Аукцион знаний по повести Куприна "Олеся"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок в форме аукциона поможет раскрыть художественные особенности и идею повести, проверить знание произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
auktsion_znaniy_po_povesti_a_kuprina_olesya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аукцион знаний по повести А.И. Куприна «Олеся».
Составила: Кузнецова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением.
Класс: 11
Цели:
обучающие:
- раскрыть художественные особенности и идею повести «Олеся»;
- проверить знание художественного произведения.
развивающие:
- развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся;
- развивать образное, логическое мышление.
воспитательные:
-воспитывать гуманное отношение к чувствам другого человека.
Ход урока.
I. Слово учителя
Одним из самых поэтических произведений А.И. Куприна стала повесть «Олеся» (1898). «Дитя природы» Олеся цельностью и непосредственностью натуры, богатством внутреннего мира выше «городского» человека Ивана Тимофеевича, доброго, но робкого и нерешительного. Повесть – вдохновенный гимн высокому счастью взаимной любви, светлый ее апофеоз, несмотря на трагический конец: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви... Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью...». ни одно из произведений Куприна не показывает так вдохновенно и целомудренно слияние двух сердец, как «Олеся». В повести видно и мастерство Куприна-пейзажиста, продолжателя достижений Аксакова, Тургенева, Толстого, Чехова. На страницах своей повести Куприн выступает вдумчивым и чутким художником и психологом, который умеет раскрыть богатый духовный мир простого человека.
II. Беседа:
- Почему расстаются герои повести А. Куприна «Олеся»?
- Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?
- Ваше отношение к главным героям повести.
- Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?
Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.
III. Аукцион знаний
- Сегодня мы с вами проведем урок в форме аукциона и проверим ваши знания текста повести А.И. Куприна.
Тур 1. Имена
- Как звали рассказчика в повести «Олеся»?
- Как зовут бабушку Олеси?
- Как зовут слугу Ивана Тимофеевича?
- Кто из героев теряется в лесу во время охоты?
- Кто обучает Ярмолу грамоте?
- Какое животное носит кличку Рябчик?
- Как называется село, в котором происходит действие повести?
- Настоящее имя Олеси?
- Кто из героев носит фамилию Попружук?
- О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу?
Тур 2. Таинство
- Какая была погода, когда Иван Тимофеевич узнал о ведьмах?
- Символом чего является ветер?
- Что нагадала Олеся Ивану Тимофеевичу?
- А каким ещё даром, кроме гадания, обладала Олеся?
- Какой цвет сопровождает Олесю на протяжении всего произведения?
- Какое погодное явление происходит в ночь перед отъездом Олеси?
- Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю?
- Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать?
- Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было?
- О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу?
Тур 3. Отгадай героя по описанию
- О ком идёт речь: «...считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде; жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности»?
- Чей интерьер описан: «Большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было. По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда. Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивым видом»?
- «человек добрый, но слабый….»
Тур 4. Числа
- Сколько лет Олесе?
- Как часто Олеся ходит в деревню?
- Во сколько лет предсказала Мануйлиха смерть Ивану Тимофеевичу?
- Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич?
Тур 5. Предметы
- Что оставила Олеся в память о себе?
- Какой напиток особенно любит бабушка Олеси?
- Что дарит Иван Тимофеевич Евпсихию Африкановичу, чтобы подкупить его?
- Чем Иван Тимофеевич угощает Евпсихия Африкановича во время их беседы?
- За какими товарами Олеся ходит на базар один раз в год?
- Какую вещь Олеся оставляет на память Ивану Тимофеевичу?
Подведение итогов аукциона.
IV. Заключение.
Выступление ученика.
Повесть А. И. Куприна «Олеся», написанная им в 1898 году и впервые опубликованная в газете «Киевлянин» с подзаголовком «Из воспоминаний о Волыни», была, пожалуй, самым любимым произведением писателя.
Кстати, и сегодня читающая публика при упоминании имени А. И. Куприна вспоминает в первую очередь «Олесю».
В 1905 году А. И. Куприн издал повесть отдельной книжкой, для чего написал специальное вступление, в котором объяснял обстоятельства создания произведения. Почему-то вступление не было напечатано, но содержание его известно.
Оказывается, то, о чём рассказано в повести, приключилось с одним волынским помещиком – Иваном Тимофеевичем Порошиным, с которым был знаком А. И. Куприн. Поэтому в тексте и сохранено имя рассказчика – Иван Тимофеевич. Скорее всего, это и явилось причиной, по которой вступление к изданию повести не было опубликовано.
Излюбленная для автора тема любви в повести «Олеся» поворачивается специфической своей стороной.
Некий барин Иван Тимофеевич, по делам находящийся продолжительное время в полесской глубинке Волынской губернии (суть его командировки не разъясняется), встречается с девушкой, которая оказала на него столь сильное впечатление, что барин влюбился в неё. Однако любовь оказалась непродолжительной и не привела к благоприятному продолжению ввиду сопутствующих внешних обстоятельств, связанных с самой девушкой, считавшейся местными жителями колдуньей.
В образе Ивана Тимофеевича, помимо указанной выше конкретики, можно видеть собирательные черты, навеянные пребыванием А. И. Куприна в Ровенском уезде Волынской губернии, где он работал в 1897 году управляющим одним барским имением. Так что зарисовки полесской природы и волынских крестьян-полешуков с их говором были сделаны писателем, как говорится, с натуры.
Романтическая и даже экзотическая любовь, безусловно, не может не впечатлять читателя. Именно этим и объясняется особая популярность повести «Олеся».
Смысл существующих комментариев к повести и её толкований сводится к осуждению темноты и забитости полешуков, жестоко обошедшихся с двумя женщинами, отличавшимися от остального населения своим происхождением и особым даром знахарства и врачевания, да ещё к подчёркиванию богатого внутреннего мира Олеси и слабохарактерности влюблённого Ивана Тимофеевича, не сумевшего отстоять своё право на любовь и защитить возлюбленную.
В тексте повести чётко обозначены этнографизм, социальные мотивы и психологизм изображаемой ситуации. Между тем в ней есть ещё скрытый подтекст, возникший, скорее всего, без намерения автора.
Так бывает, когда талантливый писатель умело переносит изображаемую действительность, нравы, обычаи, нормы жизнедеятельности людей и самих наблюдаемых им личностей в своё произведение, в результате чего вся пропущенная через восприятие и сознание автора художественная модель микромира невольно открывается стороннему наблюдателю (читателю) своими скрытыми, особо не заметными даже писателю при вращении в живой жизни сторонами.
Безусловно, скрытая сторона повести «Олеся» связана с ярким образом её главной героини.
Обычно на большей части украинского и белорусского Полесья имя Олеся или Алеся (вторая форма характерна для белорусского языка) ассоциируется со светловолосой и голубоглазой девушкой.
Олеся, изображаемая А. И. Куприным, совсем иная: рассказчика-повествователя Ивана Тимофеевича поражают большие, блестящие и тёмные глаза этой высокой двадцатипятилетней брюнетки со смугло-розовым тоном кожи. В строении и выражении лица девушки Иван Тимофеевич увидал своевольный изгиб губ, решительность и властность, смешанные с лукавством, капризностью и наивностью.
Имя Олеся (Алеся) по происхождению является полесской формой личного имени Александра, постепенно трансформировавшейся на протяжении XX века в самостоятельное женское имя.
В повести же А. И. Куприна имя Олеся подаётся в связи с именем Алёна («Алёной меня зовут… По-здешнему – Олеся»). По всей видимости, автор передал в повести сугубо местную, характерную для говора деревни Переброд, в которой разворачиваются события, специфику адаптации конкретных женских имён.
Интересно, что этот населённый пункт, как можно полагать, реальный, не вымышленный, поскольку в Дубровицком районе Ровненской области Украины до сих пор существует село Переброды, центр сельсовета.
Таким образом, настоящее имя героини – Алёна (Елена), что значит из греческого его оригинала «светоносная», то есть наделённая специфической энергией биополя.
И это не просто абстрактные этимологические рассуждения. Герой-повествователь оказывается по несомненным воздействием ауры этой, совсем не похожей на местных полесских «дивчат», личности.
Олеся жила с бабушкой по прозванию Мануйлиха. На Полесье они были пришлыми. Мануйлиха, по её словам происходила из города Амченска, то есть Мценска Орловской губернии. О матери Алёны и о её отце ничего не сообщается. Прошлое этих людей – тёмное.
Очевидно только, исходя из их необычных способностей и умений, что Мануйлиха и Алёна являлись представителями особого немногочисленного человеческого рода, рассеянного по всей Земле семьями или даже в одиночку.
Суть особой их природы в том, что они в меньшей степени материализованы, замкнуты в реалиях плотной физической среды, чем все прочие люди, и сохраняют живую связь с инобытиём, из которого ими руководит свой бог-куратор.
Этим и объясняется нежелание Мануйлихи и Алёны ходить в обычную для всех церковь и поклоняться привычному для православных жителей деревни Переброд Христу.
В простонародье личностей, подобных тем, которые представлены в повести А. И. Куприна, называют ведьмами или ведьмаками, если речь идёт о лицах мужского пола. На самом деле ведьминское их начало в том, что им доступны некоторые приёмы и способы энергетического воздействия на биополя людей в плане их коррекции.
Видимо, знахарство и врачевание являлись и являются основной заданной функцией таких субъектов. Но по причине темноты сознания большинства обычных людей знахари и ведуньи (от слова ведать – «знать») всегда объявлялись зловредными созданиями и во все времена в разных странах подвергались остракизму, отвержению, гонениям и преследованиям.
То, что Алёна (Олеся) является потомственной ведуньей, нет никакого сомнения. Некоторые свои умения она прямо и непосредственно демонстрирует Ивану Тимофеевичу. Ему же она несколько раз говорила и о своём боге.
Для разбора и правильного понимания повести важно ещё и то, что инициатором любовной связи в повести была именно девушка.
Иван Тимофеевич, как и некоторые другие герои А. И. Куприна в иных произведениях, изображается как пассивная, подверженная влиянию со стороны и вполне управляемая личность.
Что касается Алёны, то она предварительно получила согласие своего закулисного куратора на связь с барином, но это разрешение было обставлено определёнными ограничениями – не уезжать в город, не выходить замуж и не появляться в церкви ни под каким предлогом. Всё это Алёна называла судьбой.
Увы, она увлеклась своим возлюбленным, который нужен был ей для коррекции собственного биополя способом обмена астрально-сексуальной энергией, и нарушила в угоду Ивану Тимофеевичу или даже по собственной прихоти, решив проверить, каково быть обычным человеком, одно из ограничений, появившись в церкви во время службы, что и привело к цепи драматических последствий.
Если бы Алёна не пошла в церковь, то ситуация разрешилась бы, скорее всего, вполне обычно: Иван Тимофеевич уехал бы в город, а Мануйлиха с Алёной, получившей от барина то, что ей было нужно, продолжали бы какое-то время жить в лесной глуши возле болота Бисов Кут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Аукцион знаний, егэ -2012»
Урок следует проводить на первых этапах подготовки к егэ. Предварительно повторив темы математики, необходимые для решения в-1 -в-5 егэ 2012....
Математический аукцион знаний
Перед началом игры всем учащимся раздается по 10 талантов в кредит (заранее заготовить 300 талантов) из коммерческого математического банка. Задача учащихся – вложить свои «таланты» в тот или ин...
Игра по географии "Аукцион знаний" Презентация и текстовое сопровождение вопросов и ответов.9 класс.
Игровые технологии. Данную игру можно применить как на уроке обобщения по окончании изучении курса по географии в 9 классе. Можно применить и во внеклассной работе....
ЦОР "Аукцион знаний"
задания для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку...
"По следам П. П. Бажова" аукцион знаний
Для учащихся 3 - 5 классов после знакомства с биографией п. Бажова. Игра предполагает знание сказов "Огневушка поскакушка", "Серебряное копытце", "Синюшкин колодец", есть раздел "В дебрях коварных воп...
Аукцион знаний по органической химии.
Одним из средств воспитания интереса учащихся и повышения их познавательной активности на уроках являются игры. С помощью игры можно закрепить знания учащихся и проконтролировать умения их применять н...
Урок-аукцион знаний по математике
Данный урок поможет учителю организовать проверку знаний, умений и навыков полученных на уроках математики по решению примеров и задач в 3 классе по программе М.И. Моро...