испуганных рядом со стариками.

То, что словами не выскажешь, тоже вижу ясно:

пламя пышет из топки и палачей озаряет,

длинные их лопаты - от детской крови красные,39

стылые детские трупы в топку они швыряют.

Вижу седины бедные, как в серебристом инее,

и рядом - как ящерка - тонкую девочкину косичку,

вижу глазенки детские - большие, синие-синие.

* * *

Шарлотта Дельбо

14 слайд

Итоговое решение о детальной программе массового уничтожения было принято 20 января 1942 года на конференции в Ванзее.

15 слайд

Ванзейская конференция продолжалась всего полтора часа.К началу конференции Гитлер уже принял принципиальное решение о целях и способах разрешения еврейского вопроса Адольф Эйхман, составлявший протокол конференции, сообщил присутствующим, что в соответствии с полученным ранее приказом Гитлера следует немедленно приступить к выселению евреев в Восточную Европу (на территорию оккупированной Польши, где и были впоследствии построены большинство концлагерей).

16 слайд

 В протоколе не упоминается о газовых камерах и крематориях, а говорится о «каторжных работах, на которых, надо надеяться, большинство умрут», а также о том, что нельзя оставлять в живых уцелевших, поскольку они будут ядром для возрождения.

31 января 1942 года Адольф Эйхман разослал срочные приказы всему командному составу полиции, секретным службам безопасности и руководителям СД, содержащие подробные указания к подготовке депортации евреев Германии, Австрии и Чехии.

Гинзбург Л. В.

17 слайд

ЗИМНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Из книги «Цена Пепла»

И опять сквозь ночь смотрят на меня печальные глаза Анны Франк. Она перешагнула рамки своего дневника: теперь мы знаем о ней гораздо больше — знаем, как она жила, как погибла. …

Из рассказов очевидцев мы знаем теперь о том, как жила Анна Франк в Освенциме.

Ее содержали в 29-м блоке. Была осень 1944 года. Чувствовалось приближение конца, и

комендант, эсэсовская охрана и старосты спешили завершить «ликвидацию». Печи лагерного крематория дымили день и ночь. Людьми овладело равнодушие — атрофия чувств,

которая предшествует смерти. Но худая большеглазая девочка из 29-го блока еще замечала, что происходит вокруг. Она сохранила способность улыбаться. У нее не было чулок, и

как-то ей удалось раздобыть старые мужские кальсоны. Этот наряд показался ей нелепым,

и, оглядывая свои ноги, она улыбнулась.

Она сохранила способность плакать. Однажды, стоя на пороге барака, она увидела,

как дожидаются очереди в газовую камеру дети из Венгрии. Голые, под дождем, они стояли по нескольку часов. Очередь двигалась медленно, дети дрожали от холода, и, не выдержав, Анна заплакала в отчаянии от собственной беспомощности. И еще она плакала,

когда мимо нее провели в крематорий девочек-цыганок, тоже голых и остриженных под

машинку...

Анну Франк не успели сжечь, она умерла в концентрационном лагере БергенБельзен за несколько дней до освобождения.

Школьная подруга, которая случайно встретилась с ней в лагере, рассказывает:

— Она была в лохмотьях. В темноте, за колючей проволокой, я увидела ее худое,

осунувшееся лицо. У нее были очень большие глаза. Мы расплакались, и я рассказала Анне, что моя мать умерла... И все-таки мне жилось лучше, чем Анне. Меня поместили в

блок, где иногда выдавали пакеты. У Анны не было ничего. Она мерзла, и голод сводил ее

с ума. Я крикнула:

— Я посмотрю, Анна, может быть... Приходи завтра!

И Анна ответила:

— Хорошо, я приду.

Но она не пришла.

И опять сквозь ночь смотрят печальные глаза Анны Франк...

* * *

Гинзбург Л. В.

18 слайд

С этого момента начинается систематический и тщательно разработанный геноцид.

В соответствии с согласованной на конференции политикой нацистскими властями была создана сеть лагерей смерти, предназначенных для уничтожения людей. В 1942—1944 годах в этих лагерях было убито 3 миллиона евреев

19-20 слайды 

Типичная последовательность действий, производившихся в Освенциме и Майданеке над гражданскими лицами еврейской и цыганской национальностей сразу после прибытия (в пути люди умирали в вагонах от жажды, удушья): отбор на немедленное уничтожение на выходе из вагонов; немедленная отправка отобранных для уничтожения в газовые камеры. В первую очередь отбирали женщин, детей, стариков и нетрудоспособных. Оставшимся предстояла татуировка номера, каторжный труд, голод. Тех, кто заболевал или просто ослабевал от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.

В Треблинке, Хелмно, Белжеце, Собиборе в живых временно оставляли лишь тех, кто помогал убирать трупы из газовых камер и сжигать их, а также сортировать вещи убитых, и тех, кто обслуживал охрану лагерей. Все остальные подлежали немедленному уничтожению.

21 слайд

К. Цетник (Иехиэль Файнер)

МЕЖДУ ДВУМЯ КРОШКАМИ

Крошечку хлеба сегодняшней доли оставил я для тебя. Посмотри, любимая, вот она

лежит, эта крошка хлеба, в руке моей как в хрустальной вазе - ночь над Освенцимом.

Сегодня, как никогда, истосковалась душа моя по тебе. Самую большую жертву

Освенцима приношу тебе сегодня я: вот она, святая крошка хлеба на правой руке моей.

Что с тобой, родная моя?

Может быть сейчас ты сидишь где-нибудь на досках в женском немецком лагере,

как и я, смотришь на маленькую крошку хлеба в своей руке. Потому что сегодня, именно

сегодня истосковалась твоя душа по мне, и сказала ты: вот святая крошечка хлеба будет

для любимого моего.

Смотри, любимая, слеза на левой моей руке величиной с эту крупинку хлеба.

Встань, выйди, любимая моя, где бы ни была ты, выйди. Будем вместе стоять под этим

прокятым освенцимским небом, пройдет над нашими руками любовь наша и поменяет

между нами эти две крошки. Ты съешь мою, а я - твою.

Смотри, это совсем не звезды мерцают в небесах, это искры из труб крематория -

летят и гаснут в темноте. Только свет лица твоего не погаснет, благословит он слезу мою,

что превратилась в кристалл.

К. Цетник (Иехиэль Файнер) - израильский писатель, узник гетто в Ченстохове, участник еврейского подполья, узник Освенцима. Он считал, что выжил для того, чтобы свидетельствовать от имени миллионов евреев,

истребленных нацистами.

 Слайды 22-23

Яд ва-Шем — это израильский национальный мемориал Холокоста и Героизма. Находится в Иерусалиме на Хар ха-Зикарон (Горе Памяти).  Мемориал был основан в 1953 году по решению Кнессета с целью увековечить память о евреях — жертвах нацизма в 1933—1945 годах и о разрушенных еврейских общинах. Мемориал представляет собой комплекс, расположенный на площади в 18 гектаров и включающий в себя Музей истории Холокоста, мемориальные объекты, — такие, как Детский мемориал, Зал памяти, Мемориал депортированным «Вагон для скота», Партизанская панорама, Стена памяти, колонна Героизма и монумент Еврейским солдатам и т.д.

слайды 24-25 

ДЕКЛАРАЦИЯ ОБСЕ ОБ УВЕКОВЕЧЕНИИ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА

В январе 2000 года 46 правительств, в том числе 41 государство-участник ОБСЕ, подписали Декларацию Стокгольмского международного форума по Холокосту, отметив, что «Холокост (Шоа) основательно подорвал устои цивилизации. Беспрецедентный характер Холокоста всегда будет иметь вселенское значение. Спустя [более чем] полвека он остается событием, когда оставшиеся в живых могут все еще свидетельствовать о тех ужасах, которые выпали на долю еврейского народа. Ужасные страдания многих миллионов других жертв нацизма также оставили неизгладимый след по всей Европе […] Мы берем на себе обязательство чтить память жертв Холокоста и почитать тех, кто боролся против Холокоста. Мы будем развивать разные формы увековечения памяти его жертв, включая ежегодный День памяти жертв Холокоста в наших странах»

слайд 26

Юре Каштелан

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ВРЕМЕНИ

Не забывай -

ничему умереть не дано под звездами.

Ты, убивающий,

мертвый сильнее, чем смерть его.

Ты, любящий,

ты знаешь пахучих птиц и цветы поющие.

Не забывай -

только раз мы живем под звездами.

Ты знаешь пахучих птиц и цветы поющие,

ты, любящий.

Не забывай -

только раз умираешь под звездами.

Мертвый сильнее, чем смерть его,

ты, убивающий.

Не забывай -

ничему умереть не дано под звездами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра при изучении английского языка для развития устной речи учащихся.

На уроках школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или отвергнуть его, умение целенаправ...

СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...

Речевые опоры как средство развития устной речи учащихся с целью обогащения их лексического запаса

Речевые опоры на уроке – это карточки учебного раздаточного материала с ключевыми словами, записанные в неопределенной формы и раскрывающими суть темы, проблемы, идеи рассказа, “подсказкой” сюжетной к...

Развитие устной речи учащихся с помощью наблюдения за природой и природными объектами

В данной статье обощен опыт работы по развитию устной речи учащихся с нарушением интеллекта с помощью наблюдения за природой и природными объектами....

Доклад "Развитие устной речи учащихся коррекционных школ на уроках трудового обучения"

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барь...

Статья " Интегрированные уроки –эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

Данный материал был подготовлен для выступление на семинаре учителей, исследующих тему "Интегрированные уроки в общеобразовательной школе". в статье освещается ряд ключевых моментов, связанн...