Конспект урока по творчеству Тэффи
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Конспект урока по литературе по творчеству Тэффи для старших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_tvorchestvu_teffi.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Первый слайд. «Два лица Тэффи – " ….. "» (рассказ «Блин»)
Второй слайд. Происхождение Тэффи.
Родившись в семье успешного юриста, Надежда могла не заботиться о будущем, а просто ожидать хорошего замужества, растить детей. Но была в ее семье какая-то особенность. Две дочери выросли очень беспокойными и талантливыми. Вероятнее всего любовь к литературе привила дочкам мама — Варвара Александровна, в девичестве Гойер, имевшая французские корни.
Слово преподавателя:
Тэффи… Это сейчас имя почти не известно, а в начале 20 столетия, до революции, Тэффи была очень популярна и читателями очень любима. Знали ее только под этим именем. Сборники рассказов постоянно переиздавались, со сцены не сходили ее комедии и скетчи; журналы и газеты, где она сотрудничала, были особенно читаемы, нарасхват. Ее тогдашнюю известность можно без преувеличения назвать славой: были выпущены духи и конфеты, которые назывались – “Тэффи”
Ею заинтересовался и хотел склонить на свою сторону сам Григорий Распутин. Есть воспоминания писательницы о двух встречах с ним.
Словечки ее знали и повторяли, газетные фельетоны становились анекдотами, расхожими остротами. Хотя многие просто не знали, кто является автором этих строк, острот, словечек, вроде вот таких, с горькой иронией сказанных по случаю. Когда во время первой мировой войны возникли трудности с мясом и ели конину, кухарка в ее фельетоне ангажировала обед словами: “Барыня! Лошади поданы!” (рассказ “Быт глубокого тыла”)
Тэффи писала для массового читателя, и потому среди поклонников ее таланта были люди всех возрастов и сословий, начиная от почтово-телеграфных чиновников и аптекарских учеников до императора Николая ІІ.
Александр Куприн не случайно называл писательницу единственной, оригинальной, чудесной Тэффи, которую любили все без исключения.
И хотя во все времена юмор не считался делом серьезным, современники – Бунин, Куприн, С.Черный, Сологуб, Б.Зайцев, Мережковский – относились к Тэффи как к серьезному художнику и высоко ценили ее редкостный талант.
“Прежние писательницы приучили нас ухмыляться при виде женщины, берущейся за перо, но Аполлон сжалился и послал нам в награду Тэффи, не “женщину-писательницу”, а писателя большого, глубокого и своеобразного”. (С.Черный)
Третий слайд. «О своем рождении»
«Я родилась в Петербурге весной (это 24 апреля 1872 года), а, как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идет дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее»
Четвертый слайд. Тэффи – псевдоним или фамилия?
Тэффи – псевдоним
Настоящая фамилия – Надежда Александровна Лохвицкая
История псевдонима рассказана самой писательницей в рассказе «Псевдоним»
А под этим псевдонимом скрывалась прелестная Надежда Александровна Лохвицкая.
Пятый слайд. Как появился псевдоним Тэффи?
Надя искала его долго, мучительно размышляя: «Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые». Однажды такой дурак, вдобавок везучий, ей вспомнился: звали его Степан, для домашних — Стеффи. Отбросив первую букву имени, «дабы дурак не зазнался», Надя подписала одну из своих пьес: «Тэффи».
Слово преподавателя:
Избрав псевдоним Тэффи, она писала чудесные юмористические произведения, что само по себе было, да и остается редкостью — женщин-юмористов не так много. Рассказами и фельетонами Тэффи зачитывались, и в начале XX века мир русской прозы имел уже не только короля сатиры и юмора — блистательного Аркадия Аверченко, но и обрел королеву — Тэффи.
Перед революцией обе столицы России — и Москва, и Питер — сходили по Тэффи с ума. Из-за нее стрелялись, и не раз, даже не будучи знакомыми с нею.
Сам Николай II, обсуждая, что должно быть в альбоме к 300-летию Дома Романовых, воскликнул, что Тэффи хочет видеть в нем непременно: «Тэффи! Только ее. Никого, кроме нее, не надо. Одну Тэффи!»
Шестой слайд. Сборник рассказов Тэффи.
В 1910 году вышел первый двухтомник "Юмористических рассказов" Тэффи. Следом появились духи "Тэффи" и одноименные конфеты.
Седьмой слайд. Шоколадные конфеты Тэффи.
Шоколадные конфеты «Тэффи» и духи с таким же названием раскупались мигом.
Слово преподавателя:
А еще Тэффи стала героиней в глазах молодежи: вот уж кто рвал из рук выпуски «Сатирикона» и «Русского слова»! И первая ее книга «Юмористические рассказы», изданная в 1910 году, до революции была переиздана десять раз! Тогда же она выпустит сборник «Человекообразные», «Дым без огня», «Карусель» и «И стало так», а театры начали ставить ее пьесы.
Восьмой слайд. Подарок для Тэффи.
Получив в подарок огромную коробку, писательница обзвонила друзей с приглашением на чаепитие.
Слово преподавателя:
Девятый слайд. к 1910 году её уже знала вся Россия…
Слово преподавателя:
Её герои — гимназисты и телеграфисты, журналисты и чиновники, чудаки и недотёпы жили обычной жизнью обыкновенного человека, более озабоченного своей собственной судьбой, нежели судьбами огромного и зачастую непонятного мира. Читатели, узнавая себя в её книгах, сами же над собой и посмеивались.
Десятый слайд. Творчество Тэффи.
Юмористические рассказы. Стихи Тэффи часто становились романсами. Она любила напевать их под гитару. Пел ее романсы Александр Вертинский.
Звучит песня на стих. Тэффи.
- слайд. Анализ рассказа
из сборника рассказов "Ничего подобного", изданный "Новым Сатириконом" в 1916 году. Рассказ «Блин».
Самостоятельное чтение рассказа Тэффи «Блин»
Беседа по прочитанному:
- о чем этот рассказ?
(о том, как русские и итальянцы говорили о своей родной стране)
- что не устраивало итальянцев в русском языке?
(Много шипящих и «свистящих», «А у вас все свистят да шипят».)
-Как объяснили этот факт русские?
(«у нас очень богатый язык. В нашем языке находятся все существующие в мире звуки».)
-еще что не устраивало итальянцев?
(«У вас еще снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!»)
-как удалось разубедить русским итальянцев?
(«У нас в феврале масленица. Блины едим.»)
-Знали ли итальянцы, что такое масленица и что такое блины?
(Нет)
12-й слайд. Этимология слова «блин»
Слово «блин» известно в русском языке с XV в. Слово «блин» как название круглой тонкой лепешки, испеченной из жидкого теста, упоминается в «Домострое». Но старшей является форма «млинъ», известная с XIV в.
13-й слайд. Русское национальное блюдо.
Первые блины появились, когда был собран первый урожай. Именно блины сегодня являются визитной карточкой любого русского ресторана и, конечно, русской Масленицы.
14-й слайд. Русский праздник.
Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся с языческих времен, это последний праздник зимы, который начинается за восемь дней до Великого поста.
Каждый день масленицы имеет свое название.
Слово преподавателя:
При слове "масленица" в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, весёлые гулянья.
Масленица – это единственный праздник, который сохранился из дохристиантского периода нашего народа. Отсюда следует, что Масленица – это самый древний праздник из всех существующих на сегодняшний день.
В те далекие времена Масленица несла в себе достаточно богатый смысл. Это и плодородие в новом году (сожжение чучела), и поминание предков (отсюда и блины. Никого символа Солнца. У славян блины – это только поминание предков), которые могли повлиять на плодородие, и обильный стол, кулачные бои и скачки.
Древний славянский праздник, который нужно отмечать очень весело. А иначе – урожая не будет.
Предки в этом толк знали.
Много русских художников на своих полотнах запечатлели этот замечательный веселый праздник – Масленицу. Примером тому служат картины Бориса Кустодиева:
Слайды с 15 -20 (картины художника)
Слово преподавателя:
Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.
-какой фразой заканчивается рассказ Тэффи?
(чтобы было весело!)
-что значит эта фраза для русского народа? Для России?
( люди несмотря на трудности умели радоваться, веселиться, отмечать праздники, Россия всегда славилась широким размахом русских народных гуляний, праздников. Это древний славянский праздник, который нужно отмечать очень весело. А иначе – урожая не будет.
Неслучайно какой еще эпитет используют к слову «масленица», говоря о празднике?
-Широкая Масленица (т.е. праздник, который охватывает все слои населения, не оставляя никого равнодушным)
Звучит песня «Масленица» (релакспауза)
-Ребята, а как пекутся блины?
-Какие блины бывают? С какими начинками?
-Какие секреты вы знаете при приготовлении блинов?
-Готовите вы сами блины?
-Какие поговорки есть про блины и Масленицу?
(Масленица – объедуха, деньги приберуха.
Масленица семь дней гуляет.
Масленица идёт, блин да мёд несёт.
Масленица без блинов и именины без пирогов не бывают.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Не житьё, а Масленица.
Пришла Масленица – кататься.
Широко живёшь, маслено ешь.
Не всё коту масленица.
Где блины, тут и мы.)
-В чем комичность ситуации рассказа «Блин»?
Как русские объясняли иностранцу, что такое блин.
-найдите примеры из текста, зачитайте.
(Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, т. е. так называемым маслом.)
-что такое пи-эр?
(площадь круга (греческая буква пи) обозначает константу, выражающую отношение длины окружности к его диаметру или площади круга к квадрату его радиуса.)
Идея рассказа :
Написанный рассказ в 1916 году . в период первой мировой войны (Италия, у которой обострились отношения из-за Балкан с Австрией, вышла из «Тройственного союза» и в 1916 г. выступила на стороне «Антанты».
Однако итальянцы оказались неспособными выдержать удар австрийцев, что побудило короля обратиться за помощью к России.
Тут как раз и пригодилось подготовленное Брусиловым наступление на Юго-Западным фронте, которое должно было отвлечь на себя силы австрийцев. )
Автор показывает не только ВЕЛИЧИЕ И БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА, но вместе с тем выражает надежду на освобождение родины от иностранных интервентов, т.о. звучит вера в светлое будущее России. Вот почему юмор Тэфии был уместен именно в это время.
Рефлексия.
-Как вы думаете, ребята, что мы должны добавить в заголовок по творчеству Тэффи, проанализировав рассказ?
«Два лица Тэффи – " смеющееся и плачущее"»
- какое у меня лицо? Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.
Итого урока:
«я был очень активен»- «5»
«я был не очень активен» - «4»
«я только слушал» - «3»
Домашнее задание:
Приготовить рассказ о том, как встречали Масленицу в разные времена (обычаи, игры, блюда).
Прочитать рассказ «Широкая Масленица» Тэффи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского
Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...
Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского
Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не проста...
Конспект урока по творчеству А.А. Фета
Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета...
План-конспект урока по творчеству В.А.Жуковского
Урок посвящен формированию умений чтения лирического стихотворения...
Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина
Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина в 11 классе разработан в форме беседы по повести "Прощание с Матёрой". На дамашнее задание учащимся предлагается сочинение-рассуждение. Урок можно прио...
Конспект урока по творчеству В. Маяковского "Громада-любовь"
Урок в 11-ом классе. Предварительно была проведена анкета , в которую включены вопросы отношения учащихся к творчеству Маяковского....
Конспекты уроков по творчеству А.С. Пушкина. 9 класс.
Данный материал предстаявляет собой подробные конспекты уроков по лирике А.С. Пушкина в 9 классе. Сюда входит анализ многих стихотворений, предусмотренных программой, тексты для д...