«Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Разработка урока по творчеству поэта Н.А.Некрасова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_nekrasov.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта»

        Цель: ознакомить учащихся с жизнью поэта и основными   этапами его творчества; выделить основные темы лирики поэта; раскрыть неповторимую особенность лирики и новаторство Н.А.Некрасова; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся

        Оборудование: учебник, презентация о жизни и творчестве писателя

        Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков

        Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и основных этапах творчества Н.А.Некрасова; составляют хронологическую таблицу жизни и творчества поэта; участвуют в беседе; выразительно читают стихотворения; выполняют аналитическую работу в группах

        Важно только одно: любить народ, Родину,

        служить им сердцем и душой.

                                    Н.А.Некрасов

        Ход урока

        I.Организационный этап

         II.Актуализация опорных знаний

- С какими стихотворениями Некрасова вы знакомы?

- Какие жизненные проблемы волновали поэта?

- Какие стихотворения поэта вы считаете лучшими?

        III.Мотивация учебной деятельности. Сообщение цели урока

Слово учителя

«Умирает человек. Народ бессмертен, и бессмертен поэт, чьи песни – трепет сердца его народа» А.М.Горький.

Как удивительно прав был М.Горький так верно и сжато говоря о величии поэта. Мне кажется, он говорит о бессмертии Н.А.Некрасова, творчество которого отмечала горячая любовь к Родине и народу. Он жил по принципу:

        Иди к униженным,

        Иди к обиженным -

        Там нужен ты…

Эту свою заповедь Н.А.Некрасов не нарушал никогда. Он хорошо помнит, что всякий, кто по-настоящему любит народ, должен отдать свои силы борьбе за их освобождение

Мы встречаемся с поэтом в раннем детстве, повторяя за взрослыми:

        В зимние сумерки нянины сказки

        Саша любила. Поутру в салазки

        Саша садилась, летела стрелой,

        Полная счастья с горы ледяной.

        Няня кричит: «Не убейся, родная!»

        Саша салазки свои погоняя,

        Весело мчится. На полном бегу

        Набок салазки – и Саша в снегу.

Меня всегда очаровывают некрасовские описания природы:

        Идет-гудет Зеленый шум,

        Зеленый шум, весенний шум!

        Играючи расходится

        Вдруг ветер верховой:

        Качнет кусты ольховые,

        Подымет пыль цветочную,

        Как облако: все зелено -

        И воздух, и вода!

    Образ этот создает представление о свежем ветре, шепоте нежной зелени, о просыпающихся жизненных силах, о вечной юности и любви.

Не менее прекрасно у Некрасова и изображение человеческой души. Во все времена живым остается образ прекрасной русской женщины:

        …цветет. Красавица миру на диво,

        Румяна, стройна, высока,

        Во всякой одежде красива,

        Ко всякой работе ловка.

        И голод, и холод выносит

        Всегда терпелива, ровна

        Я видывал, как она косит:

           Что взмах, то готова копна!

И вот сейчас нам предстоит новая встреча с Некрасовым, встреча более глубокая, потому что мы должны понять личность этого великого человека, который жил по принципу:(обращение к эпиграфу урока)

          IV.Работа над темой урока

        1). Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Н.А.Некрасова. (Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества поэта)

Основные этапы жизни

Основные события этого периода

Произведения

Детские и юношеские годы (1821 – 1837)

Петербург (1837 – 1847)

Во главе «Современника» (1847 – 1866)

Последние годы жизни (1866 – 1878)

2)Основные темы лирики Н.А.Некрасова: (записи в тетрадь)

- тема поэта и поэзии: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия»,   «Умру я скоро»;

- тема Родины и народа: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Школьник», «Несжатая полоса» и др.;

- идеал общественного деятеля: «Памяти Добролюбова», «Сеятелям», «Огородник» и др.;

- сатирические произведения: «В колыбельной», «Нравственный человек»;

- любовная лирика: «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей» и др.

3) Аналитическая работа со стихотворением «В дороге»

        (выразительное чтение стихотворения заранее подготовленного учащимся)

        - Докажите, что в стихотворении сочетаются стихи и проза?

      - В чем сходство стихотворения с балладой?

      - Как построено стихотворение?

      - Какие чувства вызывает рассказ ямщика у путешественника?

        Почему?

      - Какую роль выполняет в стихотворении просторечная

        лексика?

       - Можно ли утверждать, что от рассказа о частном поэт     поднимается до социального обобщения?

        Обобщение учителя: В 1841 году состоялась встреча поэта с В.Г.Белинским, который раскритиковал первый  сборник «Мечты и звуки». Некрасов подавил в себе обиду, сказав, что «это был лучший урок». Когда же спустя некоторое время Некрасов прочитал Белинскому стихотворение «В дороге», глаза у критика засверкали, он бросился к Николаю Алексеевичу, обнял его и воскликнул: «Да знаете ли вы, что Вы – поэт, и поэт истинный». Белинского поразила в этом стихотворении правда народной жизни. Та же правда звучит и в других стихотворениях этого периода: «Тройка», «Огородник», «Родина», а также в сатирических произведениях «Колыбельная песня», «Нравственный человек», «Современная ода»

        4)аналитическая беседа по стихотворению «Современная ода»

        (выразительное чтение стихотворения ранее подготовленного учащимися)

        - Какие черты характера, какие достоинства поэт выделяет        у своего современника?

         - Каково социальное положение этого человека?

        -Как относится к нему автор?

        - Какие строки стихотворения выражают главную мысль?

        (Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь…

        Иди и гибни безупречно. Умрешь недаром: дело прочно,

        Когда под ним струится кровь…)

        

   Обобщение учителя: Высокая оценка этому стихотворению была дана А.И.Герценом. В нем наиболее четко выразились политические взгляды поэта. Таким же горячим и честным оставался поэт в отношении к любимой женщине (чтение стихотворения «Я не люблю иронии твоей»)

Опережающее задание: подготовить сообщения «Музы  в жизни

Н.А.Некрасова:

           - А.Я.Панаева;

           - З.Н.Некрасова».

Заключительное слово учителя: каждый из нас может взять у Некрасова то, что близко, дорого и интересно, ведь его поэзия учит нас с глубоким уважением относиться к труду, стремиться к знаниям, чтить память борцов за свободу. Она воспитывает в нас такие качества, как честность, отзывчивость, трудолюбие

        V)Рефлексия. Обобщающая беседа:

      - Выделите основные периоды в биографии поэта. Какие стихотворения были написаны в каждый из этих периодов?

      - Почему первые годы жизни Н.А.Некрасова в Петербурге называют «петербургскими мытарствами»?

      - Какую роль в жизни поэта сыграла встреча с В.Г.Белинским?

      - В чем заслуга Н.А.Некрасова как редактора и издателя?

      - Что является главным предметом изображения в его лирике?

VI) Домашнее задание:

  1. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем: «Художественный мир Н.А.Некрасова», «Каким я представляю себе Н.А.Некрасова», «Встречи, изменившие жизнь»
  2. Вспомнить и проанализировать ранее изученные стихотворения и поэмы Н.А.Некрасова
  3. Индивидуальные задания: «Музы в жизни поэта»
  4. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Рыцарь на час», «Блажен незлобливый поэт…», «Умру я скоро»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Урок "Очерк жизни и творчество Достоевского"

жизнь и творчество Достоевского...

И.Бунин. Очерк жизни и творчества. Материалы к уроку в 11 классе

Данный материал может быть использован на вводном уроке по творчеству И.Бунина. Предложенный тест позволит проверить уровень усвоенности материала учащимися.http://www.zooburst.com/zb_profile.php?user...

УРОК-ПОРТРЕТ В 10 КЛАССЕ по теме « Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого»

Данный урок построен в виде фотоальбома Л.Н. Толстого и  сообщений, коментариев к фотографиям,  характеризующим разные периоды жизни и творчества Л.Н. Толстого, что помогает раскрыть своеобр...

УРОК-ПОРТРЕТ В 10 КЛАССЕ по теме « Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого»

Урок построен в виде альбома с фотографиями и сообщений к ним, что помогает раскрыть своеобразие характера Л.Н. Толстого как человека, писателя в разные периоды жизни; развить интерес к изучению...

Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).

Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....