Сценарий литературно- музыкальной гостиной, посвященной творчеству В.С. Высоцкого
материал по литературе (11 класс) на тему
Знакомство с личностью и творчеством В.С. Высоцкого, биографические факты из жизни поэта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 32.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Бодрых Владимир Анатольевич,
учитель русского языка и литературы
Кривцовского филиала МКОУ «Охочевская СОШ»
Щигровского района Курской области
Литературно-музыкальная гостиная
по творчеству Владимира Высоцкого
Цели: познакомить с личностью и особенностями творчества Владимира Высоцкого; развивать читательский и музыкальный вкус старшеклассников, творческие способности, интерес к поэтическому слову;
воспитывать активную гражданскую позицию.
/ Слайд 1 /
Литературно – музыкальная гостиная
по творчеству Владимира Высоцкого
/Слайд 2 /
Уч-ль: Владимир Высоцкий.
Он и при жизни был легендой. А после смерти его именем назвали горную вершину, новую планету, океанский танкер, его именем называли театры. Человек талантливый, многогранный. Он был прекрасный артист, оригинальный поэт и замечательный, любимый народом певец.
Родился Владимир Семенович Высоцкий в Москве 25 января 1938 года. Жил то с матерью – переводчицей с немецкого языка, то в семье отца – связиста, ставшего профессиональным военным. Тяга к творчеству появилась в старших классах. Володя, поддавшись родительскому влиянию, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института.
В коллектив студентов влился сразу, но удовлетворения от учебы не получал: душа рвалась на подмостки театра. В конце первого семестра он все-таки бросил институт, чтобы на следующий год, преодолев сложнейшие экзамены, поступить в школу-студию МХАТ. Закончив актерское отделение, он стал работать в Московском драмтеатре имени Пушкина, а с 1964 года и до последних дней своей жизни был актером Московского театра драмы и комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей. Как актер снимался в художественных фильмах.
Театр был делом его жизни, а песни, поэзия – его судьбой. Мир песен Высоцкого – явление неповторимое. Гордый гражданин, тонкий лирик, наследник воинов Великой Отечественной войны – таким предстает перед нами этот необыкновенный певец-поэт.
Его песни – это особый жанр искусства, жанр авторской песни, где исполнение, и, главное, кто исполняет – играет очень большую роль. Авторская песня – это возможность разговаривать с людьми на темы, которые волнуют, что особенно скребет по нервам, рвет душу. По мнению Высоцкого, «самое главное в авторской песне – это текст, информация, поэзия». Поэтому-то авторская песня так эмоциональна, проникает в душу. А Высоцкий писал очень сильные тексты.
Пойдем от истоков творческого пути Высоцкого. Как и с чего он начинал?
/ Слайд 3 «Дворовые песни» /
Вед.1: «Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши, детские стихи про салют. А потом, когда стал немного старше, писал всевозможные пародии», - рассказывал Высоцкий своим слушателям.Ранние песни Высоцкого, зачастую именуемые «блатными» (сам Высоцкий предлагал называть их «дворовыми») – песни, сочиненные от лица простого человека, как правило, связанного с криминальными кругами.
«Тот, кто раньше с нею был»
Слагая песни от имени хулиганов, воров и бандитов, Высоцкий заставлял слушателей задуматься о причинах преступности, о тех социальных обстоятельствах, которые толкают людей на неверный путь.
От «криминальной» темы в творческой судьбе Высоцкого тянется отчетливая нить к теме военной.
/Слайд 4 «Вечный огонь Великой Отечественной войны»/
Первой песней о войне стали «Штрафные батальоны» (1964).
Затем была «Песня о звездах», «Песня о госпитале», но все свои концерты Высоцкий начинал с песни «Братские могилы».
Звучит фонограмма
Владимир Высоцкий собирал огромные залы зрителей, выступал «на полной отдаче», как будто в последний раз. Он войну сделал понятной для всех. Пел так, что у зрителей выступали слезы на глазах.
После выхода первых пластинок с песнями о войне он стал получать письма от разных людей. Спрашивали: «Не тот ли Вы Владимир Высоцкий, с которым мы вместе выходили из окружения под Оршей?» Или, например: «Не воевали ли Вы в таком-то батальоне на Первом Украинском? У меня там был друг, он похож на Вас по голосу…»
Нет, Высоцкий, конечно, не мог воевать: во время войны он был слишком маленьким. Но он рос, дышал и жил, дополняя детскую память взрослой памятью обожженной земли: памятью своих родных, вернувшихся с фронта, памятью конкретного времени, общей памятью победившего народа. И уже после, начав работу в песне, он постоянно возвращался в эту память, все время проверял себя выросшего недавним грозовым прошлым. Проверял так, будто спрашивал: «А я бы мог?..» «А я бы не струсил?..» «Я бы выстоял?..»
Это было одновременно и творчеством, и становлением собственного характера, ибо Высоцкий вживался не в какой-то заранее заданный «образ героя», а в реальную, невероятно трудную солдатскую профессию, в смертельные солдатские будни. И ощущал их всем своим существом, каждой клеткой собственного тела. Поэтому кажется даже, что свои военные песни, большинство из которых написано от первого лица, он не сочинял, а вспоминал!
Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, - не про то разговор,
Вдруг заметил я - нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
- Друг, оставь покурить! - А в ответ - тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
Гибель каждого человека – невосполнимая потеря. Пусто становится на земле и умирает какая-то часть твоей души, когда погибает близкий человек.
/ Слайд 5 «Бить человека по лицу я с детства не могу» /
Спорт давал богатые возможности для построения сюжетных метафор. В «Песне о сентиментальном боксере» противопоставлено два характера, два типа, которые встречаются в жизни всегда, в любой стране и в любое время:
фонограмма
Можно ли в боксерском поединке победить, не нанеся сопернику ни одного удара? Конечно, нет! А вот в жизни такое возможно: победителями по большому счету здесь нередко становятся те, кто не суетится, не борется за первенство, кто органически не способен двигаться вперед, оттесняя других людей, причиняя им боль. А жизнерадостные Буткеевы нередко оказываются в проигрыше, растрачивая свои силы на бессмысленную борьбу с конкурентами. Высоцкий заставляет нас задуматься, подвергнуть сомнению правила игры, не столько в спортивном, сколько в жизненном смысле.
/ Слайд 6 «Аллегорические истории о животных» /
Высоцкий умел быть не только серьезным, но и очень ироничным в своих песнях. Есть тематический цикл, который можно определить как аллегорические истории о животных: будь то Жираф, влюбившийся в Антилопу, или взбунтовавшийся Козел. Аллегорическая фауна нужна была поэту не для «маскировки» заветных и крамольных идей, а для большей экспрессивности, броскости образа и сюжета.
В заповеднике (вот в каком - забыл)
Жил да был Козел - роги длинные,-
Хоть с волками жил - не по-волчьи выл -
Блеял песенки, да все козлиные.
И пощипывал он травку, и нагуливал бока,
Не услышишь от него худого слова,-
Толку было с него, правда, как с козла молока,
Но вреда, однако, тоже - никакого.
Жил на выпасе, возле озерка,
Не вторгаясь в чужие владения,-
Но заметили скромного Козлика
И избрали в козлы отпущения!
/ Слайд 8 «Я не люблю…» /
Вед.1: Особую тематическую группу составляют в его наследии песни о единоборстве со стихией, об испытании личности, о зарождении между людьми подлинной духовной близости. Сюда относятся и «альпинистские» песни, написанные для кинофильма «Вертикаль».
/ Звучит «Песня о друге» (под гитару) /
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг — а так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни — рискни! —
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах — не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник,
Оступился — и в крик,
Значит рядом с тобой — чужой,
Ты его не брани — гони,
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
Если ж он не стонал, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Мотив мужества – сквозной в его песнях. Мужество – это способность честно, достойно, не отступая пройти предназначенный тебе путь до конца. И если ты ощущаешь кратковременность своего пребывания на земле, то нужно жить на пределе человеческих сил.
/ Слайд 9 «Я люблю, и значит – я живу…» /
«Баллада о любви»
Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась любовь,
И расстворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков.
Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
Потому что если не любил,
Значит и не жил, и не дышал.
Но многих захлебнувшихся любовью
Не докричишься, сколько не зови,
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви.
И душам их дано бродить в цветах,
Их голосам дано сливаться в такт,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья.
Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву,
Я дышу и значит я люблю,
Я люблю и значит я живу.
В своей любовной этике Высоцкий удивительно старомоден. Женщина для него предмет поклонения и ответственной заботы. Ей великодушно прощаются любые слабости. А облик лирического героя отмечен мужественностью, широтой натуры, умением открыто выразить свои чувства.
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно.
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,
Пусть дождем опадают сирени -
Все равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели.
Твой мир колдунами на тысячи лет
Укрыт от меня и от света.
И думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот.
Пусть на листьях не будет росы поутру,
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре,-
Все равно я отсюда тебя заберу
В светлый терем с балконом на море.
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно?
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно?
Украду, если кража тебе по душе,-
Зря ли я столько сил разбазарил?
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял!
- Маринка, слушай, милая Маринка,
Кровиночка моя и половинка…
Так писал Высоцкий Марине Влади
/ Слайд 10 «Марина Влади» /
(Марина Владимировна Полякова, француженка, но русская по происхождению). Это в нее много лет он был влюблен заочно, а когда увидел ее воочию, то понял, что это уже навсегда. Это ей посвящены многие стихи и песни.
Зная друг друга только по рассказам друзей и фильмам, в которых снимались, они как будто ждали этой встречи. И она произошла. В 1967 году Марина Влади приехала в Москву на фестиваль и попала на репетицию спектакля «Пугачев», где Высоцкий играл главную роль. Марина была потрясена силой, отчаянием, необычным голосом актера и…признанием в любви. Им было по 30, у них был большой жизненный опыт: в прошлом – несколько жен и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлеты и падения, слава. Но эта встреча многое изменила в их судьбе.
Став мужем и женой, они жили в разных странах, и только Марина имела возможность приезжать в Советский союз. Шесть лет Марина Влади делала все возможное и невозможное, чтобы ее муж получил визу на поездку за границу, в Париж, где она жила и работала. Визу все-таки дали. Высоцкий побывал в нескольких европейских городах, выступал с концертами, даже записал несколько пластинок. А ведь на родине его стихи почти не печатали, из множества песен, написанных для кинофильмов, прозвучали немногие. Но и речи не могло быть о том, чтобы Высоцкий уехал за рубеж окончательно. В те времена это считалось предательством. Да и сам он писал: «Без России я ничто. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без их любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю».
Володя часто говорил мне,- вспоминает Марина Влади, - что на Западе люди знают Сахарова, отказников, диссидентов, о которых пишут газеты, но плохо представляют себе, что такое ежедневное, изматывающее давление, борьба с «ватной стеной», как он называл любое общение с чиновниками, решавшими его судьбу, личную жизнь, карьеру. Я помню, как на волоске висела судьба нового спектакля, как боялись комиссий и согласований, с ужасом ждали очередного запрета, который перечеркивал не только месяцы, но иногда и всю жизнь. Володины концерты отменяли прямо перед его выходом на сцену и объясняли это его болезнью! Однажды он сказал мне: «Они не дадут мне жить. Коммунистические бюрократы в ответе за смерть многих советских артистов. Они не расстреливали, как это делал Сталин, они только запрещали, но все знают теперь, что они – палачи, что они лишили Россию лучших творцов…
Стихотворение «Серебряные струны».
Вед.1: Жизнь и смерть, добро и зло, время и судьба, победы и поражения…
/ Слайд 11 «Жизнь и судьба в стихах В. Высоцкого» /
Мы подошли к разговору о философской лирике Высоцкого.
Вед.2: С незапамятных времен идут разговоры о том, должно ли искусство учить людей, воспитывать их, должен ли художник давать ответы, или же ему достаточно поставить правильно вопросы.
Каждое произведение Высоцкого – это вопрос, не надуманный, а прямой, нужный. Но в самой постановке вопроса таится и ответ, который каждый читатель-слушатель может открыть для себя лично. Об этом идет речь в песне «Чужая колея», которую Владимир Высоцкий любил исполнять перед молодежной аудиторией, полагая, что неожиданный финал этой песни способны воспринять и применить в жизненной практике те, у кого еще вся жизнь впереди.
Сам виноват - и слезы лью,
И охаю -
Попал в чужую колею
Глубокую.
Я цели намечал свои
На выбор сам,
А вот теперь из колеи
Не выбраться.
Крутые скользкие края
Имеет эта колея.
Я кляну проложивших ее,-
Скоро лопнет терпенье мое,
И склоняю как школьник плохой,
Колею - в колее, с колеей...
Эй, вы, задние! Делай, как я.
Это значит - не надо за мной.
Колея эта - только моя!
Выбирайтесь своей колеей.
Вед.1: Стоит ли в жизни стремиться к успеху, выбиваться в лидеры, или же лучше оставаться в тени, но зато сохранять независимость?
Была пора - я рвался в первый ряд,
И это все от недопониманья.
Но с некоторых пор сажусь назад:
Там, впереди, как в спину автомат -
Тяжелый взгляд, недоброе дыханье.
Мне вреден первый ряд, и говорят,
(От мыслей этих я в ненастье ною) -
Уж лучше - где темней, в последний ряд.
Отсюда больше нет пути назад
И за спиной стоит стена стеною.
И пусть хоть реки утекут воды,
Пусть будут в пух засалены перины -
До лысин, до седин, до бороды
Не выходите в первые ряды
И не стремитесь в примы-балерины.
Надежно сзади, но бывают дни -
Я говорю себе, что выйду червой.
Не стоит вечно пребывать в тени.
С последним рядом долго не тяни,
А постепенно пробивайся в первый.
Жизнь – сложное и гибкое искусство, не терпящее готовых и стандартных рецептов. В одних случаях надо мужественно уйти в тень, отказаться от скорых успехов, не гнаться за славой и признанием. А в других надо не пасовать, не малодушничать, не скромничать, а смело навстречу жизни и людям, брать на себя бремя ответственности, а если пошлет судьба, то и бремя успеха, славы.
Сам Высоцкий умел достойно держать себя и в последнем ряду, и в первом. Ради успеха не поступался своими художественными принципами, не гримировал живых и нескладных своих персонажей, не редактировал своих песен в угоду боязливым чиновникам от искусства. Терпел все тяготы последнего ряда: почти не печатался при жизни, не часто слышал свои песни с экрана, хотя сочинял для кино немало, сыграл в кино и театре отнюдь не все, что мог и хотел. Но, слыша зов судьбы, чувствуя, как жаждет народ песенного слова, без страха выходил в первый ряд и вел со своими современниками страстный разговор о самом главном и трудном.
25 июля 1980 года Высоцкого не стало. Ему было 42 года. За полторы недели до смерти на концерте в НИИ Пастера он исполнил песню "Грусть моя, тоска моя...", за неделю до смерти он еще играл Гамлета на сцене Таганки, а 25 числа его не стало... Москве шла Олимпиада. Ни радио, ни пресса ничего не сообщили. В театре на Таганке над кассой висело маленькое объявление о смерти актера, но никто из зрителей и не подумал сдать билет. В день похорон у Таганки собралась огромная масса народу, не хватало мест, люди залезали даже на крыши соседних зданий. Стояла жара, и люди зонтами закрывали цветы, чтобы не завяли. Стадионы в тот день были полупустыми. Двести тысяч человек пришли проститься с Высоцким. Очередь за траурной процессией растянулась на 10 километров. А над толпой звучал голос Высоцкого…
Если бы он смог открыть глаза, он увидел бы только небо между домами, но если бы мог слышать, то вздрогнул бы от этого: «А- а - а!.., которое вдруг возникло как общий выдох и куда-то улетело.». Невольно вспоминаются строки из его песни:
Мы успели,
В гости к Богу
Не бывает опозданий… (читает дальше…)
К Ваганьковским воротам кортеж подъезжал медленно.
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам – кнут и плеть
Но что за кони мне достались привередливые,
И дожить не успел, мне допеть не успеть...
И вот последний приют… Ваганьковское кладбище (читает стихи)
И снизу лед и сверху – маюсь между.
Пробить ли верх иль
Пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду.
/ Слайд 12 запускается по щелчку, далее до 41 слайда переходы автоматические. Вместе с 12 слайдом запускается аудиозапись песни «Прерванный полет» /
Почему же народ так любил Высоцкого? В чем секрет его популярности?
В песне «Прерванный полет» есть такая строчка:
Ни единою буквой не лгу!
Песни Высоцкого были наполнены правдой. Казалось даже, что и пел-то он не песню, а правду. Правду крутых характеров, правду жизненных ситуаций (то высоких, то нелепых), правду извечных человеческих проблем, правду боли и нежности, правду самого времени. И получалось, что говорит он то, что жаждут, но не умеют сказать самые обыкновенные люди. Поет не только о них, но еще и за них. От их имени. Поэтому он был так понятен людям и так дорог им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Счастье-это путешествие..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству В. С. Высоцкого
Название проекта: "Счастье-это путешествие..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству В. С. ВысоцкогоПредметная область: литератураТипология проекта:- групповой (по количеству учас...
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А. Есенина
Внеклассное мероприятие...
Литературно- музыкальная гостиная по творчеству В.С. Высоцкого«Какой бы ни была дорога, важно лишь то, куда она ведёт…»
В материалах представлен сценарий к юбилею Высоцкого, презентация, видеоролики с песнями Высоцкого. Материалы можно использовать как материалы к уроку по творчеству поэта....
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А.Есенина- «В гостях у Сергея Есенина».
Литератуно - музыкальная гостиная, посвящённая творчеству С.А. Есенина - " В гостях у Сергея Есенина"...
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству В.С. Высоцкого "Время подвиги эти не стерло..."
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству В.С. Высоцкого "Время подвиги эти не стерло..." (11 класс)...
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству Марины Цветаевой "Бог, не суди! – Ты не был женщиной на земле…" (Страницы жизни поэта).
laquo;Маленькая история большой любви» – так можно назвать нашу сегодняшнюю встречу. Тема тонкая, деликатная. Пусть говорит Цветаева – своими стихами, песнями и письмами. ...
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству В,С.Высоцкого
Конспект внеклассного мероприятия, посвященного творчеству В.С. Высоцкого...