Н.С.Гумилёв
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Тараева Мария Александровна

Презентация отражает основные вехи жизни и творчества одного из ярчайших представителей серебряного века русской поэзии, создателя школы акмеизма - Н.С.Гумилева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_gumilyov.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Степанович Гумилёв 3 (15) апреля 1886 года 26 августа 1921 года

Слайд 2

Кронштадт Екатерининская улица

Слайд 3

Переезд в Царское Село 1887 год 5 лет – научился читать, писать. Первые стихи. 7 лет – гимназия. Болезненность. Домашнее обучение. География и зоология.

Слайд 4

Митя и Коля Гумилёвы «… Я мучился и злился, когда брат перегонял меня в беге или лучше меня лазил по деревьям. Я все хотел делать лучше других, всегда быть первым… Мне это, при моей слабости, было нелегко. И все-таки я ухитрялся забираться на самую верхушку ели, на что ни брат, ни дворовые мальчишки не решались. Я был очень смелый. Смелость заменяла мне силу и ловкость ..»

Слайд 5

Тифлис 1903 - 1906 Переезд из-за болезни брата Первая любовь Первая публикация 8 сентября 1902 г –публикация стихотворения «Я в лес бежал из городов»

Слайд 6

Возвращение. Царское Село Николаевская мужская гимназия Иннокентий Фёдорович Анненский, директор гимназии

Слайд 7

Памяти Анненского, 1911 К таким нежданным и певучим бредням Зовя с собой умы людей, Был Иннокентий Анненский последним Из царскосельских лебедей. Я помню дни: я, робкий, торопливый, Входил в высокий кабинет, Где ждал меня спокойный и учтивый, Слегка седеющий поэт. Десяток фраз, пленительных и странных, Как бы случайно уроня , Он вбрасывал в пространства безымянных Мечтаний — слабого меня. О, в сумрак отступающие вещи И еле слышные духи, И этот голос, нежный и зловещий, Уже читающий стихи! В них плакала какая-то обида, Звенела медь и шла гроза, А там, над шкафом, профиль Эврипида Cлепил горящие глаза . … Скамью я знаю в парке; мне сказали, Что он любил сидеть на ней, Задумчиво смотря, как сини дали В червонном золоте аллей. Там вечером и страшно и красиво, В тумане светит мрамор плит, И женщина, как серна боязлива, Во тьме к прохожему спешит. Она глядит, она поет и плачет, И снова плачет и поет, Не понимая, что все это значит, Но только чувствуя — не тот. Журчит вода, протачивая шлюзы, Сырой травою пахнет мгла, И жалок голос одинокой музы, Последней — Царского Села.

Слайд 8

«Все это – правда, но ведь он пишет стихи » (Иннокентий Анненский)

Слайд 9

Гумилёв и Ахматова Знакомство с Анной Горенко - Рождественский сочельник- 24 декабря (6 января) 1903 г . Ему – 17, Ей – 14.

Слайд 10

Первая книга стихов, октябрь 1905 Глеб Струве: «Чувствуется сильное влияние тогдашнего поэтического кумира, Бальмонта (и отчасти, но в меньшей степени, Брюсова)» Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду. Как смутно в небе диком и беззвездном ! Растет туман… но я молчу и жду И верю, я любовь свою найду… Я конквистадор в панцире железном. И если нет полдневных слов звездам, Тогда я сам мечту свою создам И песней битв любовно зачарую. Я пропастям и бурям вечный брат, Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую.

Слайд 11

Париж В общей сложности – 19 месяцев июль 1906 года - апрель 1907 , июль – октябрь 1907 , ноябрь 1907 - май 1908 года. Попытка с амоубийства Н овое п редложение Снова отказ

Слайд 12

Лирическая биография поэта -«Романтические цветы», январь 1908 г Образ Анны Горенко Мечты об Африке «Озеро Чад» «Носорог» «Жираф» Жизнь и смерть

Слайд 13

Жираф Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Слайд 14

Крест Так долго лгала мне за картою карта, Что я уж не мог опьяниться вином. Холодные звезды тревожного марта Бледнели одна за другой за окном. В холодном безумье, в тревожном азарте Я чувствовал, будто игра эта — сон. «Весь банк, — закричал, — покрываю я в карте!» И карта убита, и я побежден. Я вышел на воздух. Рассветные тени Бродили так нежно по нежным снегам. Не помню я сам, как я пал на колени, Мой крест золотой прижимая к губам. « Стать вольным и чистым, как звездное небо, Твой посох принять, о Сестра Нищета, Бродить по дорогам, выпрашивать хлеба, Людей заклиная святыней креста !» Мгновенье… и в зале веселой и шумной Все стихли и встали испуганно с мест, Когда я вошел, воспаленный, безумный, И молча на карту поставил мой крест.

Слайд 15

Африка Июль 1908 года. «В новой обстановке найти новые слова, которых мне так недостаёт», - Гумилёв Брюсову. И. Анненский: « Лиризм Н. Гумилева – экзотическая тоска по красочно причудливым вырезам далекого юга. Он любит все изысканное и странное, но верный вкус делает его строгим в подборе декораций.»

Слайд 16

Венчание 26 ноября 1909 – чтение стихов. Согласие. 25 апреля 1910 – венчание в Никольской церкви Черниговской губернии Осень 1912 – рождение сына Льва

Слайд 17

«Жемчуга», 1910 – исследование мира души Тема искусства: «Волшебная скрипка» «Христос» – духовное самоопределение «Заводи »: Солнце скрылось на западе За полями обетованными, И стали тихие заводи Синими и благоуханными. Сонно дрогнул камыш, Пролетела летучая мышь, Рыба плеснулась в омуте… … И направились к дому те, У кого есть дом С голубыми ставнями, С креслами давними И круглым чайным столом. Я один остался на воздухе Смотреть на сонную заводь, Где днем так отрадно плавать, А вечером плакать, Потому что я люблю Тебя, Господи.

Слайд 18

Акмеизм «Все люди, окружающие Н.С., были им к чему-нибудь предназначены… Например, О.Мандельштам должен был написать поэтику» Предназначение Гумилёва – руководить Все участники: «мастера»(« синдИки ») (Гумилёв и Городецкий) и «подмастерья»

Слайд 19

1912 год Тонкий лиризм Земные, но в то же время возвышенные чувства Тщательная дозировка эмоционального (любовная лирика), рационального, экзотического («Абиссинские песни») и приземленно-бытового Здесь нет конквистадорского бряцанья. Здесь живёт душа, с ее болью, любовью, переживаниями, мечтами

Слайд 20

Она Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов, Живет в таинственном мерцанье Ее расширенных зрачков. Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха, Пред жизнью дольней и отрадной Высокомерна и глуха. Неслышный и неторопливый, Так странно плавен шаг ее, Назвать нельзя ее красивой, Но в ней все счастие мое. Когда я жажду своеволий И смел, и горд — я к ней иду Учиться мудрой сладкой боли В ее истоме и бреду. Она светла в часы томлений И держит молнии в руке, И четки сны ее, как тени На райском огненном песке.

Слайд 21

Из логова змиева Из логова змиева , Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. А думал забавницу, Гадал — своенравницу , Веселую птицу-певунью. Покликаешь — морщится, Обнимешь — топорщится, А выйдет луна — затомится, И смотрит, и стонет, Как будто хоронит Кого-то, — и хочет топиться. Твержу ей: крещеному, С тобой по-мудреному Возиться теперь мне не в пору; Снеси-ка истому ты В Днепровские омуты, На грешную Лысую гору. Молчит — только ежится, И все ей неможется, Мне жалко ее, виноватую, Как птицу подбитую, Березу подрытую Над очастью , Богом заклятою.

Слайд 22

У камина Наплывала тень… Догорал камин, Руки на груди, он стоял один, Неподвижный взор устремляя вдаль, Горько говоря про свою печаль: « Я пробрался вглубь неизвестных стран, Восемьдесят дней шел мой караван; Цепи грозных гор, лес, а иногда Странные вдали чьи-то города, И не раз из них в тишине ночной В лагерь долетал непонятный вой. Мы рубили лес, мы копали рвы, Вечерами к нам подходили львы. Но трусливых душ не было меж нас, Мы стреляли в них, целясь между глаз. Древний я отрыл храм из под песка, Именем моим названа река, И в стране озер пять больших племен Слушались меня, чтили мой закон. Но теперь я слаб, как во власти сна, И больна душа, тягостно больна; Я узнал, узнал, что такое страх, Погребенный здесь в четырех стенах; Даже блеск ружья, даже плеск волны Эту цепь порвать ныне не вольны…» И, тая в глазах злое торжество, Женщина в углу слушала его. А. Ахматова Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. …А я была его женой.

Слайд 23

Первая Мировая 1907 год - признан совершенно неспособным к военной службе. Июль 1914: ушел добровольцем на фронт. Награжден двумя Георгиевскими крестами - IV и III степени

Слайд 24

Наступление Та страна, что могла быть раем, Стала логовищем огня, Мы четвертый день наступаем, Мы не ели четыре дня. Но не надо яства земного В этот страшный и светлый час, Оттого что Господне слово Лучше хлеба питает нас. И залитые кровью недели Ослепительны и легки, Надо мною рвутся шрапнели, Птиц быстрей взлетают клинки. Я кричу, и мой голос дикий, Это медь ударяет в медь, Я, носитель мысли великой, Не могу, не могу умереть. Словно молоты громовые Или воды гневных морей, Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей. И так сладко рядить Победу, Словно девушку, в жемчуга, Проходя по дымному следу Отступающего врага.

Слайд 25

«Колчан», 1916 Стихи – стрелы, передающие состояние человека на войне («Война», «Наступление», «Смерть») Стрелы Амура Африканские стихи Философская лирика («Я вежлив с жизнью современною», «Я не прожил, я протомился», Восьмистишие») Движение души, осмысление жизни духа

Слайд 26

Я вежлив с жизнью современною, но между нами есть преграда, Всё, что смешит её, надменную, - Моя единая награда… Ни шороха полночных далей, Ни песен, что певала мать, — Мы никогда не понимали Того, что стоило понять. И, символ горнего величья, Как некий благостный завет , Высокое косноязычье Тебе даруется, поэт . Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей – мгновенна и убога. Но всё в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога. Я не прожил, я протомился Половину жизни земной ……. С этой тихой и грустной думой Как-нибудь я жизнь дотяну, А о будущей Ты подумай, Я и так погубил одну

Слайд 27

1918 Развод с Ахматовой Женитьба на Анне Николаевне Энгельгардт А.Н. Энгельгардт В. Шилейко

Слайд 28

М.И.Цветаева В гордую нашу столицу Входит он — Боже спаси! — Обворожает Царицу Необозримой Руси… В этих словах, четырех строках, все о Распутине, Царице, всей этой туче. Что в этом четверостишии? Любовь? нет. Ненависть? нет. Суд? нет. Оправдание? нет. Судьба. Шаг судьбы. Вчитайтесь , вчитайтесь внимательно. Здесь каждое слово на вес — крови….. Дорогой Гумилев, есть тот свет или нет, услышьте мою, от лица всей Поэзии, благодарность за двойной урок: поэтам — как писать стихи, историкам — как писать историю. Чувство Истории — только чувство Судьбы. Не «мэтр» был Гумилев, а мастер: боговдохновенный и в этих стихах уже безымянный мастер, скошенный в самое утро своего мастерства-ученичества, до которого в «Костре» и окружающем костре России так чудесно — древесно! — дорос.

Слайд 29

«Красное море» «Египет» «Сахара» «Судан» «Замбези» «Память» «Слово» «Душа и тело» «Шестое чувство» «Заблудившийся трамвай» «Мои читатели»

Слайд 30

Я — угрюмый и упрямый зодчий Храма, восстающего во мгле, Я возревновал о славе Отчей, Как на небесах, и на земле. В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангельи от Иоанна Сказано, что слово это Бог. И всё ж навеки сердце угрюмо, И трудно дышать, и больно жить… Машенька, я никогда не думал, Что можно так любить и грустить. Но когда вокруг свищут пули Когда волны ломают борта, Я учу их, как не бояться, Не бояться и делать что надо. И когда женщина с прекрасным лицом , Единственно дорогим во вселенной, Скажет: я не люблю вас, Я учу их, как улыбнуться, И уйти и не возвращаться больше. А когда придет их последний час, Ровный, красный туман застелет взоры , Я научу их сразу припомнить Всю жестокую, милую жизнь, Всю родную, странную землю, И, представ перед ликом Бога С простыми и мудрыми словами, Ждать спокойно Его суда.

Слайд 31

Август 1921 3 августа арестован, обвинен в сфабрикованном « таганцевском деле» В ночь на 26 августа расстрелян Владимир Вейдле : «В его лице революция пристрелила н енужную ей поэзию»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "От чего захватывает дух". (Анализ стихотворения Н.С. Гумилёва "Капитаны")

Данный урок носит не только обучающий, но воспитывающий характер. На уроке учащиеся учатся анализировать лирическое произведение, развивая свою устную речь, знакомятся с языковыми художественными сред...

Л.Н.Гумилёв - грани творчества русского учёного

Данная презентация посвящена жизни и научной деятельности русского учёного Льва Николаевича Гумилёва, "знаменитого сына знаменитых родителей" , презентация подготовлена к юбилейной дате учёного - 100-...

Экзотика в стихах Николая Гумилёва как вершина творчества поэта-акмеиста

Наследие, личность, судьба Николая Степановича Гумилёва – поэта редкой индивидуальности – вызывает сейчас жгучий интерес. Да и не может быть иначе. Его творчество всегда привлекало чарующей нови...

Внеклассное мероприятие – путешествие Н.Гумилёв-поэт, путешественник. «Муза дальних странствий»

Данное внеклассное мероприятие направлено на ознакомление  учащихся с творчеством поэта –путешественника и способствует  проникновению в тайны поэтического мастерства и  пробудению...

Урок литературы в 11 классе "Роль маски в жизни и творчестве Николая Степановича Гумилёва"

О Николае Степановиче Гумилеве остались противоречивые воспиминания современников. Одни считали его высокомерным, другие добрым и щедрым. Поэт в стихотворениях примерил не мало масок: пирата, бродяги,...

Бинарный урок литературы и географии "Африканские мотивы в поэзии Н.С.Гумилёва".

Конспект бинарного урока литературы и географии "Африканские мотивы в поэзии Н.С.Гумилёва"....

Урок литературы в 11 классе по теме "Н.Гумилёв. Футуризм. Поэзия серебряного века"

Урок рассчитан на 2 часа, содержит теоретический материал по футуризму, поэзии Серебряного века, сведения из биографии Н. Гумилёва. Знакомит  с лирическим героем поэзии Гумилёва, с экзотическим в...