Урок-исследование по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок-исследование по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор" является вторым из 2 ( 6 класс, по программе Т.Ф.Курдюмовой). Урок помогает разобраться в материале, увидеть своеобразие рождественского рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование "Солнце, согревающее душу" ( по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"). | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование «Солнце, согревающее душу».
Тема: «Анализ рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор ».
Цели: 1) способствовать формированию нравственных ценностей;
2) продолжить формировать навыки анализа худ.текста;
3) повторить изобразительно-выразительные средства языка.
Оборудование: тучки, солнышко; деревья-2, скамья, темная ткань со звёздами, «окна»; презентация к уроку; план работы в группах «Две стороны жизни».
Организация обучающихся - дети по группам (3 группы)
Этапы урока | Учитель | Дети | |
I.Орг.момент | |||
II. Вступительная часть (эмоцион.настрой) | 2 мин. | Однажды маленький лучик света спросил маму: - Где мне найти сумрак? Мама отправила его в глубины земли, в самые мрачные пещеры, в закрытые комнаты. Но куда бы ни попадал лучик, он не находил сумрака. Он возвратился разочарованный и пожаловался маме: - Ты обманула меня. Я побывал везде и нигде не нашёл сумрака. Как вы думаете, что ответила мама? - Нет, сынок - сказала мама, - Я не обманула тебя. Ты - свет. Куда бы ты ни попал, тьма отступает.
(все ответы должны быть правильными - дети размышляют)
| - Нет, сынок - сказала мама, - Я не обманула тебя. Ты - свет. Куда бы ты ни попал, тьма отступает. Будем говорить о человеческих качествах. Будем говорить, что является солнцем. Когда проанализируем текст. Беседа, ответы на вопросы, средства выразительности, анализ эпизода. |
III. Фронтальный опрос | 3 мин. |
| Гриша М.- старший (10 лет) Володя-мл. Мерцалов-отец Мать Доктор Пирогов Зимой, перед Рождеством или Новым годом. Подарки, весёлое настроение, гости, смех, игры, праздничный стол. Мерцаловы - нет, у них нищета. Доктор Пирогов- да, нёс домой подарки для знакомых ребятишек. |
IV. Работа в группах «Две стороны жизни» | 10 мин |
1гр. Зарисовки города: витрины, улицы, чувства и состояние людей, готовящихся к празднику. 2 гр. За городом: улицы, комната Мерцаловых, чувства и состояние героев. Инд.задание : портрет Мерцалова-отца, портрет матери.
ПРОВЕРКА ДВУХ ГРУПП. 3 гр. Восстановить в хронологическом порядке, что произошло с семьёй Мерцалова ( подготовить события). Пусть другие группы проверят правильность!!! | Люди по-разному готовятся к праздникам: у одних – покупки, радость, суета; другие - не могут надеяться на праздник. Люди готовятся и не замечают людей, которые лишены этой радости. У них закончились деньги, некогда. |
V. Физминутка+анализ | 2 мин. | Давайте немного отдохнём. Мы попадаем в зимний сад. Направо – чудные деревья, Налево – ёлок длинный ряд, А сверху – облака на диво, Внизу сугробов встал отряд. Деревья ветви распушили, Нечаянно снег вдруг уронили, И снова к небу потянулись, Затем опять к земле пригнулись И распрямились. И вновь вдыхаем глубоко: Вдох-выдох, вдох-выдох, И на душе легко-легко: Вдох-выдох, вдох-выдох. Что почувствовали, когда выполняли физминутку? Что помогло расслабиться, снять усталость? Настроению какому из героев рассказа соответствует музыка? Какая это сторона жизни? | Ушло напряжение, спокойствие. Музыка: спокойная, уверенность в завтрашнем дне. |
VI. Работа в группах (продолжение) | 2 мин. | Давайте вернёмся к следующему этапу урока. Что же за несчастья обрушились на семью Мерцаловых? ТРЕТЬЯ ГРУППА В каком состоянии был Мерцалов перед встречей с доктором? | Безысходность, опустились руки, не было выхода из положения, хотел свести счёты с жизнью. |
VII. Сценка+ анализ Сообщение VIII.Работа над цветописью IX. Заключит. часть X. Стихотворение (эмоц. Насторой) | 5 мин.
3 мин. | Давайте заглянем в сад и увидим встречу, которая так изменила жизнь Мерцалова.
Кто такой Николай Иванович Пирогов? Зачитайте, что произошло в семье Мерцаловых, когда доктор пришёл к ним? Подберите метафоры к словосочетанию «Чудесный доктор». Давайте поговорим о цветописи. Какие цвета использовал автор при описании жизни Мерцаловых до встречи с доктором? Какие - после? Выбрать тучу. Для чего его использовал А.И.Куприн? Туча чёрная и белая. Доктор осветил безнадёжную жизнь, разогнал тучи горести. Синквейн связан с темой урока. Ключевое слово- «Солнце». Так почему наш урок назывался «Солнце, согревающее душу»? Как вы думаете, каким должен быть человек, написавший этот рассказ? Для чего А.И.Куприн написал этот рассказ? Чему учит? Можно ли Куприна назвать солнцем? Почему? Какие жизненные уроки вынесли вы из рассказа? Добрых людей, как всегда, не хватает, Добрых людей, как всегда, дефицит. Добрых людей не всегда понимают, Сердце у добрых сильнее болит. Добрые — щедро больным помогают, Добрые — дарят тепло и уют, Добрые — в ногу со слабым шагают И никакого спа-си-бо не ждут. Мои юные друзья! Будьте добры, милосердны, внимательны к чувствам других людей. Помните, сердечность- это такой же дар, как красота и ум. Именно она помогает нам выжить в самых трудных жизненных ситуациях.Спасибо за урок. Оценки. Все молодцы!
| Восклицательные предложения! Отточие. Короткие (крик души! выплёскивал боль!), чёткие (без приукрас) фразы. Состояние передалось доктору(принял чужую боль как свою!): «Едемте, едемте скорее…» Н.И.Пирогов…. Бескорыстная доброта. Пирогов- добрый, понимающий, умеет сострадать, сопереживать. Ангел, солнце, чудо, свет. Антитеза. Противопоставление. Чтобы показать, что в силах изменить человеческая доброта, сострадание. Чтобы мы стали милосерднее, внимательнее к другим, добрее. Солнце-Пирогов, Куприн, лучшие человеческие качества. Добрым, отзывчивым, понимающим, внимательным к бедам других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование "Бабушкин пряник-светлая радость детства" по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...
Урок-исследование "Стилевые особенности ранних рассказов Чехова"
Урок построен на материале сразу нескольких рассказов Чехова, что позволяет выявить их сходные стилевые особенности. Учащиеся самостоятельно исследуют различные аспекты художественных произведений. На...
Урок - исследование по рассказу Т. Толстой «Соня»
План-конспект урока литературы в 11 классе...
Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся к осмыслению нравственных уроков произведения: б...
"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.
Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...
Презентация к уроку по рассказу И.Куприна "Чудесный доктор"
Презентация к уроку по рассказу И.Куприна "Чудесный доктор"...