«Критики»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе по рассказу В.М.Шукшина «Критики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shukshin_kritiki.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе по рассказу В.М.Шукшина «Критики»
Цели:
- Выявить идею произведения
- Подвести к размышлениям об истинных и мнимых ценностях
- Развивать навыки анализа текста.
Методические приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование.
Оборудование: текст рассказа, разделенный на 3 части.
Ход урока.
Прогнозирование по названию.
На доске и в тетрадях все записывают слово критики, без сообщения имени автора и названия урока.
- Запишите синонимы к данному слову (записывают на доске).
- Что говорят нам словари о значении слова?
Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка)
- Как вы думаете, почему так называется рассказ?
- О чем пойдет речь?
Будем читать по частям, с остановками, в конце урока сделаем вывод, к каким писателям относится Шукшин – к тем, мысли которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать.
Чтение с остановками.
Первая остановка.
До слов …со взрослыми дед редко спорил.
- Что объединяло Петьку и дедушку?
- О чем говорит дружба Петьки и деда?
- В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?
(Дед жаждал правды, он борется за правду.)
- Случались ли разногласия в их оценке фильма?
- В чем? Почему?
- Как вы думаете, что будет дальше?
Вторая остановка.
До слов …и тут вошли Петькина тетя и милиционер.
- Почему так ведет себя дед?
(Старик с ершистым характером не терпит снисходительности к себе)
- Как поступают взрослые? Муж тети? (Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)
- Как поступает тетя? (Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)
- Как поступает отец Петьки? (Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово неуместно.)
- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним? (Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)
- Как вы думаете, что будет дальше?
Третья остановка.
Читаем до конца.
Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.
- Почему этот текст вызывает у вас улыбку? (Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)
- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку? (Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)
От лица Петьки передайте характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину горьких рыданий в финале. (Ответы учащихся)
Рефлексия.
Вот и закончился рассказ. Он короткий, но можно ли сказать, что читать трудно? Почему? Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему же рассказ называется «Критики»? Какие проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин? Письменно ответьте на эти вопросы. (Рассказ о родных людях, так часто ранящих друг друга.Об отцах и детях, о сыновьях и внуках)
Так к каким же писателям относится Шукшин – к тем, мысли которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать?
Домашнее задание. Написать продолжение рассказа.
Литература.
Интернет-ресурсы.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник,2010
Литература. 6 класс. Ч. 2; под редакцией В Я.Коровиной.-М. :Просвещение,2014
В. Шукшин «Срезал» Вариант 1 1.Кто приехал к Агафье Журавлевой: а) сын с женой и дочерью, б) дочь с мужем, в) сыновья. 2.О ком идет речь: «толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный»: а) Глеб, б) Константин, в) Николай. 3.Глеб был: а) учителем, б) кандидатом наук, в) рабочим на пилораме. 4.О чем спорил Глеб: а) о проблемах техники в деревне, б) о политических проблемах, в) о проблемах философии. 5.Как относились в деревне к Глебу: а) его все любили и уважали, б) восхищались, но не любили, в) нейтрально. | В. Шукшин «Срезал» Вариант 2 1.Как называется деревня, где происходят действия рассказа: а) Максимовка, б) Новая, г) Великая. 2.Кандидата звали: а) Глеб, б) Константин, в) Николай. 3.Сын Агафьи Журавлевой был кандидатом: а) философских наук, б) филологических наук, в) исторических наук. 4.Проблему шаманизма в отдельных районах Севера поднял: а) Глеб, б) Константин, в) Николай. 5. «Люблю по носу щелкнуть – не задирайся выше ватерлинии!» - так объяснил свою особенность: а) Глеб, б) Константин, в) Николай. |
В. Шукшин «Срезал» Вариант 1 1.Кто приехал к Агафье Журавлевой: а) сын с женой и дочерью, б) дочь с мужем, в) сыновья. 2.О ком идет речь: «толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный»: а) Глеб, б) Константин, в) Николай. 3.Глеб был: а) учителем, б) кандидатом наук, в) рабочим на пилораме. 4.О чем спорил Глеб: а) о проблемах техники в деревне, б) о политических проблемах, в) о проблемах философии. 5.Как относились в деревне к Глебу: а) его все любили и уважали, б) восхищались, но не любили, в) нейтрально. | В. Шукшин «Срезал» Вариант 2 1.Как называется деревня, где происходят действия рассказа: а) Максимовка, б) Новая, г) Великая. 2.Кандидата звали: а) Глеб, б) Константин, в) Николай. 3.Сын Агафьи Журавлевой был кандидатом: а) философских наук, б) филологических наук, в) исторических наук. 4.Проблему шаманизма в отдельных районах Севера поднял: а) Глеб, б) Константин, в) Николай. 5. «Люблю по носу щелкнуть – не задирайся выше ватерлинии!» - так объяснил свою особенность: а) Глеб, б) Константин, в) Николай. |
В. Шукшин «Срезал» Вариант 1 1.Кто приехал к Агафье Журавлевой: а) сын с женой и дочерью, б) дочь с мужем, в) сыновья. 2.О ком идет речь: «толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный»: а) Глеб, б) Константин, в) Николай. 3.Глеб был: а) учителем, б) кандидатом наук, в) рабочим на пилораме. 4.О чем спорил Глеб: а) о проблемах техники в деревне, б) о политических проблемах, в) о проблемах философии. 5.Как относились в деревне к Глебу: а) его все любили и уважали, б) восхищались, но не любили, в) нейтрально. | В. Шукшин «Срезал» Вариант 2 1.Как называется деревня, где происходят действия рассказа: а) Максимовка, б) Новая, г) Великая. 2.Кандидата звали: а) Глеб, б) Константин, в) Николай. 3.Сын Агафьи Журавлевой был кандидатом: а) философских наук, б) филологических наук, в) исторических наук. 4.Проблему шаманизма в отдельных районах Севера поднял: а) Глеб, б) Константин, в) Николай. 5. «Люблю по носу щелкнуть – не задирайся выше ватерлинии!» - так объяснил свою особенность: а) Глеб, б) Константин, в) Николай. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по литературе: «Румяный критик мой…»
Проект: «Румяный критик мой…» Ответ на критику в адрес произведений А. С. Пушкина Цель проекта: написание собст...
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Пирамида "Критика" О.К.Громовой.
Опроа для создания отзыва о книге. Технология РКМЧП....
Рецензия как разновидность письменной критики (урок в 10-11 кл.)
Разработка представляет собой комплекс заданий для практического урока, на котором учащиеся продуцируют критический текст - рецензию....
Рецензия как разновидность письменной критики (урок в 10-11 кл.)
Данная разработка включает описание практического урока, на котором учащиеся продуцируют критический текст - рецензию....
Критикăлла шухăшлав технологийĕн мелĕсем
Критикăлла шухăшлав- ăс-тăн ĕçĕн пĕр енĕ, çын ăнлавне, пĕтĕмлетĕвне, шухăшлавне палăртать. ...
Споры в критике вокруг романа Отцы и дети
Цели урока:Обобщение знаний, полученных при изучении произведения. Выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, об образе Евгения Базарова; создав проблемную ситуацию, побудить учен...