Проекты детей
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Герасимова Жанна Мурайкановна

Проекты детей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интересные фразеологизмы Речь – это способ общения между людьми. Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, используются многие лексические приемы, в частности, фразеологизмы–устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку. Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд

Слайд 2

Цели и задачи проекта: у знать что такое фразеологизмы; произвести поиск необходимой языковой информации; п ознакомиться с интересными фразеологизмами; выяснить их значение и происхождение; с делать вывод; п редставить свою работу.

Слайд 3

Кисейная барышня Кто такая «барышня» должно быть понятно, а «кисейная» — значит «одетая в платье из кисеи, тонкой хлопковой ткани». Этот изящный, но непрактичный наряд был популярен в конце XVIII века, однако потом вышел из моды и превратился в символ неприспособленности, жеманства, изнеженности и даже глупости

Слайд 4

Затрапезный вид Во времена царя Петра I жил Иван Затрапезников — предприниматель, который получил от императора ярославскую текстильную мануфактуру. Фабрика выпускала материю под названием «пестрядь», или «пестрядина», в народе прозванную «затрапезом», « затрапезником » — грубое и низкокачественное сукно из пеньки (конопляного волокна). Из затрапеза шили одежду в основном бедные люди, которые не могли купить себе что-то лучшее. И вид у таких бедняков был соответствующий. С тех пор, если человек одет неряшливо, о нём и говорят, что у него затрапезный вид

Слайд 5

Шемякин суд Выражение «шемякин суд» употребляется, когда хотят подчеркнуть несправедливость какого-либо мнения, суждения или оценки. Шемяка — реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка , знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. Прославился неутомимой, упорной борьбой с великим князем Василием Темным. Сегодня, когда хотят указать на пристрастность, несправедливость какого-нибудь суждения, говорят: «Разве это критика? Шемякин суд какой-то»

Слайд 6

Точить лясы Точить лясы означает пустословить, заниматься бесполезной болтовней. Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка Сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Однако умельцев вести такую беседу было немного и со временем выражение стало обозначать пустую болтовню

Слайд 7

Петь Лазаря Бить на жалось, попрошайничать, стараться сыграть на сочувствии Притча о богаче и Лазаре рассказана Спасителем в Евангелии. Лазарь был беден и жил у ворот дома богача. Лазарь питался остатками пищи богача вместе с собаками и терпел всяческие лишения, но после смерти попал в рай, тогда как богач оказался в аду Профессиональные нищие в России часто просили милостыню на ступенях храмов, сравнивая себя с библейским Лазарем, хотя часто жили значительно лучше. Поэтому попытки разжалобить и называются подобным образом

Слайд 8

Горе луковое Недотепа, незадачливый человек Происхождение. Едкие летучие вещества, в изобилии содержащиеся в луковице, раздражающе действуют на глаза, и хозяйка, покуда крошит лук для своей стряпни, льет слезы, хотя горя нет ни малейшего. И горем луковым называют не горе, а неприятность преходящую. Чаще всего полушутливо, полуогорченно обращаются к ребенку, который опять что-то учудил

Слайд 9

Дело в шляпе Все в порядке, все удачно закончилось Иногда объясняют происхождение этого выражения тем, что в дни Ивана Грозного некоторые судебные дела решались жребием, а жребий тянули из шляпы судьи. Однако слово «шляпа» пришло к нам не раньше, чем в дни Бориса Годунова, да и то применялось оно только к иноземным головным уборам. Вряд ли редкое слово это могло попасть тогда же в народную поговорку Есть другое объяснение:гораздо позднее дьяки и приказные, разбирая судебные дела, пользовались своими шляпами, чтобы получать взятки

Слайд 10

Вывод: Образность характерная для значительной части фразеологизмов, помогает избежать шаблонности и сухости в речевом общении. При этом фразеологизмы книжного характера обладают "повышенной" экспрессивно-стилистической окраской, их употребление придает речи торжественность, поэтичность, книжность. Поэтому необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами. А для этого необходимо много читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей.

Слайд 11

Итоги: мы узнали информацию о фразеологизмах познакомились с интересными фразеологизмами в ыяснили их значение и происхождение

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МАОУ РА  "Кадетская школа №4 города Горно-Алтайска"


Историзмы и архаизмы

в сказках А.С. Пушкина

                            Выполнила: Испокова Самира,

учащаяся 6 «А»класса

Руководитель проекта: Герасимова Жанна Мурайкановна,

учитель русского языка и литературы

                                               

г. Горно-Алтайск, 2019 г.

                                             

Содержание

Аннотация………………………………………………………….. .3

Введение……………………………………………………………. 4

1. Устаревшие слова ……………………………………………6

  1. Архаизмы…………….…………………………………….6
  2. Историзмы………………………………………………....7

  1. Историзмы и архаизмы в сказках А.С. Пушкина………………9
  1. Сказка о царе Салтане….………………………………...9
  2. Сказка о рыбаке и рыбке…………………………………9
  3. Сказка о мертвой царевне..………………………………10
  4. Сказка о попе и работнике его Балде.…………………..10
  5. Сказка о золотом петушке..……………………………...11
  1. Результаты ...… ………………………………………………….12
  2. Выводы…………………………………………………………..13
  3. Список литературы……………………………………………..14

Аннотация

В сказках А.С. Пушкина, мы часто встречаем слова, значение которых не понимаем, так как не используем их в повседневной речи. Меня заинтересовало, что это за слова, что они обозначают и почему сегодня они не используются.

На уроках русского языка я узнала, что эти слова называют устаревшими. В данной работе я исследовала сказки А.С. Пушкина на предмет таких слов, узнала их значение и составила словарь-презентацию «Устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина».

 Введение

К устаревшим относят слова, которые более не употребляются в обыденной речи. Они делятся на две группы:

Историзмы – это устаревшие слова, которые вышли из активного употребления в связи с исчезновением предметов, явлений, понятий, обозначавшихся этими словами: вече, уезд, аршин, дилижанс и др.

Иногда слова, ставшие историзмами, возвращаются в активное употребление. Условием этого служит возрождение предметов, явлений, которые обозначаются данными словами. Так произошло, например, со словами гимназия и лицей, которыми сейчас называют разновидности современных учебных заведений, с должностью губернатор.

Архаизмы – устаревшие слова, которые были вытеснены из активного употребления синонимами.         

Актуальность. А.С. Пушкин жил и творил в начале XIX века. С тех времен прошло много времени, далеко вперед шагнуло человечество в своем развитии, поэтому в  сказках Пушкина присутствует большое количество слов, которые не употребляются в современной речи и их можно отнести к устаревшей лексике.

Необходимо растолковать значение устаревших слов, чтобы не допускать ошибок в употреблении историзмов или архаизмов.

Предмет исследования: сказки А.С.Пушкина - «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь».

Цель: составить словарь историзмов и архаизмов по сказкам А.С. Пукшкина.

 Задачи:

  • изучить понятия историзмы, архаизмы;
  • найти архаизмы и историзмы в сказках  А.С.Пушкина;
  • выяснить их значение, распределить устаревшие слова по группам;
  • создать презентацию «Словарь историзмов и архаизмов в сказках А.С. Пушкина»

Гипотеза: людям, родившимся и живущим в XXI веке, все сложнее читать произведения, написанные сто-двести лет назад, в т.ч. и сказки  А. С. Пушкина. Одна из причин - присутствие в  произведениях большого количества слов, значение которых современному человеку неясно.

1. Устаревшие слова в русском языке

Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления, называются устаревшими словами. Устаревшие слова возникают в связи с выходом из обращения предметов быта, одежды, явлений и представлений, которые эти слова называют. Лексические значения устаревших слов часто забываются людьми. Устаревшие слова можно встретить в художественной литературе, пословицах и поговорках, исторических фильмах, научных статьях, описывающих быт людей в прошлом.

1.1. Архаизмы

Архаизмы (от греч. «древний») - слова, отдельные значения слов, словосочетания, а также некоторые грамматические формы и синтаксические конструкции, устаревшие и вышедшие из активного употребления. Архаизмы — устаревшие слова, на смену которым пришли новые синонимические слова, называющие те же самые вещи и понятия. Это означает, что архаизмы имеют синонимы в современном языке. Примеры архаизмов:  чело — лоб, уста — рот, сей — этот, кои — которые, заморский — иностранный, супостат — злодей. Иногда архаические слова, ставшие непонятными, продолжают жить в некоторых устойчивых сочетаниях: «Ни зги не видно» - «совсем ничего не видно», «Сыр-бор загорелся» - «начался переполох». А бывает так, что и возвращаются в нашу речь устаревшие слова: пристав, думцы, губернатор и др.

По способу устаревания и замене архаизма новым словом выделяются следующие группы:

  • Собственно лексические архаизмы — полностью вышедшие из употребления слова, на их смену пришли слова с другими корнями (ветрило, шуйца, длань);
  • Лексико-семантические архаизмы — потерявшее одно или несколько лексических значений (живот в значении «жизнь», негодяи в значении «негодные к воинской службе», истукан в значении «статуя»), а также получившие новое значении (позор — значение «зрелище» изменилось на «стыд», урод — значение «красота» изменилось на «с физическими недостатками»);
  • Лексико-фонетические архаизмы — поменявшие фонетическое звучание слова за счёт замены, отпадания отдельных звуков (нумер — номер, зерцало — зеркало, нощь — ночь).
    Выделяются акцентологические архаизмы, у которых изменилось место ударения в слове (музы́ка — му́зыка, филосо́ф — фило́соф);
  • Лексико-словообразовательные архаизмы — устаревшие слова, из которых появились новые путём прибавления к корню устаревшего слова новых словообразующих морфем (дружество — дружба, фантазм — фантазия).

Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время они ещё понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя в повседневной речи уже не используются. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометкой «устар». Процесс возникновения архаизмов называется архаизацией.

В художественной литературе архаизмы широко используются как стилистическое средство для придания речи торжественности, для создания колорита эпохи, а также в сатирических целях. Язык, как система, находится в постоянном движении, развитии, и самым подвижным уровнем языка является лексика: она в первую очередь реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами. В то же время наименования предметов, явлений, не получающих более применения в жизни народов, выходят из употребления.

1.2.Историзмы

Историзмы — устаревшие слова, полностью вышедшие из употребления, так как вышли из употребления предметы и явления, которые эти слова называли. В отличие от архаизмов, историзмы не имеют синонимической замены в настоящем. Примеры историзмов: кокошник, шушун (одежда), алтын (денежная единица), дворянин, граф (титулы), кольчуга, забрало (военное снаряжение). Изменилась система образования в России – ушли из нашей речи слова институт благородных девиц, классная дама, реалист (учащийся реального училища), институтка. Примерами историзмов служат слова советских времён, которые были в употреблении в прошлом веке: продотряд, махновец, буденовка, авоська  Таким образом, историзмы занимают в языке совершенно особое положение, являясь единственными наименованиями давно ушедших из нашего обихода предметов. Поэтому у историзмов нет и не может быть синонимов.

2. Историзмы и архаизмы в сказках А.С. Пушкина

2.1. «Сказка о царе Салтане …»

           Архаизмы

Аршин - мера длины.

Гонец - посол с известием.

Извести (её) - довести, уморить.

Чудесить - совершать безумство.

Грамота - приказ царя.

Град - город.

Дичина - дичь.

Дивятся - удивляются.

Корабельщики - те, кто управляют кораблём.

Злато - золото.

Брег - берег.

Величава - величественная особа с горделивой осанкой.

Инда очи - так что.

Возлагать венец - возведение в сан.

Рать – войско.

Историзмы

Дьяк - прикладной чиновник.

Витязь - древний воин, защитник.

Князь - правитель области в феодальной удельной Руси.

Кольчуга - доспех, сплетённый из железных колец .

Челядь -  дворовые слуги.

2.2. «Сказка о рыбаке и рыбке»

            Архаизмы

Ветхая - износившаяся.

Молвит  - говорит.

Кликать  -  звать.

Вздурилась  -  взбесилась, разгневалась.

Душегрейка  -  жилетка, безрукавка.

Маковка - макушка головы.

На посылках  -  на побегушках.

    Историзмы

Светёлка  -  горница.

Терем  -  помещение, в котором жили бояре, дворяне.

Бояре, дворяне  - сословие на Руси.

Кичка  -  головной убор.

Сударыня  -  обращение к знатной особе.

2.3 «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Архаизмы

Снарядился  -  собрался.

Молодица  -  молодая женщина.

Ломлива  -  кокетка.

Пожалую  -  награжу ,  отрекаться - отказываться.

Черница  -  девушка в услужении.

Горесть  -  переживать что-то страшное ,  или  горе, невзгоды.

 Историзмы

Полати -  лежанка под потолком, между печью и стеной.

Клюка  -  палка, на которую опираются при ходьбе.

Изразец  -  плитка из обожжённой глины.        

2.4. «Сказка о попе и работнике его  Балде»

Архаизмы

Толоконный лоб - презрительная кличка глупца .

Полба - вид пшеницы с пленчатым зерном.

Дитятя - ребёнок.

Морщить море - создавать волны.

Взыскался - вскочил не свет ,  ни заря.

Супостат  - тиран,  неприятель.

Укоризна  - укор.

Смутилось море - потемнело.

Снесёшь - поднимешь

Череда - очередь

Историзмы

Оброк  -  выплата дани помещику деньгами или продуктами.

Корчить чертей  - доставлять боль.

Недоимки -  налоговая задолженность.

2.5. «Сказка о золотом петушке»

Архаизмы

Бранная сила - военная сила ратных дел.

Яства - богато накрытый стол угощений.

Молва  - говорить,  высказаться.

Рехнулся -  тронуться,  сойти с ума.

Инда - тогда как.

Историзмы

Стан - военный лагерь.

Шелом - шлем.

Латы - защита груди металлическими пластинами

Стража -  охрана.

3. Результаты

    При работе с различными источниками информации в результате исследования  были  изучены понятия  архаизмы и историзмы. В сказках

 А.С. Пушкина были выявлены устаревшие слова и классифицированы на группы: историзмы и архаизмы. Их значения  нашли с помощью «Школьного словаря устаревших слов русского языка»  Р. П. Рогожниковой и  «Толкового словаря  русского языка»  В.И. Даля. В результате получили словарь архаизмов и историзмов в сказках А.С. Пушкина, которым может воспользоваться любой ученик нашей школы.

4. Вывод

  Работа над проектом позволила мне узнать много нового, у меня появилось желание двигаться вперёд, не останавливаться на достигнутом. Много времени потребовалось на проведение исследования. Мне пришлось перечитать много справочной литературы, совершить путешествие по словарям. Перечитать прекрасные сказки Пушкина. В результате пополнился мой лексический словарь. Хочу пожелать всем, чтобы мы овладели искусством использования историзмов и архаизмов и не допускали ошибок, вызывающих улыбку собеседника.

5. Список литературы

  1. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка (
  2. Ожегов С.И. «Словарь русского языка».М., Русский язык,1986.
  3. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка. М., « Просвещение»,1986.
  4. Сказки А.С. Пушкина:

               "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

 "Сказка о попе и работнике его Балде."

 "Сказка о рыбаке  и  рыбке "

 "Сказка о царе Салтане "

 "Сказка о золотом петушке"


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАК социальные сети влияют на язык? Четвернин Илья 6А

Слайд 2

Вопросы 1.Как соц.сети влияют на наш язык? 2.Искажает ли виртуальное общение нашу речь? 3.Узнать, приводит ли общение в соц.сетях и в соц.сетях к деградации поколения?

Слайд 3

Мои цели Я хочу узнать о влиянии соц.сетей на нашу с вами речь. Для этого мне придется воспользоваться интернет-сайтами и энциклопедией.

Слайд 4

Современный русский язык является продолжением древнерусского (восточнославянского) языка. На древнерусском языке говорили восточнославянские племена, которые появились в 9 веке в пределах Киевского государства. Этот язык обладал большим сходством с языками других славянских народов, но уже отличался некоторыми фонетическими и лексическими особенностями. Все славянские языки (польский, чешский, словацкий, сербохорватский, словенский, македонский, болгарский, украинский, белорусский, русский) происходят от общего корня - единого праславянского языка, существовавшего, вероятно, до 10-11 веков.

Слайд 5

Теперь, когда мы с вами уже знаем откуда появился великий русский язык, давайте приступим к основной теме. «Основная задача социальных сетей – это помочь пользователю поделиться с друзьями своими мыслями, фото, музыкой, видео, и т.д…»

Слайд 6

Сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Посещая различные сайты, форумы, чаты, общаясь по электронной почте, я заметил, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. В чатах, форумах, живых дневниках, сообщениях электронной почты тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками. Иногда люди намеренно искажают слова и этот поток бессвязных и непонятных выражений, становится просто невыносимо видеть, приходится по несколько раз перечитывать сообщение, чтобы понять, что имел в виду человек. Данное наблюдение вызвало вопрос: как Интернет влияет на язык и речь? В результате появилась тема работы : "Как социальные сети влияют на язык».Актуальность темы можно объяснить тем, что существуют проблемы, которые возникли с появлением интернет-сленга и не решены до настоящего времени.

Слайд 7

Сетевой язык уже превратился из модного течения в новый стиль онлайнового общения, и правописания на сайтах, блогах и чатах, наличие орфографических ошибок входит в привычку и становится причиной падения грамотности.

Слайд 8

В жизни мы используем два языка – сложный письменный и простой устный. Интеренет породил третий язык – промежуточный. Он соединил в себе точность первого и краткость второго. Третий язык быстро набирает популярность, современный жаргон уже превратился в диалект. Известный филолог и лингвист Максим Кронгауз ,автор книги «Самоучитель Олбанского »,уделяет внимание современному сленгу , вечным смайликам и другим интересным явлениям.

Слайд 9

Вот, несколько примеров « Третьего языка»: Прив – привет Нез – не за что Няффка – милый Спс – спасибо Пжлст – пожалуйста Неподготовленному человеку эти «вырезки» п росто могут оказаться непонятными.

Слайд 10

А вот, типичная переписка молодежи в социальных сетях, например, в соц.сети « ВКонтакте :» - Прива - прива - Хай - Как настройка? - Норм, у тя ? - Тож - Чем маешься? - Уж не чем - Ммммм - Го на улицу? - Окай, во скок? - Да через пч (полчаса)

Слайд 11

Потеря навыков живого общения также не способствует развитию коммуникабельности. Особенно подвержены влиянию социальных сетей подростки – у них даже может выработаться зависимость, при которой отсутствие доступа в различные соц.сети может вызвать настоящую психическую ломку ”.

Слайд 12

Исследование показывает, какие именно ошибки совершаются в Интернете: 1.Орфографические – 44% 2.Пунктуационные – 34% 3.Синтаксические – 22% При общении: 80% - допускают сокращения 70% - используют сленг Сегодня более 5.000.000 человек признают, что пользуются этим языком регулярно!

Слайд 13

Вывод Теперь, я думаю, можно сделать вывод : Исследование показало, что «сетевой язык» употребляют большинство пользователей-подростков, в том числе и учащихся нашей кадетской школы, но я считаю, что этот сленг скоро выйдет из моды, но совсем не исчезнет. Я думаю, что безграмотность в современном информационном обществе должна признаваться пороком, а писать и говорить правильно, должно считаться престижным.

Слайд 14

Я нашел ответы на все свои вопросы, и доволен этим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Дети-детям" (книгочеи)

Данный проект направлен на приобщение школьников к чтению, расширению их кругозора;  развитие нравственных качеств личности школьников, повышение уровня их общей культуры. В качестве примера пред...

Социально-значимый проект "Дети-детям"

Данный проект способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли.Цель:Создание условий для  расширения  возможностей занятости уч...

Социально-значимый проект "Дети-детям"

Данный проект способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли.Цель:Создание условий для  расширения  возможностей занятости уч...

Социальный проект "Дети- детям" трудовой бригады "Лидер"

Социальный проект "Дети-детям" трудовой бригады "Лидер".Цель проекта: Организация труда и отдыха учащихся посредством участия их в общественно- полезном труде.Материал содержит информацию об организац...

Социальный проект "Дети-детям"

проект разработан в рамках XIII Всероссийской акции "Я гражданин России"...

Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"

В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....

Реализация школьного проекта "Дети для детей" (Издательская деятельность)

Ежегодно на предмете "Станковая композиция" в 1 классах при прохождении определенных тем мы с учениками воплощали идеи под девизом "Дети для детей". Конечным продуктом данной деятельности стали книжки...