Неделя русского языка и литературы
методическая разработка по литературе

Будник Ирина Ивановна

Подборка материала для проведения недели русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._nedelya_literatury.rar1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Самый умный филолог» 11 класс

Цели:

  • повторение изученного в 1-11 классах;
  • обобщение, систематизация изученного в 1-11 классах;
  • развитие грамотности учащихся;
  • подготовка к экзаменам, ЕГЭ по русскому языку.

Оборудование:

  • плакаты;
  • запись (чтецы-артисты театра)

Участвует весь класс.

На первом отборочном туре проверяется выполнение домашнего задания: подготовка к игре (просмотр справочников по русскому языку).

На втором туре участие принимают 6 избранных.

На третьем, финальном туре остаются 3.

Вопросы I тура:

  1. Перечислите разделы русского языка, языкознания.
  2. Объяснить: что изучают данные разделы. (учитель зачитывает высказывания писателей, поэтов о русском языке – на плакатах)

Вопросы II тура:

Из записанных на плакате 9 разделов русского языка:

                                синтаксис;

                                лексика, фразеология;

                                словообразование;

                                пунктуация;

                                морфология;

                                фонетика;

                                орфография;

                                графика;

                                стилистика;

 6 учащихся, лучше всех ответивших на вопросы первого тура, выбирают один раздел. Отвечают после жеребьевки на вопросы данного раздела.

После второго тура остаются сильнейших 3 ученика.

(Подготовленная ученица читает стихотворение в прозе И.С. Тургенева о русском языке)

III тур проходит следующим образом:

Оставшиеся 3 раздела распределяются между 3 участниками с учетом набранных ими баллов (по порядку): набравший большее количество ученик выбирает первый и т.д.

Награждение:                        самый умный филолог получает «5» по

        русскому языку и диплом.  

Синтаксис

  1. В чем различие сложноподчинённых от   бессоюзных  предложений.
  2. В каком односоставном предложении главный член предложения – подлежащие.
  3. На какие группы можно разделить предложения по интонации?
  4. По наличию второстепенных членов предложения?
  5. По наличию главных членов предложения?
  6. Какие виды придаточных в сложноподчиненном предложении знаете?
  7. Что такое  словосочетание?
  8. К каким обособленным членам предложения относится деепричастный оборот?

Словообразование

  1. Каким способом образовано слово «льнозавод»?
  2. Назовите значимые части слова?
  3. Назовите изменяемую часть слова?
  4. Чем отличается наречие (по составу) от существительного, например?
  5. У деепричастия на конце слова всегда…  Продолжите.
  6. От какой части речи образуются причастия?
  7. От каких частей речи образуются производные предлоги?
  8. Назовите способы образования слов.

Фонетика

  1. Назовите согласные, которые всегда мягкие.
  2. Назовите гласные буквы.
  3. Какие  согласные буквы не имеют пары?
  4. Сколько звуков в слове «Яков»?
  5. Сколько звуков в слове  «счастье»?
  6. Какой звук дает буква й?
  7. Сколько слогов в слове «ежегодная»?
  8. Что мы перечисляем, выполняем при фонетическом разборе?

Пунктуация

  1. В предложениях с однородными членами какие знаки могут быть использованы?
  2. Какой знак поставите в предложении: «Не боюсь их  _ они совсем не страшные».
  3. Какие знаки ставим в предложении (на конце).
  4. Когда в сложноподчиненном предложении между двумя предложениями не ставится запятая?
  5. Что называется обобщающим словом. Где оно применяется?
  6.  Что называется обращением?
  7. Какое предложение называем многочленным?
  8. Что мы делаем графически и письменно при синтаксическом разборе?

Орфография

  1. Что пишется в словах после Ц :

        цыпленок, цирк, синицы ?

  1. В каком слове пишем СС :

        искусство или искусный ?

  1. Как пишется НЕ с деепричастиями ?
  2. Как пишутся предлоги : вследствие, в течение, в продолжение?
  3. Когда пишется часть слова пол-  через дефис?
  4. Назовите одно слово с орфограммой  «Безударная гласная в корне».
  5. Когда пишется в словах Ъ ?
  6. Где напишите Ь :

мышь, муж, горяч, замуж?

Стилистика

  1. Какие 2 основные  группы стилей  речи вы знаете?
  2. Где употребляем научный стиль?
  3. В каком стиле пишется сочинение?
  4. На какие группы делятся книжные стили?
  5. Возможно ли смешение стилей в одном тексте?
  6. Назовите типы речи.
  7. Назовите 2-3 вида стилистических ошибок, допускаемых в тексте.
  8. Является ли стилевой ошибкой разрушение фразеологизма?

Графика

  1. Для чего употребляются прописные буквы?
  2. Есть ли разница между написанием дефиса и тире?
  3. Соблюдайте дистанцию в предложении : нанемфлюгерянешумят. Для чего это нужно?
  4. Сколько исправлений в письменной работе ведут к снижению оценки на 1 балл?
  5. Какая должна быть письменная речь?  Каковы требования?
  6. Есть ли варианты написания кавычек?
  7. Для чего употребляются абзацы?
  8. Напишите правильно слово « жизнь».

Морфология

  1. Назовите служебные части речи.
  2. Части речи и формы слов, не имеющие окончания?
  3. Поставьте числительное 2006 в П.п.
  4. Что обозначает деепричастие?
  5. Назовите местоимения в форме второго лица, единственного числа?
  6. Образуйте все возможные формы причастий от глагола  «образовать».
  7. Что обозначает прилагательное?
  8. Назовите 4 частицы.

Фразеология. Лексика.

  1. Что такое фразеологический оборот?
  2. Есть ли фразеологизмы на тему «любовь к труду»?
  3. Чем отличаются многозначные слова от омонимов? (в словаре)
  4. Подберите 3 синонима к слову «красивый».
  5. Назовите 2 фразеологизма, которые можно соотнести с глаголом.
  6. Подберите антонимы к словам :

                   ученый –

                    смеяться –

  1. Перечислите значения слова «ключ».
  2. Где мы можем узнать лексическое значение слова?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Презентация "Неделя русского языка и литературы. Русский язык. 5 класс"

Презентация ко внеурочному мероприятию в рамках недели русского языка и литературы, русский язык, 5 класс...

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...

Положение о проведении олимпиады по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ, проводимая в рамках Предметной недели русского языка и литературы, - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяриз...