Михаил Юрьевич Лермонотов "Песня про царя Ивана Васильевича..."
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Калашников и Кирибеевич — главные герои песни. 1.-Понравилось ли вам произведение? Чем? - Назовите героев «Песни…» - Какой момент, по вашему мнению, является самым напряжённым? 2.Поговорим о характерах героев. – Между кем происходит главное столкновение? - Где впервые мы встречаем Кирибеевича? (на пиру) - что мы о нём узнаём? Кто он? Из какой семьи? Как выглядит? («Лишь один из них, из опричников…») - Что омрачает его жизнь? (любовь) - Насколько сильно его чувство к Алёне Дмитревне? (готов отдать жизнь; «Как увижу её, я и сам не свой…») - Какое впечатление производит на нас Кирибеевич после чтения первой главы? (положительное) - Какие качества Кирибеевича показывает Лермонтов? (внешне красив, силён, смел, ради любви готов отдать жизнь) - Но что настораживает нас в его поведении? (лукавство) - Изменяется ли наше отношение к Кирибеевичу во второй главе? - Прочитайте, что происходит («От вечерни домой шла я нонече…») - Думает ли Кирибеевич о том, как отразится его поступок на репутации Алёны Дмитревны? - Как мы называем людей, которые думают только о себе? (эгоисты) - Почему повествование ведётся от лица Алёны Дмитриевны? (чтобы дать возможность острее почувствовать горе женщины) Обратимся к третьей главе «Песни…» - Найдите и прочитайте, как ведёт себя Кирибеевич перед боем («И выходит удалой Кирибеевич…») - Какие черты характера проявляет герой в этой ситуации? (самоуверенность, хвастливость, считает, что ему нет равных соперников) - Чем является бой для Кирибеевича? (развлечением) - Как изменяется внешность Кирибеевича, когда он узнаёт, кто вышел биться с ним? Прочитайте. («И услышав то, Кирибеевич побледнел в лице, как осенний снег…») - Как вы думаете, о чём это говорит?(ещё жива совесть, чувствует свою вину) - Можем ли мы сказать, что Кирибеевич однозначно отрицательный или однозначно положительный герой?(нет) - Давайте сделаем вывод.(Кирибеевич умён, красив, богат, он знатного рода, силён, смел, сильно любит, но любовь его эгоистична. Он, не задумываясь, разрушает не только жизнь любимой женщины, но и её семьи. Кирибеевич хвастлив, самоуверен, но в нём ещё жива совесть).
– Как вы думаете, почему стало возможным такое оскорбительное поведение Кирибеевича? (он был опричником Ивана Грозного) 3.Поговорим о другом участнике боя. – Прочитайте отрывок, где мы впервые встречаемся с Калашниковым. – Что мы о нём узнаём? (купец, у него есть жена, дети; Калашников живёт спокойно, жизнь его размеренна; в семье сложился определённый уклад, и вдруг, вернувшись домой, он не находит там жены). – Прочитайте, как он обращается к жене после её возвращения(«Уж ты где, жена, жена ,шаталася?...» - Почему же Степан Парамонович так суров? - В 16 веке существовал свод житейских правил «Домострой», где было записано: «Подобает поучити мужем жен своих с любовию и благорассудным наказанием; жёны мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всём ему покорятися; и что муж накажет, то с любовию приимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию». – Такое обращение к жене не грубость, а стремление следовать правилам поведения, принятым в обществе. – Как воспринимает Калашников то, что произошло с женой? Прочитайте.(«Я скажу вам, братцы любезные, что лиха беда со мною приключилася…») - Какое решение принимает Степан Парамонович? («И я выйду тогда на опричника…») - Как это его характеризует? (смелый, мужественный, стремится защитить честь жены и семьи) - Перенесёмся на Москву-реку, где должен состояться кулачный бой. Прочитайте разговор Калашникова с Кирибеевичем перед боем. – О каких чертах характера Степана Парамоновича можно говорить? (открытость, честность, бесстрашие) - За что вышел биться Калашников? (за правду, он вышел на последний бой, на бой с несправедливостью). –В какой момент наиболее ярко проявляется бесстрашие, мужество Калашникова?(в разговоре с царём;»Я скажу тебе, православный царь…») -Можно ли сказать, что Калашников совершает подвиг, так разговаривая с царём?(да) -Карамзин писал: «Сказать неучтивое слово кромешнику, т.е. опричнику, значило оскорбить самого царя…люди земские, от дворянина до мещанина были безгласны, безответны против опричных». – Есть ли у Калашникова отрицательные черты? (нет) - Подумайте, кого во все времена сочинители наделяли лучшими качествами? (народ) - Можем ли мы сказать, что Калашников-представитель народа?(выходя на бой, Калашников кланяется царю, церквам, а потом всему народу русскому, тем самым как бы говоря, что хочет отстоять народную правду). –Прочитаем конец «Песни…».О чём он говорит? (Калашникова похоронили меж трёх дорог, как хоронили в то время преступников, но его могила не забыта народом, народ помнит о его подвиге («И проходят мимо люди добрые…»). – Что же можно сказать о Калашникове? (Он молод, красив, порядочен, любит свою семью, вступается за честь жены и семьи, он открыт, честен, не боится сказать правду царю, совершает подвиг, умирая за народную правду). Домашнее задание: выписать цитаты, характеризующие Ивана Грозного; рассказать об Алёне Дмитревне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...
урок - игра в 7 классе по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича.."
Урок - игра представляет собой версию телеигры "Кто хочет стать миллионером", в занимательной форме закрепляющий материал по поэме, урок учит толерантности друг к другу....
М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
На презентации находядся иллюстрации к "Песне", которые можно использовать на уроке....
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.
Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....
Литературная игра Михаил Юрьевич Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Литературная игра для учащихся 7 класса. Состоит из 3 этапов:1 этап: Презентация о М.Ю Лермонтове; 2 этап: Защита иллюстраций к «Песне…»; 3 этап: Литератур...
Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...