Речевые опоры как средство развития устной речи учащихся с целью обогащения их лексического запаса
статья на тему
Речевые опоры на уроке – это карточки учебного раздаточного материала с ключевыми словами, записанные в неопределенной формы и раскрывающими суть темы, проблемы, идеи рассказа, “подсказкой” сюжетной канвы, которых они являются. Смысл технологии работы с ними в том, чтобы, не предоставляя обучающимся готовый текст развернутого сообщения, стимулировать их самостоятельные высказывания и таким образом в процессе моделирования новых учебных условно-речевых ситуаций закрепить в их речи тематическую лексику УМК, превращая ее в лексику активную, значительно расширяя и обогащая их индивидуальный словарь каждого школьника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное
учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 г. Аркадака
«Речевые опоры как средство развития
устной речи учащихся с целью обогащения их лексического запаса».
Доклад подготовила учитель
иностранного языка
МБОУ-СОШ №2 г. Аркадака
Борщева А.В.
Апрель 2014
Развитие коммуникативной компетенции является основной задачей обучения иностранному языку в школе. Использование речевых опор на уроке – эффективное средство организации практики устной речи учащихся с целью обогащения их лексического запаса. Очень важно создать условия, побуждающие учащихся уйти от примитивных шаблонных высказываний и речевых оборотов и сделать их речь богаче и выразительнее. Основная задача учителя иностранного языка, - превратить лексику, предложенную для освоения в учебнике в “собственность” учащихся, сделать так, чтобы она стала их активным словарном запасом. Сейчас в распоряжении каждого учителя есть множество технических средств, позволяющих сделать преподавание учебного предмета эффективным и качественным. Незаменимым средством информационно-коммуникативных технологий является компьютер. С его помощью можно создавать на базе лексики учебно-методического комплекса “Речевые опоры”, которые являются эффективным средством организации практики устной речи учащихся с целью обогащения их лексического запаса.
Речевые опоры на уроке – это карточки учебного раздаточного материала с ключевыми словами, записанные в неопределенной формы и раскрывающими суть темы, проблемы, идеи рассказа, “подсказкой” сюжетной канвы, которых они являются. Смысл технологии работы с ними в том, чтобы, не предоставляя обучающимся готовый текст развернутого сообщения, стимулировать их самостоятельные высказывания и таким образом в процессе моделирования новых учебных условно-речевых ситуаций закрепить в их речи тематическую лексику УМК, превращая ее в лексику активную, значительно расширяя и обогащая их индивидуальный словарь каждого школьника.
Этому в полной мере способствуют и речевые опоры “иллюстрированные”, содержащие не только осваиваемую на уроке лексику, но и рисунки, фотографии аппликации, символы, схемы и т.д. и являющиеся таким образом зрительной опорой, предлагаемой для обсуждения проблемы.
Благодаря таким речевым опорам, несомненно, обостряются функции понятийного мышления учащихся, в сознании которых сразу возникает зрительный образ предмета разговора, а “лексика-подсказка” речевых опор способствует более точному выражению мыслей в устной форме.
В качестве примера реализации предложенной формы можно выделить –
Задачи урока:
- знакомство с лексикой и названиями видов спорта по избранной теме
- введение словосочетаний по теме
- проведение интерактивной беседы (управляемый диалог)
Этапы работы по теме:
- ознакомление со словами и их первичная отработка в речи
- отработка слов на уровне предложения
- устное введение темы, в виде диалога (управляемого)
- перенос темы на личность уч-ся и их жизненный опыт
- отработка темы в новых вариациях и ситуациях предлагается в виде карточек
- использование приема догадки при помощи видеосюжетов и использование лексических опор
Основная цель обучения иностранным языкам- развитие способностей и готовности школьников участвовать в диалоге культур, который становится безальтернативной философией жизни в современном обществе.
Новая программа по иностранному языку предусматривает компетентностный подход и на первое место вынесена речевая компетенция, т.е. формирование речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Языковая компетенция (развитие лексических, грамматических, фонетических навыков) является подчиненной и обслуживает речевую компетенцию.
Использование иностранного языка в коммуникативных целях требует определенного уровня языковой, речевой и социокультурной компетенции, в связи с чем возникает необходимость обучения иностранным языкам в неразрывном единстве с изучением специфики общественной и культурной жизни как своей страны, так и страны изучаемого языка. Происходит смещение акцентов с развития исключительно коммуникативных умений, на формирование готовности к ведению диалога культур, т.е. социокультурная компетенция предполагает приобщение к реалиям, традициям стран изучаемого языка в рамках тематики, сфер, ситуаций общения, интересам, отвечающих опыту и интересам психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения.
Вся система образования в области иностранных языков демонстрирует множественность путей своего развития, реализуя личностно-ориентированный, когнитивный, (т.е. обеспечивающий правильный выбор среди синонимов), межкультурный и компетентностный подходы. И по какому бы пути сегодня она не развивалась, ей присущи такие категории, как интеллектуальное, творческое и нравственное развитие учащихся.
Суть всех лексических стратегий заключается:
а) в поиске требуемых значений слов
б) подборе и накоплении языковых средств
в) в расширении языковой базы
г) в превращении изучаемого языка в упорядоченную личностно-значимую систему
д) в постоянном пополнении и обновлении языкового и речевого опыта.
В содержание обучения лексики обычно включают:
а) лексический минимум (реальный словарный запас)
б) лексические правила
в) словообразовательные элементы
г) суффиксообразовательные элементы
д) интернациональную лексику, типологию лексических единиц
е) лексические навыки и умения
ж) тематику устной речи и текстов для чтения и аудированния
з) учет мотивов и интересов учащихся при усвоении лексического материала
Правильное использование изученных слов обеспечивается:
а) ранее сформированными лексическими навыками
б) предварительно усвоенным Л.Е. по употреблению и образованию слов, зафиксированными в памяти учащихся
в) умением использовать слова в разных видах и формах устной и письменной коммуникации
Задача учителя в период интенсивного межнационального общения состоит не столько в том, чтоб осваивать максимальное количество языкового материала, а главным образом в том, чтоб развивать у них большее количество умений при максимальной прочности и гибкости навыков используемого языкового материала. Часто для осуществления эффективного общения, наряду с другими приемами, необходимо давать дефиниции, толкования, объяснение значений явлений. В Российских учебниках этот прием тоже развивается:
1. логическая группировка слов (school college, education,university ,
writing ( poem, drama, article, novel)
- задание с выбором лишнего слова
- формулировка сути понятия путем перечисления более частых понятий
- характеристика- раскрытие признаков, явлений
- описание внешних признаков
Для преодоления трудностей в понимании речи и чтения на разных этапах обучения необходимо:
а) обогащение лексического запаса;
б) развитие языковой догадки;
в) корректировка их навыков овладения л.е.
г) совершенствование и умения работы с орфографическим словарем
Учащимся предлагается самим находить перевод исходных слов, однокоренных, устойчивых выражений и фразовых глаголов. Для тренировки предлагаются упражнения для активизации л.е.
1. выпиши синонимы и антонимы
2. заполни пропуски подходящими словами
3.определи значение следующего слова (глагол, существительное, прилагательное)
4. составь предложение, используя речевые образцы
5. составь предложения и используй его в диалоге
6.замени подчеркнутое слово наиболее подходящим из предложенного списка
7. закончи предложение, употребив слово в нужной форме
8. закончи предложение подходящим предлогом
9.употреби слова с пропущенными частями- суффиксом, префиксом, окончанием, предлогом
10. перефразируй предложение, используя новые слова
Затем подобные упражнения предлагаются в тестовых заданиях.
Так, при овладении иноязычной лексикой отчетливо воплощается единство мыслей о форме и содержании Vocabulary в учебнике, что тренирует учащихся в развитии речи.
Некоторые методисты предлагают решить две основные задачи — разработать классификацию тем устной речи по критерию характера взаимосвязи темы и овладению лексикой и по этому признаку осуществить разработку типологии специфических лексических параграфов.
Характерными упражнениями автономного лексического раздела могут стать упражнения по так называемому грамматизации лексики, т.е. употреблению определенного (глагола) в тех формах и функциях, в которых они до этого не употреблялись.
Так например, при изучении темы “ My Hobby” разрабатываются узловые задания, которые в конечном итоге являются планом высказывания
1) Уметь назвать своё хобби
2) Уметь сообщить о хобби одноклассников, хобби у родственников
3) Уметь воспользоваться глагольными формами для оформления высказывания
to be fond off … to like, to enjoy ...to prefer... would like... keen, I like doing is...
4)Уметь сообразить где они им занимаются
school, hobby group, sport club, swimming pool и как часто они туда ходят
5) Название родов хобби
playing collecting, learning, making
6) Дать характеристику деятельности :interesting, funny, exciting
7) Модели для подстановки It' s
When I was a child, hobby was...now, to be going to
8) Модели ситуативного характера to begin, years ago, last year,all time the same
9) соединительные слова : but,although, however
Речевые опоры представляют учащимся необходимую информацию и способствуют активизации их речеподражающей мыслительной деятельности, так как чтобы выразить мысль на изучаемом языке учащиеся обдумывают еще необходимые грамматические явления английского языка (являющиеся основой грамотной речи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролевая игра при изучении английского языка для развития устной речи учащихся.
На уроках школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или отвергнуть его, умение целенаправ...
СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...
Г. В. Мокина. Работа с речевыми образцами как средство формирования правильной речи учащихся - инофонов (комментарий к фрагменту урока «Составные именные сказуемые»)
Работа с речевыми образцами, положенная в основу части урока в 8 классе по теме «Составные именные сказуемые», направлена на формирование правильной устной и письменной речи учащихся - инофонов. Много...
Статья "РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"
Общие педагогические технолоии...
Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи.Классификация упражнений, направленных на её развитие.
«Неподготовленная речь - это естественная речевая деятельность, необходимость которой диктуется реальными коммуникативными потребностями людей»....
Развитие устной речи учащихся с помощью наблюдения за природой и природными объектами
В данной статье обощен опыт работы по развитию устной речи учащихся с нарушением интеллекта с помощью наблюдения за природой и природными объектами....
Интегрированный урок как средство развития устной речи учащихся
Урок толерантности в 11 классе.Памяти Холокоста.(Методическая разработка)...