Маяковский в 21 веке
опыты и эксперименты по литературе на тему

Хасиетова Гульмира Азатовна

Исследовательская работа обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mayakovskiy_v_21_veke.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

                                                I. Введение.

   В 7 классе на уроках литературы мы изучали произведения Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Меня заинтересовало творчество поэта. Я решила познакомиться с ним поближе: почитала его произведения, почитала литературу о поэте.

  Я увидела, что Маяковский – фигура в истории русской литературы неоднозначная. Одни – его ругают, другие – хвалят. Но никого творчество Маяковского не оставляет равнодушным.

  В статье «Маяковский детям» Самуил Яковлевич Маршак пишет: «Вряд ли можно найти человека, который бы относился к этому поэту безразлично. Его любят или не любят, живут его стихами или спорят с ним и о нем, но нельзя не слышать в гуле нашего времени его уверенную поступь, силу его звучного, навсегда молодого голоса».[1] Эту статью Маршак написал в середине 20 века.

    Мне стало интересно: а как звучит поэзия В.Маяковского сейчас, в 21 веке, актуальны ли его произведения.  

    Цель моей работы: понять, насколько наследие Маяковского сохраняет актуальность в современной культуре.

   Задачи:

1. проанализировать произведения В.Маяковского и познакомиться с особенностями его творчества;

2. научиться видеть актуальное, современное содержание в лирическом произведении;

3. изучить научную литературу, касающуюся личности и творчества поэта;

4. провести социологический опрос, выявляющий отношение наших современников к творчеству В.Маяковского;

5. изучить Интернет-ресурсы по данной теме.

Гипотеза: творчество В.Маяковского продолжает оказывать влияние на современного человека, а проблематика произведений не теряет своей актуальности.

Методы исследования:

1) описание; 2) опрос; 3) анализ, синтез; 4) обобщение.

Объект исследования: произведения Маяковского, Интернет-ресурсы о поэте.

Предмет исследования: актуальность звучания произведений Владимира Маяковского.

II. Маяковский в литературоведении.

    О Маяковском написано очень много. Мнения о нём часто противоположны. Интересно то, как менялось отношение к творчеству В.Маяковского в разные периоды истории нашей страны.

    В 1920-е годы поэт был одним из многих на поэтической арене. Он ещё не был «обласкан» властью и государством. Быть может, именно поэтому в этот период им написаны  лучшие стихотворения.

    В 1934 году, благодаря Сталину, Маяковский объявляется «поэтом №1».

    В 1953 году его канонизируют окончательно. Маяковский – первый поэт, связанный, прежде всего, с советской действительностью. Из интервью с А.М.Ушаковым[2]: «Стало принято считать, что до революции он только искал себя и нашел уже вместе с революционными изменениями. На него следует равняться всем советским поэтам. Он же намечает дорогу поэзии мировой. Именно эта концепция намечала пути исследования в советское время».

    Во время перестройки в литературоведении наметился противоположный подход к изучению творчества Маяковского. В стране происходила переоценка советского наследия, и Маяковский был низвергнут с поэтического олимпа. Делались попытки по-новому «прочитать» поэта. В частности, в книге Ю.Карабчиевского «Воскресение Маяковского»[3] поэт предстаёт как певец насилия. Автор исследования считает, что основной мотив поэзии Маяковского – месть, культ жестокости. Основной пафос – пафос погрома. Карабчиевский пишет: «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чём не мог дойти до конца и вечно вынужден был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой…и стремится любым способом покорить аудиторию. Он напрочь отвергает литературу – и делает всё, чтобы в ней остаться».  На мой взгляд, в стороне при таком подходе остаётся роль Маяковского – реформатора русского стиха.

    И в новом тысячелетии не утихают «страсти по Маяковскому», Маяковский остается в центре внимания критиков и литературоведов. Появляются новые книги, статьи, заметки  об одном из самых значимых поэтов 20 века.

  В 2001 году появляется и книга Б. Горба «Шут у трона революции», вызвавшая оживленную дискуссию, продолжающуюся и поныне. В книге собраны разные точки зрения на творчество поэта, и автор приходит к выводу, что стихи, пьесы, поэмы, оды, гимны, частушки Маяковского, написанные «в похвалу тоталитарному режиму, несут в себе в лучших традициях русских скоморохов потаенный сатирический заряд, для режима — смертельный»[4].

  Событием 2006 года явилась книга критика и литературоведа Бенедикта Сарнова «Маяковский. Самоубийство», в которой автор представляет концепцию жизни и творчестве поэта, основанную на свидетельствах Л.Ю. Брик и людей близких к ней. Книга Сарнова транслирует накопившиеся в маяковсковедении мифы и фактические ошибки.

  В 2008 году вышла в свет книга известного философа, социолога, знатока жизни и творчества В.В. Маяковского - Карла Кантора «Тринадцатый апостол», в которой автор предложил новый подход к изучению личности поэта – теолого-историософский. В книге «Тринадцатый апостол» идет романтизация революционного процесса и революционных деятелей, т.к. на революцию он смотрит глазами тех людей, которые ее воспевали в литературе и искусстве.

  Как видим, и сегодня  наблюдается интенсивное переосмысление истории России и отечественной литературы, в том числе и творчества В.Маяковского.

  В современном маяковедении творчество поэта всё больше рассматривается как самоценное, с позиции современности и нравственно-этической точки зрения. Мне такой подход нравится. Хотя, конечно, нельзя отбрасывать до конца исторический и идеологический контекст произведений.

III. Маяковский в Интернет-ресурсах.

    Я  обратилась к Интернет-ресурсам, чтобы выяснить, как представлено творчество поэта в Интернете, найти наиболее информативные сайты, посвященные творчеству Маяковского.  Мне показались интересными следующие сайты.

  «Новая Литературная сеть создала сайт о В.Маяковском, на котором собирает все возможные материалы, связанные с именем поэта: http://www.vmayakovsky.ru

  Интересный сайт «Владимир Владимирович Маяковский». Здесь собраны материалы, связанные с жизнью и творчеством поэта. Информация дублируется и на английском языке: http://v-mayakovsky.com/

  Много собрано материала о поэте, его творчестве на сайте   http://mayakovsky.narod.ru/  Здесь также можно найти произведения поэта.

  Интересная информация о Маяковском содержится на http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%FF%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9,_%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0_%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0%EE%E2%E8%F7 

  Стихи В.Маяковского можно найти на сайтах:

  Викитека: http://ru.wikisource.org/wiki (нужно ввести «Стихотворения Маяковского)

  Сайт «Владимир Маяковский»: http://er3ed.qrz.ru/mayakowsky.htm

  Библиотека поэзии. В.Маяковский: http://mayakovskiy.ouc.ru/

  Сайт Русская поэзия: http://www.rupoem.ru/mayakovskij/all.aspx

  ПорталLib.Ru/Классика: http://az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/

   Сборник произведений поэта на сайте http://shalomfilm.com/1033-vladimir-vladimirovich-mayakovskij-sbornik-proizvedenij.html

Произведения Маяковского читать и скачать можно на сайте http://lib.rus.ec/

Фотогалерея:

http://www.vmayakovsky.ru/photo/

http://mayakovsky.biografy.ru/photo.php

Статьи о творчестве В.В.Маяковского:

http://az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/

http://er3ed.qrz.ru/mayakowsky-articles.htm-Владимир

Интернет-ресурс «Владимир Маяковский – проза, статьи, стенограммы»:

http://vlmayakovsky.narod.ru/

Информационные сайты Государственного музея В.В.Маяковского:

http://www.mayakovsky.info/museum.html

http://www.vmayakovsky.ru/mmuseum

     В социальной сети «В Контакте» найдено 1 436 сообществ, так или иначе связанных с именем В.Маяковского. Самые многочисленные группы, отличающиеся наибольшей информационной наполненностью (фотографии, аудиозаписи, видеозаписи, статьи, обсуждение творчества):

1.В.В.Маяковский. Послушайте! (21 651 участник)

2. Владимир Маяковский. Поэт. (3 977 подписчиков)

3. Владимир Маяковский (2 882 участника)

4. Секта почитателей В.Маяковского (1 478 участников)

      В социальной сети «Мой мир@Mail.Ru»  найдено 1 сообщество «Владимир Маяковский и Лиля Брик». На его страницах находятся в основном фотографии поэта и Л.Брик.

   Изучение Интернет-ресурсов показало, что Маяковский интересен людям (это подтверждается большим количеством сайтов, форумов о Маяковском). Только взгляд на поэта и его творчество изменился. Если раньше в школах и ВУЗах его изучали как «официального поэта» советской власти, а стихи воспринимались как пропаганда, то сейчас Маяковский читается уже по-другому. Читатель 21 века отличается от читателя прошлого столетия.    Наверное, нам сегодняшним, не хватает искренности, сильных чувств, нестандартности мышления. И мы находим это у Маяковского. Молодое поколение оценивает творчество поэта уже не с идеологических позиций, а с нравственно-эстетических.

IV. Социологический опрос.

    Я  решила выяснить: интересно ли творчество поэта людям, живущим уже в 21 веке. Для этого я  провела опрос. Было задано 4 вопроса. Опрашиваемых разделила на две категории по возрасту: группа от 15 до 30 лет (27 чел.) и группа от 30 лет(20 чел.). Среди них были мои одноклассники, учащиеся моей школы, учителя, родители, а также жители поселка Учебный.  

Вопросы были следующие:

1)Знакомы ли вы с творчеством  Владимира Маяковского? (Приложение 1)

2)Можете ли вы прочитать стихотворения Маяковского наизусть? (Приложение 2)

3) Назовите  произведение Владимира  Маяковского, которое вам нравится. (Приложение 3)

4)Как вы думаете, актуально ли творчество поэта в 21веке? (Приложение 4)

   По результатам опроса видно, что Маяковского современный читатель знает, его творчество считает актуальным. Большинство из опрошенных могут процитировать Маяковского (хотя бы несколько строк). Есть некоторые различия в  стихотворениях, которые нравятся,

среди разных возрастных категорий. Во многом это объясняется, на мой взгляд, разным подходом в обучении в советской и современной школе.

         

V. Актуальность проблематики произведений В.Маяковского.

  1. Современность сатиры.

    На одном из выступлений в аудитории Политехнического музея поэту поступила записка: «Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого забудут. Бессмертие – не ваш удел…»

- А вы зайдите через тысячу лет, там поговорим! – ответил Маяковский.

    И оказался прав. Ушла в прошлое целая эпоха, а поэзия Маяковского живёт и не теряет своей актуальности. Почему?

   Я решила проанализировать, что из того, о чём писал поэт, звучит злободневно в России начала 21 века, и пришла к выводу, что Маяковский-сатирик – наш современник. Справедливо звучит его фраза: «Дрянь пока что мало поредела»[5]. К сожалению, будущее, о котором мечтал поэт, пока не наступило. Многие пороки и недостатки общества и людей перетекли из века двадцатого в век двадцать первый. Я обратила внимание на то, что уже названия стихотворений говорят о том или ином порочном явлении, процветающем в современной России: «Внимательное отношение к взяточникам», «Взяточники», «Общее руководство для начинающих подхалим», «Трус», «Хулиганщина», «Халтурщик», «Сплетник»,  «Ханжа».

     Много произведений у В.Маяковского написано на тему пошлости, мещанства и обывательщины. Это стихотворения «Нате!», «О дряни», «Вам!», «Стих не про дрянь, а про дрянцо. Дрянцо хлещите рифм концом» и другие.

    Аналогии с нашим обществом потребления и накопительства звучат в стихотворении «Плюшкин послеоктябрьский скопидом обстраивает стол и дом»:

…надобно,

    покамест есть,

все достать,

   всего побольше

накупить

    и приобресть.

    А такому мучительному для российского народа явлению, как бюрократизм, Маяковский «посвятил» множество сатирических стихотворений. Это и «О том, как некоторые втирают очки…», и «Бумажные ужасы», и «Прозаседавшиеся», и «Бюрократиада». Разве мало в современной России аналогичных пустых заседаний, абсурдных постановлений, бумажной волокиты? ( «О, хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех заседаний»).

    В стихотворении «Хулиган» («Ливень докладов…») нашло отражение и сегодняшнее общее снижение культуры. Разве не встречался нам тот, о ком пишет поэт:

                                Смотрит – кому бы заехать в ухо?

                                Что башка не придумает дурья?!

Бомба из безобразий и ухарств, дурости, пива и бескультурья.

    А в «Стихотворении о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе» мы находим параллели с общим неблагополучием в государстве. Поэт прав: «Что бабе масштаб грандиозный наш?! Бабе грязью обдало рыло, и баба, взбираясь с этажа на этаж, сверху и меня, и власти крыла». И у поэта, и у нас  возникает вопрос: «Почему это о грязи на Мясницкой вопрос никто не решает в общемясницком масштабе?!».

    И уж совсем современно, к сожалению, звучит стихотворение «Протекция» (поэт назвал её «Обывателиадой в 3-х частях»). Почти столетие прошло, а чиновничий произвол, круговая порука, «семейственность» во власти по-прежнему процветает. Маяковский призывает:

                                       Кто бы ни были

                                                                сему виновниками

                                        – сошка маленькая

                                                                 или крупный кит, –

                                      разорвём

                                                       сплетённую чиновниками

                                      паутину кумовства,

                                                           протекций,

                                                                           волокит.

   Нам нужно прислушаться к словам Маяковского из стихотворения «Хулиган» («Республика наша в опасности…») и сделать их сегодняшним лозунгом: «Пора топором закона отсечь гнилые дела и речь!»

  1. Общечеловеческие ценности в поэзии Маяковского.

 Маяковский интересен читателю двадцать первого столетия не только как обличитель людских пороков и негативных общественных явлений. В его поэзии звучат вечные темы, которые близки каждому человеку. Главная из них – любовь. Это и любовь к женщине, и любовь к человеку, и любовь к миру.

   В своём письме Л.Брик Маяковский пишет: «Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём». И вот это проявление любви «во всём» является отличительной особенностью творчества Маяковского.

   Говоря о стихотворениях, посвященных любви к женщине, нельзя не сказать о той мощи, энергии, которые исходят от строк. Несомненно, для Маяковского любовь – чувство глобального масштаба, способное полностью изменить внутренний мир человека, преобразить в глазах влюблённого действительность, вдохновить его на подвиги. И мы, современные читатели, интуитивно ощущаем эту вселенную, даже если не сразу понимаем метафоричность строк. Почему не могут оставить нас равнодушными стихотворения Маяковского о любви? Потому что о самом интимном поэт говорит искренне, правдиво.

                             Не смоют любовь
                            ни ссоры,
                            ни вёрсты.
                           Продумана,
                           выверена,
                           проверена.
                           Подъемля торжественно стих строкопёрстый,
                           клянусь —
                           люблю
                           неизменно и верно!

                                                                «Люблю»

  Но не только любовью к женщине наполнены произведения В.Маяковского, но и любовью к Человеку. Поэт видел предназначение поэта и человека в служении людям. Сейчас в мире дефицит жертвенности, и тем сильнее звучат стихотворения Владимира Маяковского.

    Как необходимы нам сейчас, в век жестокости и равнодушия, строки стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». В нём автор говорит о чёрствости людей и призывает нас быть добрее и милосерднее. Ведь в жизни каждого человека наступает такой период, когда он нуждается в сочувствии, сострадании, поддержке. Знаменитая фраза «все мы немножко лошади» стала крылатой. И это является прямым доказательством актуальности творчества поэта.

    Таким образом, я  уверена, стихи Маяковского о нас и для нас, живущих в XXI веке. Маяковский сегодня звучит современно. Искренность, жертвенность, трудолюбие и стремление сделать мир лучше – вот ценности, о которых мы задумываемся, благодаря поэту, и которые пытаемся сохранить.

  1. «Маяковский – детям».

    У Маяковского немного стихов для детей (всего 14). Но некоторые из них стали шедеврами литературы для детей, на них воспитано несколько поколений. Это стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Кем быть?», «Что ни страница, - то слон, то львица» и «Эта книжечка моя про моря и про маяк».

    Дети – это люди будущего. А будущее поэт хотел видеть светлым, красивым. И поэт воспитывает юных читателей, учит их быть настоящими людьми: честными, добрыми, трудолюбивыми, смелыми. Маяковский говорит с детьми о важных вещах честно. И ему веришь. Поэт обращается к ним с уважительной интонацией. Он уже не «гремит» во весь голос, не пугает своей напористостью. С.Я.Маршак в статье «Маяковский – детям» писал: «В любой детской книжке – будь то сказка, песенка или цепь смешных и задорных подписей под картинками, - Маяковский так же смел, так же честен, прям и серьёзен, как и в своей поэме «Хорошо!» или «Во весь голос». Он никогда не забывает, что его читатели – маленькие, всего по колено взрослому…Он беседует с ними о важных материях шутливо, ласково, уважительно…»[6].

    В стихотворении «Кем быть?» поэт говорит об активном отношении к труду, жизни и в каждой профессии находит черты, привлекательные для ребёнка. Читая, ребёнок как бы играет в эти профессии, пробует себя в них.

Нужные работники -
столяры и плотники!
        Сработать мебель мудрено:
сначала
       мы
         берем бревно

                                                 и пилим доски
                                               длинные и плоские.
                                               Эти доски
                                                                 вот так
                                                зажимает
                                                              стол-верстак…
  Стихотворение «Что ни страница, - то слон, то львица» - своеобразное путешествие по зоопарку. По жанру это произведение – стихотворные подписи. Поэт в шутливой форме даёт интересный познавательный материал и учит детей любви к животным.

Вот верблюд, а на верблюде
возят кладь
и ездят люди.
Он живет среди пустынь,
ест невкусные кусты…

Это стихотворение проникнуто какой-то особой теплотой и гуманизмом.

   И пусть некоторые персонажи стихотворений Маяковского для детей сегодня принадлежат истории (нет уже нэпманов, буржуев), в нравственном плане они по-прежнему актуальны. Сейчас детям как никогда не хватает простых и ясных понятий о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

           

VI. Значимость творческого наследия поэта для культуры.

1. Новаторство языка.

  Маяковский интересен, прежде всего, как новатор поэтического языка. Велики заслуги поэта в создании новой системы стихосложения. Можно с уверенностью сказать, что Маяковский совершил революцию в поэзии.    Начало 20 века – время поиска нового языка. Экспериментируют со словом и ищут новый строй языка представители всех течений Серебряного века: символисты, акмеисты, футуристы. Но лишь Маяковскому удаётся создать новый, так называемый «акцентный» стих. Поэт «раскрепостил русскую рифму, провёл оригинальнейшие эксперименты в области рифмовки». Об этом доступно и интересно рассказывает А.М.Ушаков в своё интервью[7]: «Мы знаем, что такое речь. Она ограничена законами грамматики, и так будет всегда. Часть футуристов – как например, Кручёных – считали, что язык нужно освободить от любого внутреннего обоснования, отбросить грамматику. Однако в результате его поэзия стала сводиться к какому-то набору звуков. Примерно так же хотел «расковать речь» Бенедикт Лившиц. Но речь расковать нельзя – законы языка вырабатывались тысячелетиями или, может, вообще были даны свыше. Маяковский не так уж много пытался поменять в самом языке: убрал некоторые глаголы, использовал инверсию для большей экспрессии. Главным же оказалось его метафорическое мастерство. Он умел создавать совершенно невероятные метафоры из любого явления.<…>Равного ему по метафорической насыщенности нет и… вряд ли появится в ближайшие полстолетия. При экспрессивной силе его стихов всё это создаёт уникальную поэзию и открывает совершенно новые пласты в языке...Интонации голоса Маяковского, его лексика, образный строй неповторимы».

    Вслушаемся в строчки:

Если б был я

маленький,

как Великий океан, -

на цыпочки б волн встал,

приливом ласкался к луне бы.

Или:

Это душа моя

клочьями порванной тучи

в выжженном небе

на ржавом кресте колокольни!

   Ю.Олеша в книге «Ни дня без строчки»[8] писал о Маяковском: «Это был король метафор. <…>  Я несколько раз предпринимал труд по перечислению метафор Маяковского. Едва начав, каждый раз я отказывался, так как убеждался, что такое перечисление окажется равным перечислению всех его строк».

2. Влияние В.Маяковского на изобразительное искусство.

    Говоря о влиянии творчества В.Маяковского на культуру и общество, нельзя не сказать и о его вкладе в становлении советского изобразительного искусства. Маяковский, работая в «Окнах РОСТА, создавал интересные рисунки с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами. Можно сказать, что поэт стоял у истоков рекламы. Кроме того, существуют разработанные поэтом афиши и обложки книг. Его рисунки отличаются подчёркнутой простотой, лаконизмом и необычайной выразительностью, удачной подборкой цвета. Работы Маяковского можно считать началом формирования современного дизайна.

3. Песни на стихи В.Маяковского.

    Ещё одним доказательством того, что творчество В.Маяковского по-прежнему востребовано, являются музыкальные альбомы «Живой Маяковский» (2005 г.) и «Живой Маяковский-2 (2008 г.). Этот проект имел большой успех, а песня группы «Сплин» «Маяк» (стихотворение «Лиличка!») стала хитом радиостанций. Главное, многие молодые люди после прослушивания песен заинтересовались поэзией Маяковского, полюбили её. Подтверждают это отзывы на форумах, посвященных творчеству поэта, и записи в блогах Интернет-пользователей: «Супер, после этой песни заинтересовался стихами Маяковского» (А.Ивченков), «Стихи человека с большим сердцем. Исполнитель ничем не уступает автору. Красивые слова, красивая музыка - в итоге взрывная смесь. Только люди способные иметь идеал и, поверив в него, создать его, могут называться людьми творчества» (А.Н.Скирёв). Конечно, были и отрицательные отзывы, но их меньше, и в основном они касались не стихотворения Маяковского, а исполнения группы Сплин.

 

VII. Заключение.

     Итак, я  пришла к выводу, что творчество В.Маяковского продолжает оказывать влияние на современного человека, а проблематика произведений не теряет своей актуальности.  Я  убеждена в том, что, несмотря на некоторое временное забвение в конце 20 века,  в двадцать первом столетии Маяковский возвращается к читателю.

    Преодолев предубеждения,  я попыталась научиться читать его стихи, понимать в них главное.

    Владимир Маяковский – Поэт и Человек с большой буквы. Категоричный в своих чувствах и оценках, громогласный и даже грубоватый, но откровенный, прямой и честный. Мне хочется верить, что в XXI веке такие понятия, как искренность, нестандартность мышления, любовь к человеку и миру будут востребованы и Маяковский станет понятен и близок всем.

    Закончить свою  работу я  хочу словами Марины Цветаевой, которая, может быть, лучше всех поняла Маяковского-поэта и предсказала его стихам долгую жизнь: «…Говоря о данном поэте, Маяковском, придётся помнить не только о веке, нам непрестанно придётся помнить на век вперёд. Эта вакансия: первого в мире поэта масс – так скоро-то не заполнится. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придётся не назад, а вперёд»[9].

VIII. Список использованной литературы

  1. Творчество В.В.Маяковского в начале XXI века: Новые задачи и пути исследования. Изд.: «ИМЛИ РАН», 2008.
  2. А.М.Ушаков: На уровне Маяковского современная поэзия, к сожалению, не существует. Интервью от 20.07.09 Фонд Русский мир (информационный портал)
  3. Ю.А.Карабчиевский. Воскресение Маяковского. Изд.: «ЭНАС», 2008.
  4. Ю.К.Олеша. Ни дня без строчки. – М.: Худож. лит.,1989.
  5. С.Я.Маршак. Маяковский – детям (сайт marshak.ouc.ru/mayakovskiy-detyam.html)
  6. В.Н.Альфонсов. В конфликте с любимым искусством (из книги «Слова и краски»
  7. М.В.Покотыло. Маяковский. Судьба поэта: особенности восприятия творчества поэта.  http://www.jurnal.org/articles/2010/fill20.html
  8. http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/tsv/?r=proza&id=8
  9. Горб Б. Шут у трона революции. Внутренний сюжет творчества и жизни поэта и актёра Серебряного века Владимира Маяковского. — М., 2001.

Приложение 1.

Знакомы ли вы с творчеством  Владимира Маяковского?

Приложение 2.

Можете ли вы прочитать стихотворения Маяковского наизусть?

Приложение 3.

Назовите  произведение Владимира  Маяковского, которое вам нравится.

Приложение 3.

Назовите  произведение Владимира  Маяковского, которое вам нравится.

Приложение 4 .

Как вы думаете, актуально ли творчество поэта в 21веке?


[1] С.Я.Маршак. Маяковский – детям (сайт marshak.ouc.ru/mayakovskiy-detyam.html)

[2] А.М.Ушаков: На уровне Маяковского современная поэзия, к сожалению, не существует. Интервью от 20.07.09 Фонд Русский мир (информационный портал)

[3] Ю.А.Карабчиевский. Воскресение Маяковского. Изд.: «ЭНАС», 2008.

[4] Горб Б. Шут у трона революции. Внутренний сюжет творчества и жизни поэта и актёра Серебряного века Владимира Маяковского. — М., 2001.

[5] В.Маяковский «Сергею Есенину».

[6] С.Я.Маршак. Маяковский – детям (сайт marshak.ouc.ru/mayakovskiy-detyam.html)

[7] А.М.Ушаков: На уровне Маяковского современная поэзия, к сожалению, не существует. Интервью от 20.07.09 Фонд Русский мир (информационный портал)

[8] Ю.К.Олеша. Ни дня без строчки. – М.: Худож. лит.,1989.

[9]  М.Цветаева «Поэт и время». http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/tsv/?r=proza&id=8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про это, про любовь (В.Маяковский и Лиля Брик) Презентация к уроку по лирике В.Маяковского в 11 классе

Данная работа может быть использована на уроке литературы в 11 классе при изучении любовной лирики Владимира Маяковского. В работе содержится интересный материал об отношениях поэта с Лилей Брик....

СТИХОТВОРЕНИЕ В.В.МАЯКОВСКОГО «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ» в 7 классе.

Цель урока — познакомить учащихся со стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэ­зию как явление искусства, наметить пер­с...

Интерактивный тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче"

Интерактивная презентация-тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче". Данную презентацию можно использовать как и...

"Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"

Урок литературы в 7 классе "Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"...