Родина для меня- это...
учебно-методический материал по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 11 классе.
Тема урока: «Родина для меня – это…»
Цель занятия: создать условия для осознания нравственной ответственности личности за то, какой образ Родины создает каждое поколение через отношение к общечеловеческим жизненным ценностям.
Задачи:
- обеспечить уровень всесторонней нравственной оценки понятия «Родина» на основе лирики известных поэтов;
- расширить понятие «Родина», соотнести его с ассоциативными рядами;
- развивать навыки анализа и сравнений понятий на примере конкретных слов и поэтических текстов.
Ход занятия:
- Организационный момент (деление класса на 3 группы).
У: Здравствуйте! Сегодня у нас с вами занятие – размышление. Хочу начать разговор с того, что современные люди находятся в интерактивном информационном пространстве: книга, радио, телевидение, интернет. На что-то мы реагируем, а на что-то можем просто не обратить внимание. Но когда мы слышим мнение какого-то известного человека, всё - равно, хотя бы внутри себя, как-то анализируем, отвечаем на услышанное.
У: Согласны?
- Стадия вызова.
У: Отправной точкой для нашего размышления предлагаю считать высказывание известного журналиста Александра Невзорова в передаче «Открытая студия» .
1. Просмотр видеоролика Слайд 1
2. Определение темы занятия, главной задачи.
У: Вспомните текст реплики. Какое ключевое слово вы бы выделили?
(Родина)
У: Как бы вы определили тему нашего сегодняшнего занятия? Каждый из нас определит для себя, что такое «Родина».
(«Родина для меня – это…») Слайд 2
III. Стадия осмысления.
У: Именно над понятием «Родина» мы будем сегодня размышлять, учиться находить аргументы на материале художественных произведений, а точнее лирики Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Александра Блока.
1. Работа с ключевым понятием (составление ряда однокоренных слов).
Слайд 3
У: Сначала поработаем с ключевым словом, которое мы выделили «родина».
У: Подберите однокоренные слова к этому определению. От каждой группы по 4 слова.
(составляется ряд однокоренных слов; вывешивается на доске:
Родина – родня – родственный – народный – род)
У: Что могут дополнить другие группы? Что объединяет все эти слова?
2. Анализ высказывания А. Невзорова.
У: Какие контекстуальные синонимы ( ассоциации) к слову родина использует А.Невзоров в своем высказывании? Слайд 4,5
«Любить Родину… Ну, что такое Родина? Три березки? Но три березки не присылают повестки в военкомат и не берут налоги. К сожалению, под понятием «Родина» мы имеем дело, порой, с омерзительным чудовищем, злобным, бессмысленным, пожирающим своих детей…»
(составляется ряд контекстных синонимов)
У: Совпали ли слова Невзорова с нашими?
(нет)
3. Составление визуального ассоциативного ряда.
(Слайд с темой занятия).
У: А какие ассоциации со словом «Родина» возникают у вас?
(составляется визуальный ассоциативный рад)
У: Есть ли что-то общее между рядом однокоренных слов и вашими ассоциациями?
У: А у Невзорова какая основная выпирающая ассоциация?
(ЧУДОВИЩЕ)
У: А как вы думаете, то, что мы услышали, было сказано под влиянием интеллекта, расчета или чувств? (чувств)
У: А как можно выразить свои чувства?
(живопись, музыка, мимика, кинестетика, слово)
4. Анализ стихотворений.
У: Итак, слово. А идеальная форма для выражения чувств словами – лирика.
У: Вы знакомы с творчеством А.Ахматовой, А.Блока и М.Цветаевой. Если вспомнить биографии этих поэтов, можно ли сказать, что Родина для них стала «омерзительным чудовищем»? Я предлагаю вам воспользоваться справочным материалом (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
(изучение хронологической таблицы) Да!
У: Приведите по 2 аргумента из жизни поэтесс в доказательство.
У: А что на это говорят сами поэты? Предлагаю поработать с их стихотворениями на тему родины. Перед вами вопросы литературоведческого и лингвистического анализа и таблица для фиксирования результатов анализа.
(раздать текстовыделители)
5. Заполнение таблицы.
Вопросы для анализа | А.Ахматова «Родная земля» | А.Блок «Русь» | М.Цветаева «Родина» |
Кто является лирическим героем стихотворения? Какие чувста он испытывает? | Герой – Ахматова. Это чувства, связанные с перенесенной трагедией, болью, но и гордостью, уверенности в своем мнении. | Герой-сам автор, народ. Глубина эмоций, переживаний. | Герой-Цветаева. Это нестерпимая тоска по Родине, грусть, ностальгия по прошлому. |
Ключевые слова. Какие образы Родины есть в данном стихотворении? | Не обетованный рай, не предмет купли и продажи, грязь на калошах, хруст на зубах, ни в чем не замешанный прах, земля. | Русь, разноликие народы, хороводы, вихрь, нищета, нагота души… | Родина, даль, тридевятая земля, чужбина, рок, гордыня. |
Какова идея? Основная мысль стихотворения? | Жизнь, смерть, родная земля-понятия одного философскогоя ряда, над которыми мы, порой, просто не задумывамся, мы – часть этого. В том числе и Родины. | Поэт влюблен в свою Родину, относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. | Цветаева принимает свою страну такой, какая она есть, в любом ее обличие, готова разделить судьбу своей страны. |
У: Проанализируем стихотворения (анализ одновременно всех стихотворений в сравнении).
У: Повлияли трагические события в жизни поэтов на их отношение в Родине?
У: Скажите, образы, отношение к Родине совпали у Ахматовой, Блока, Цветаевой и Невзорова? В чем разница?
У: Сформировалась ли у вас своя точка зрения?
- Рефлексия.
- У: А сейчас я бы хотела предложить вам выразить своё мнение творчески. Вам необходимо составить коллаж на тему: «Для меня, Родина – это…» (после защиты работ предлагаю уч-кам отдать их гостям).
- Так что же такое Родина для человека?
- Кто вступит в полемику с Невзоровым?
- У: Я очень рада, что, несмотря на обилие негативной информации, доносящейся до нас из интерактивного пространства: интернета, телевидения и т.д., вы сумели сохранить светлое и теплое представление о Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение на тему: Что такое для меня Родина?
Министерство образования Республики Башкортостанотдел образования Бакалинского района...
Классный час "Меняй себя - меняй мир" .
Помочь школьнику выпускного класса в формировании собственного мировоззрения....
Родительское собрание по профилактике суицидального поведения на тему: «Обратите на меня внимание! Поймите меня!»
Сценарий родительского собрания в рамках профилактики суицидального поведения учащихся....
Родина для меня- это...
Презентация к мастер-классу...
Сценарий урока:"Подготовка к сочинению – рассуждению «Что для меня значит малая родина»
Культура - язык – личность - это та триада, которая определяет основу изучения русского языка и литературы.Целью изучения должен стать язык народа во всех его функциях. Первая задача состоит в т...
Классный час "Для меня Родина - это ..."
Классный час "Для меня Родина - это ..."...
Презентация . Что для меня Родина?
Презентация "Что для меня Родина?"...