Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.10kl.liter_.2018-2019.docx | 70.64 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Дюртюли
муниципального района Дюртюлинский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор школы
_______Рашитова Р.Р. ___________Мустафина Г.Ф. _________ Файзиева В.Р.
Протокол № ___ от___________ ______________________ Приказ №___ от_____________
Рабочая программа
на 2018-2019 учебный год
Предмет: литература
Класс: 10а
Общее количество часов : 102 ч.
Количество часов в неделю: 3 ч.
Программа: авторская программа «Литература 5-11 кл.» (базовый уровень. ) В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, И.С.Збарский, В.П.Полухина. Под редакцией В.Я.Коровиной « М., Просвещение. 2011г.
Учебник: литература 10 класс. Авторы: С.А.Зинин, В.И.Сахаров. Учебник в 2-х частях. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2013.
Учитель: Минигулова Елена Владимировна
Дюртюли 2018
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих документов:
1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями на 31.01.2012г. №169);
2. Положение о рабочей программе, утвержденное приказом МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли от 31.08.2015г. №116;
3. Приказ МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли от 31.05.2018г. № 99 «Об утверждении учебного плана ».
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с Примерной программой для основной школы. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Цели обучения:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета
Задачи обучения:
- обеспечивать общее и литературное развитие старшего школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;
- сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника, обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях;
- обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста, развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора;
- развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения). развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Согласно учебному плану данная рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать/ понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
- раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
- выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного предмета
Введение (1час)
«Прекрасное начало…». ( К истории русской литературы 19 века.)
Литература и журналистика (1 час).
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. Островский (9 часов)
«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Пьесы: «Гроза», «Свои люди — сочтемся!». Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы». Повторение. Обучающие тестовые задания по творчеству А..Н.Островского
И.А. Гончаров (6 часов)
Роман «Обломов». Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова
Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин). Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история». Повторение. Контрольные тестовые задания по творчеству И.А.Гончарова.
И. С. Тургенев (11 часов)
Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Контрольное тестирование на знание текста. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича). Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений. Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо». Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Н.Г.Чернышевский (1 час)
Роман «Что делать? » (обзор). Злободневное и вечное в романе «Что делать?».
Н.А. Некрасов (8часов)
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо». Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. Контрольное тестирование на знание текста. Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».Сочинение-рассуждение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».Тест.
Ф.И. Тютчев (3 часа)
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.
А.А. Фет ( 5 часов)
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике. Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета.
Н.С. Лесков (5 часов)
Повесть «Очарованный странник». Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести». Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. Салтыков-Щедрин (6часов)
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь». «Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».
А.К. Толстой (4 часа)
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого. Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. Толстой (21час)
Роман «Война и мир». По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе. Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина». Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.
Ф.М. Достоевский (8 часов)
Роман «Преступление и наказание». Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова. Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы». Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
А.П. Чехов (7 часов)
Рассказы: «Человек в футляре», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад». Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Повторение (1 час)
Итоговый урок по русской литературе ХIХ века.
Внеклассное чтение. (1час)
В.Г.Распутин «Женский разговор»
Зарубежная литература (3часа)
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм. Символизм в произведениях зарубежной литературы. Внеклассное чтение. Ги де Мопассан «Ожерелье». Внеклассное чтение. Г.Ибсен «Кукольный дом». А.Рембо «Пьяный корабль».
Итоговое занятие (1час)
Рекомендация книг для чтения. (курс11 класса) Итоговый урок. Нравственные уроки литературы ХIХ века
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Коли-чес-тво часов | Дата проведения урока | ТСО, ИКТ, наглядность | Виды деятельности обучающихся | |
План | Факт | |||||
Введение – 1 час | ||||||
1 | Введение. «Прекрасное начало…». ( К истории русской литературы 19 века.) | 1 | 1.09 | Изучают основные темы и проблемы русской литературы 19 в. Создают устные сообщения. | ||
Литература и журналистика – 1 час | ||||||
22 | Особенности литературы и журналистики второй половины 19 века. | 1 | 3.09 | Изучают основные тенденции в развитии русской литературы 2 пол. 19 века, создают устные сообщения, находят информацию по заданной теме в различных источниках. | ||
Творчество А.Н.Островского – 9 часов | ||||||
3 | Островский А.Н. «Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). | 1 | 5.09 | Медиа-проектор | Изучают жизненный и творческий путь писателя; создают сообщения с применением презентации. | |
4 | Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». | 1 | 8.09 | Познают идейно-художественное своеобразие драмы; анализируют драматическое произведение | ||
5 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» в «темном царстве». | 1 | 10.09 | Изучают средства создания образов; создают устные сообщения, опираясь на текст. | ||
6 | Сила и слабость характера Катерины. | 1 | 12.09 |
| Распознают самодурство как социально-психологическое явление; характеризуют самодуров и их жертвы. | |
7 | Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». | 1 | 17.09 | Изучают средства создания образа в драме и роль второстепенных и внесценических персонажей в драматическом произведении; определяют роль второстепенных и внесценических персонажей. | ||
8 | Анализ эпизода «Прощание Катерины с Тихоном» (Действие 2, явление 4 и 5). | 1 | 17.09 | Раздаточный материал | Формируют навыки анализа эпизода в художественном произведении; анализируют эпизод в контексте художественного произведения. | |
9 | Драма «Гроза» в русской критике. | 1 | 19.09 | Компьютер Отрывок фильма | Изучают различные оценки драмы в русской критике; создают устные сообщения, находят информацию в различных источниках. | |
10 | Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!» | 1 | 22.09 | Журнал «Литература в школе» 2001г.№11 | Изучают основные проблемы комедии; анализируют драматическое произведение | |
11 | Внеклассное чтение. Н.А.Островский «Бесприданница». | 1 | 24.09 | Изучают творчество Островского; выбирают правильную информацию. | ||
Творчество И.А.Гончарова – 6 часов | ||||||
12 | И.А.Гончаров. Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». | 1 | 26.09 | Портрет | Изучают судьбу и личность писателя, идейно-художественное своеобразие романа; находят нужную информацию в различных источниках. | |
13 | Образ Обломова. Понятие «обломовщина». | 1 | 29.09 | Журнал «Литература в школе»2000г.№8 | Познают образ героя; характеризуют героя. | |
14 | Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). | 1 | 1.10 | Распознают образы героев; составляют сравнительную характеристику. | ||
15 | Женские образы в романе. | 1 | 3.10 | Изучают женские образы; дают характеристику женских образов. | ||
16 | Художественное мастерство романа. | 1 | 6.10 | Знакомятся с художественным мастерством романа; определяют художественное мастерство романа | ||
17 | Повторение. Контрольные тестовые задания по роману И.А.Гончарова. | 1 | 8.10 | Вспоминают содержание романа; правильно и обоснованно выбирают нужный ответ. | ||
Творчество И.С.Тургенева – 11 часов | ||||||
18 | Творчество И.С.Тургенева. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника» . | 1 | 10.10 | Альбом родо-вого имения Спасское-Лутовиново, иллюстрации к произведениям | Изучают творчество и судьбу писателя; анализируют рассказы. | |
19 | Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе. | 1 | 13.10 | Журнал «Литература в школе» 2002г.№12 | Изучают творческую историю создания и своеобразие романа; выявляют нравственную и философскую проблематику романа | |
20 | Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. | 1 | 15.10 | Распознают отношения между героями; определяют взаимоотношения героев | ||
21 | Базаров и Одинцова. | 1 | 17.10 | Распознают отношения между героями; дают характеристику героям | ||
22 | Базаров и его родители. | 1 | 20.10 | Распознают отношения между героями; определяют авторскую позицию и выражают свое отношение | ||
23 | Нигилизм и его последствия. | 1 | 22.10 | Компьютер Отрывок фильма | Характеризуют нигилизм и его последствия: сопоставляют взгляды героя нигилистическим воззрениям. | |
24 | Базаров перед лицом смерти. | 1 | 24.10 | Изучают образ героя; анализируют художественный образ. | ||
25 | Философские итоги романа, смысл его названия. | 1 | 27.10 | Подводят философские итоги ,объясняют смысл названия. | ||
26 | Русская критика о романе и его героях. Контрольный тест на знание текста романа «Отцы и дети». | 1 | 5.11 | Раздаточный материал | Изучают различные оценки романа в русской критике; работают с критическими статьями. | |
27 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение по роману «Отцы и дети». | 1 | 7.11 | Медиа-проектор | Обобщают содержание романа; осмысливают тему, определяют ее границы, создают письменное высказывание | |
28 | Гимн вечной жизни . «Стихи в прозе» И.С.Тургенева. | 1 | 10.11 | Учат наизусть; воспринимают и анализируют. | ||
Н.Г.Чернышевский – 1 час | ||||||
29 | Н.Г.Чернышевский Злободневное и вечное в романе «Что делать?» | 1 | 12.11 | Журнал «Ли-тература в школе»№4 2000 | Изучают жизнь и творчество писателя, сюжет и образы героев; воспринимают и анализируют. | |
Творчество Н.А.Некрасова – 8 часов | ||||||
30 | Н.А.Некрасов- поэт «мести и печали». | 1 | 14.11 | Портрет | Изучают жизненный и творческий путь писателя; воспринимают и анализируют. | |
31 | Основные темы и идеи лирики Некрасова. | 1 | 17.11 | Изучают темы и идеи лирики; определяют темы и идеи лирики, выразительно читают. | ||
32 | Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | 19.11 | Распознают жанровое своеобразие, основные темы; анализируют поэтическое произведение. | ||
33 | Душа народа русского… | 1 | 21.11 | Изучают образ народа русского; воспринимают и анализируют. | ||
34 | Народ в споре о счастье. | 1 | 24.11 | Распознают проблему нравственного идеала счастья; воспринимают и анализируют. | ||
35 | Идейный смысл рассказов о грешниках. | 1 | 26.11 | Распознают смысл рассказов о грешниках; воспринимают и анализируют. | ||
36 | Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. Контрольное тестирование на знание текста поэмы. | 1 | 28.11 | Медиа- проектор | Изучают образ героя; дают характеристику герою. | |
37 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение по поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | 1.12 | Повторяют содержание поэмы; создают текст. | ||
Творчество Ф.И.Тютчева – 3 часа | ||||||
38 | Ф.И.Тютчев Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. | 1 | 3.12 | Журнал «Литература в школе» 2001г.№7,8 | Изучают и определяют основные темы и идеи лирики. | |
39 | Философская лирика Ф.И.Тютчева. | 1 | 5.12 | Воспринимают и анализируют философскую лирику. | ||
40 | Любовная лирика Ф.И.Тютчева. | 1 | 8.12 | Воспринимают и анализируют любовную лирику. | ||
Творчество А.А.Фета – 5 часов | ||||||
41 | А.А.Фет «Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). | 1 | 10.12 | Портрет | Изучают жизненный и творческий путь поэта; воспринимают, анализируют и выразительно читают. | |
42 | Русская природа в лирике А.А.Фета. | 1 | 12.12 | Изучают особенности природы в лирике; воспри-нимают, анализируют и выразительно читают. | ||
43 | Философские мотивы поэзии А.А.Фета. | 1 | 15.12 | Изучают философскую лирику; воспринимают, анализируют и выразительно читают. | ||
44 | Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.А.Фета. | 1 | 17.12 | Изучают любовную лирику; воспринимают, анализируют и выразительно читают. | ||
45 | Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета. | 1 | 19.12 | Изучают особенности сопоставительного анализа; делают сопоставительный анализ. | ||
Творчество Н.С.Лескова – 5 часов | ||||||
46 | Н.С.Лесков. Художественный мир произведений Н.С.Лескова. | 1 | 22.12 | Изучают художественный мир писателя; определяют ключевые моменты творческой биографии, основные мотивы творчества. | ||
47 | Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». | 1 | 24.12 | Раздаточный материал | Изучают образ праведников и злодеев; анализируют характер героя, делают сообщение о праведниках; воспринимают и анализируют. | |
48 | Автор и рассказчик в повести «Очарованный странник» . | 1 | 26.12 | Журнал «Литература в школе»2001г.№5,6 | Распознают позицию автора и рассказчика; воспринимают и анализируют. | |
49 | Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». | 1 | 29.12 | Медиа-проектор | Проводят проблемный анализ повести; воспринимают и анализируют. | |
50 | Итоговый урок по творчеству Н.С.Лескова. | 1 | 14.01 | Обобщают творчество, теоретико –литературные понятия; воспринимают и анализируют. | ||
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина – 6 часов | ||||||
51 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. | 1 | 16.01 | Изучают художественный мир писателя; воспринимают и анализируют. | ||
52 | «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве С-Щедрина. Народ и самодержавие в сказках. | 1 | 19.01 | Раскрывают смысл сказок, находят и анализируют сатирические приёмы. | ||
53 | Народ и господствующие классы в сказках С-Щедрина. | 1 | 21.01 | Распознают смысл сказок, сатирические приемы; воспринимают и анализируют сказки. | ||
54 | Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пескарь». | 1 | 23.01 | Изучают смысл сказок, сатирические приемы; находят и анализируют сатирические приемы. | ||
55 | Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города». | 1 | 26.01 | Изучают историческую основу и проблематику; находят и анализируют сатирические приемы. | ||
56 | Итоговый урок по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина. | 1 | 28.01 | Раздаточный материал | Обобщают творчество писателя, литературно-теоретические понятия; выбирают правильную информацию. | |
Творчество А.К.Толстого – 4 часа | ||||||
57 | А.К.Толстой Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике А.К.Толстого. | 1 | 30.01 | Журнал «Литература в школе»2002г.№1 | Изучают жанровое и тематическое богатство и особенности изображения России в лирике; определяют жанры и тематику; воспринимают, анализируют и выразительно читают. | |
58 | Красота природы в лирике А.К.Толстого. | 1 | 2.02 | Изучают особенности изображения природы в лирике ; воспринимают, анализируют и выразительно читают. | ||
59 | Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. | 1 | 4.02 | Медиа-проектор | Изучают образ поэта в лирике; воспринимают, анализируют и выразительно читают. | |
60 | Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого. Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого. | 1 | 6.02 | Изучают сатирические темы и мотивы; воспринимают, анализируют и выразительно читают. | ||
Творчество Л.Н.Толстого – 21 час | ||||||
61 | Л.Н.Толстой По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. | 1 | 9.02 | Презентации Альбом родо-вого имения Ясная Поляна Иллюстрации к произведениям | Изучают основные этапы жизни и творчества; делают сообщения с применением презентации. | |
62 | Авторский замысел и история создания романа «Война и мир». | 1 | 11.02 | Изучают правду изображения войны; воспринимают, анализируют рассказы. | ||
63 | «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). | 1 | 13.02 | Изучают историю создания и смысл названия; распознают жанровое, идейно-художественное своеобразие, особенности сюжета. | ||
64 | «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). | 1 | 16.02 | Компьютер Отрывок фильма | Знакомятся с нормами жизни представителей высшего света, отношение к ним ;сопоставляют нормы жизни людей, анализируют эпизод. | |
65 | Именины у Ростовых. Лысые Горы. | 1 | 18.02 | Определяют нравственные ценности людей; анализируют эпизоды. | ||
66 | Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. | 1 | 20.02 | Журнал «Литература в школе» 2002г.№3 | Изучают особенности изображения войны, своеобразие создания исторических личностей; раскрывают особенности изображения войны, своеобразие создания исторических личностей. | |
67 | Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. | 1 | 25.02 | Изучают исторические процессы в стране через судьбы героев; дают характеристику героев, прослеживают исторические процессы в стране через судьбы героев. | ||
68 | Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. | 1 | 27.02 | Изучают глубину и своеобразие внутренней жизни героев; раскрывают глубину и своеобразие внутренней жизни героев. | ||
69 | Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. | 1 | 2.03 | Медиа-проектор | Изучают композиционную роль философских глав, основные положения философских взглядов писателя; раскрывают композиционную роль философских глав, разъясняют основные положения философских взглядов писателя. | |
70 | Изображение войны 1812 года. | 1 | 4.03 | Изучают особенности изображения войны; выявляют идейно-художественные особенности изображения войны. | ||
71 | «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». (Образы Кутузова и Наполеона). | 1 | 6.03 | Компьютер Отрывок фильма | Изучают образы героев; дают сравнительную характеристику героев, производят анализ эпизода. | |
72 | «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). | 1 | 9.03 | Изучают особенности изображения партизанской войны и изменения, происшедшие с героями; раскрывают особенности изображения партизанской войны и изменения, происшедшие с героями. | ||
73 | «Мысль народная» в романе. | 1 | 11.03 | Изучают роль народа в истории, отношение автора к народу; обобщают роль народа в истории, отношение автора к народу. | ||
74 | Решение главной мысли: предназначение человека (том 2 и эпилог). | 1 | 13.03 | Изучают сходство и различие в изображении мирной жизни по т.II и эпилогу; прослеживают сходство и различие в изображении мирной жизни по т. II и эпилогу. | ||
75 | В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? | 1 | 16.03 | Распознают секрет обаяния героини; характеризуют героиню. | ||
76 | Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 1 | 18.03 | Компьютер Отрывок фильма | Изучают образы героев; дают сравнительную характеристику. | |
77 | «Мысль семейная» в романе. | 1 | 20.03 | Изучают идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей .писателя; анализируют эпизод. | ||
78 | Смысл и назначение эпилога в романе. Гуманистический пафос произведения. | 1 | 23.03 | Журнал «Литература в школе» 2000г.№6 | Изучают текст «Эпилога» как гуманистический пафос произведения; анализируют текст | |
79 | Итоговой урок по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». | 1 | 1.04 |
| Обобщают содержание романа; делают выводы. | |
80 81 | Развитие речи. Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого. | 2 | 3.04 6.04 | Применяют содержание романа; осмысливают тему, определяют ее границы, полно раскрывают, правильно оформляют сочинение. | ||
Творчество Ф.М.Достоевского – 8 часов | ||||||
82 | Ф.М.Достоевский Художественный мир Ф.М.Достоевского. | 1 | 8.04 | Изучают особенности мировоззрения, своеобразие творчества; определяют особенности мировоззрения, своеобразие творчества. | ||
83 | История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. | 1 | 10.04 | Изучают историю создания, тематику, проблема-тику, образ Петербурга; определяют особенности мировоззрения, своеобразие творчества. | ||
84 | Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. | 1 | 13.04 | Изучают и раскрывают особенности мира «униженных и оскорбленных». | ||
85 | Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. | 1 | 15.04 | Изучают суть теории героя; раскрывают суть теории героя, разбираются в ведущих мотивах преступления. | ||
86 | Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. | 1 | 17.04 | Компьютер Отрывок фильма | Характеризуют семью, средства создания образа, отношение автора; дают характеристику, выявляют протест писателя против бесчеловечности общества. | |
87 | Возрождение души Раскольникова. | 1 | 20.04 | Распознают, как происходит возрождение человека, содержание романа; осмысливают последние страницы романа. | ||
88 | Эпилог романа «Преступление и наказание». | 1 | 22.04 |
| Обобщают содержание произведения; выявляют в процессе анализа полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символику имен, цифр, цвета, снов, евангельских мотивов. | |
89 | Развитие речи. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | 24.04 | Обобщают содержание романа; осмысливают тему, определяют ее границы, полно раскрывают, правильно оформляют сочинение. | ||
Творчество А.П.Чехова – 7 часов | ||||||
90 | А.П.Чехов Тайна личности А.П.Чехова.Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». | 1 | 27.04 | Раздаточный материал | Изучают особенности драматургии писателя; определяют проблемы и решение их в рассказах. | |
91 | Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. | 1 | 29.04 | Портреты, фотографии семьи писате-ля,альбом об усадьбе Малихово, иллюстрации Кукрыниксов | Определяют идейно-художественное своеобразие рассказов; раскрывают образы «футлярных» людей. | |
92 | Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжета и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». | 1 | 4.05 | Журнал «Литература в школе» 2000г.№5 | Изучают новаторство драматурга, историю создания, сюжет и конфликт пьесы; анализируют пьесу. | |
93 | Система образов. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад». | 1 | 6.05 | Компьютер Отрывок фильма | Изучают систему образов, способы создания образов; воспринимают, анализируют пьесу. | |
94 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля. | 1 | 8.05 | Распознают символы; воспринимают, анализируют. | ||
95-96 | Развитие речи. Сочинение по пьесе А. Чехова «Вишневый сад». | 2 | 11.05 13.05 | Обобщают содержание пьесы; применяют знания при написании сочинения. | ||
Повторение – 1 час | ||||||
97 | Итоговый урок по русской литературе ХIХ века. | 1 | 15.05 | Раздаточный материал | Повторяют основные тенденции литературы 19 в, содержание произведений, литературные термины самостоятельно выполняют контрольную работу, исследуют проблему. | |
Внеклассное чтение – 1 час | ||||||
98 | Внеклассное чтение . В.Г.Распутин «Женский разговор». | 1 | 18.05 | Журнал «Литература в школе» 2000г. №7 | Формируют умения анализировать поступки людей; умение выбирать в сложной ситуации; выступают перед учащимися и работают с текстом. | |
Зарубежная литература – 3 часа | ||||||
99 | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм. Символизм в произведениях зарубежной литературы. | 1 | 20.05 | Изучают основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XIX века; создают устные сообщения, находят информацию по заданной теме в различных источниках | ||
100 | Внеклассное чтение. Ги де Мопассан «Ожерелье». | 1 | 22.05 | Воспринимают, анализируют содержание | ||
101 | Внеклассное чтение. Г.Ибсен «Кукольный дом». А.Рембо «Пьяный корабль». | 1 | 25.05 | Изучают содержание; воспринимают, анализируют | ||
Итоговое занятие – 1 час | ||||||
102 | Рекомендация книг для чтения. (курс11 класса) Итоговый урок. Нравственные уроки литературы ХIХ века. | 1 | 27.05 |
Учебно-методическое обеспечение
Егоров Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 частях. – М.: «ВАКО», 2013.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2012
Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2014
Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слов – РС», 2013.
Новейшая хрестоматия по литературе. 10 класс. – М: ООО, Издательство «Эксмо», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике на 2018-2019 уч.г.
Рабочая программа на 2018-2019 уч.г....
Рабочая программа по татарскому языку 2018-2019
Рабочая программа 10-11 классов...
Рабочая программа по литературе на 2018-2019 учебный год.
Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературедля 5-9 классов, допущенной Департаментом общего среднегго образования Министерства образования РФ: Сборник программ по литературе ...
рабочие программы по математике за 2018-2019 учебный год
рабочая программа по математике 5 класс к учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. к Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС....
Рабочие программы по математике на 2018-2019 уч. год
Рабочие программы по математике на 2018-2019 учебный год, заочная форма обучения...
Рабочая программа по русскому языку 2018-2019 учебный год
5.6,8,11 класс...
Рабочая программа воспитателя ГПД на 2018-2019 уч.г.
Рабочая программа воспитателя ГПД на 2018-2019 уч.г....