Нравственные уроки
статья по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- Отрывок из книги «Книга о языке» Льва Успенского.
« Это было лет пятьдесят назад. В номере какого-то журнала мне попался
рассказ Куприна. Назывался он "Вечерний гость".
В комнате сидит человек, а со двора к нему кто-то идет, какой-то
"вечерний гость".
"...Вот скрипнула калитка... Вот прозвучали шаги под окнами... Я слышу,
как он открывает дверь, -- пишет Куприн. -- Сейчас он войдет, и между нами
произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем
разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать
свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха и разгадывать,
что они значат... и его мысли станут моими мыслями... О, как таинственны,
как. странны, как - непонятны для нас самые простые жизненные явления!"
Прочитав тогда эти строки, я остановился в смущении. Сначала мне
показалось, что автор смеется надо мной: что же нашел он удивительного в
таком действительно обыкновенном явлении -- в разговоре двух людей?
Разговаривают все. Я сам, как и окружающие, каждый день разговаривал с
другими людьми и дома, и в школе, и на улице, и в вагонах трамвая -- везде.
Разговаривали -- по-русски, по-немецки, по-французски, по-фински или
по-татарски -- тысячи людей вокруг меня. И ни разу это не показалось мне ни
странным, ни удивительным.
А теперь? А теперь я глубоко задумался. Действительно: как же это так?
Вот я сижу и думаю. Сколько бы я ни думал, никто, ни один человек на
свете, не может узнать моих мыслей: они мои!
Но я открыл рот. Я начал "издавать", как написано в рассказе, "звуки
разной высоты и силы". И вдруг все, кто меня окружает, как бы получили
возможность проникнуть "внутрь меня". Теперь они уже знают мои мысли: ясно,
они узнали их при помощи слов, через посредство языка».
Д/з
1 ур.О чем рассказ?
2 ур.Роль в нашей жизни речи? …языка?
3 ур.Особенность решения темы…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные уроки рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского"
Конспект урока литературы для 6 класса. В основе урока - эвристическая беседа с учащимися с опорой на индивидуальные задания: клип, презентации, ответы на проблемные вопросы, иллюстрации....
«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В. РАСПУТИНА» (урок-размышление в 6-ом классе)\'
Нравственные уроки В. Распутина.Цели: проанализировать проблематику повести и выяснить, какие уроки она несет.Учить сжато излагать повествовательный текст, вводя в него элементы рассуждения....
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Внеурочная деятельность Направление «Духовно-нравственное воспитание» «Грамматика нравственности (уроки нравственности русской и зарубежной литературы)»
Рабочая программа "Грамматика нравственности"...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
«Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни».
презентация для выступления в классных часах и родителських собраниях...