Рабочая программа по литературе 5 кл. Коровина 105 ч. по ФГОС ООО
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа
по предмету: литература
класс: 5
количество часов: 105
Программа разработана на основе :
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,
· Примерной программы основного общего образования. Литература,
· Рабочих программ. Литература.. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева._ М.: Просвещение, 2016
Учебник: Литература. 5 класс. В 2 ч. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева._ М.: Просвещение, 2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l-5_rab._pr._2018-2019.docx | 74.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вьюковская средняя общеобразовательная школа
Суражского района Брянской области
Рекомендовано Согласовано Утверждено
Педагогический совет Заместитель директора Директор школы
школы по УВР ____________/А.В. Шалыго/
Протокол №_____ ___________/С.В. Костяная/ приказ №________
от « __» _______20__г. «___»_______20___г. от «__»_______20___г.
Рабочая программа
по предмету: литература
класс: 5
количество часов: 105
учитель русского языка и литературы 1 квалиф. категории: Костяная Светлана Владимировна
Программа разработана на основе :
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,
- Примерной программы основного общего образования. Литература,
- Рабочих программ. Литература.. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева._ М.: Просвещение, 2016
Учебник: Литература. 5 класс. В 2 ч. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева._ М.: Просвещение, 2016
Вьюково
2018 – 2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты :
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;
- формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета «Литература»
Введение - 2ч.
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество - 9ч.
Фольклор – коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой…» (М. Горький). Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы - 2ч.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы XVIII века - 2ч.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представление).
Из русской литературы XIX века - 41ч.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев) (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А. Крылова.
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps». (Для внеклассного чтения). Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Русские поэты ХIХ века о родине и родной природе (обзор) - 3ч.
Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится …», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н. Плещеев.«Весна» (отрывок); И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н. Майков. «Ласточки»; И.З. Суриков. «Зима» (отрывок); А.В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы ХХ века - 29ч.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).
Стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А. Есенина.
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле…» - 2ч.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о родине, родной природе –2ч.
И.Бунин. «Помню - долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Н. Рубцов . «Родная деревня»; Дон- Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются - 3ч.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы - 15ч.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». (Для внеклассного чтения).Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами
учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты
изучения предмета «Литература» к окончанию 5 класса проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты
выпускников 5 класса состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;
• понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
- Учебник: Литература. 5 класс. В 2 ч. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева._ М.: Просвещение, 2016
- Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2014.
- Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Рабочие программы. Литература.. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева._ М.: Просвещение, 2016
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2017. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
5. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2018. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
6. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Календарно-тематическое планирование. Литература. 5 класс
№ п/п | Тема урока
| Количество часов | Дата (по плану) | Дата (фактич.) |
Введение 2 ч | ||||
1-2 | Книга в духовной жизни человека | 2 | ||
Устное народное творчество - 9ч (в том числе 1ч Рр) | ||||
3-4 | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | 2 | ||
Русские народные сказки | ||||
5 | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. | 1 | ||
6 | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. Поэтика волшебной сказки | 1 | ||
7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | ||
8 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. | 1 | ||
9-10 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель» | 2 | ||
11 | Рр 1. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос | 1 | ||
Из древнерусской литературы – 2ч | ||||
12 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 1 | ||
13 | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | ||
Из литературы XYIII века – 2ч | ||||
14 | Вн.чт.1. М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. | 1 | ||
15 | М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…»- научные истины в поэтической форме. | 1 | ||
Из литературы XIX века – 41ч | ||||
16 | Вн. чт.2.Жанр басни в мировой литературе. Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XYIII века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев. | 1 | ||
17 | И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». | 1 | ||
18 | И.А. Крылов. «Волк на псарне». | 1 | ||
19 | Рр.2. И.А. Крылов. Басни. Обобщение изученного о баснях . Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина. | 1 | ||
20 | В.А. Жуковский. «Спящая царевна». | 1 | ||
21 | В.А. Жуковский «Кубок». | 1 | ||
22 | А.С. Пушкин. «Няне». | 1 | ||
23 | А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…». | 1 | ||
24 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. | 1 | ||
25 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев | 1 | ||
26 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки. | 1 | ||
27 | Рр 3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1 | ||
28-29 | Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина. | 2 | ||
30 | Вн.Чт.3. А.С.Пушкин. Сказки.Художественный мир пушкинских сказок. | 1 | ||
31 | Русская литературная сказка 19 века. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | 1 | ||
32 | «Чёрная курица, или подземные жители» как нравоучительное произведение | 1 | ||
33 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | ||
34 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино»: проблематика и поэтика | 1 | ||
35 | Вн.Чт.4. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. | 1 | ||
36 | Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». | 1 | ||
37 | «Заколдованное место» - реальность и фантастика в повести. | 1 | ||
38 | Вн. чт.5. Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» | 1 | ||
39 | Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). | 1 | ||
40 | Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. | 1 | ||
41 | «Крестьянские дети». Язык стихотворения. | 1 | ||
42 | И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. | 1 | ||
43 | И.С. Тургенев. «Муму» как протест против рабства. | 1 | ||
44 | И.С. Тургенев. «Муму»: система образов. | 1 | ||
45 | Рр4. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1 | ||
46 | А.А. Фет. Лирика. «Весенний дождь». | 1 | ||
47 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. | 1 | ||
48 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. | 1 | ||
49 | Рр5 «Кавказский пленник». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | 1 | ||
50-51 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н.Толстого | 2 | ||
52 | А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ | 1 | ||
53 | Рр.6. «Хирургия». Рассказ в актерском исполнении. Составление киносценария по рассказу. | 1 | ||
54 | Вн.чт.6. Рассказы Чехова.Юмор в рассказах Чехова. | 1 | ||
55 | Русские поэты 19 века о родине и родной природе (обзор). Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» | 1 | ||
56 | А.Н. Майков «Ласточки», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок); А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок).Урок-концерт. | 1 | ||
57 | Рр 7. Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе. | 1 | ||
Из литературы XX века – 29ч | ||||
58 | И.А. Бунин. Рассказ «Косцы» | 1 | ||
59 | Вн.чт.7. И.А.Бунин. «Подснежник» | 1 | ||
60 | В.Г. Короленко «В дурном обществе»: судья и его дети. | 1 | ||
61 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция. Понятие о композиции литературного произведения. | 1 | ||
62 | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». | 1 | ||
63 | Рр 8. «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос | 1 | ||
64 | С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | 1 | ||
65 | П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. | 1 | ||
66 | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. | 1 | ||
67 | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки | 1 | ||
68 | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки | 1 | ||
69 | Вн. чт.8. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» и другие рассказы | 1 | ||
70 | Вн.чт.9. С.Я.Маршак. Сказки для детей. | 1 | ||
71 | С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои | 1 | ||
72 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. | 1 | ||
73 | Рр 9. «Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов | 1 | ||
74 | А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа. | 1 | ||
75 | А.П. Платонов. «Никита»: быль и фантастика. | 1 | ||
76 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | 1 | ||
77 | «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. | 1 | ||
78-79 | К.Р. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 2 | ||
80 | «Ради жизни на Земле…». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | 1 | ||
81 | К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». | 1 | ||
82 | Русские поэты 20 века о родине и родной природе И. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…», Дон-Аминадо. «Города и годы» | 1 | ||
83 | Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н.М. Рубцов. «Родная деревня». | 1 | ||
84 | Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Развитие понятия о юморе. | 1 | ||
85 | Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Юмор и его роль в рассказе. | 1 | ||
86 | Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | 1 | ||
Из зарубежной литературы – 15 ч | ||||
87 | Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков. | 1 | ||
88 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. | 1 | ||
89 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. | 1 | ||
90 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. | 1 | ||
91 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. | 1 | ||
92 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | 1 | ||
93 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?» | 1 | ||
94 | Вн. чт.10. Х.-К. Андерсен. Сказки. Волшебные сказки Андерсена. | 1 | ||
95-96 | Рр 10-11. Х.-К. Андерсен. Сказки. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов. | 2 | ||
97 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. | 1 | ||
98 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера: дружба героев. | 1 | ||
99 | Рр 12. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей | 1 | ||
100 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | 1 | ||
101 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя | 1 | ||
Итоговые уроки – 2 ч. | ||||
102-103 | Уроки контроля. Итоговая контрольная работа (или тестирование). Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | ||
104-105 | Рр 13-14. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Повторительно-обобщающий урок-праздник. Итоги учебного года. Задания для летнего чтения. | 1 |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет__________
Класс__
Учитель: Костяная Светлана Владимировна
2018/2019 уч.г.
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
По плану | Фактич. | ||||
Учитель: __________________/________________________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (ФГОС) по УМК В.Я.Коровиной
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена с требованиями ФГОС, включает в себя пояснительную записку с указанием целей обучения, общую характеристику предмета, место предмета ...
Рабочая программа по литературе 5 класс 105 часов ФГОС Коровина В.Я.
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МОУ лицей и ориентирована на преподавание по учебнику «Литература. 5 класс. Учебник для общеобраз...
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику В.Я.Коровиной (105 часов) ФГОС
Рабочая программа составлена с опорой на требования ФГОС...
рабочая программа по литературе 5 класс 2014-2015 ФГОС (Коровина В.Я.)
Рабочая программа составлена на основе Примерных программ по литературе ФГОС, рабочей программе Г.В. Цветковой, Волгоград, 2013...
Рабочая программа по литературе для 5 класса по ФГОС (к учебнику В.Я. Коровиной)
Программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в федер...
РП по литературе 7 класс под ред.В.Я.Коровиной в формате ФГОС
РП по литературе 7 класс под ред.В.Я.Коровиной в формате ФГОС...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (ФГОС) к УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов к УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, разработанная в соответствии с ФГОС основного общего образования и используемая в МБОУ "Школа ...