авторская рабочая программа подготовки к олимпиадам различного уровня по литературе
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана для учащихся 8-11 классов, систематически осуществляющих подготовку к олимпиадам по литературе.
В программе отражены подходы к различного рода олимпиадных заданий: творческого и аналитического планов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_olimpiada_lit.docx | 34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда гимназия № 40 имени Ю.А.Гагарина
(МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А.Гагарина)
«Утверждено» Директор МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина ____________________________________ Т. П. Мишуровская «____» августа 20 ___г. | ||
Программа курса внеурочной деятельности
«Литература: олимпийский уровень»
основного / среднего общего образования
для учащихся 10-11- х классов
Калининград, 2018
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литература: олимпийский уровень» разработана на 2018-2019 учебный год.
Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов:
Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина;
– Положения о рабочих программах в МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина;
– Программа разработана Рубцовой Ларисой Владимировной, учителем русского языка и литературы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литература: олимпийский уровень» рассчитана: на 60 часов
УМК: «Литература. Олимпиады». Составители Л.А.Черниченко и Е.Г.Чернышева, М., 2012.
//https://olimpiada.ru
Цель изучения курса внеурочной деятельности: осуществить качественную подготовку к ВОШ по литературе, олимпиадам различных уровней. Поскольку на школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах олимпиады ученикам 10-11 класса предлагаются и аналитические, и творческие задания, то основное внимание уделяется в курсе в возможности научить производить целостный анализ прозаического и поэтического произведений.
Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и скрупулёзное описание всех его структурных уровней – от фонетической и ритмикометрической стороны до контекста и интертекста. Мы сосредоточим внимание на тех аспектах текста, которые актуализированы в нём и в наибольшей степени “работают” на раскрытие заложенных в нём смыслов.
Подготовка к творческим заданиям определяет цель создавать разные по жанру и стилю тексты; научить решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, помочь выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, учёного и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
- Предметные результаты:
Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы умения и навыки, формируемые на уроках литературы и зафиксированные в требованиях соответствующих образовательных стандартов.
Учащийся научится:
- определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт; - пересказывать сюжет; видеть особенности композиции; - характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей; - выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; - определять жанровую, родовую специфику художественного произведения; - объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
- анализировать литературные произведения разных жанров; - определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю; пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
- собирать материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему; - писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;
- Личностные результаты:
Учащийся получит возможность научиться: выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения; представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
- выразительно читать произведения художественной литературы с учётом их жанровой специфики (индивидуальное чтение, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям); передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения); устно и письменно рецензировать письменные работы одноклассников,
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. 3. Метапредметные результаты: - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
-определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
-сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
-работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Содержание курса внеурочной деятельности
Условия участия в олимпиаде по литературе. Условия зачисления в Вузы России участников олимпийского движения. – 1 час Структура олимпиадных заданий по литературе разных этапов-1 час Целостный анализ текста: алгоритм выполнения Комплексный анализ лирического произведения: возможные пути-1 час Фоника и строфика лирических произведений – 2 часа Нестандартные размеры в русском стихосложении: верлибр и дольник -2 часа Методика М. Гаспарова анализа стихотворений - 2 часа За страницами хрестоматийных поэтических текстов -2 часа Художественные открытия в современной поэзии- 2 часа Классика и современность: диалог или компромисс в поэзии. 2 часа Геометрия в поэзии - 2 часа Урок контроля по теме № 2 От поэзии к прозе Типы повествования в произведении-2 часа Функции мотива в прозе -2 часа Методика декодирования: композиционный анализ текста - 2 часа Предметный мир в художественном произведении. Вещь как образ. 4 часа Историко-литературный контекст как часть целостного анализа художественного произведения Мифологические и фольклорные традиции в литературе- 2 часа Эпоха как предмет изображения в литературе- 2 часа Культура и быт эпохи 18 века-2 часа Дворянская культура в литературе 19 века – 4 часа Антураж декаданса в произведениях - 2 часа НЭП и пролетарская культура: новое в моде и литературе-2 часа Поэтика коммунальной квартиры 1920-1930 х гг - 2 часа Зачетная работа: «Пишем исторический комментарий к тексту» Творческое олимпиадное задание Виды творческих заданий на олимпиадах по литературе- 1 час Критерии оценивания творческих заданий – 1 час Практикум по подготовке к творческому заданию – 4 часа Устный тур как часть олимпиады. Требования и критерии -1 час Практикум по подготовке к устному туру2 часа Зачетные уроки: «Решение творческих заданий» - 2 часа | 1 |
1 | |
19 | |
2 | |
2 | |
1 | |
2 | |
4 | |
2 | |
2 | |
2 | |
2 | |
10 | |
2 | |
2 | |
2 | |
4 | |
16 | |
4 | |
1 | |
1 | |
4 | |
1 | |
1 | |
2 | |
2 | |
13 | |
1 | |
1 | |
4 | |
1 | |
2 | |
2 |
Формы организации учебных занятий: «Литература: олимпийский уровень»
1.. Урок открытия нового знания.
2. Урок рефлексии.
3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
4. Урок развивающего контроля.
5. Учебная лекция.
7. Самостоятельная работа.
8.Урок-практикум
Основные виды учебной деятельности: «Литература: олимпийский уровень»
оценивание и интерпретация информации из разных источников; моделирование ситуации; изложение своей точки зрения; презентация результатов совместной деятельности;
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Работа с научно-критической литературой.
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание текстов различных жанров
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала.
- Редактирование текста
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ проблемных ситуаций.
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с раздаточным материалом.
- Выполнение работ практикума.
- Проведение исследовательского эксперимента.
- Реализация творческих заданий
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Литература: олимпийский уровень»
№ урока п/п | Тема | Количество часов | __ «__» класс | __ «__» класс | ||||
Дата | Форма организации занятия | Виды учебной деятельности (на весь раздел) | Дата | Форма организации занятия | Виды учебной деятельности (на весь раздел) | |||
Тема 1 | Введение | 2 | ||||||
1 | Перечень рейтинговых олимпиад по литературе. Условия участия. Условия зачисления в Вузы России участников олимпийского движения. | 1 | ||||||
2 | Структура олимпиадных заданий по литературе разных этапов | 1 | ||||||
Тема 2 | Целостный анализ текста: алгоритм выполнения | 19 | ||||||
3-4 | Комплексный анализ лирического произведения: возможные пути | 2 | ||||||
5-6 | Фоника и строфика лирических произведений | 2 | ||||||
7 | Нестандартные размеры в русском стихосложении: верлибр и дольник | 1 | ||||||
8-9 | Методика М. Гаспарова анализа стихотворений | 2 | ||||||
10-13 | За страницами хрестоматийных поэтических текстов | 4 | ||||||
14-15 | Художественные открытия в современной поэзии | 2 | ||||||
16-17 | Классика и современность: диалог или компромисс в поэзии. | 2 | ||||||
18-19 | Геометрия в поэзии | 2 | ||||||
20-21 | Урок контроля по теме № 2 | 2 | ||||||
Тема 3 | От поэзии к прозе | 10 | ||||||
22-23 | Типы повествования в произведении | 2 | ||||||
24-25 | Функции мотива в прозе | 2 | ||||||
26-27 | Методика декодирования: композиционный анализ текста | 2 | ||||||
28-31 | Предметный мир в художественном произведении. Вещь как образ. | 4 | ||||||
Тема 4 | Историко-литературный контекст как часть целостного анализа художественного произведения | 16 | ||||||
32-35 | Мифологические и фольклорные традиции в литературе | 4 | ||||||
36 | Эпоха как предмет изображения в литературе | 1 | ||||||
37 | Культура и быт эпохи 18 века | 1 | ||||||
38-41 | Дворянская культура в литературе 19 века | 4 | ||||||
42 | Антураж декаданса в произведениях | 1 | ||||||
43 | НЭП и пролетарская культура: новое в моде и литературе | 1 | ||||||
44-45 | Поэтика коммунальной квартиры 1920-1930 х гг | 2 | ||||||
46-47 | Зачетная работа: «Пишем исторический комментарий к тексту» | 2 | ||||||
Тема 5 | Творческое олимпиадное задание | 13 | ||||||
48 | Виды творческих заданий на олимпиадах по литературе | 1 | ||||||
49 | Критерии оценивания творческих заданий | 1 | ||||||
50-53 | Практикум по подготовке к творческому заданию | 4 | ||||||
54 | Устный тур как часть олимпиады. Требования и критерии | 1 | ||||||
55-56 | Практикум по подготовке к устному туру | 2 | ||||||
57-58 | Зачетные уроки: «Решение творческих заданий» | 2 | ||||||
59-60 | Резервные уроки | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие обучающихся в олимпиадах различного уровня
Участие ы олимпиадах...
Результаты моих учеников в олимпиадах различного уровня
Приказы, сертификаты, дипломы о призовых местах учащихся по биологии....
участие обучающихся в олимпиадах различного уровня
участие обучающихся в олимпиадах различного уровня...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...
Обобщение опыта. Формы и методы работы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.
Выступление на РМО учителей истории и обществознания. Обобщение педагогического опыта....
Участие педагога в олимпиадах различного уровня
Участие в олимпиадах различного уровня...
Рабочая программа «Подготовка к олимпиаде по русскому языку»
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к русскому языку и словесности. Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения ...