Проекты детей
презентация к уроку по литературе (6 класс)
Проекты детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interesnye_frazeologizmy.pptx | 2.56 МБ |
istorizmy_i_arhaizmy.doc | 73.5 КБ |
kak_sotsialnye_seti_vliyayut_na_yazyk.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи проекта: у знать что такое фразеологизмы; произвести поиск необходимой языковой информации; п ознакомиться с интересными фразеологизмами; выяснить их значение и происхождение; с делать вывод; п редставить свою работу.
Кисейная барышня Кто такая «барышня» должно быть понятно, а «кисейная» — значит «одетая в платье из кисеи, тонкой хлопковой ткани». Этот изящный, но непрактичный наряд был популярен в конце XVIII века, однако потом вышел из моды и превратился в символ неприспособленности, жеманства, изнеженности и даже глупости
Затрапезный вид Во времена царя Петра I жил Иван Затрапезников — предприниматель, который получил от императора ярославскую текстильную мануфактуру. Фабрика выпускала материю под названием «пестрядь», или «пестрядина», в народе прозванную «затрапезом», « затрапезником » — грубое и низкокачественное сукно из пеньки (конопляного волокна). Из затрапеза шили одежду в основном бедные люди, которые не могли купить себе что-то лучшее. И вид у таких бедняков был соответствующий. С тех пор, если человек одет неряшливо, о нём и говорят, что у него затрапезный вид
Шемякин суд Выражение «шемякин суд» употребляется, когда хотят подчеркнуть несправедливость какого-либо мнения, суждения или оценки. Шемяка — реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка , знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. Прославился неутомимой, упорной борьбой с великим князем Василием Темным. Сегодня, когда хотят указать на пристрастность, несправедливость какого-нибудь суждения, говорят: «Разве это критика? Шемякин суд какой-то»
Точить лясы Точить лясы означает пустословить, заниматься бесполезной болтовней. Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка Сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Однако умельцев вести такую беседу было немного и со временем выражение стало обозначать пустую болтовню
Петь Лазаря Бить на жалось, попрошайничать, стараться сыграть на сочувствии Притча о богаче и Лазаре рассказана Спасителем в Евангелии. Лазарь был беден и жил у ворот дома богача. Лазарь питался остатками пищи богача вместе с собаками и терпел всяческие лишения, но после смерти попал в рай, тогда как богач оказался в аду Профессиональные нищие в России часто просили милостыню на ступенях храмов, сравнивая себя с библейским Лазарем, хотя часто жили значительно лучше. Поэтому попытки разжалобить и называются подобным образом
Горе луковое Недотепа, незадачливый человек Происхождение. Едкие летучие вещества, в изобилии содержащиеся в луковице, раздражающе действуют на глаза, и хозяйка, покуда крошит лук для своей стряпни, льет слезы, хотя горя нет ни малейшего. И горем луковым называют не горе, а неприятность преходящую. Чаще всего полушутливо, полуогорченно обращаются к ребенку, который опять что-то учудил
Дело в шляпе Все в порядке, все удачно закончилось Иногда объясняют происхождение этого выражения тем, что в дни Ивана Грозного некоторые судебные дела решались жребием, а жребий тянули из шляпы судьи. Однако слово «шляпа» пришло к нам не раньше, чем в дни Бориса Годунова, да и то применялось оно только к иноземным головным уборам. Вряд ли редкое слово это могло попасть тогда же в народную поговорку Есть другое объяснение:гораздо позднее дьяки и приказные, разбирая судебные дела, пользовались своими шляпами, чтобы получать взятки
Вывод: Образность характерная для значительной части фразеологизмов, помогает избежать шаблонности и сухости в речевом общении. При этом фразеологизмы книжного характера обладают "повышенной" экспрессивно-стилистической окраской, их употребление придает речи торжественность, поэтичность, книжность. Поэтому необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами. А для этого необходимо много читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей.
Итоги: мы узнали информацию о фразеологизмах познакомились с интересными фразеологизмами в ыяснили их значение и происхождение
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МАОУ РА "Кадетская школа №4 города Горно-Алтайска"
Историзмы и архаизмы
в сказках А.С. Пушкина
Выполнила: Испокова Самира,
учащаяся 6 «А»класса
Руководитель проекта: Герасимова Жанна Мурайкановна,
учитель русского языка и литературы
г. Горно-Алтайск, 2019 г.
Содержание
Аннотация………………………………………………………….. .3
Введение……………………………………………………………. 4
1. Устаревшие слова ……………………………………………6
- Архаизмы…………….…………………………………….6
- Историзмы………………………………………………....7
- Историзмы и архаизмы в сказках А.С. Пушкина………………9
- Сказка о царе Салтане….………………………………...9
- Сказка о рыбаке и рыбке…………………………………9
- Сказка о мертвой царевне..………………………………10
- Сказка о попе и работнике его Балде.…………………..10
- Сказка о золотом петушке..……………………………...11
- Результаты ...… ………………………………………………….12
- Выводы…………………………………………………………..13
- Список литературы……………………………………………..14
Аннотация
В сказках А.С. Пушкина, мы часто встречаем слова, значение которых не понимаем, так как не используем их в повседневной речи. Меня заинтересовало, что это за слова, что они обозначают и почему сегодня они не используются.
На уроках русского языка я узнала, что эти слова называют устаревшими. В данной работе я исследовала сказки А.С. Пушкина на предмет таких слов, узнала их значение и составила словарь-презентацию «Устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина».
Введение
К устаревшим относят слова, которые более не употребляются в обыденной речи. Они делятся на две группы:
Историзмы – это устаревшие слова, которые вышли из активного употребления в связи с исчезновением предметов, явлений, понятий, обозначавшихся этими словами: вече, уезд, аршин, дилижанс и др.
Иногда слова, ставшие историзмами, возвращаются в активное употребление. Условием этого служит возрождение предметов, явлений, которые обозначаются данными словами. Так произошло, например, со словами гимназия и лицей, которыми сейчас называют разновидности современных учебных заведений, с должностью губернатор.
Архаизмы – устаревшие слова, которые были вытеснены из активного употребления синонимами.
Актуальность. А.С. Пушкин жил и творил в начале XIX века. С тех времен прошло много времени, далеко вперед шагнуло человечество в своем развитии, поэтому в сказках Пушкина присутствует большое количество слов, которые не употребляются в современной речи и их можно отнести к устаревшей лексике.
Необходимо растолковать значение устаревших слов, чтобы не допускать ошибок в употреблении историзмов или архаизмов.
Предмет исследования: сказки А.С.Пушкина - «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь».
Цель: составить словарь историзмов и архаизмов по сказкам А.С. Пукшкина.
Задачи:
- изучить понятия историзмы, архаизмы;
- найти архаизмы и историзмы в сказках А.С.Пушкина;
- выяснить их значение, распределить устаревшие слова по группам;
- создать презентацию «Словарь историзмов и архаизмов в сказках А.С. Пушкина»
Гипотеза: людям, родившимся и живущим в XXI веке, все сложнее читать произведения, написанные сто-двести лет назад, в т.ч. и сказки А. С. Пушкина. Одна из причин - присутствие в произведениях большого количества слов, значение которых современному человеку неясно.
1. Устаревшие слова в русском языке
Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления, называются устаревшими словами. Устаревшие слова возникают в связи с выходом из обращения предметов быта, одежды, явлений и представлений, которые эти слова называют. Лексические значения устаревших слов часто забываются людьми. Устаревшие слова можно встретить в художественной литературе, пословицах и поговорках, исторических фильмах, научных статьях, описывающих быт людей в прошлом.
1.1. Архаизмы
Архаизмы (от греч. «древний») - слова, отдельные значения слов, словосочетания, а также некоторые грамматические формы и синтаксические конструкции, устаревшие и вышедшие из активного употребления. Архаизмы — устаревшие слова, на смену которым пришли новые синонимические слова, называющие те же самые вещи и понятия. Это означает, что архаизмы имеют синонимы в современном языке. Примеры архаизмов: чело — лоб, уста — рот, сей — этот, кои — которые, заморский — иностранный, супостат — злодей. Иногда архаические слова, ставшие непонятными, продолжают жить в некоторых устойчивых сочетаниях: «Ни зги не видно» - «совсем ничего не видно», «Сыр-бор загорелся» - «начался переполох». А бывает так, что и возвращаются в нашу речь устаревшие слова: пристав, думцы, губернатор и др.
По способу устаревания и замене архаизма новым словом выделяются следующие группы:
- Собственно лексические архаизмы — полностью вышедшие из употребления слова, на их смену пришли слова с другими корнями (ветрило, шуйца, длань);
- Лексико-семантические архаизмы — потерявшее одно или несколько лексических значений (живот в значении «жизнь», негодяи в значении «негодные к воинской службе», истукан в значении «статуя»), а также получившие новое значении (позор — значение «зрелище» изменилось на «стыд», урод — значение «красота» изменилось на «с физическими недостатками»);
- Лексико-фонетические архаизмы — поменявшие фонетическое звучание слова за счёт замены, отпадания отдельных звуков (нумер — номер, зерцало — зеркало, нощь — ночь).
Выделяются акцентологические архаизмы, у которых изменилось место ударения в слове (музы́ка — му́зыка, филосо́ф — фило́соф); - Лексико-словообразовательные архаизмы — устаревшие слова, из которых появились новые путём прибавления к корню устаревшего слова новых словообразующих морфем (дружество — дружба, фантазм — фантазия).
Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время они ещё понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя в повседневной речи уже не используются. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометкой «устар». Процесс возникновения архаизмов называется архаизацией.
В художественной литературе архаизмы широко используются как стилистическое средство для придания речи торжественности, для создания колорита эпохи, а также в сатирических целях. Язык, как система, находится в постоянном движении, развитии, и самым подвижным уровнем языка является лексика: она в первую очередь реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами. В то же время наименования предметов, явлений, не получающих более применения в жизни народов, выходят из употребления.
1.2.Историзмы
Историзмы — устаревшие слова, полностью вышедшие из употребления, так как вышли из употребления предметы и явления, которые эти слова называли. В отличие от архаизмов, историзмы не имеют синонимической замены в настоящем. Примеры историзмов: кокошник, шушун (одежда), алтын (денежная единица), дворянин, граф (титулы), кольчуга, забрало (военное снаряжение). Изменилась система образования в России – ушли из нашей речи слова институт благородных девиц, классная дама, реалист (учащийся реального училища), институтка. Примерами историзмов служат слова советских времён, которые были в употреблении в прошлом веке: продотряд, махновец, буденовка, авоська Таким образом, историзмы занимают в языке совершенно особое положение, являясь единственными наименованиями давно ушедших из нашего обихода предметов. Поэтому у историзмов нет и не может быть синонимов.
2. Историзмы и архаизмы в сказках А.С. Пушкина
2.1. «Сказка о царе Салтане …»
Архаизмы
Аршин - мера длины.
Гонец - посол с известием.
Извести (её) - довести, уморить.
Чудесить - совершать безумство.
Грамота - приказ царя.
Град - город.
Дичина - дичь.
Дивятся - удивляются.
Корабельщики - те, кто управляют кораблём.
Злато - золото.
Брег - берег.
Величава - величественная особа с горделивой осанкой.
Инда очи - так что.
Возлагать венец - возведение в сан.
Рать – войско.
Историзмы
Дьяк - прикладной чиновник.
Витязь - древний воин, защитник.
Князь - правитель области в феодальной удельной Руси.
Кольчуга - доспех, сплетённый из железных колец .
Челядь - дворовые слуги.
2.2. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Архаизмы
Ветхая - износившаяся.
Молвит - говорит.
Кликать - звать.
Вздурилась - взбесилась, разгневалась.
Душегрейка - жилетка, безрукавка.
Маковка - макушка головы.
На посылках - на побегушках.
Историзмы
Светёлка - горница.
Терем - помещение, в котором жили бояре, дворяне.
Бояре, дворяне - сословие на Руси.
Кичка - головной убор.
Сударыня - обращение к знатной особе.
2.3 «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Архаизмы
Снарядился - собрался.
Молодица - молодая женщина.
Ломлива - кокетка.
Пожалую - награжу , отрекаться - отказываться.
Черница - девушка в услужении.
Горесть - переживать что-то страшное , или горе, невзгоды.
Историзмы
Полати - лежанка под потолком, между печью и стеной.
Клюка - палка, на которую опираются при ходьбе.
Изразец - плитка из обожжённой глины.
2.4. «Сказка о попе и работнике его Балде»
Архаизмы
Толоконный лоб - презрительная кличка глупца .
Полба - вид пшеницы с пленчатым зерном.
Дитятя - ребёнок.
Морщить море - создавать волны.
Взыскался - вскочил не свет , ни заря.
Супостат - тиран, неприятель.
Укоризна - укор.
Смутилось море - потемнело.
Снесёшь - поднимешь
Череда - очередь
Историзмы
Оброк - выплата дани помещику деньгами или продуктами.
Корчить чертей - доставлять боль.
Недоимки - налоговая задолженность.
2.5. «Сказка о золотом петушке»
Архаизмы
Бранная сила - военная сила ратных дел.
Яства - богато накрытый стол угощений.
Молва - говорить, высказаться.
Рехнулся - тронуться, сойти с ума.
Инда - тогда как.
Историзмы
Стан - военный лагерь.
Шелом - шлем.
Латы - защита груди металлическими пластинами
Стража - охрана.
3. Результаты
При работе с различными источниками информации в результате исследования были изучены понятия архаизмы и историзмы. В сказках
А.С. Пушкина были выявлены устаревшие слова и классифицированы на группы: историзмы и архаизмы. Их значения нашли с помощью «Школьного словаря устаревших слов русского языка» Р. П. Рогожниковой и «Толкового словаря русского языка» В.И. Даля. В результате получили словарь архаизмов и историзмов в сказках А.С. Пушкина, которым может воспользоваться любой ученик нашей школы.
4. Вывод
Работа над проектом позволила мне узнать много нового, у меня появилось желание двигаться вперёд, не останавливаться на достигнутом. Много времени потребовалось на проведение исследования. Мне пришлось перечитать много справочной литературы, совершить путешествие по словарям. Перечитать прекрасные сказки Пушкина. В результате пополнился мой лексический словарь. Хочу пожелать всем, чтобы мы овладели искусством использования историзмов и архаизмов и не допускали ошибок, вызывающих улыбку собеседника.
5. Список литературы
- Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка (
- Ожегов С.И. «Словарь русского языка».М., Русский язык,1986.
- Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка. М., « Просвещение»,1986.
- Сказки А.С. Пушкина:
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
"Сказка о попе и работнике его Балде."
"Сказка о рыбаке и рыбке "
"Сказка о царе Салтане "
"Сказка о золотом петушке"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы 1.Как соц.сети влияют на наш язык? 2.Искажает ли виртуальное общение нашу речь? 3.Узнать, приводит ли общение в соц.сетях и в соц.сетях к деградации поколения?
Мои цели Я хочу узнать о влиянии соц.сетей на нашу с вами речь. Для этого мне придется воспользоваться интернет-сайтами и энциклопедией.
Современный русский язык является продолжением древнерусского (восточнославянского) языка. На древнерусском языке говорили восточнославянские племена, которые появились в 9 веке в пределах Киевского государства. Этот язык обладал большим сходством с языками других славянских народов, но уже отличался некоторыми фонетическими и лексическими особенностями. Все славянские языки (польский, чешский, словацкий, сербохорватский, словенский, македонский, болгарский, украинский, белорусский, русский) происходят от общего корня - единого праславянского языка, существовавшего, вероятно, до 10-11 веков.
Теперь, когда мы с вами уже знаем откуда появился великий русский язык, давайте приступим к основной теме. «Основная задача социальных сетей – это помочь пользователю поделиться с друзьями своими мыслями, фото, музыкой, видео, и т.д…»
Сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Посещая различные сайты, форумы, чаты, общаясь по электронной почте, я заметил, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. В чатах, форумах, живых дневниках, сообщениях электронной почты тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками. Иногда люди намеренно искажают слова и этот поток бессвязных и непонятных выражений, становится просто невыносимо видеть, приходится по несколько раз перечитывать сообщение, чтобы понять, что имел в виду человек. Данное наблюдение вызвало вопрос: как Интернет влияет на язык и речь? В результате появилась тема работы : "Как социальные сети влияют на язык».Актуальность темы можно объяснить тем, что существуют проблемы, которые возникли с появлением интернет-сленга и не решены до настоящего времени.
Сетевой язык уже превратился из модного течения в новый стиль онлайнового общения, и правописания на сайтах, блогах и чатах, наличие орфографических ошибок входит в привычку и становится причиной падения грамотности.
В жизни мы используем два языка – сложный письменный и простой устный. Интеренет породил третий язык – промежуточный. Он соединил в себе точность первого и краткость второго. Третий язык быстро набирает популярность, современный жаргон уже превратился в диалект. Известный филолог и лингвист Максим Кронгауз ,автор книги «Самоучитель Олбанского »,уделяет внимание современному сленгу , вечным смайликам и другим интересным явлениям.
Вот, несколько примеров « Третьего языка»: Прив – привет Нез – не за что Няффка – милый Спс – спасибо Пжлст – пожалуйста Неподготовленному человеку эти «вырезки» п росто могут оказаться непонятными.
А вот, типичная переписка молодежи в социальных сетях, например, в соц.сети « ВКонтакте :» - Прива - прива - Хай - Как настройка? - Норм, у тя ? - Тож - Чем маешься? - Уж не чем - Ммммм - Го на улицу? - Окай, во скок? - Да через пч (полчаса)
Потеря навыков живого общения также не способствует развитию коммуникабельности. Особенно подвержены влиянию социальных сетей подростки – у них даже может выработаться зависимость, при которой отсутствие доступа в различные соц.сети может вызвать настоящую психическую ломку ”.
Исследование показывает, какие именно ошибки совершаются в Интернете: 1.Орфографические – 44% 2.Пунктуационные – 34% 3.Синтаксические – 22% При общении: 80% - допускают сокращения 70% - используют сленг Сегодня более 5.000.000 человек признают, что пользуются этим языком регулярно!
Вывод Теперь, я думаю, можно сделать вывод : Исследование показало, что «сетевой язык» употребляют большинство пользователей-подростков, в том числе и учащихся нашей кадетской школы, но я считаю, что этот сленг скоро выйдет из моды, но совсем не исчезнет. Я думаю, что безграмотность в современном информационном обществе должна признаваться пороком, а писать и говорить правильно, должно считаться престижным.
Я нашел ответы на все свои вопросы, и доволен этим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Дети-детям" (книгочеи)
Данный проект направлен на приобщение школьников к чтению, расширению их кругозора; развитие нравственных качеств личности школьников, повышение уровня их общей культуры. В качестве примера пред...
Социально-значимый проект "Дети-детям"
Данный проект способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли.Цель:Создание условий для расширения возможностей занятости уч...
Социально-значимый проект "Дети-детям"
Данный проект способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли.Цель:Создание условий для расширения возможностей занятости уч...
Социальный проект "Дети- детям" трудовой бригады "Лидер"
Социальный проект "Дети-детям" трудовой бригады "Лидер".Цель проекта: Организация труда и отдыха учащихся посредством участия их в общественно- полезном труде.Материал содержит информацию об организац...
Социальный проект "Дети-детям"
проект разработан в рамках XIII Всероссийской акции "Я гражданин России"...
Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"
В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....
Реализация школьного проекта "Дети для детей" (Издательская деятельность)
Ежегодно на предмете "Станковая композиция" в 1 классах при прохождении определенных тем мы с учениками воплощали идеи под девизом "Дети для детей". Конечным продуктом данной деятельности стали книжки...