Тархова Н.Б. М.Сергеев Для чего нам нужна сила..5 класс Работа с текстом
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конфуций сказал, что «за зло надо платить
по справедливости»
Цель: (образовательная) познакомить с писателем М.Д.Сергеевым
(воспитательная) содействовать формированию нравственных ценностей
(развивающая) – работать над смыслом произведения.
Формируемые УУД
Личностные: воспитание духовной развитой личности; развитие моральной готовности противостоять злу; усвоение нравственных ценностей
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;
Коммуникативные:
соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: умение самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос;
формулирование собственного отношения к прочитанному произведению;
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Форма проведения: урок чтение с остановками (построен на основе технологии Развития критического мышления через чтение и письмо)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 42" муниципального образования города Братска.
Урок с применением ИКТ
Тема урока: Марк Сергеев «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем».
5 класс
Тархова Наталья Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №42» г. Братска
Тема урока: Марк Сергеев «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем».
5 класс
Конфуций сказал, что «за зло надо платить
по справедливости»
Цель: (образовательная) познакомить с писателем М.Д.Сергеевым
(воспитательная) содействовать формированию нравственных ценностей
(развивающая) – работать над смыслом произведения.
Формируемые УУД
Личностные: воспитание духовной развитой личности; развитие моральной готовности противостоять злу; усвоение нравственных ценностей
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;
Коммуникативные:
соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: умение самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос;
формулирование собственного отношения к прочитанному произведению;
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Форма проведения: урок чтение с остановками (построен на основе технологии Развития критического мышления через чтение и письмо)
Информационные источники:
http://detstvo.irkutsk.ru/authors/works.php?id=62
Программное обеспечение: браузер, Microsoft power point
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку
1 этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе)
Способ чтения | Цель | Реализация стратегии |
Просмотровый | Получение общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте, формирование мотива чтения | 1.Антиципация – Составьте вопросы к заголовку. (записываются на доску самые интересные, чтобы находить ответы во время чтения. Учитель должен помочь составить вопросы, направленные на осмысление текста, если учащиеся этого не сделают) – Как вы думаете, почему рассказ так называется? Что такое сила? Как вы понимаете слово: «посмешище»? О чем пойдёт речь? – Что вам известно об авторе? 2.Сформулируйте тему и цель урока |
2 этап. Работа с текстом во время чтения
1. Информация об авторе
2. Чтение с остановками, предугадывание дальнейшего содержания, перечитывание отдельных фрагментов
3. Обобщение прочитанного.
Способ чтения | Цель | Реализация стратегии |
Аналитический | Достижение понимания текста на уровне содержания | 1.Информация об авторе http://detstvo.irkutsk.ru/authors/works.php?id=62 Составление хронологической таблицы. (Приложение №1) Ученик выбирает 5 главных на их взгляд событий. Презентация. – Каким человеком вы представили себе Марка Давидовича Сергеева? – Мы будем читать рассказ по частям, с остановками. В конце урока сделаем вывод, о чём это произведение и чему оно учит? 2. Чтение с остановками Первая остановка. Чтение до слов …«Трус умирает дважды», то есть первый раз от страха, а уж потом от истинной причины. - О чем говорит беседа? (О храбрости и трусости) - Что интересует «многих людей на земле», людей разных национальностей? (как это растёт человек, который даже собственной тени боится? Как он может вырасти бойцом, защищать мать свою, отечество от врагов, если уже в детстве боится заступиться за товарища, сказать правду, разнять драчунов?) - Такое поведение, что вызывает у людей? (Такой человек вызывает у окружающих презрение, ему и попадает больше других от всякого рода хулиганов и просто грубиянов.) - Что же хотят писатели, «изображая трусишку»? (посмотри на себя со стороны, убедись, как неестественно твоё поведение.) - Пословицы, каких народов приводит автор? («Трус от страха медведя «тятей» зовёт», — говорят армяне, а вот у туркмен, пословица жёсткая, грозная: «Кто от битвы бежит — пусть в земле лежит», а мы говорим: «Трус умирает дважды», то есть первый раз от страха, а уж потом от истинной причины) - Они вам понятны? - Как вы думаете, что будет дальше? Вторая остановка. Чтение до слов … и уже тайком оскорблять твоё достоинство. Где же выход? - Как вы ответили на вопрос Марка Давидовича? Все ли споры на белом свете нужно разрешать кулаками? - Что решили петухи, глядя на драку? - А как вы считаете надо поступить, если вас обидели? (…бывает такое слово, что унижает тебя, ударяет по твоему самолюбию, больно ранит, особенно если слово это произнесено человеком, от которого ты не ожидал такой обиды. Но поможет ли драка? ) - Где же выход? Этот вопрос задаёт автор. - На какие вопросы, заданные вам, вы не смогли ответить? Физминутка Повторяй, не зевай! http://infourok.ru/fizminutka-povtoryay-ne-zevay-1037175.html Третья остановка Чтение до конца. -А вам обидна дразнилка: «Жених и невеста, тилинь-тилинь-тесто»! - Какой совет дала Анна Григорьевна? (Собака лае— витер носэ. Йидить з своею Юлькою, кав будто вы и е женых та невеста. Боны й отстануть…). - Так есть выход? (Можно пошутить, не обратить внимания на напраслину, быть выше мелочей…) - Объясните пословицу: «Кто гнев одолевает — тот крепок бывает». - Обратимся к тексту. Перечитаем совет автора. (Живи достойно, учись отлично, будь добрым и верным товарищем, вступись за слабого, признайся честно в совершённом проступке— не в этом ли доказательство силы, куда более надёжной, чем кулаки. Вот для чего нужны нам силы: для защиты Отечества, для борьбы с тем, кто мешает жить людям, для того, чтобы встать стеной за справедливость. Тут уже себя жалеть нечего. А драться по мелочному пустячному поводу — не походить ли на тех петухов, которые в стихах Каюма Тангрыкулиева говорят: «Посмешищем станем, а сытыми — нет».) 3. Обобщение прочитанного - На какие вопросы мы не ответили? о чём это произведение и чему оно учит? |
Релакс под песню "Любимый Иркутск середина земли"(Е.Тумаян, М. Сергеев). А. Иошпе, С. Рахимов http://detstvo.irkutsk.ru/authors/audio.php?id=62 звукозапись
3 этап. Работа с текстом после чтения
1.Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Рефлексия.
3.Оценивание
Способ чтения | Цель | Реализация стратегии |
Концептуальный (осмысленный) | Переработка информации, достижение понимания текста на уровне смысла («чтение между строк») | 1.Выявление и формулирование основной идеи текста – Трудно или легко было читать рассказ? Почему? – Какие чувства вызвал у вас рассказ? – На все ли вопросы, сформулированные в начале урока, мы ответили? На какие вопросы мы не получили ответы? Почему? – Почему же рассказ называется «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем»? – Какие проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом М.Сергеев? – Что добавило чтение рассказа к вашему мнению о М.Сергееве как писателе? Возникло ли желание прочитать другие рассказы М.Сергеева? Как вам кажется ребята, каким у нас получился урок? Выполнили ли мы поставленные в начале урока задачи? -прочитали -проанализировали -обсуждали, отвечали на вопросы, -делали выводы А вот, как вы оценили свою работу на уроке, я увижу, когда вы будете приклеивать стикеры выбранного вами цвета, выходя из кабинета. Работал добросовестно, читал, анализировал, делал выводы, всё понравилось (зеленый) Работал добросовестно, читал, анализировал, но не все сделал выводы (красный) У меня остались вопросы (желтый) |
Домашнее задание:
Прочитать произведения М.Сергеева по выбору: «Веселые беглецы», «В соболином краю»,
«Волшебная калоша, или Необыкновенные приключения Вадима Смирнова, его лучшего друга Паши Кашкина и 33 невидимок из 117-й школы», «Во всем виноват дятел... (Когда я был маленьким)»
Составить «Ромашку Блума» на это произведение, которое больше всего понравилось.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
Приложение №1
Дата | Событие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка в 10 классе "Работа с текстом"
Данный проект урока содержит некоторые виды работы с текстом, а именно: чтение и восприятие, лигвистический и языковой анализ текста....
8 класс работа с текстом
Материал для учеников, изучающих информатику первый год при 1 часе в неделю. Файлы - заготовки были созданы с использованием материалов Макаровой Н.В. http://makarova.piter.com для 10 класса и сайта i...
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс. Работа по тексту.
Работа с текстом...
Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом
Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом...