«Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Разработка урока по творчеству поэта Н.А.Некрасова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_nekrasov.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта»
Цель: ознакомить учащихся с жизнью поэта и основными этапами его творчества; выделить основные темы лирики поэта; раскрыть неповторимую особенность лирики и новаторство Н.А.Некрасова; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся
Оборудование: учебник, презентация о жизни и творчестве писателя
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и основных этапах творчества Н.А.Некрасова; составляют хронологическую таблицу жизни и творчества поэта; участвуют в беседе; выразительно читают стихотворения; выполняют аналитическую работу в группах
Важно только одно: любить народ, Родину,
служить им сердцем и душой.
Н.А.Некрасов
Ход урока
I.Организационный этап
II.Актуализация опорных знаний
- С какими стихотворениями Некрасова вы знакомы?
- Какие жизненные проблемы волновали поэта?
- Какие стихотворения поэта вы считаете лучшими?
III.Мотивация учебной деятельности. Сообщение цели урока
Слово учителя
«Умирает человек. Народ бессмертен, и бессмертен поэт, чьи песни – трепет сердца его народа» А.М.Горький.
Как удивительно прав был М.Горький так верно и сжато говоря о величии поэта. Мне кажется, он говорит о бессмертии Н.А.Некрасова, творчество которого отмечала горячая любовь к Родине и народу. Он жил по принципу:
Иди к униженным,
Иди к обиженным -
Там нужен ты…
Эту свою заповедь Н.А.Некрасов не нарушал никогда. Он хорошо помнит, что всякий, кто по-настоящему любит народ, должен отдать свои силы борьбе за их освобождение
Мы встречаемся с поэтом в раннем детстве, повторяя за взрослыми:
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья с горы ледяной.
Няня кричит: «Не убейся, родная!»
Саша салазки свои погоняя,
Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки – и Саша в снегу.
Меня всегда очаровывают некрасовские описания природы:
Идет-гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено -
И воздух, и вода!
Образ этот создает представление о свежем ветре, шепоте нежной зелени, о просыпающихся жизненных силах, о вечной юности и любви.
Не менее прекрасно у Некрасова и изображение человеческой души. Во все времена живым остается образ прекрасной русской женщины:
…цветет. Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выносит
Всегда терпелива, ровна
Я видывал, как она косит:
Что взмах, то готова копна!
И вот сейчас нам предстоит новая встреча с Некрасовым, встреча более глубокая, потому что мы должны понять личность этого великого человека, который жил по принципу:(обращение к эпиграфу урока)
IV.Работа над темой урока
1). Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Н.А.Некрасова. (Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества поэта)
Основные этапы жизни | Основные события этого периода | Произведения |
Детские и юношеские годы (1821 – 1837) | ||
Петербург (1837 – 1847) | ||
Во главе «Современника» (1847 – 1866) | ||
Последние годы жизни (1866 – 1878) |
2)Основные темы лирики Н.А.Некрасова: (записи в тетрадь)
- тема поэта и поэзии: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро»;
- тема Родины и народа: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Школьник», «Несжатая полоса» и др.;
- идеал общественного деятеля: «Памяти Добролюбова», «Сеятелям», «Огородник» и др.;
- сатирические произведения: «В колыбельной», «Нравственный человек»;
- любовная лирика: «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей» и др.
3) Аналитическая работа со стихотворением «В дороге»
(выразительное чтение стихотворения заранее подготовленного учащимся)
- Докажите, что в стихотворении сочетаются стихи и проза?
- В чем сходство стихотворения с балладой?
- Как построено стихотворение?
- Какие чувства вызывает рассказ ямщика у путешественника?
Почему?
- Какую роль выполняет в стихотворении просторечная
лексика?
- Можно ли утверждать, что от рассказа о частном поэт поднимается до социального обобщения?
Обобщение учителя: В 1841 году состоялась встреча поэта с В.Г.Белинским, который раскритиковал первый сборник «Мечты и звуки». Некрасов подавил в себе обиду, сказав, что «это был лучший урок». Когда же спустя некоторое время Некрасов прочитал Белинскому стихотворение «В дороге», глаза у критика засверкали, он бросился к Николаю Алексеевичу, обнял его и воскликнул: «Да знаете ли вы, что Вы – поэт, и поэт истинный». Белинского поразила в этом стихотворении правда народной жизни. Та же правда звучит и в других стихотворениях этого периода: «Тройка», «Огородник», «Родина», а также в сатирических произведениях «Колыбельная песня», «Нравственный человек», «Современная ода»
4)аналитическая беседа по стихотворению «Современная ода»
(выразительное чтение стихотворения ранее подготовленного учащимися)
- Какие черты характера, какие достоинства поэт выделяет у своего современника?
- Каково социальное положение этого человека?
-Как относится к нему автор?
- Какие строки стихотворения выражают главную мысль?
(Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно. Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…)
Обобщение учителя: Высокая оценка этому стихотворению была дана А.И.Герценом. В нем наиболее четко выразились политические взгляды поэта. Таким же горячим и честным оставался поэт в отношении к любимой женщине (чтение стихотворения «Я не люблю иронии твоей»)
Опережающее задание: подготовить сообщения «Музы в жизни
Н.А.Некрасова:
- А.Я.Панаева;
- З.Н.Некрасова».
Заключительное слово учителя: каждый из нас может взять у Некрасова то, что близко, дорого и интересно, ведь его поэзия учит нас с глубоким уважением относиться к труду, стремиться к знаниям, чтить память борцов за свободу. Она воспитывает в нас такие качества, как честность, отзывчивость, трудолюбие
V)Рефлексия. Обобщающая беседа:
- Выделите основные периоды в биографии поэта. Какие стихотворения были написаны в каждый из этих периодов?
- Почему первые годы жизни Н.А.Некрасова в Петербурге называют «петербургскими мытарствами»?
- Какую роль в жизни поэта сыграла встреча с В.Г.Белинским?
- В чем заслуга Н.А.Некрасова как редактора и издателя?
- Что является главным предметом изображения в его лирике?
VI) Домашнее задание:
- Написать сочинение-рассуждение на одну из тем: «Художественный мир Н.А.Некрасова», «Каким я представляю себе Н.А.Некрасова», «Встречи, изменившие жизнь»
- Вспомнить и проанализировать ранее изученные стихотворения и поэмы Н.А.Некрасова
- Индивидуальные задания: «Музы в жизни поэта»
- Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Рыцарь на час», «Блажен незлобливый поэт…», «Умру я скоро»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Урок "Очерк жизни и творчество Достоевского"
жизнь и творчество Достоевского...
И.Бунин. Очерк жизни и творчества. Материалы к уроку в 11 классе
Данный материал может быть использован на вводном уроке по творчеству И.Бунина. Предложенный тест позволит проверить уровень усвоенности материала учащимися.http://www.zooburst.com/zb_profile.php?user...
УРОК-ПОРТРЕТ В 10 КЛАССЕ по теме « Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого»
Данный урок построен в виде фотоальбома Л.Н. Толстого и сообщений, коментариев к фотографиям, характеризующим разные периоды жизни и творчества Л.Н. Толстого, что помогает раскрыть своеобр...
УРОК-ПОРТРЕТ В 10 КЛАССЕ по теме « Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого»
Урок построен в виде альбома с фотографиями и сообщений к ним, что помогает раскрыть своеобразие характера Л.Н. Толстого как человека, писателя в разные периоды жизни; развить интерес к изучению...
Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).
Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Любовь длиною в жизнь: Тургенев и Виардо" (Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева).
Данный урок адресован учителям русского языка и литературы....