Урок литературы в 9 классе "Проблема ума в комедии "Горе от ума"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Маслова Татьяна Викторовна

Конспект урока литературы по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_griboedov.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе по теме

«Проблема ума в  комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Цели урока: 

  • образовательная –

создание  условий для раскрытия  одной из основных проблем, поставленных А.С.Грибоедовым  в комедии;

  • обучающая–

      стимулирование исследовательской деятельности учащихся;

      развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

  • воспитательная–

формирование ценностно-ориентационного единства группы;

принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Вопрос- задание для завязки урока.

-Вспомните, какого умного человека вы встречали в жизни. Может, из числа великих.

-Допишите, объясняя, что делает человека умным.
Умный человек — это …

-Прочитайте вслух, что получилось, и дополните свои записи, слушая одноклассников.

Работа в группах.

-Дайте общее определение ума;

Ум — это: интеллект, разум, высокое развитие интеллекта, способность мыслить неординарно, здравый смысл, рационализм, логика в действиях.

Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей (в группе)

1 гр.Словарь С.И.Ожегова.

Ум

  1. Способность человека мыслить, основа сознательной разумной жизни.
  2. Способность, развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта.
  3. Перен. О человеке  как носителе интеллекта.

2 гр.Словарь Академии наук СССР.  Под редакцией А.П. Евгеньевой.

  • Ум
  1. Познавательная и мыслительная способность человека логически мыслить.
  2. Сознание, рассудок.
  3. Общественное сознание, общественная мысль, умственные интересы общества, люди как носители определенных представлений,  умственных запросов.
  4. Человек с точки зрения его умственных и интеллектуальных  способностей.

Вывод: Это понятие  достаточно широкое

2  Постановка учебной задачи ( Цель: формулирование темы урока)

- Как вы думаете, почему мы завели вдруг разговор об этом понятии «ум»?

Ответы уч-ся.

У: Произведение многоплановое, уникальное, п. ч. поднимает много актуальных вопросов, много проблем.

                -Что такое проблема?

  Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.    

 -Какие проблемы мы можем выделить в комедии «Горе от ума»?

П. чести, истинной службы, несчастной любви, чинопочитания или лести, «слепого подражания» иностранному…

-Какая из них наиболее важна  с точки зрения авторского замысла?

У: П. ума. И название комедии это подтверждает.

-А теперь попробуйте сформулировать  тему и цель урока.

Записывают в тетради тему урока «Проблема ума в комедии «Горе от ума»

Раскрыть одну из основных проблем комедии.

3.«Открытие» учащимися новых знаний  (Цель: найти информацию, сравнить представления героев об уме. Сопоставить высказывания критиков)

У: Судя по заглавию, слово «ум»- ключевое слово данного произведения.

Докажем это предположение.

Дома вы ещё раз перечитали страницы комедии и выписали фразы, в которых употребляется слово «ум» или однокоренные слова (умный, безумный…) об уме и безумии рассуждает не один герой произведения. Эти цитаты вам пригодятся в нашей дальнейшей работе. В течение урока заполняем таблицу.

-Каким же должен быть умный человек с точки зрения Фамусова и Чацкого?

Работа в группах.

  1. 1гр. С точки зрения Фамусова.
  2. 2гр. С точки зрения Чацкого

Слово 1группы.  Анализ монолога Фамусова « Вот то-то, все вы гордецы…»

Выразительное чтение учеником наизусть монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…».

Какого же человека считает «умным» Фамусов? Учащиеся отвечают, доказывая цитатами из текста, и записывают определения в таблицу (богат, знатен, имеет власть, почет и уважение сильных мира сего).

Обратим внимание, Фамусов использует слово «смышлен». Почему «смышлен», а не «умен»?

 Смышленый  человек - изворотливый, находчивый, догадливый, расторопный  или сметливый. (В.И. Даль. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.:Эксмо.2002г., стр.603)

-Почему Фамусов считает, что это хорошо, когда человек обладает таким умом? (Это спокойная, сытая жизнь без проблем.)

Слово 2группе. Анализ отрывка из  монолога Чацкого «А судьи кто?» 

Мы теперь знаем, какого человека считает умным  Фамусов.

Давайте разберемся, какого человека считаем умным Чацкий. Чтение  монолога  «А судьи кто?»

-Как понять выражения «враг исканий», «в науки он вперит ум, алчущий познаний»?

-Какие черты характера симпатичны Чацкому?

(Ученики продолжают заполнять таблицу, вписывая определения «самостоятельный, порядочный, любознательный, волевой» и др.)

-Обобщите, каков же умный человек в понимании Чацкого.

(Вывод формулируют ученики).

Типы ума в комедии: 

Комедия строится на противопоставлении различных типов ума. Как бы мы с вами не говорили, каждый из героев умён по- своему, по крайней мере , с его точки зрения. Давайте определим тип ума и выразим своё отношение к нему.

1гр. Софья  и Фамусов

2гр. Молчалин и Чацкий

Из положенных на парты определений разных понятий выберите то, которое, на ваш взгляд, связано с вашим героем. (Предлагаются определения таких понятий как "практический”, «прагматизм» "житейский”, "средство карьеры”, "расчётливость”, "залог семейного благополучия”, "угодничество”, "подхалимство”, "передовые идеи”, «вольнодумие»)

Прагматизм- 1.направление в идеалистической философии, отрицающее необходимость познания объективных законов действительности признающее истиной лишь то, что даёт практически полезные результаты. (С.И. Ожегов)

-Обсудите в группе и сделайте вывод, с какой точки зрения ваш герой умный. Кто счёл бы его умным и почему? 

Выступление от группы.

Примерный ответ 1гр.

Фамусов

Ум как разум. Фамусов следует "удобной” для себя морали, чтобы добиться чина и жить спокойно, кому-то угождать. Ум Фамусова — ум житейский, прагматический, не одухотворённый высокими целями. Он служит средством карьеры, приспособленчества, преуспевания, обмана. "Да умный человек не может быть не плутом”(по словам, Репетилова)

Софья

Романтическое представление о жизни, стремление к идеалу. Отсутствие реальных взглядов на вещи, начиталась французских книг. Видит то, что хочет. Но ведь недаром её любит Чацкий: она в чём-то равновелика ему (манера говорить, точные характеристики). В Софье есть "живой”, острый ум, человеческое достоинство, искренность. Ум для Софьи — залог семейного благополучия и счастья. Она не любит Чацкого, так как он своим складом ума и души не соответствует её представлению об уме, о счастье, о семье.

Примерный ответ 2гр.

Молчалин

"Угождать всем людям без изъятья”. Ум безнравственного человека, услужливый подхалим (угодник).  Умение завоевать место в жизни. Прикладной ум, основанный на выгоде. Молчалин — глупец для Чацкого, но и Чацкий — глупец для Молчалина.

Чацкий

"Остёр, умён, красноречив”. Все твердят о его высоком уме, "ум, алчущий познаний”. "Вольнодумный”; слишком умён — "набрался новых правил, новых идей”. В понятие ума входит некая система передовых идей, убеждений, новых взглядов. Чацкий молод, влюблён, раздосадован, горяч. Ум оборачивается трагедией, одиночеством. Комедия и названа «Горе от ума». Ум Чацкого – это ум высоко образованного человека, интеллектуала, ищущего  применения  этому уму в служении «делу, а не лицам».

Всегда, везде общество отворачивается от обличителя, от безумца, не желающего замыкаться на частной жизни, стремящегося не «семейство осчастливить», но постичь и провозгласить вечные истины, и жить согласно этим истинам, не признавая компромиссов.

Индивидуальное задание.

                -Как герои комедии относились  к уму Ч.?

«Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий!» (Лиза)

«Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом...» (Фамусов тоже  не отказывает Чацкому в уме, но считает, что он разменивается по мелочам, когда мог бы сделать великолепную карьеру — высшее достижение в глазах фам. общ-ва)

«..и награжденья брать, и весело пожить» (И  Молчалин,  зная Чацкого как человека умного, недоумевает, что мешает ему «и награжденья брать, и весело пожить» и даже проявляет к нему своего рода жалость)

 «…который скор, блестящ»… да эдакий ли ум семейство осчастливит»?(Софья)

Вывод.

Одним словом, никто не сомневается в образованности и остроумии Чацкого.

У: Но ум Ч. в литературной критике вызывает сомнения.

-Сопоставьте высказывания разных критиков на тему: умён или глуп Чацкий? Обоснуйте, чья точка зрения вам кажется наиболее интересной и почему.

А.С. Пушкин в письме А.Бестужеву, написанном в январе 1825 года, после того как приехавший к ссыльному поэту Иван Пущин прочёл ему «Горе от ума», писал: "В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными…”

В статье «Мильон терзаний», посвящённой «Горю от ума», И.А. Гончаров давал герою такую характеристику: "…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством…”

Задание группам. Подумайте, с чем вы согласны и что вызывает у вас возражения. Попробуйте обосновать свою точку зрения. Сформулируйте её и запишите.

Чацкий зря тратит силы, фамусовское общество не способно его понять, они не хотят и не будут меняться…

"Метать бисер” стоит, а иначе лучшие идеи навсегда останутся без приложения. Молчать безнравственно… 

Вывод.

В комедии «Горе от ума» Грибоедовым представлены разные типы ума: от ума практического до житейски мудрого. А воплощением ума передового стал Чацкий. Но фамусовское общество такой ум пугает, и лучше представителя прогрессивного ума объявить сумасшедшим и заставить покинуть Москву.

     Мы видим, что герои произведения  по-разному смотрят на жизнь, по-разному определяют ее смысл: один берет от жизни все,  устраивая личное счастье, для другого на первом месте стоит служение людям, Отечеству. Они сделали свой выбор, и каждый из них считает правым себя.

    Каждый человек в жизни  определяет  для себя быть «берущим» или «дающим».  Какой выбор сделаете вы, зависит только от вас. Но хочется верить, что в такие минуты, когда вы будете стоять перед подобным выбором, вам вспомнятся слова из священного писания: «Будьте готовы служить! «Слуги», «дающие» - на пути к величию» (Мат.20:26).

 Служение людям – такой выбор  сделал и А.С.Грибоедов и его герой.

4.Включение новых знаний в систему знаний

Цель: Включение нового знания в систему изученного материала.

Написать свободное творческое задание на тему: "Ум подготавливает счастье" (Гельвеций)

Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Мы учились работать в группах, анализировать текст, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

 Допишите одно-два предложения, осмыслите своё состояние на уроке: "Что было важно…”, "Когда было трудно…”, "Что понравилось…”

5.Дом. задание: Эссе. Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.

План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...

Урок литературы в 10 классе на тему "Домострой"на уроках литературы

Урок литературы в 10 классе по произведениям А.Н.Островского  "Свои люди-сочтемся" и "Гроза" на тему  " "Домострой" на уроках литературы"...