конспект урока
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Жукова Анна Александровна

Тема урока:  «В.А.Жуковский.  Детство и начало литературного творчества. Жанр баллады.  Баллада «Кубок»

Тип урока:  урок изучения нового материала                                Ход урока

                            Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков задумчивую даль…

   А.С.Пушкин

  1. Оргмомент

 

Сообщение темы урока:

–Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в литературной гостиной. Здесь существует золотое правило: выскажи свое мнение, свое впечатление, поделись новым с одноклассниками, стремись узнать что-то новое. и  в конце урока лучшие чтецы, активные и внимательные

 ученики будут награждены медалями “Читай-ка”.

Наш план работы:

 1. Заочная экскурсия «Жизнь и творчество В.А.Жуковского»,

2. В Творческой лаборатории В.А.Жуковского.

- Вас устраивает данный план?

 

-Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы должны выполнить на уроке согласно его плану?  (выслушивает мнение учащихся и обобщает их ответ)

 

III. Изучение нового Жизнь и творчество в.А.Жуковского

 

1.–Прочитайте эпиграф к уроку. Как оценивал творчество Жуковского его ученик А.С.Пушкин?

Проблемный вопрос: « Каким человеком и поэтом был Жуковский?»

      (звучат разные предположения учащихся)

-Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо…? Что? (познакомиться с биографией поэта, с его произведениями)

 

2. Заочная экскурсия «Жизнь и творчество В.А.Жуковского» (Презентация,) – реализация домашнего задания: подготовленный ученик (компьютер)

    А) «Детские годы Жуковского» (слайды 3-5)

Б) «Годы учебы»(слайды 6-8)

В) «Служба при царском дворе» (слайды 9-10)

Г) «Жуковский – переводчик» (слайды 11-14)

 

К -1. Василий Андреевич Жуковский родился  9 февраля 1783г.  в с. Мишенском  Белевского уезда. Отец поэта – Афанасий  Иванович Бунин, тульский помещик. Мать-пленная турчанка Сальха, которую в 1770 году, в возрасте шестнадцати лет, привезли из-под турецкой крепости Бендеры в «подарок» А.И.Бунину. При крещении Сальху назвали Елизаветой Дементьевной. Ребёнок был усыновлён,  по желанию Бунина, жившим в его доме бедным дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским. Таким образом, будущий поэт  получил дворянство и избежал уготованной столь многим побочным  помещичьим детям участи крепостного.

         Мать поэта, ставшая домоправительницей Бунина, легко овладела  русской грамотой. Она была умна и обаятельна, но сохранившиеся письма к ней мальчика-Жуковского не свидетельствуют об особой душевной близости, положение не изменилось и после смерти отца. С ребенком обходились ласково, но он чувствовал необычность своего положения и страдал от этого.

 

К-2. Учился Жуковский с начала в частном пансионе Роде, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения  (не дошедшие до нас ) были написаны в возрасте 6-7 лет. В 1797г. мальчика  увезли из Тулы и поместили в Московский университетский благородный пансион. Пансион возглавлял А.А.Прокопович - Антонский, писатель и педагог. Воспитанникам внушались идеи нравственного самосовершенствования, гражданского долга и политического благомыслия.  

 

К-3. С 1800 по 1802год Жуковский служит в Московской соляной канторе, но служба тяготит его, так как отвлекает от любимых занятий. Когда разразилась война 1812 г, поэт , как и все в округе , был охвачен патриотическим порывом и, после обнародования в июле манифеста о составлении военных сил, решил записаться в ополчение. В августе Жуковский поступил в московское ополчение в чине поручика . В день

Бородинской битвы 26 августа он находился в резерве , позади главной армии , а затем был отрекомендован Кутузову для дежурства при ставке главнокомандующего армиями.

       В 1817 году ему предложили стать учителем русского языка принцессы Шарлоты – Александры Федоровны , жены великого князя Николая Павловича (будущего Николая 1).

Эта должность уже не была столь формальной , как прежняя

(чтец при императрице Марии Федоровне). В переломный для России 1826 год, когда после разгрома декабристов началось долгое царствование Николая 1, Жуковский получил предложение организовать и возглавить обучение наследника престола , будущего Александра 2 .

 

К-4. Жуковский глубоко воспринял  идеалы морального самосовершенствования  и личной добродетели.

         

 Первой серьезной пробой сил Жуковского был перевод элегии английского поэта-сентименталиста Т.Грея «Сельское кладбище» (1802). Одобренная Карамзиным, элегия Жуковского печатается в лучшем русском  журнале того времени –«Вестнике Европы».

        Жуковский рано приобретает широкую по тому времени популярность и литературный авторитет. Его элегии, песни, баллады составляют золотой фонд тогдашних журналов. Они поражали  новизной содержания

и формой.  В европейских литературах второй половины  18- начало 19 века огромное распространение приобретает жанр баллады ,восходящий народнопоэтической традиции. У Жуковского этот жанр становился одним из основных .

Образцом для Жуковского были баллады Бюргера, Уланда.

В русской литературе – «Раиса» Карамзина. Именно в балладах в наибольшей степени выразились романтические устремления Жуковского.

   Почти тридцать девять баллад Жуковского - переводы.

Жуковского справедливо называют гением перевода.

  Жуковский переводит Уланда, Шеллинга и других, более «мистических» поэтов . Жуковский испытывает сильное влияние Гете и Шиллера ; под их воздействием создает оригинальные стихи, а также замечательные переводы « Песни Миньоны» ( под  названием «Мина») , « Утро пришло …» (« Взошла заря…») Гете , «Горной песни» Шиллера («Горная дорога») и др

        Венцом деятельности Жуковского как переводчика древних эпосов является перевод «Одиссеи» (1842- 1849).

    После «Одиссеи» Жуковский успел еще перевести две песни «Илиады» Много занимается переводами - из Гёте, Шиллера, Байрона, В.Скотта,  я - нам родная". В октябре 1818 года поэт был принят в члены Российской Академии наук.

 

3.Беседа:

- Какие личные качества Жуковского вам запомнились? Понравились?

- Каким же человеком и поэтом был Жуковский?

Вот  мы и в творческой лаборатории……в которой познакомимся с

 

. А) История создания баллады «Кубок» - рассказ учителя.

 Жуковский писал не только стихи и поэмы, С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.

Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Перчатка», «Лесной царь», «Кубок» и другие. Некоторые являются переводами,а остальные оригинальными произведениями.

Баллада  «Кубок» -это перевод баллады немецкого поэта Шиллера,дословно «Водолаз»

-Чтобы мы говорили «на одном языке с Жуковским» и со мной, необходимо провести словарную работу: объяснить литературоведческий термин, прояснить значение устаревших и редко употребляемых слов.

 

Проблемный вопрос: «Что такое баллада?»

Поиск ответа (обращаемся к учебнику, стр. 90) Чтение и запись в тетради определения баллады

- Докажите, что «Кубок» - это баллада.

 

Б) Словарная работа по тексту баллады (: слова на слайде)

Словарная работа.

Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.

Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).

Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.

Епанча – широкий плащ без рукавов.

Чрево – внутренность чего-либо.

Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.

Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.

Мокой – рыба морской волк, род акулы.

 

В) Чтение баллады учениками ()Минутное прослушивание начала баллады в исполнении актера дает образец того, как надо читать и настраивает на торжественный высокий лад.

Дальше – стоп-момент: «Внимание! Вопрос!»

 

- Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?

Им руководит желание очередной раз насладиться своей властью, почувствовать свое величие. Посмотрите: он же не говорит, а «ВОЗГЛАШАЕТ!» И этим словом, повторенным дважды, мне кажется, подчеркивается его самолюбование.

 

После 3й

- Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?

(Потому что это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не стоит собственной жизни)

Выразительное чтение 4-8 строфы. Рассуждаем по поводу поступка пажа.

 

 - Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?

Он верит в Бога и свою судьбу. В тексте об этом говорится: «Спасителя-бога призвал».

После чтения 9-10 строфы:

- Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши? (Они чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден был выполнить царское требование)

 

- Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?

(Царь пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ юноши заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика)

 

- Почему даже мольба дочери не останавливает царя?

Вывод: мы видим, что упоение властью и самодурство движет царем.

Читается предпоследняя строфа.
- Второй раз отчаянным порывом юноши руководит……..? 

 

- А, может, все-таки желает заполучить еще и царский перстень?

 

- Прочитана последняя строфа. Задумаемся над финальными строками:

 

В творческой лаборатории поэта.

Создание титульного листа к произведению В. А. Жуковского «Кубок».

Конкурс (защита учащимися своих работ).

 

Работа в группах

1) Самостоятельная работа – исследование в группах.

Вариант 1: Устное словесное рисование (Карточка)

-Каким мы видим пажа в балладе?

-Какие слова подчеркивают возраст пажа?

- Каким мы его себе представляем?

Вариант 2: (карточка)

-Прочитайте описание пучины, в которую царь бросил кубок. Найдите изобразительно – выразительные средства языка, при помощи которых Жуковский рисует эту пучину.

Вариант 3:

-Прочитайте рассказ пажа о морской бездне. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

 

2) Реализация задания.

 

VI. Обобщение.

 

Беседа.

-Что помогло юноше спастись?

-Как зрители относятся к его чудесному возвращению?

-Каково отношение автора  к героям во второй части баллады?

-Кого поэт осуждает? Кого жалеет и за что?

 

-Заполните таблицу:

 

Паж

Царь

Качества характера/ причины поступка

Жажда подвига, смелость, правдивость

Желание быть богатым, тщеславие, жестокость

 

 

-Как вы понимаете название баллады? (кубок славы, но не кубок тщеславия, корысти)

-Как проявляются благородство, рыцарство, жестокость героев?

-Как автор относится к героям, кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?

-По каким приметам догадались?

 

 

VII.Рефлексия

- Что для себя вы смогли взять с урока?

-Что осталось в вашем сердце?

-Чему научились на уроке?

 

 

 

IV. Чтение и обсуждение учащимися статьи «Из истории создания баллады „Кубок”» (с. 89–90).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литература

Класс: 5        

Тема урока:  «В.А.Жуковский.  Детство и начало литературного творчества. Жанр баллады.  Баллада «Кубок»

Тип урока:  урок изучения нового материала

                                Ход урока

                            Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков задумчивую даль…

   А.С.Пушкин

  1. Оргмомент

Сообщение темы урока:

–Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в литературной гостиной. Здесь существует золотое правило: выскажи свое мнение, свое впечатление, поделись новым с одноклассниками, стремись узнать что-то новое. и  в конце урока лучшие чтецы, активные и внимательные

 ученики будут награждены медалями “Читай-ка”.

Наш план работы:

 1. Заочная экскурсия «Жизнь и творчество В.А.Жуковского»,

2. В Творческой лаборатории В.А.Жуковского.

- Вас устраивает данный план?

-Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы должны выполнить на уроке согласно его плану?  (выслушивает мнение учащихся и обобщает их ответ)

III. Изучение нового Жизнь и творчество в.А.Жуковского

1.–Прочитайте эпиграф к уроку. Как оценивал творчество Жуковского его ученик А.С.Пушкин?

Проблемный вопрос: « Каким человеком и поэтом был Жуковский?»

      (звучат разные предположения учащихся)

-Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо…? Что? (познакомиться с биографией поэта, с его произведениями)

2. Заочная экскурсия «Жизнь и творчество В.А.Жуковского» (Презентация,) – реализация домашнего задания: подготовленный ученик (компьютер)

    А) «Детские годы Жуковского» (слайды 3-5)

Б) «Годы учебы»(слайды 6-8)

В) «Служба при царском дворе» (слайды 9-10)

Г) «Жуковский – переводчик» (слайды 11-14)

К -1. Василий Андреевич Жуковский родился  9 февраля 1783г.  в с. Мишенском  Белевского уезда. Отец поэта – Афанасий  Иванович Бунин, тульский помещик. Мать-пленная турчанка Сальха, которую в 1770 году, в возрасте шестнадцати лет, привезли из-под турецкой крепости Бендеры в «подарок» А.И.Бунину. При крещении Сальху назвали Елизаветой Дементьевной. Ребёнок был усыновлён,  по желанию Бунина, жившим в его доме бедным дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским. Таким образом, будущий поэт  получил дворянство и избежал уготованной столь многим побочным  помещичьим детям участи крепостного.

         Мать поэта, ставшая домоправительницей Бунина, легко овладела  русской грамотой. Она была умна и обаятельна, но сохранившиеся письма к ней мальчика-Жуковского не свидетельствуют об особой душевной близости, положение не изменилось и после смерти отца. С ребенком обходились ласково, но он чувствовал необычность своего положения и страдал от этого.

К-2. Учился Жуковский с начала в частном пансионе Роде, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения  (не дошедшие до нас ) были написаны в возрасте 6-7 лет. В 1797г. мальчика  увезли из Тулы и поместили в Московский университетский благородный пансион. Пансион возглавлял А.А.Прокопович - Антонский, писатель и педагог. Воспитанникам внушались идеи нравственного самосовершенствования, гражданского долга и политического благомыслия.  

К-3. С 1800 по 1802год Жуковский служит в Московской соляной канторе, но служба тяготит его, так как отвлекает от любимых занятий. Когда разразилась война 1812 г, поэт , как и все в округе , был охвачен патриотическим порывом и, после обнародования в июле манифеста о составлении военных сил, решил записаться в ополчение. В августе Жуковский поступил в московское ополчение в чине поручика . В день

Бородинской битвы 26 августа он находился в резерве , позади главной армии , а затем был отрекомендован Кутузову для дежурства при ставке главнокомандующего армиями.

       В 1817 году ему предложили стать учителем русского языка принцессы Шарлоты – Александры Федоровны , жены великого князя Николая Павловича (будущего Николая 1).

Эта должность уже не была столь формальной , как прежняя

(чтец при императрице Марии Федоровне). В переломный для России 1826 год, когда после разгрома декабристов началось долгое царствование Николая 1, Жуковский получил предложение организовать и возглавить обучение наследника престола , будущего Александра 2 .

К-4. Жуковский глубоко воспринял  идеалы морального самосовершенствования  и личной добродетели.

         

 Первой серьезной пробой сил Жуковского был перевод элегии английского поэта-сентименталиста Т.Грея «Сельское кладбище» (1802). Одобренная Карамзиным, элегия Жуковского печатается в лучшем русском  журнале того времени –«Вестнике Европы».

        Жуковский рано приобретает широкую по тому времени популярность и литературный авторитет. Его элегии, песни, баллады составляют золотой фонд тогдашних журналов. Они поражали  новизной содержания

и формой.  В европейских литературах второй половины  18- начало 19 века огромное распространение приобретает жанр баллады ,восходящий народнопоэтической традиции. У Жуковского этот жанр становился одним из основных .

Образцом для Жуковского были баллады Бюргера, Уланда.

В русской литературе – «Раиса» Карамзина. Именно в балладах в наибольшей степени выразились романтические устремления Жуковского.

   Почти тридцать девять баллад Жуковского - переводы.

Жуковского справедливо называют гением перевода.

  Жуковский переводит Уланда, Шеллинга и других, более «мистических» поэтов . Жуковский испытывает сильное влияние Гете и Шиллера ; под их воздействием создает оригинальные стихи, а также замечательные переводы « Песни Миньоны» ( под  названием «Мина») , « Утро пришло …» (« Взошла заря…») Гете , «Горной песни» Шиллера («Горная дорога») и др

        Венцом деятельности Жуковского как переводчика древних эпосов является перевод «Одиссеи» (1842- 1849).

    После «Одиссеи» Жуковский успел еще перевести две песни «Илиады» Много занимается переводами - из Гёте, Шиллера, Байрона, В.Скотта,  я - нам родная". В октябре 1818 года поэт был принят в члены Российской Академии наук.

3.Беседа:

- Какие личные качества Жуковского вам запомнились? Понравились?

- Каким же человеком и поэтом был Жуковский?

Вот  мы и в творческой лаборатории……в которой познакомимся с

. А) История создания баллады «Кубок» - рассказ учителя. 

 Жуковский писал не только стихи и поэмы, С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.

Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Перчатка», «Лесной царь», «Кубок» и другие. Некоторые являются переводами,а остальные оригинальными произведениями.

Баллада  «Кубок» -это перевод баллады немецкого поэта Шиллера,дословно «Водолаз»

-Чтобы мы говорили «на одном языке с Жуковским» и со мной, необходимо провести словарную работу: объяснить литературоведческий термин, прояснить значение устаревших и редко употребляемых слов.

Проблемный вопрос: «Что такое баллада?»

Поиск ответа (обращаемся к учебнику, стр. 90) Чтение и запись в тетради определения баллады

- Докажите, что «Кубок» - это баллада.

Б) Словарная работа по тексту баллады (: слова на слайде)

Словарная работа.

Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.

Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).

Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.

Епанча – широкий плащ без рукавов.

Чрево – внутренность чего-либо.

Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.

Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.

Мокой – рыба морской волк, род акулы.

В) Чтение баллады учениками ()Минутное прослушивание начала баллады в исполнении актера дает образец того, как надо читать и настраивает на торжественный высокий лад.

Дальше – стоп-момент: «Внимание! Вопрос!»

- Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?

Им руководит желание очередной раз насладиться своей властью, почувствовать свое величие. Посмотрите: он же не говорит, а «ВОЗГЛАШАЕТ!» И этим словом, повторенным дважды, мне кажется, подчеркивается его самолюбование.

 

После 3й

- Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?

(Потому что это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не стоит собственной жизни)

Выразительное чтение 4-8 строфы. Рассуждаем по поводу поступка пажа.

 - Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?

Он верит в Бога и свою судьбу. В тексте об этом говорится: «Спасителя-бога призвал».

После чтения 9-10 строфы:

- Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши? (Они чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден был выполнить царское требование)

- Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?

(Царь пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ юноши заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика)

- Почему даже мольба дочери не останавливает царя?

Вывод: мы видим, что упоение властью и самодурство движет царем.

Читается предпоследняя строфа.
-
Второй раз отчаянным порывом юноши руководит……..? 

- А, может, все-таки желает заполучить еще и царский перстень?

- Прочитана последняя строфа. Задумаемся над финальными строками:

В творческой лаборатории поэта.

Создание титульного листа к произведению В. А. Жуковского «Кубок».

Конкурс (защита учащимися своих работ).

Работа в группах

1) Самостоятельная работа – исследование в группах.

Вариант 1: Устное словесное рисование (Карточка)

-Каким мы видим пажа в балладе?

-Какие слова подчеркивают возраст пажа?

- Каким мы его себе представляем?

Вариант 2: (карточка)

-Прочитайте описание пучины, в которую царь бросил кубок. Найдите изобразительно – выразительные средства языка, при помощи которых Жуковский рисует эту пучину.

Вариант 3:

-Прочитайте рассказ пажа о морской бездне. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

2) Реализация задания.

VI. Обобщение.

Беседа.

-Что помогло юноше спастись?

-Как зрители относятся к его чудесному возвращению?

-Каково отношение автора  к героям во второй части баллады?

-Кого поэт осуждает? Кого жалеет и за что?

-Заполните таблицу:

Паж

Царь

Качества характера/ причины поступка

Жажда подвига, смелость, правдивость

Желание быть богатым, тщеславие, жестокость

-Как вы понимаете название баллады? (кубок славы, но не кубок тщеславия, корысти)

-Как проявляются благородство, рыцарство, жестокость героев?

-Как автор относится к героям, кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?

-По каким приметам догадались?

VII.Рефлексия

- Что для себя вы смогли взять с урока?

-Что осталось в вашем сердце?

-Чему научились на уроке?

IV. Чтение и обсуждение учащимися статьи «Из истории создания баллады „Кубок”» (с. 89–90).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...