ЭССЕ "Способность видеть, чувствовать прекрасное"
статья по музыке по теме

Агольцева Елена Викторовна

Вся наша жизнь полна красотой, как волшебная пещера сокровищами. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми. Но быть счастливым надо уметь. И первое условие такого умения –способность видеть, чувствовать  прекрасное. Эта драгоценная способность дается не одной природой. Она не «от бога», она - от нас, воспитателей-родителей, педагогов. И тут мы часто в  долгу перед нашими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ev.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Вся наша жизнь полна красотой, как волшебная пещера сокровищами. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми. Но быть счастливым надо уметь. И первое условие такого умения –способность видеть, чувствовать  прекрасное. Эта драгоценная способность дается не одной природой. Она не «от бога», она - от нас, воспитателей-родителей, педагогов. И тут мы часто в  долгу перед нашими детьми.

До сих пор еще не в каждой семье понимают значение эстетического воспитания. Некоторые до сих пор видят в нем  нечто вроде» десерта». А между тем оно есть соль всей духовной пищи человека.

О роли эстетического воспитания  правильно сказал писатель Л. Жуховицкий:»Развить в человеке счастливость,  помочь найти прекрасное в жизни, открыть ему радость и бесконечные возможности духовного развития-вот подлинная задача эстетического воспитания…»

В школе я преподаю музыку. И стараюсь все , что вижу прекрасного в этом мире сама ,передать своим ученикам .Музыка-источник особой детской радости. Ребенок открывает для себякрасоту музыки, ее волшебную силу , а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий  потенциал. Только важно вовремя заметить, выделить интересы каждого ребенка, его тягу и способность.

Я считаю, что без музыки человеку в жизни не обойтись. Для этого не обязательно ходить в музыкальную школу или стать профессиональным музыкантом. Не все родители умеют играть на музыкальных инструментах, не все поют. И всё-таки музыка может и должна найти место в каждой семье.

На уроках музыки я не учу детей на «музыкантов», а воспитываю умению искать прекрасное в обычном. А прекрасное везде, в каждом нашем деле, на первый взгляд  даже скучном и утомительном. Учу детей внимательно слушать музыкальные произведения до конца, не отвлекаясь, сопереживать их настроению. Воспитываю положительное и эмоциональное  отношение к музыке, помогаю формировать образное воображение. Объясняю, что музыку нужно слушать так, чтобы слышать её и ничего больше. Но даётся это не сразу. И не сразу вся музыка заговорит просто и понятно. Но огорчаться незачем. Если слушая, даже очень внимательно дети на первых парах иногда скучают, отвлекаются.

На уроках музыки петь песни дети любят, а вот слушать классическую музыку хотят не всегда.  Моя цель – научить детей слышать, любить, понимать музыку и чувствовать её красоту.

Особенно мне интересно работать с детьми начальных классов. Дети по-разному ведут себя, слушая музыку. Ошибочно полагать, что на первом же занятии они проявят большую заинтересованность. Но по мере приобретения опыта слушания музыки дети проявляют всё большую готовность и заинтересованность. Главное надо доверять ребёнку. Ведь он воспринимает классическую музыку по-своему. Не надо навязывать детям своё толкование стой или иной пьесы. Музыка – самый субъективный вид искусства. И все воспринимают одну и ту же пьесу по-разному. Это право надо предоставлять и детям. Они слышат, слушают, и хотят слушать по-своему.

Предварительный настрой к моменту прослушивания произведения, дальнейший разбор содержания (после прослушивания) помогают детям правильно воспринять музыку. Нужно видеть их лица, когда они слушают музыку серьезные, веселые , умиротворенные…

После прослушивания произведения предлагаю детям высказать своё мнение, по фантазировать, предположить почему данное произведение называется так, а не иначе.  При этом, стараюсь выслушать каждого ребёнка. Ответы, которые дают дети, нравятся мне своей непосредственностью .
Иногда на уроках провожу  комплексное   занятие  «Слушаем и рисуем» музыку. Такие занятия очень  нравятся детям. Провожу их в основном тогда ,когда слушаем музыку, связанную с образами природы. Прошу детей выразить свои чувства в  рисунке, постараться разгадать тайну композитора, понять язык музыки. Весну, лето, осень…они  выражают в соответствующих картинах природы сочетаниями красок. Каждый рисунок интересен и хорош по-своему.

Работая с детьми, я заметила, что с каждой творческой работой  дети начинают справляться лучше и лучше. А самое главное  им нравится работать творчески.

После прослушивания произведения иногда прошу детей сочинить небольшие рассказы.  Стараюсь  отметить все рассказы и похвалить те, которые отличаются своей оригинальностью. И ещё главное при этом правильно оценить индивидуальное «прочтение» ребёнком музыкального художественного образа, с уважением отнестись к нему. Так же на уроках музыки прошу детей самостоятельно выполнить движение под музыку в соответствии с текстом песни, структура которая содержит в себе элемент импровизации. Ребёнок, создавая тот или иной образ, должен показать, как он понимает содержание песни и характер музыкального произведения. С новым повтором инсценировки, выбирая новых исполнителей, то есть каждый ребёнок должен иметь возможность проявить себя (обыграть эти песни и придумать движения). Сначала дети нерешительно включаются в такие задания, а потом их не остановить. И получается это у них очень интересно, у каждого по-своему.

Каждый конкретный ребёнок талантлив и не повторим по-своему. И важно воспитать в каждом ребёнке творческую личность, смелого творца, для которого творчество будет являться большой радостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Прекрасно видеть - прекрасно". Из цикла - "Здоровый образ жизни".

Материал презентации можно использовать как во внеклассной работе так и в элективном курсе: "Здоровый образ жизни"....

Воспитание духовно-нравственных начал и чувства прекрасного посредством различных видов искусств.

Эстетическое воспитание детей  путем изучения художественных произведений(литературы, живописи архитектуры) яв­ляется неотъемлемой частью воспитания подрастаю­щего поколения, способствуют всестор...

Внеклассное мероприятие "Чувство прекрасного", посвящённое 8 Марта.

Мероприятие подготовлено для проведения праздника 8 Марта в общеобразовательном учреждении. Разработано для малокомплектной школы с участием детей старшего и среднего возраста.Цель: Воспитание ценност...

Внеклассное мероприятие "Любовь- прекрасное чувство"

Мероприятие посвящено к дню влюбленных....

Классный час: "Любовь – это прекрасное чувство!"

Классный час: "Любовь – это прекрасное чувство!" (материал предназначен для 5-6 класса), посвящен 14 февраля, Дню всех влюбленных....

Формирование патриотизма учащихся через чувство прекрасного на уроках изобразительного искусства.

Статья о духовно-нравственном развитии учащихся на уроках изобразительного искусства через чувство прекрасного....