Конспет урока по сказке К. Паустовского "Теплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока по сказке К. Паустовского "Теплый хлеб" для 5 класса + презентация. Групповая работа, элементы ТРКМЧП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teplyy_hleb.rar | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы, 5 класс.
Учитель: Потапова Оксана Ивановна
Тема: Трудный путь к добру (по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»).
Цель урока: развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения.
Задачи урока: воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения; расширение представлений детей о доброте с точки зрения нравственного смысла, развитие творческих способностей детей.
Оборудование урока: презентация, иллюстрации учащихся к сказке «Теплый хлеб», фрагмент мультфильма.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь.
II. Актуализация знаний учащихся, введение в тему урока.
- Ребята, вы знакомы со сказкой К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Тема нашего урока "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"). Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
- Обратим внимание на эпиграф: «Он не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра» (В. Шкловский, слайд 4).
- Неужели творить добро трудно? Вот на этот вопрос мы попробуем найти ответ на сегодняшнем уроке. Для этого вспомним содержание сказки.
Задание. Восстановите последовательность событий сказки
1. История раненого коня
2. Филька у Панкрата-колдуна
3. Трудная зима
4. Филька по прозвищу "Ну тебя"
5. Бабушкина легенда
6. Примирение
III. Формирование новых знаний.
1) Главные герои сказки.
(слайд 5) - Назовите героев произведения?
Какие еще загадочные персонажи присутствуют?
Какие из персонажей, на ваш взгляд, главные и почему?
Чтобы выяснить, какова роль этих персонажей в раскрытии основной мысли произведения, проанализируем эпизоды сказки.
2) Групповая работа.
Группа №1. История раненого коня (стр. 73).
1. Что случилось в этом эпизоде. Краткий пересказ.
Как слово хлеб связано с развитием событий в этом эпизоде?
Включите в пересказ данные фразы "Ветер качал...", "мучная пыль въелась...", "Вынесут свекольной ботвы или..."
Группа №2. Филька Ну тебя. Обидел коня (стр. 73-74).
1. Почему Фильку прозвали "Ну тебя"? (Это его формула жизни?)
2. Каким вы увидели Фильку с раненым конем?
Выразительно прочитать со слов: "Конь переступил с ноги на ногу...", кончая словами "Иди, копай!"
3. Вывод: Какой Филька? Отношение к хлебу и коню.
Группа №3. Бабушкина легенда. (стр.75-76)
1. Какую историю рассказала бабушка?
2. Как вы понимаете выражение "мужик умер от охлаждения сердца"?
3. Почему заплакал Филька?
4. Отчего "стрясся тот мороз"?
Пересказывая употребите выражения со словом "хлеб", "Старый солдат попросил в избе хлеба", "Мужик возьми и дай одну только черную корку".
- Кто, по мнению бабушки, мог помочь исправить положение?
Группа №4. Филька у Панкрата-колдуна.(стр. 76-78)
1. Зачем Филька побежал к дедушке Панкрату? ведь он сказал: "Да ну его!", сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло?
2. Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька? Прочитайте по ролям разговор Панкрата и Фильки начиная со слов "А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал", заканчивая словами "Может, и старики возьмутся за ломы."
Физкультминутка
Покажите:
1.Как качались деревья во время метели?
2.Как летела сорока, пытаясь спастись от мороза?
3. Как ребята долбили лёд на реке?
4. Как толкались вороны, чтобы обсохнуть, сидя на печных трудах?
5. Как артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой?
6. Как повернулось мельничное колесо и заскрежетали жернова, когда в лоток хлынула вода?
7. Как по дворам кололи звонкие берёзовые дрова?
3) Просмотр Фрагмента мультфильма "Теплый хлеб". Примирение с конем.
Прав ли Панкрат, когда говорит: "Филька не злой человек"?
Как изменился Филька?
4) Написание синквейна о Фильке - каким он стал.
5). Раскрытие смысла названия сказки.
- А почему сказка называется «Теплый хлеб»?
- Можно ли ей дать другое название? Какое?
- Объясните смысл слова «теплый»? (близкий, добрый, горячий и т. д.) (слайд 16) Работа со словарем.
- А какие значения подходят нашей сказке?
- Какой антоним употребляет автор к слову «теплый»?
- А может ли быть холодным хлеб?
- Как может быть холодным человек, сердце?
- Какие смыслы имеет название? (слайд 17)
(1. Отношение к хлебу, именно теплый хлеб помог подружиться коню и мальчику;
2. Нельзя быть холодным, злым, равнодушным по отношению к другим) (слайд 18).
IV.Рефлексия. Заключение.
- Ребята, а похож ли Филька на вас или нет? Почему?
- Можно ли у Фильки чему-либо научиться? Чему? (дружбе, любви к окружающим, доброте, чуткости)
- Еще раз прочитаем эпиграф и сделаем вывод: совершить зло очень легко, осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим.
- Ребята, а что можно сказать о человеке, который написал сказку? Чем хотел поделиться с нами писатель?
- Все хорошее в мире этом – от доброты, от щедрости человеческих сердец. Не проходите мимо, не отворачивайтесь, не отводите в сторону свои глаза, если кто-то по близости нуждается в вашей помощи (слайды 19-20).
Народная мудрость: "Что посеешь, то и пожнешь". "За добро тебе воздастся добром, а за зло ты заслужишь лишь страдания и муки". Как вы понимаете эти слова?
V. Итог урока. Вывод.
VII. Домашнее задание.
1) Сочинение – миниатюра «О чем заставила меня задуматься сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
2) Вопросы к главному герою сказки.
Задания для групповой работы
Группа №1. История раненого коня (стр. 73).
1. Что случилось в этом эпизоде. Краткий пересказ.
Как слово хлеб связано с развитием событий в этом эпизоде?
Включите в пересказ данные фразы "Ветер качал...", "мучная пыль въелась...", "Вынесут свекольной ботвы или..."
Группа №2. Филька Ну тебя. Обидел коня (стр. 73-74).
1. Почему Фильку прозвали "Ну тебя"? (Это его формула жизни?)
2. Каким вы увидели Фильку с раненым конем?
Выразительно прочитать со слов: "Конь переступил с ноги на ногу...", кончая словами "Иди, копай!"
3. Вывод: Каой Филька? Отношение к хлебу и коню.
Группа №3. Бабушкина легенда. (стр.75-76)
1. Какую историю рассказала бабушка?
2. Как вы понимаете выражение "мужик умер от охлаждения сердца"?
3. Почему заплакал Филька?
4. Отчего "стрясся тот мороз"?
Пересказывая употребите выражения со словом "хлеб", "Старый солдат попросил в избе хлеба", "Мужик возьми и дай одну только черную корку".
Группа №4. Филька у Панкрата-колдуна.(стр. 76-78)
1. Зачем Филька побежал к дедушке Панкрату? ведь он сказал: "Да ну его!", сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло?
2. Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька? Прочитайте по ролям разговор Панкрата и Фильки начиная со слов "А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал", заканчивая словами "Может, и старики возьмутся за ломы."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные уроки по сказке- были К. Паустовского " Тёплый хлеб"
Разработка урока по литературе в 5 классе с использованием личностно-ориентированной развивающей технологии, с использованием ИКТ....
Презентация к уроку по сказке "Теплый хлеб" К.Г.Паустовского
Презентация к уроку по сказке К.Паустовского "Теплый хлеб"...
Материалы к уроку по сказке Константина Паустовского "Теплый хлеб"
Материалы содержат презентацию к уроку и мини-проект , созданный учениками...
Презентация открытого урока по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"...
Обобщающий урок по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
Обобщающий урок по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"...
Хлеб всеобщего спасения. Урок по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб". 5 класс
В материале даётся разработка урока по сказке Паустовского "Тёплый хлеб". Основной упор делается на нравственных аспектах произведения. Широко используются творческие задания, работа с иллюс...
Презентация к уроку литературы "Нравственные уроки сказки-были "Тёплый хлеб"
Презентация к уроку литературы по сказке-были К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб" с использованием технологии Критического мышления....