Н.А.Некрасов. Жизнь и твторчество.
презентация к уроку по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тернистый жизненный путь Никола я Алексеевич а Некрасов а (до 1847г.) Усадьба в Грешнёве Ярославль. Общий вид и река Волга. Карабиха
Детство . Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821г.в местечке Немирове Подольской губернии. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, малороссийская дворянка. Отец — Алексей Сергеевич Некрасов, небогатый помещик, армейский офицер. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в Я рославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги. Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.
Грешнёво. Именно из Грешнёва Некрасов- поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию. В Грешнёве завязалась сердечная привязанность Некрасова к русскому крестьянину, определившая впоследствии исключительную народность его творчества. Дом-музей в Карабихе Дом-усадьба в Грешнёво
Уголок старого парка в Немирове.
Дружба с крестьянскими детьми. П ри у садьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.
Речка Самарка около Грешнева .
Ярославско-Костромская дорога.. Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал о б этих встречах: Под наши густые, старинные вязы На отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турки, про чудных зверей … Рабочий расставит, разложит снаряды — Рубанки, подпилки, долота, ножи: "Гляди, чертенята?" - а дети и рады, Как пилишь, как лудишь, — им все покажи. Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.
Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу, Но я нигде так сладко не дышал, Как в Грешневе … Также близки с детства стали ему родные поля, луга. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи:
Река Волга в жизни поэта. Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки , « п очти пригнувшись головой / К ногам, обвитым бечевой » . Они стонали от непосильной работы. Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.
О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..
Взаимоотношения в семье. Ещ ё одно горе постоянно было рядом с Николаем Алексеевичем. Это горе в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, очень страдала в замужестве.Она была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая, был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными р азвлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни , когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Некрасов писал:"Она была певица с удивительным голосом". В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив, навеянный ему песнями матери: Играла ты и пела гимн печальный , Ту песню, вопль души многострадальной, Твой первенец наследовал потом.
Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты! Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком , Некрасов вспоминал в стихотворении "Мать": И голос твой мне слышится впотьмах, Исполненный мелодии и ласки, Которым ты мне сказывала сказки О рыцарях, монахах, королях. Потом, когда читал я Данте и Шекспира, Казалось, я встречал знакомые черты: То образы из их живого мира В моем уме за печатлела ты.
Любовь к матери описана в о многих стихах поэта: "Родина", "Мать", "Баюшки-баю", "Рыцарь на час" и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотн о шения, их нравы и обычаи. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.
Ярославская гимназия. Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом « расстроенного здоровья » Некрасов-отец забрал сына из гимназии ». В это время Алексей Сергеевич служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша, почти мальчик, присутствовал « при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени ». Все это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной жизни.
«Петербургские мытарства». В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать « гуманитарием ». В Петербург юный Некрасов явился с рекомендательным письмом к жандармскому генералу Д. П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные планы юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки, которая и была выполнена. Можно с уверенностью сказать, что ни один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта, через который прошел молодой Некрасов в свои первые петербургские годы. . Он оказался без единой точки опоры: без места, иногда просто без пристанища и, конечно, без денег.
Встреча с В.Г.Белинским. В.Г.Белинский И.И.Панаев Редакция журнала «Современник»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 10 класс Н.А.Некрасов Жизнь и творчество
Конспект урока по литературе Н.А.Некрасов Жизнь и творчество...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"
Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"...
Викторина "Своя игра" к уроку "Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество"
Презентация "Своя игра" поможет преподавателям провести интересный и запоминающийся урок, посвященный биографии Н.А. Некрасова....
Урок литературы 9 класс II, VIII вида "Н.А.Некрасов «Жизнь и творчество»"
Урок литературы для коррекционной школы II, VIII вида...
Урок Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество поэта
Жизнь и творчество поэта...
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Презентация
Материал к уроку литературы в 10 классе....
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Презентация к уроку литературы в 7 классе
Н.А.некрасов. Жизнь и творчество. Презентация к уроку литературы в 7 классе....