"На распутье" Литературно-музыкальная композиция.
классный час по литературе (9 класс) на тему

Малышева Елена Алексеевна

Выбор жизненного пути - центральная тема в литературе и важнейший жизненный вопрос каждого человека. Учимся вместе с детьми понимать, как правильно совершать этот выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_raspute.docx27.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

1-й чтец:(Бобриков)

С Россией кончено...

2-й чтец:(Ермолаева)

 На последях

Ее мы прогалдели,

3-й чтец:(Трухин)

 проболтали,

4-й чтец:(Никифорова)

Пролузгали, пропили, проплевали,

Замызгали на грязных площадях,

Распродали на улицах:

5-й чтец:(Шихорина)

 не надо ль

Кому земли, республик, да свобод,

Гражданских прав?

6-й чтец:(Суровова)

И родину народ

Сам выволок на гноище, как падаль.

7-й чтец:(Никифорова)

О, Господи, разверзни, расточи,

Пошли на нас огнь, язвы и бичи,

Германцев с запада, Монгол с востока,

Отдай нас в рабство вновь и навсегда,

Чтоб искупить смиренно и глубоко

Иудин грех до Страшного Суда!

(М. Волошин)

Колокольный звон (набат)

1-й чтец(Суравова)

В истории ни одна страна не была подвергнута такому количеству вражеских набегов, захватничества, воин…

2-й чтец: (Никифорова)

Ни одна страна не обретала через каждую победу не только силу народную, но и крепость духовную.

3-й чтец(Махиня)

И вот он, новый век.

4-й чтец: (Трибунская)

Век информационных технологий.

5-й чтец:(Бобриков)

А где человек?

6-й чтец: (Трухин)

Как и чем он живет?

Человек эпохи (появляется из темноты):(Камзолова)

Проклятье века — это спешка,
и человек, стирая пот,
по жизни мечется, как пешка,
попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят,
и опускается душа.
Поспешно бьют, поспешно губят,
а после каются, спеша.

Но ты хотя б однажды в мире,
когда он спит или кипит,
остановись, как лошадь в мыле,
почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге,
доверься небу, как судье,
подумай — если не о боге —
хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых,
под паровозный хриплый крик
пойми: забегавшийся — жалок,
остановившийся — велик.

Пыль суеты сует сметая,
ты вспомни вечность наконец,
и нерешительность святая
вольется в ноги, как свинец.

Когда шагаешь к цели бойко,
как по ступеням, по телам,
остановись, забывший бога,—
ты по себе шагаешь сам!

Когда тебя толкает злоба
к забвенью собственной души,
к бесчестью выстрела и слова,
не поспеши, не соверши!

Остановись, идя вслепую,
о население Земли!
Замри, летя из кольта, пуля,
и бомба в воздухе, замри!

О человек, чье имя свято,
подняв глаза с молитвой ввысь,
среди распада и разврата
остановись, остановись!
(Е. Евтушенко )


1-й чтец: безумие и бездумье…(Трухин)

2-й чтец: но так было не всегда.(Махиня)

3-й чтец: да, другие люди были, их голос эхом звучит в каждом из нас. Вслушайтесь.(Шихорина)

Новый человек эпохи (Искендеров)

Кто передаст потомкам нашу повесть?
Ни записи, ни мысли, ни слова
К ним не дойдут: все знаки слижет пламя
И выест кровь слепые письмена.
Но, может быть, благоговейно память
Случайный стих изустно сохранит.
Никто из вас не ведал то, что мы
Изжили до конца, вкусили полной мерой:
Свидетели великого распада,
Мы видели безумья целых рас,
Крушенья царств, косматые светила,
Прообразы Последнего Суда:
Мы пережили Илиады войн
И Апокалипсисы революций.

Мы вышли в путь в закатной славе века,
В последний час всемирной тишины,
Когда слова о зверствах и о войнах
Казались всем неповторимой сказкой.
Но мрак и брань, и мор, и трус, и глад
Застигли нас посереди дороги:
Разверзлись хляби душ и недра жизни,
И нас слизнул ночной водоворот.
Стал человек — один другому — дьявол;
Кровь — спайкой душ; борьба за жизнь — законом;
И долгом — месть.
Но мы не покорились:
Ослушники законов естества —
В себе самих укрыли наше солнце,
На дне темниц мы выносили силу
Неодолимую любви, и в пытках
Мы выучились верить и молиться
За палачей, мы поняли, что каждый
Есть пленный ангел в дьявольской личине,
В огне застенков выплавили радость
О преосуществленьи человека,
И никогда не грезили прекрасней
И пламенней его последних судеб.

Далёкие потомки наши, знайте,
Что если вы живёте во вселенной,
Где каждая частица вещества
С другою слита жертвенной любовью
И человечеством преодолён
Закон необходимости и смерти,
То в этом мире есть и наша доля!

(Максимилиан Волошин
«Потомкам»  
Из цикла «Усобица»  (Во время террора)

1-чтец:(Бобриков)

 Одни выбирали стояние. Верность Отечеству.

2-й чтец(Ермолаева)

 А другие и сейчас ищут рай на земле. Комфортную и обеспеченную разными благами жизнь

3-й чтец: (Трухин)

Мы тоже будем выбирать.

4-й чтец:(Трибунская)

 Не ошибиться бы…

5-й- чтец: (Никифорова)

Поэтому и нужно пристальней вслушиваться в голоса, звучащие из переломных эпох.

Выходят двое (люди эпохи)

* * * (Шестакович)

Собирались, паковали ценности,
уезжали по чужим следам…
Но забыли мы о нашей цельности,
а ее не сунешь в чемодан.

Думали: прощаемся с завалами
бед российских, коим несть числа…
Но потом себя не узнавали мы,
взглядом упираясь в зеркала.

Ни достатку, ни вину не рады мы.
И беду надвинувши на лбы,
мы стоим над нашими утратами,
соляные, скорбные столбы.
 

(С. Ионов) (Рожков)

Всё было: и свет, и тиранство,

И тени ежовских «марусь»…

От прежнего званья дворянства

И мысленно не отрекусь.

Мой род: Бородинское поле,

Балканы и крымский урок,

Рожденье в сибирском раздолье

Стальных магистральных дорог!

Везде имена и могилы…

И смертью солдата-отца

Клянусь, что, Россия, мы были

Судьбою с тобой  до конца.

Путь отчей истории труден,

Мостами пылали года…

Дворянство – служилые люди

Издревле, и днесь, и всегда.

Покуда я памятью слышу,

Покуда в сознании есть

Святые понятья: Всевышний,

Отчизна, Свобода и честь.

( Ю. Адрианов)

1-й чтец: (Шихорина)

Если у народа сохраняются такие ценности как Отчизна, честь, вера, значит, у такого народа есть будущее.

2-й чтец:(Ермолаева)

Как же должен жить человек, чтобы эти ценности не растерять?

3- й чтец: (Махиня)

Человек хорошо должен знать свои корни.

4-й чтец:(Трибунская)

Даже в годы испытаний он не должен терять эту связь.

Человек эпохи

(Стихи Адрианова)

Человек Эпохи (Шаров)

Человек эпохи

(Стихи Адрианова)

Младенец не помнит минуты крещенья

И руки того, кто свершает обряд…

Всю жизнь

Как к истокам своим возвращенье,

Я здесь постигаю полвека подряд!

Я в волжском селе не заезжий бродяга:

Я принял купель на кануне войны

Младенцем

Во храме Великого Врага

Под утренним сводом святой тишины.

Пусть мир претерпел роковые смещенья,

Но я прихожу, как на отчий порог.ю

В то место России,

Где принял крещенье,

Что жизнь охранило от бурь и тревог.

Спасло от наветов меня и от срама…

Я слушаю вновь после жизненных гроз

Над Волгой вблизи дерявянного храма

Молитвенный шепот столетних берез.

Вновь память осенней тропою ступает,

Хотя не осталось от детства следа,

Но где-то летят журавлиные стаи,

С тревогой в пути обходя города.

Пусть годы прошли

И сравнялись могилы,

И лица любимых увидишь едва ль…

У старого храма с нежданною силой

Мне вновь открывается светлая даль.

Человек Эпохи (Шаров)

Но родовые корни будут слабы, если  человек однажды забудет того, кто каждый день за нас идет на крестную смерть.

Все ( и чтецы и люди эпохи) по очереди читают строки

ГЕФСИМАНСКИЙ САД

(Шаров)

Мерцаньем звезд далеких безразлично 
Был поворот дороги озарен. 
Дорога шла вокруг горы Масличной, 
Внизу под нею протекал Кедрон.
(
Шихорина)
Лужайка обрывалась с половины. 
За нею начинался Млечный Путь. 
Седые серебристые маслины 
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
((Бобриков)
В конце был чей-то сад, надел земельный. 
Учеников оставив за стеной, 
Он им сказал: "Душа скорбит смертельно, 
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной" 
(Камзолова)
Он отказался без противоборства, 
Как от вещей, полученных взаймы, 
От всемогущества и чудотворства, 
И был теперь как смертные, как мы.
(Ермолаева)
Ночная даль теперь казалась краем 
Уничтоженья и небытия. 
Простор вселенной был необитаем, 
И только сад был местом для житья.
(Махиня)
И, глядя в эти черные провалы, 
Пустые, без начала и конца, 
Чтоб эта чаша смерти миновала, 
В поту кровавом он молил отца.
(Трибунская)
Смягчив молитвой смертную истому, 
Он вышел за ограду. На земле 
Ученики, осиленные дремой, 
Валялись в придорожном ковыле.
(Искендеров)
Он разбудил их: "Вас Господь сподобил 
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт. 
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст".
(Суравова)
И лишь сказал, неведомо откуда 
Толпа рабов и скопище бродяг, 
Огни, мечи и впереди - Иуда 
С предательским лобзаньем на устах.
(Шестакович)
Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
(Рожков)
Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы мне сюда?
И, волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
(Трухин)
Но книга жизни подошла к странице, 
Которая дороже всех святынь. 
Сейчас должно написанное сбыться, 
Пускай же сбудется оно. Аминь. 
(Бобриков)
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
(Искендеров)
Я в гроб сойду и в третий день восстану, 
И, как сплавляют по реке плоты,

Ко мне на суд, как баржи каравана. 
Столетья поплывут из темноты"



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Рождение ассоциативной композиции. Урок рисования (композиции).

Одна из задач уроков рисования (композиции) - развитие эстетической отзывчивости учащихся на красоту окружающего мира, воспитание талантливого юного художника, думающего зрителя-собеседника. Перед учи...

Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция

1.    знакомство учащихся с трагедией мирного населения пос. Михизеева Поляна Мостовского района Краснодарского края 13 ноября 1942г., число жертв которой превышает печально извес...

План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».

Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция», «Декоративно-прикладная композиция», «Лепка» ОНП на 3 года.

Программа по рисунку, живописи, станковой композиции, декоративно-прикладной композиции и лепке основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адаптиров...

Растительная орнаментальная композиция как инструмент в овладении основ стилизации в декоративной композиции

В статье представлен опыт преподавания основ стилизации в создании декоративной композиции на примере поэтапной разработки растительной орнаментальной композиции. Данный материал будет полезен п...