Урок Мужества
презентация к уроку по литературе (7 класс)

Фукс Ольга Николаевна

Материал к проведению урока литературы в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_muzhestva.zip1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Областной профессиональный конкурс педагогов «Знамя Победы»

Название муниципального района

Краснозерский район

Название конкурсной работы

Литературно-музыкальная композиция «Великая отечественная война в стихотворениях русских поэтов»

ФИО автора

Фукс Ольга Николаевна

Организация

МКОУ Майская СОШ Краснозерского района Новосибирской области

Должность

Учитель русского языка и литературы

Контактные данные

Новосибирская область, Краснозерский район, село Чернаки, ул. Центральная, д. 5, к.1

8-960-788-86-31

Электронный адрес

olga-fy2013@yandex.ru

Литературно-музыкальная композиция

«Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов»

Форма проведения: Урок Мужества.

Цель:

1. Показать отражение Великой Отечественной войны в произведениях русских поэтов.

2. Воспитание патриотизма, гордости за родной народ, страну.

Задачи:

  1. Вовлечение обучающихся в поисковую, исследовательскую работу.
  2. Подборка материалов для урока.
  3. Создание мультимедийной презентации для наглядной поддержки урока.
  4. Подготовка вокального номера для инсценировки.
  5. Отработка выразительности чтения обучающихся.

Категория участников: обучающиеся 7-9 классов.

(слайд 1)

Ведущий: С каждым днём уходят всё дальше в прошлое героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Мы отмечаем уже 70-ю годовщину Победы над фашистской Германией. Прошло  почти три четверти века! Значит, это о нашем времени писал поэт Сергей Орлов:

(слайд 2)

Чтец:

Когда это будет, не знаю:
В краю белоногих берез
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слез.

Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.

И мне не додуматься даже,
Какой там ударит салют,
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют.

Но мы-то доподлинно знаем,
Нам знать довелось на роду,-
Что было девятого мая
Весной в сорок пятом году.

Ведущий: Время неумолимо идёт вперёд, но над памятью народа оно не властно. Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт. И свыше 400 не вернулись домой. По горячим следам войны  создавали свои произведения поэты и прозаики, надевшие военную форму.

В Бессмертный Полк поэтов  Великой Отечественной войны встали:

Дети называют имена:

Юлия Друнина

Константин Симонов

Иосиф Уткин

Александр Твардовский

Алексей Сурков

Семён Гудзенко

Михаил Исаковский

Егор Исаев

Эдуард Асадов

Михаил Львов

Сергей Орлов

(слайд 3)

Исполняется начало песни «Священная война». На фоне песни говорит Ведущий.

Ведущий: С песней «Священная война», которую в первые дни войны написали В.И.Лебедев-Кумач и А.В.Александров,  на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга. В ней – голос народного  гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг.

Фонограмма песни прекращается.

Ведущий: Война… Вой-на… Существительное женского рода…  А сколько ужаса, горя, неизвестности эта «женщина»  с собой принесла. Где ты, дорогой мой, любимый мой солдат? Как приняла тебя эта жестокая, непредсказуемая женщина?

Ведущий: Как вы там, родные мои, любимые? Долетит ли до вас моё письмо, дождусь ли я ответа?

(слайд 4)

Инсценировка  песни «Землянка» (слова А.Суркова, музыка К. Листова).

Ведущий: Эта песня сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдат, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилось, в общем-то, случайно. Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта 16 домашних строк. Написал в 1941-м, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 1942 не пришёл во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось.

И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову. Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел:

 

Вьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза. 

 

Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание… И песня пошла по всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного круга.

Уже с первых дней  Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушила на него жестокая действительность. Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, волнение, надежду, любовь…. 

(слайд 5)

Чтец  (читает стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые»):

Сороковые, роковые… (пауза)

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Ведущий, привлекая к беседе  аудиторию:

  • Какими вы представляете себе годы, если о них сказано: «роковые», «свинцовые», «пороховые»?
  • Что добавляют к этой картине слова «перестуки эшелонные», «извещенья похоронные», «погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку»? Как вы их понимаете?
  • Обратите внимание, как меняется настроение поэта.

Чтец: Всем известна фраза: «Когда говорят пушки, Музы молчат». Изучая творчество писателей, поэтов, композиторов, художников, писавших в лихие годы войны, мы убеждаемся, что это утверждение неверное. Владимир Семёнович Высоцкий написал об этом:  

(слайд 6)

Кто сказал, что Земля не поёт,

Что она замолчала навеки?!

…Нет, звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин,

Ведь Земля – это наша душа,-

Сапогами не вытравить душу!

Учащиеся читают стихотворения о войне

  1. Перед боем (Михаил Исаковский)   (слайд 7)

У выжженной врагами деревушки,

Где только трубы чёрные торчат,

Как смертный суд, стоят литые пушки,

Хотя они пока ещё молчат.

Но час придёт, но этот час настанет,

И враг падёт в смятенье и тоске,

Когда они над грозным полем брани

Заговорят на русском языке.

  1. Я только раз видала рукопашный (Юлия Друнина)   (слайд 8)

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

  1. Зинка (Юлия Друнина)

1.Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

- Знаешь, Юлька, я  против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня  лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я  против грусти,

Но сегодня она  не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

3. Знаешь, Зинка, я  против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

  1. Чтоб стать мужчиной... (Михаил Львов)   (слайд 9)

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться,

Чтоб стать железом, мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой.

Какие бури душу захлестнули!

Но ты солдат и все сумей принять:

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать.

Готовность к смерти — тоже ведь оружье.

И ты его однажды примени...

Мужчины умирают, если нужно,

И потому в веках живут они.

  1. Человек склонился над водой... (Алексей Сурков)

Человек склонился над водой

И увидел вдруг, что он седой.

Человеку было двадцать лет.

Над лесным ручьем он дал обет:

Беспощадно, яростно казнить

Тех убийц, что рвутся на восток.

Кто его посмеет обвинить.

Если будет он в бою жесток?

(слайд 10)

Ведущий: «О войне необходимо знать всё, - утверждал К.Симонов. – Надо знать,  и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас Победа. Надо знать и о том, какие разрушения она принесла, оставив раны в душах людей и на теле земли, каких жертв нам стоила эта война».

Чтец  (читает отрывки из стихотворения Владимира Жукова «Мы просим об одном тебя, историк»):  

 (слайд 11)

Был отступленья путь солдатский горек,
Как горек хлеба поданный кусок…
Людские души обжигало горе,
Плыл не в заре, а в зареве восток….

Мы просим об одном тебя, историк:
Копаясь в уцелевших дневниках,
Не умоляй ни радости, ни горя —
Ведь ложь, она как гвозди в сапогах.

Ведущий: Искусство рождается из великой трагедии в не меньшей степени, чем из великого счастья. Доказательство тому – услышанные вами произведения тех, кто вернулся с войны, тех, кто стал полпредами своих ровесников, которым так и не удалось больше переступить порог родного дома, обнять своих родных.

Звучит запись песни «Москвичи» (музыка  Эшпай А. ,  слова Винокурова Е.)

Чтец  (читает стихотворение А.Мамонтова):

Забыть нельзя разорванное небо,
Друзей своих могильные холмы,
И каравай простреленного хлеба
В хозяйственных ладонях старшины...
Забыть нельзя! Ужели мы забудем?
Уж слишком много испытали бед.
И неспроста в огне военных буден
Мы поседели в восемнадцать лет.

Звучит запись песни «Он не вернулся из боя» в исполнении В.Высоцкого.

(слайд 12)

Ведущий: Все павшие как бы обрели голос в стихотворении А.Твардовского «Я убит подо Ржевом».

Чтец (читает отрывок из стихотворения А.Твардовского «Я убить подо Ржевом»):

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

 Мы за родину пали,

 Но она - спасена.

 Наши очи померкли,

 Пламень сердца погас,

 На земле на поверке

 Выкликают не нас.

 Нам свои боевые

 Не носить ордена.

Вам - все это, живые.

 Нам - отрада одна:

Что недаром боролись

Мы за родину-мать.

Пусть не слышен наш голос, -

Вы должны его знать.

(слайд 13)

Чтец  (читает отрывок из стихотворения С.Гудзенко «Моё поколение»):

Мы не знали любви, не изведали счастья ремёсел,
Нам досталась на долю нелёгкая участь солдат.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
Эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат.

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.
...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

Ведущий:  Эти мужественные и гордые слова незадолго до Победы скажет о своём поколении Семён Гудзенко.

Звучит песня «Разве можно забыть» в исполнении Л.Зыкиной (музыка В.Темнова, слова О.Левицкого и Г.Касьянова).

(слайд 14)

Чтец (читает стихотворение Бориса Слуцкого):

Да, сделали все, что могли
Кто мог, сколько мог и как мог,
И были мы солнцем палимы,
И шли мы по сотням дорог.
Да. каждый был ранен, контужен,
А каждый четвертый убит.
И лично Отечеству нужен.
И лично не будет забыт.

Ведущий: Она пришла, нет - она ворвалась, обрушилась на всех к концу майского дня. Говорят, что победа - это внезапно наступившая тишина. Но тишина пришла потом. А сначала был невероятный, невообразимый, взорвавший сонную даль шум. Все кричали до хрипоты, стреляли в воздух! Очереди пуль исполосовали небо. В этот миг все были счастливы!..

Общее число погибших,  не доживших до этого светлого дня ещё никто не подсчитал. Наверное, потому что в эту особенную минуту они были рядом, незримые, неслышные, но не забытые. Им потом поставят памятники, зажгут Вечный огонь в городах. И все эти 70 лет их продолжают хоронить, воздавая все солдатские почести.  

(слайд 15)

Чтец  (читает стихотворение С.Орлова):

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...

Звучит песня «За того парня» (Музыка Марка Фрадкина, слова Роберта Рожденственского).

(слайд 16)

Ведущий: Они не забыты. Они всегда в наших сердцах – люди одной героической судьбы. Степан Щипачёв в стихотворении «Павшим» сказал:

Чтец: (читает отрывок из стихотворения С.Щипачёва «Павшим»):

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,
нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
что умерли они?

(слайд 17)

Чтец: Николай Майоров, молодой поэт, который в бою под Смоленском был убит 8 февраля 1942 года, написал:

Нам не дано спокойно сгнить в могиле -
Лежать навытяжку и приоткрыв гробы,-
Мы слышим гром предутренней пальбы,
Призыв охрипшей полковой трубы
С больших дорог, которыми ходили.
 
Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.

Ведущий:  «Великая сила нужна поэту, чтобы описать всю боль моей земли», - сказал осетинский поэт Хазби Калоев  (слайд 18), в 22 года погибший под Белгородом. Ушедшие на фронт с винтовкой и блокнотом русские поэты обладали такой силой. Они сказали своё слово. Они обрели бессмертие!

Ведущий: Совсем скоро прогремят салюты в честь празднования 70-й годовщины Великой Победы. В праздничном марше пройдут войска по Красной Площади. В каждой семье за накрытым столом родные вспомнят тех, кто ушёл из семьи на фронт, не вернулся или умер уже в мирное время. А по телевизору в очередной раз пройдёт любимый фильм «В бой идут одни старики», в котором  герой Леонида Быкова  скажет: «Кто сказал, что нету места песне на войне?! После боя сердце просит музыки вдвойне!»  И мы будем смотреть этот фильм, плакать, смеяться и петь вместе знаменитую «Смуглянку».  

(слайд 19)

Звучит фонограмма песни «Смуглянка ( музыка А.Новикова, слова Я.Шведова). 

(слайд 20)

РЕСУРСЫ:

http://www.rospisatel.ru/orlov%20sergei.htm

http://www.yurga.su/articles/velikaya_otechestvennaya_vojna/istoriya_sozdaniya_voennyh_pesen_v_zemlyanke/

http://pishi-stihi.ru/sorokovye-samojlov.html

http://soulibre.ru

http://www.bizslovo.org/content/index.php/ru/biblioteka/167-poeziya/512-stixi-o-voyne.html

http://www.lib.ru/POEZIQ/TWARDOWSKIJ/rzhev.txt

http://ros-idea.ru/site/115

https://ru.wikipedia.org

http://scanpoetry.ru/poetry

http://www.fire-of-war.ru

http://www.google.ru/

http://poetryrain.com/authors/isakovskiy-mihail/12218

http://war2poet.narod.ru/surkov23.html

http://muzozo.ru/music

http://mp3notki.net

http://myhit.com

http://www.naitimp3.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"

Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....

Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"

«ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...

Урок мужества "О мужестве, долге, чести."

Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...

урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "

День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....

Урок мужества по теме: «Детство и мужество»

Урок мужества является наиболее действенным средством обсуждения с учащимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности....

Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".

Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...