Урок в 9-11 классах по литературе, посвященный Дню народного единства
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Филимонова Виктория Викторовна

Разработка урока, который можно проводить в 9-11 классах, с использованием современной литературы, посвященный Дню народного единства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ko_dnyu_edinstva.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы для обучающихся 9-11 классов: « Мы вместе, а значит мы едины»

Учитель русского языка и литературы:

  Филимонова Виктория Викторовна

Актуальность темы: с 2004 года 4 ноября – государственный праздник. Вот уже 13 лет по всей России люди широко отмечают этот день. Особенно важно рассказывать о нем подрастающему поколению школьников, которые должны вырасти истинными гражданами, патриотами  великой и многонациональной страны!

 Цель урока: напомнить ( рассказать) историю праздника 4 ноября, подчеркнуть взаимосвязь истории и литературы, проследить путь единения русского народа с другими; формирование понятий о единстве ( единении).

Задачи урока: единство процесса воспитания уроками литературы с семьей, государственной политикой; всестороннее развитие личности в многонациональном государстве; формировать осмысленное отношение к межкультурным и межнациональным проблемам современного общества; воспитывать толерантное, гуманное отношение и уважение к людям.

Оборудование: компьютер, проектор.

Эпиграф к уроку:                                          

Один, если он и велик, все-таки  мал»

                                             (М.Горький)

Учитель: Что же мы отмечаем 4 ноября? Что это за праздник?

*Рассказывает один из подготовившихся учеников

Из истории*:4 Ноября — праздник, увековечивающий освобождение Москвы от польских захватчиков в непростом для российского государства 1612 году. 

Инициатором учреждения нового праздника была Русская Православная Церковь, идея возродить памятный для россиян день прозвучала на Межрелигиозном совете России. С предложением сделать 4 ноября праздничным днем выступил Патриарх Алексий II, он попросил возродить День народного единства и памяти Казанской иконы Божией Матери, который на Руси отмечали более 250 лет. Первый День народного единства пышно отметили в 2005 году. Главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Главнейшим событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор специально для хранения чудотворной иконы. Дата постройки храма потерялась в истории, но точно известно, что он был освящен в 1636 году. В годы правления царя Алексея Михайловича 4 ноября было провозглашено Днем благодарности Пресвятой Богородице, а в церковном календаре праздник значился, как Празднование Казанской иконе Божией Матери. Значимый для страны праздник отмечали на Руси вплоть до 1917 года, большевики, пришедшие к власти, сразу же убрали его из списка праздничных дней.

Возможно, молитвы и зарядили бойцов новыми силами и помогли им справиться с оккупантами, но основную роль все-таки сыграло сплочение людей. Под руководством Минина и Пожарского сражалось более десяти тысяч воинов народного ополчения. Среди них были люди различных национальностей и сословий.

Учитель: Дайте свое определение слову ЕДИНСТВО-…

(ответы)

- общность, цельность, солидарность, неразделимость

Учитель : Обратимся к словарям.

Словарь Ушакова: цельность, отсутствие дробления

Словарь Ожегова: общность, полное сходство, цельность, взаимная связь.

В Библии:

Один народ, одна семья, один духовный дом, единство Христа с Отцом, единый Святой Дух,едина Вера и надежда, «К единству мы должны стремиться»

 Учитель: Как литература может объединить людей?

Ответы:

Вывод: Литература- мировая копилка мудрости всех народов, стран.

Учитель: Назовите писателей современных, получивших премии в области литературы в нашей стране:

  1. Гузель Яхина « Зулейха открывает глаза» ( открытие 2016 г., премия « Большая книга» . Писательница родом из Казани, повествует о 30-х гг 20 в, периоде раскулачивания
  2. Наринэ Абгарян « С неба упали три яблока» ( премия « Ясная поляна» 2016 г.
  3. Петр Алешковский «Крепость» роман ( премия « Русский букер»
  4. Премию « Русский букер» получали в свое время  Булат Окуджава, Людмила Улицкая,  Александр Иличевский, Михаил Елизаров.

Учитель: Посмотрите на этих писателей ( фото на доске через проектор), это люди разного вероисповедания, из разных городов нашей страны, но все они служат великому искусству – Литературе. Каждый из них обращается к прошлому нашей страны: коллективизация, временам Золотой Орды, современному времени и т.д.

В каждой книге люди разных взглядов и мировоззрения едины в одном,  В ЧЕМ ЖЕ?

Ответы:

 Учитель: Назовите то, в чем никогда и никто не должен сомневаться, то, к чему должен стремиться каждый человек, во что верить и что воспитывать в себе:

(Называют нравственные понятия)

ВЕРА, ДОБРО, ЛЮБОВЬ, МИЛОСЕРДИЕ, СЧАСТЬЕ. НАДЕЖДА

Учитель: Давайте вспомним важные события, описанные в литературе, когда люди объединялись?

(задание по группам. 1 группа: во время войн; 2 группа – в мирное время)

1 группа

2 группа

1812 г – Отечественная война :Л.Толстой «Война и мир», М.Лермонтов «Бородино», басни Крылова, стихи Жуковского

А. Солженицын «Матренин двор» - смерть праведника

1941-1945г. Великая Отечественная война: А.Фадеев «Молодая гвардия», М.Шолохов «Они сражались за Родину», К.Симонов, А.Ахматова, О.Бергольц, А.Твардовский

М.Булгаков « Мастер и Маргарита» - идея «Рукописи не горят»

1904-1905 г. Русско-японская война: В.Пикуль « Крейсера», «Три возраста Окини-сан», А. Новиков-Прибой « Цусима», И.Куприн « Штабс-капитан Рыбников»

В. Распутин «Прощание с Матерой» - гибель деревни

Русско-турецкая война 1877-1878 г. В.Пикуль « Баязет», Б.Акунин « Турецкий гамбит», Б. Васильев « Были и небыли»

А.Вампилов «Старший сын»-  появление нового человека в семье

Л. Улицкая «Зеленый шатер» - любовь, судьба, характеры

Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза»- коллективизация, жизнь в Сибири людей, сосланных со всех городов России.

Что объединяет все эти произведения?

ЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ.

В горе или радости, в счастье или беде человеку не свойственно оставаться одному. Всегда человек ищет единомышленников, кто разделит с ним чувства. Психологи говорят, что 60 процентов своего времени мы должны направлять на равных. А равные – это те, кто будут поддержкой.

Мы должны жить в мире, мы едины в желании мира!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе, посвященный Дню народного единства.

Урок  математики в 6 классе, посвященный Дню народного единства....

Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»

Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»Цель мероприятия:1.    Учить детей выразительно читать стихотворения, интонационно разноо...

Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства.

Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства....

Урок посвященный Дню народного единства «Все мы разные – все мы равные»

Урок посвященный Дню народного единства«Все мы разные – все мы равные»...

План-конспект воспитательного мероприятия квест-игра «Единство в нас», посвященная Дню народного единства

Представляю план-конспект воспитательного мероприятия - квест-игра «Единство в нас», посвященная Дню народного единства. Эту квест-игру я проводила 20 ноября 2019 года в рамках II мун...