Консультация в 11 лит
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
11 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная основа программы
Настоящая программа индивидуального занятия по литературе для 11 класса создана на основе Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по литературе, спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по литературе, демонстрационного варианта 2019 года.
Цели и задачи обучения по предмету
Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий о литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения – с другой. Данный курс достигает цели, сформулированной в Стандарте образования по предмету «Литература».
Задачи:
- систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
- дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;
- обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
- содействие в области профессионального самоопределения.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Курс индивидуально-групповых занятий по литературе введен на основе выбора учащихся и родителей, их заявлений.
Метапредметные связи учебного предмета
Содержание рабочей программы предусматривает межпредметные связи с общеобразовательными дисциплинами (русский язык, история). Так, например, связь с дисциплиной «Русский язык» поможет учащемуся избежать орфографических и пунктуационных ошибок, нарушений языковых норм при выполнении заданий. Для реализации межпредметных связей программой предусмотрены интегрированные задания. Их цель: усилить внимание учащихся к содержанию текста, его художественному своеобразию, постановке проблемы, способствовать развитию мотивации к составлению собственных высказываний.
Учет особенностей учащихся
Старшие школьники уже включаются в новый тип деятельности — учебно-профессиональный. Учебная деятельность для учащихся 11 класса является средством реализации жизненных планов, поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта путем его расширения и пополнения. В этом возрасте учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и ученики способны самостоятельно выбирать формы получения информации.
Развитие познавательных процессов достигает достаточно высокого уровня и дети наравне со взрослыми выполняют умственную работу. Качественно меняется мышление, достигая теоретического уровня. Подростки теперь всегда пытаются сопоставить различные теории, точки зрения, т.е. «докопаться до истины».
Основной задачей учителя в этот период — предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения. Информация лучше усваивается. Если она построена по принципу «гипертекстовости», что способствует ее самостоятельной обработке.
В это время формируется индивидуальный стиль деятельности, который опирается на стиль мышления конкретного человека. Важной задачей педагога является обеспечение разнообразного содержания обучения путем наполнения его аналитик-логической, образной, практической, аналитической по содержанию информации. Ученики пытаются избежать излишней опеки.
Переход от подростка к юношеству характеризуется стабилизацией эмоционального фона, повышением самоконтроля, саморегуляции. В задачах можно использовать эмоционально-образный стиль, изображения типичных отношений человека и общества.
Активно идет развитие мотивированной сферы. Главное место в обучении теперь занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной взрослой жизни. Формируются интересы к теоретическим проблемам и исследований, научной деятельности, поискам, самостоятельной исследовательской деятельности.
Особенности организации учебного процесса по предмету
Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. преподавателем выбираются методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся.
Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого плана-конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на занятиях должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.
Виды и формы контроля
Контроль проводится в виде проверки самостоятельных работ, кратких ответов ограниченного объема, тестов, сочинений
Календарно- тематическое планирование
№ | Дата проведения | Название темы | Содержание образования | Планируемые результаты | Основные виды деятельности и контроля | |
план | факт | |||||
1 | 2310 | Как успешно сдать ЕГЭ по литературе? | Знакомство с нормативными документами, со структурой КИМов, основными требованиями к экзамену. Жанр сочинения в формате ЕГЭ. | Знать нормативные документы, структуру КИМов, основные требования к экзамену. Уметь ими пользоваться при подготовке к экзамену | Лекция-беседа, работа с документами и КИМами | |
2 | 07.10 | «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы | Тема, идея, жанровое своеобразие произведения. Особенности поэтики «Слова». Образ автора. Система образов поэмы. | Знать содержание, тему, идею, жанровое своеобразие произведения. Особенности поэтики «Слова». Образ автора. Систему образов поэмы. Уметь выразительно читать текст поэмы (в переводе), составлять письменное и устное высказывание на заданную тему | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. | |
3 | 13.11 | Литература русского Просвещения XVIII века. М. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (принципы классической комедии). | Особенности литературы эпохи Просвещения. Воплощение принципов классической комедии в пьесе Фонвизина «Недоросль». Идейное содержание, система образов комедии. | Знать особенности литературы эпохи Просвещения. Воплощение принципов классической комедии в пьесе Фонвизина «Недоросль». Идейное содержание, систему образов комедии. Уметь анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
4 | 20.11 | Литература первой половины XIX века. Творчество В. А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады. | Черты романтизма в творчестве Жуковского. Баллада как жанр эпохи романтизма. Художественные особенности баллады «Светлана». Мистика и реальность в произведении | Знать черты романтизма в творчестве Жуковского. Баллада как жанр эпохи романтизма. Содержание и художественные особенности баллады «Светлана». Уметь анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
5 | 28.11 | «Горе от ума» А. С. Грибоедова – социально-политическая комедия. | Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного пространства. Язык и стих комедии. | Знать содержание комедии, драматургическое новаторство автора, систему образов, поэтику произведения. Уметь анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
6 | 05.12 | Лирика А.С. Пушкина | Сквозные темы лирики А. С. Пушкина: гражданская лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика; тема поэта и поэзии. | Знать темы лирики Пушкина, содержание стихотворений. Уметь анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания | Чтение стихов, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
7 | 12.12 | Историко-художественная ценность романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Понятие исторического романа. Жанровые особенности романа. Идейное содержание. Система образов и композиция. Поэтика романа. Проблематика романа. | Знать, что такое исторический роман. Жанровые особенности романа. Идейное содержание. Систему образов и композицию, поэтику романа, проблематику романа. Уметь анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему | Чтение отрывков романа, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
8 | 19.12 | Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни». | Энциклопедичность романа. Жанровые и художественные особенности романа. Идейное содержание. Система образов и композиция. Поэтика романа. Проблематика романа. Типизация как художественный приём эпохи реализма. | Знать: почему роман назван «энциклопедией русской жизни», жанровые и художественные особенности романа, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику романа.. Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему. | Чтение отрывков романа, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
9 | 26.12 | Образ «лишнего человека» в творчестве М. Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе XIX века .Роман «Герой нашего времени» | Жанровые и художественные особенности романа. Идейное содержание. Система образов и композиция. Поэтика романа. Проблематика романа. Типизация как художественный приём эпохи реализма. Понятие о критическом реализме. | Знать: жанровые и художественные особенности романа, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику романа.. Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему. | Чтение отрывков романа, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
10 | 16.01 | Лирика М.Ю. Лермонтова | Понятие поэтической преемственности в творчестве М. Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта. Реализм в лирике Лермонтова. Основные темы лирики. | Знать : основные темы лирики Лермонтова, содержание и идейные особенности лирики. Уметь: анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания. | Чтение стихов, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
11 | 23.01 | Н.В. Гоголь «Мёртвые души». «Смех сквозь слезы» в сатире Н. В. Гоголя. | Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. лирическое отступление как традиционного средства художественной выразительности в русском романе. Жанровые и художественные особенности романа. Идейное содержание. Система образов и композиция. Поэтика романа. Проблематика романа. Типизация как художественный приём эпохи реализма. | Знать: жанровые и художественные особенности поэмы, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику романа.. Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему. | Чтение отрывков поэмы, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
12 | 30.01 | Выполнение практических заданий в формате ЕГЭ по литературе 1-й половины 19 века | Литература 1-й половины 19 века. Жанр сочинений в формате ЕГЭ. | Знать: жанровые и художественные особенности произведений 1 половины 19 века, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики, проблематику. Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему. | Выполнение практических заданий в формате ЕГЭ по литературе 1-й половины 19 века | |
13 | 06.02 | Литература второй половины XIX века. Роман И.А. Гончарова «Обломов» | Жанровые и художественные особенности романа. Идейное содержание. Система образов и композиция. Поэтика романа. Проблематика романа. Типизация как художественный приём эпохи реализма. | Знать: жанровые и художественные особенности романа, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику романа.. Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему. | Чтение отрывков романа, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. | |
14 | 13.02 | Мир и личность в драмах А.Н Островского. Новый тип героя в русской литературе. Драма «Гроза». | Драма как род литературы. Жанровые и художественные особенности драмы. Идейное содержание. Система образов и композиция. Поэтика драматического произведения. Проблематика пьесы. | Знать: жанровые и художественные особенности пьесы, проблематику, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики пьесы. Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему. | Чтение отрывков пьесы, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
15 | 20.02 | «Герой времени» в романах И. С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный прием «психологической пары». Роман «Отцы и дети» | Жанровые и художественные особенности романа. Идейное содержание. Система образов и композиция. Поэтика романа. Проблематика романа. Актуальность ром ана. | Знать: жанровые и художественные особенности романа, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику романа.. Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему. | Чтение отрывков романа, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
16 | 27.02 | Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. | Основные темы лирики. Традиции и новаторство. Философская лирика. Романтизм в лирике Фета и Тютчева. | Знать : основные темы лирики Фета И Тютчева, содержание и идейные особенности лирики. Уметь: анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
17 | 06.03 | Творчество Н. А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» | Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в лирике Некрасова. Идейно-художественные особенности лирики. Особенности жанра поэмы. | Знать : основные темы лирики Некрасова, содержание и идейные особенности лирики. Уметь: анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
18 | 13.03 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города». Сказки. | Понятие сатиры как творческого принципа в литературе. Идейно-художественные особенности романа. Своеобразие языка сказок. Образ народа. Основной конфликт в «Сказках» | Знать: жанровые и художественные особенности романа, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику романа.. Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
19 | 20.03 | Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» | Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив | Знать: жанровые и художественные особенности романа, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику романа.. Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
20 | 03.04 | Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». | Понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи. Система образов. Духовные искания центральных героев романа | Знать: жанровые и художественные особенности романа, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику романа.. Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
21 | 10.04 | Мир человека в рассказах А.П. Чехова.. | Идейно-художественное своеобразие рассказов Чехова. Композиция, система образов. Язык Чехова. | Знать: жанровые и художественные особенности рассказов, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику рассказов.. Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
22 | 10.04 | Новое и старое в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» | Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности .Система образов, композиция. Язык чеховского театра. | Знать: жанровые и художественные особенности романа, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики пьесы, проблематику пьесы. Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
23 | 17.04 | Русская реалистическая проза начала XX века. Своеобразие реализма русской реалистической прозы И. А. Бунина и А. И. Куприна. | Традиции классиков в прозе Бунина и Куприна. Своеобразие темы любви. Тема гибели цивилизации. Поиски духовной гармонии героями. | Знать: жанровые и художественные особенности произведений Бунина и Куприна, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики, проблематику рассказов. Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
24 | 17.04 | А.М. Горький. «Старуха Изергиль». «На дне». | Проблематика литературы нового времени в произведениях А. М. Горького. Традиции и новаторство русского романтизма в рассказах А. М. Горького. Особенности конфликта пьесы «На дне» | Знать: жанровые и художественные особенности произведений, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики Горького, проблематику произведений Горького. Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
25 | 24.04 | Лирика серебряного века. А. А. Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать». | Поэтические течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и их художественное своеобразие. Особенности символизма Блока. Реальность и вымысел. Понятие аллитерации и ассонанса. | Знать : основные темы лирики Блока, художественные особенности лирики. Уметь: анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
26 | 24.04 | А. А. Ахматова. Лирика. «Реквием». | Основные темы лирики. Тема любви. Гражданская тема. Поэт и время. Традиции в русской поэзии. Художественные особенности лирики. | Знать : основные темы лирики Ахматовой, художественные особенности лирики. Уметь: анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
27 | 08.05 | В. В. Маяковский. Лирика. Поэмы. Пьеса «Клоп». | Основные темы лирики Маяковского. Традиции сатиры в русской поэзии. Художественные особенности лирики. | Знать : основные темы лирики Маяковского , художественные особенности лирики. Уметь: анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
28 | 08.05 | Лирика С.А. Есенина. | Основные темы лирики. Традиции народной образности в русской поэзии. Идейно-художественные особенности лирики. Тема любви. Тема Родины. | Знать : основные темы лирики Есенина , художественные особенности лирики. Уметь: анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
29 | 15.05 | Лирика О.Э. Мандельштама | Основные темы лирики. Идейно-художественные особенности лирики. Образный строй лирики. | Знать : основные темы лирики Мандельштама , художественные особенности лирики. Уметь: анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
30 | 15.05 | Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» | Человек и время в романе. Нравственные проблемы в романе. Система образов. Художественное мастерство автора. Психологизм в романе | Знать: содержание романа, нравственные проблемы в романе, художественные особенности романа. Уметь: анализировать отрывки романа в соответствии с особенностями идейно-художественного содержания. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
31 | 22.05 | Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» | Человек и время в романах. Нравственные проблемы в романе. Система образов. Художественное мастерство автора. Психологизм в романе | Знать: содержание романа, нравственные проблемы в романе, художественные особенности романа. Уметь: анализировать отрывки романа в соответствии с особенностями идейно-художественного содержания. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
32 | 22.05 | Б.Л. Пастернак. Лирика. Роман «Доктор Живаго» (отрывки) | Основные темы лирики Пастернака. Художественные особенности лирики. Человек и время в романах. Нравственные проблемы в романе. Система образов. Художественное мастерство автора. Психологизм в романе | Знать: основные темы лирики Пастернака, содержание романа, нравственные проблемы в романе, художественные особенности романа. Уметь: анализировать стихи и отрывки романа в соответствии с особенностями идейно-художественного содержания. | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
33 | 23.05 | Произведения о Великой Отечественной войне (М.А. Шолохов «Судьба человека», В.Некрасов «В окопах Сталинграда», повести В. Быкова, В. Кондратьева, В. Астафьева) | Нравственные проблемы произведений о ВОв. Тема Родины. Человек перед лицом опасности | Знать: Содержание романов, их проблематику. Уметь: анализировать стихи и отрывки романа в соответствии с особенностями идейно-художественного содержания | Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению. | |
34 | 23.05 | Выполнение практических заданий в формате ЕГЭ по литературе 20 века | Поэзия и проза 20 века. | Знать: содержание произведений, их проблематику. Уметь: анализировать стихотворные и прозаические произведения в соответствии с особенностями идейно-художественного содержания. | Составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей.
Консультации для родителей...
Консультации по ключевым темам истории России
Данный материал поможет учителям истории расширить знания учащихся по отдельным темам....
Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"
Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"...
Консультации для родителей по музыкальному воспитанию
Консультации взяты из интернета...
Консультации для родителей
1. В данном материале рассказывается о некоторых приемах, которые могут использовать родители в обчении ребенка составлению описательных рассказов с использованием опорных схем.2. В консультации раска...
Буклеты-консультации в работе с родителями
Консультативная помощь родителям по работе с детьми, имеющими нарушения в развитии...
Консультации к презентации "Курсовая работа на тему "Консультации"
Содержание консультаций....