Обобщающий урок "Горе от ума" Грибоедов
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
А.Грибоедов . итоговый урок о комедии "Горе от ума"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75 КБ |
![]() | 1.7 МБ |
![]() | 838.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Обобщающий урок по комедии Грибоедова "Горе от ума" «После финала…»
Слайд 2.
Памятник на могиле Грибоедова в Тбилиси и надпись, составленная Ниной Грибоедовой, как крик души, врезанный в камень: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Слайд 3.
Цели урока: показать новаторство Грибоедова в изображении человеческих характеров и дать понимание обобщающего смысла образов комедии, обобщить, углубить представления учащихся о личности писателя и его общественной гуманистической позиции.
Слайд 4. Звучит вальс Грибоедова.
Чтец: (на фоне музыки)
Вхожу в мир прошлого я званой гостьей.
И оживает тут же образ твой,
Понять твой дух всегда и всем непросто,
Откройся же сегодня предо мной.
Ты был послом, поэтом, музыкантом
И гражданином Родины своей.
Ты одарен великим был талантом:
Понять и примирить людей.
Тебе бы жить сейчас и возродить Россию,
Поднять из пепла, мглы и толкотни.
Ведь сколько бы веков ни пролетело,
Проблемы у людей всегда одни.
И все же кучка дикарей сумела
По–варварски твой путь прервать.
Обманом, ложью попытались
На жизнь твою так подло посягать.
Наверно, мало было им той крови,
Что проливал в те времена Кавказ,
Увы, мы ни на грош не поумнели
И продолжаем зверствовать сейчас.
Н.Суслова
Слово учителя:
«Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова», - сказал о произведении Грибоедова в критическом этюде «Мильон терзаний» знаменитый критик Иван Гончаров.
Человек необыкновенный во всех отношениях, щедро одарённый природой, один из образованнейших людей эпохи, талантливый литератор и музыкант, наделённый массой дарований, выдающийся русский дипломат – Александр Сергеевич Грибоедов - автор бессмертной комедии.
Приступая к систематизации и обобщению по теме, мы должны будем сделать выводы о композиции комедии, образной системе, идейном содержании произведения, общественной позиции автора, его мировоззрении, актуальности творчества и новаторской направленности.
Обратимся же к бессмертной комедии и приступим к работе по обобщению предыдущей аналитической деятельности на уроках по изучению творчества Грибоедова.
Слайд 5. Актуализация опорных знаний.
- Литературная викторина «Узнай героя». Кто и о ком говорит в комедии? На слайде – высказывание о герое, необходимо найти в общей галерее портретов того героя, о котором идёт речь.
Слайд 5.1.Ведь экая шалунья ты, девчонка.
Не мог придумать я, что это за беда!
То флейта слышится, то будто фортопьяно;
Для Софьи слишком было б рано? (Фамусов о Лизе)
Слайд 5.2.Что помнится? Он славно
Пересмеять умеет всех;
Болтает, шутит, мне забавно;
Делить со всяким можно смех.
(Софья о Чацком)
Слайд 6.3.Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. -
Смеешься! можно ли! чем повод подала
Тебе я к хохоту такому!
(Софья о Молчалине)
Слайд 6.4.В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет.
Не влюблены ли вы? прошу мне дать ответ,
Без думы, полноте смущаться.
(Чацкий о Софье)
Слайд 7.5.Где он, кстати?
Еще ли не сломил безмолвия печати?
Бывало песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
(Чацкий о Молчалине)
Слайд 7.6.Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора * и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.
(Фамусов о Молчалине)
Слайд 8.7.…вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь;
Читай не так, как пономарь, *
А с чувством, с толком, с расстановкой.
(Фамусов о Петрушке).
Слайд 8.8.Он слова умного не вымолвил отроду…
(Софья о Скалозубе)
Слайд 9.9.(Наталья Дмитриевна о Платоне Михайловиче)
Мой муж - прелестный муж, вот он сейчас войдет,
Я познакомлю вас, хотите?
Слайд 9.10.Сергей Сергеич, запоздали;
А мы вас ждали, ждали, ждали. (Фамусов о Скалозубе)
(Подведение итогов викторины)
Индивидуальная работа с учащимися (проверка домашнего задания)
Слайд 10. 1. Аналитическая работа (ученик-аналитик)
-Задание: провести анализ соответствия комедии Грибоедова канонам классицизма – классицизм или критический реализм?
Слайд 5. На интерактивной доске расположена таблица, в которой нужно установить соответствия: нормы классической драмы и их выполнение в комедии «Горе от ума»:
Пять действий, три единства: места, времени, действия,
Одноплановость героев.
Комедия Грибоедова: четыре действия, дом Фамусова, Москва – место действия, время – одни сутки.
Вывод: из всех классицистических требований абсолютно сохранено только одно: единство времени.
Особенность композиции – композиция кольцевая (Чацкий приехал в дом Фамусова – уехал из дома Фамусова).
В комедии Грибоедова есть формальные черты классицизма, но вместе с тем
- жизненно правдив любовно-бытовой конфликт пьесы: стремление Чацкого узнать, почему Софья не ответила на его чувство, кого предпочла ему;
- сама жизнь предстаёт перед нами в столкновении передовой дворянской молодёжи и реакционной массы дворянского класса;
- политически остры и злободневны проблемы, поставленные автором;
- характеры персонажей комедии сложные, противоречивые.
Всё это позволяет утверждать, что Грибоедов проложил дорогу к реализму.
Слайд 10.2. Историческая работа (ученик-историк)
-Установить хронологическую последовательность и соответствие дат; сделать сообщение о значении патриотической деятельности Грибоедова:
Благородный пансион, Московский университет (1803-1806)
Начало дипломатической службы Грибоедова (1818)
"Горе от ума" (1823)
Декабрьское восстание (1825)
Политическая ссылка в Персию (1826)
Подготовка и заключение выгодного для России Туркманчайского мира с Персией (1828)
Нападение на русское посольство в Тегеране (1829)
Слайд 10.3. Географическая работа (ученик-географ)
- Географическая карта. Отметить маркером на карте места, с которыми связаны жизнь и творчество Грибоедова. Можно ученице приготовить небольшую презентацию по теме «Грибоедовские места». Прокомментировать ответ.
Места, связанные с Грибоедовым
Грибоедов много ездил по России и Персии… Он где-то побывал, а где-то жил: Москва, Петербург, Казань, Владимир, Тбилиси(Тифлис), Новгород, Тула, Воронеж, Моздок, Киев, Крым, село Дмитровское Тульской губернии, крепость Грозная, Тебриз, Тавриз, Тегеран.
В Москве существует институт имени А. С. Грибоедова — ИМПЭ им. Грибоедова
В центре Еревана есть памятник А. С. Грибоедову (автор Оганес Беджанян, 1974 год), а в 1995 году была выпущена почтовая марка Армении, посвящённая Грибоедову.
В Алуште памятник А. С. Грибоедову установлен в 2002 году, к 100-летнему юбилею города.
О пребывании А. С. Грибоедова в Симферополе напоминают мемориальные доски (на фасаде здания бывшего трактира «Афины», где в 1825 году предположительно гостил драматург).
В Тбилиси есть театр имени А. С. Грибоедова, памятник (автор М. К. Мерабишвили)
Улицы Грибоедова есть в Брянске, Екатеринбурге, Красноярске, Рязани, Иркутске ряде других городов и поселений России, Украины. А также в Ереване (Карты Google ), Севане, Минске, Витебске ([3] ), Симферополе, Тбилиси, Виннице, Хмельницком, Ирпене, Белой Церкви.
Канал Грибоедова (до 1923 года — Екатерининский канал) — канал в Санкт-Петербурге
Бюст Грибоедова установлен на фасаде Одесского театра оперы и балета
Могила Грибоедова
Памятник Грибоедову в Санкт-Петербурге (Пионерская площадь, возле ТЮЗа)
Памятник Грибоедову в Алуште
Мемориальные доски в Симферополе, на фасаде здания «Афинской» гостиницы
Памятник Грибоедову в Москве
В презентации не надо использовать все, только выборочно, да и то в России).
Слайд 11.4. Исследовательская работа (ученик-исследователь)
-Проанализировать монологи Фамусова и Чацкого, сделать выводы об основных чертах фамусовского общества.
На слайде – отрывки из монологов
Именно в монологах раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам современной ему жизни: к воспитанию («Хлопочут набирать учителей полки...»); к образованию («...Чтоб грамоте никто не знал и не учился»); к службе («Как тот и славился, чья чаще гнулась шея...»); к чинам («А тем, кто выше, лесть, как кружево плели...»); к иностранцам («Ни звука русского, ни русского лица...»); к крепостному праву («Тот Нестор негодяев знатных...»).
Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова.
В монологах Фамусова проявляются консерватизм, защита крепостнических устоев, ненависть ко всему новому, раболепство, негативное отношение к просвещению.
Слайд 12.5. Искусствоведческая работа.
- Постановка комедии «Горе от ума» на сцене.
Сообщение об исполнении образа Чацкого разными актёрами.
Первые постановки пьесы
В освобожденном в 1827 году Ереване впервые была осуществлена постановка гениального произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума». Причем, в присутствии автора.
Известно, что прошение Грибоедова на постановку пьесы в театрах России не было удовлетворено, поскольку в ней усмотрели "пасквиль на Москву". Иная ситуация сложилась на новоприсоединенных территориях Армении. В Ереванском гарнизоне, во главе с генералом А.Красовским, служили высокообразованные офицеры, в том числе ссыльные декабристы. Мирная полоса, отдых от военных действий позволили образовать кружок заядлых поклонников Мельпомены. Сыграло роль как знакомство с автором бессмертной комедии, так и тоска по милой отчизне. Представление состоялось в декабре, в зеркальном зале Сардарского дворца. Описание его содержится в путевых заметках Грибоедова времен первого посещения Еревана: "Зала велика, пол устлан дорогими узорчатыми коврами... выпуклый потолок представляет хаос из зеркальных кусков... На всех стенах, в два ряда, один над другим, картины - похождения Ростома".
Исполнители пьесы предложили знаменитому автору оценить качество воплощения произведения, "что заметит он удачного и неудачного в исполнении". Предложение было принято, "и он обязательно выражал свои мнения".
Деятельность труппы прекратилась не только запрещением Паскевича, но и начавшейся русско-турецкой войной.
Участники офицерско-декабристского театра запросились в действующую армию. Театральное увлечение, преклонение перед творчеством Грибоедова сменились жаркими военными баталиями: Гангеблов, Коновницын, Лачинов и полковник Кошкарев приняли участие в штурме Карсской крепости 23 июня 1828г. Последующие постановки пьесы "Горя от ума" были осуществлены у тестя Грибоедова - князя Александра Чавчавадзе в зале Тифлисской армянской духовной семинарии 26 января 1831 г., затем на петербургской сцене.
Малый театр и бессмертная комедия.
С XIX века и до сегоднящнего дня самыми посещаемыми и известными постановками "Горя от ума" являются постановки в Малом театре.
В 1830 году цензура разрешила к представлению лишь отдельные сцены из пьесы, что стало важным событием в жизни Малого, а в 1831 году театральная Москва впервые увидела ее целиком. В спектакле принимали участие два великих мастера московской сцены - Щепкин в роли Фамусова и Мочалов в роли Чацкого.
Артисты Малого театра, исполнявшие роли в пьесе Грибоедова:
Фрагмент из спектакля.
Слайд 12. 6. Языковедческая работа.
Учитель: Высказывание А.С.Грибоедова о комедии «Горе от ума» в письме к С.Н.Бегичеву: «Представь себе, что я с лишком восемьдесят стихов, или, лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку; я её вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою под лестницею и перед тем, как ему обличить её; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались…»
Вопрос учителя: Согласны ли вы, что комедия «Горе от ума» - это «живая, быстрая вещь»?
- Составить словарь языка Чацкого, афоризмов и подготовить его речевую характеристику. Сделать вывод о языке комедии.
Что можно сказать о Чацком на основании лексики и синтаксиса его речи?
Для составления словаря предлагается план:
1. Лексика и фразеология:
- народно-разговорные слова (батюшка, тешил, пособлю)
- народная фразеология (мы мочи нет друг другу надоели)
- слова книжные (гений, самовластье)
- иноязычные слова (климат, порвинция)
2. Синтаксис:
- простые синтаксические конструкции
- приёмы ораторской речи (обращения, риторические вопросы, восклицания)
3. Поэтический язык:
- эпитеты (подлейшие черты)
- метафоры (дым надежд)
- сравнения
- афоризмы
- меткие характеристики
- интонации иронии, сарказма.
Особенности речи героя дают читателю представление о его социальном положении, культуре, характере. Это и есть речевая характеристика. Грибоедов расширил границы применения простого разговорного языка, осуществил демократизацию русского литературного языка и сделал речь действующих лиц одним из средств характеристики.
Учитель: 1) Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы он затронул? (Инд. Задание, подготовить плакат с планом).
Ответ:
- Судьба комедии.
- Её сценическая судьба.
- Комедия нравов.
- Образ Чацкого.
- Взаимоотношения Чацкого и Софьи.
- Комедия московского света.
- «Мильон терзаний».
- Софья – Молчалин.
- Драма Софьи.
- Крушение надежд Фамусова.
- Онегин – Печорин – Чацкий.
- Кто Чацкий – победитель, жертва?
Работа со статьей И.А.Гончарова «Мильон терзаний»
1) Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи.
1. «Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов… Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием».
2. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль»
3. Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и Печориным?
«…Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь «ум».
2) Представители фамусовской Москвы.
1. Образ Софьи.
Учитель. Софья (по-гречески – мудрость) вовсе не глупа, и ей вовсе не чужда новизна. Но новизна новизне рознь. Грибоедов, как и его герой Чацкий, - сторонник далеко не всякой новизны, а только такой, которая облагораживает нравы и сулит пользу обществу. Драматурга занимает вопрос, почему неглупая девушка, которая могла бы составить счастье Чацкого, став его настоящей подругой, изменяет своим ранним духовным и душевным потребностям (ведь когда-то она разделяла взгляды Чацкого) и по собственной воле попадает в глупое положение: в конце комедии героиня узнает, что она жестоко обманулась.
Учащиеся обмениваются мнениями, подкрепляя, доказывая их цитатами из комедии.
«В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина… Но Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская, по-тогдашнему, развитая.
Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой… Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного! - итак вся ночь проходит!»
Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели её» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаз, - возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права… Ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «муж – мальчик, муж – слуга – идеал московских мужей!» вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте… недаром любил её и Чацкий… Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой «мильон терзаний».
«Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».
2. Образ Фамусова.
Учащиеся дают краткую характеристику персонажу, опираясь на текст комедии.
Если учащиеся не смогут или не захотят найти в нём положительных черт, надо их к этому подтолкнуть. Иначе утратится живость характера главного представителя светской Москвы, выведенного так ярко и рельефно в комедии А.С.Грибоедовым.
Помогут цитаты из статьи «Мильон терзаний» обобщить на образе Фамусова основные черты его общества.
«Фамусов хочет быть «тузом» - «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах и с ключом» - и так без конца, и всё это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их».
3. Образ Молчалина.
Индивид. сообщение
Двойная мораль светского общества талантливо воплощается в образе Молчалина. Уже в начале пьесы становится очевидным несоответствие его личности и «значимой» фамилии. Молчалин робок и молчалив с Софьей и в гостиной Фамусова, но с Лизой и Чацким он превращается в говоруна и повесу. Очевидно, его фамилия содержит намек на скрытые свойства его натуры.. Герой равнодушен ко всему, кроме карьеры. Обманывать всех ему помогает «пустое сердце». Он бессердечен, душа его молчит, вероятно, потому и дана ему Грибоедовым такая фамилия.
Вопрос.
Что Чацкий – жертва, понятно, но почему – победитель?
Учащиеся пытаются ответить на этот самый сложный вопрос. Помочь им может цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».
«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.
Он – вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.
Конечно, Павла Афанасьевича Фамусова он не образумил, не отрезвил и не исправил… Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю. Молчалин… не может оставаться прежним Молчалиным… Горичевы, Загорецкий, княжны – все попали под град его выстрелов, и эти выстрелы не останутся бесследны. В этом до сих пор согласном хоре иные голоса, ещё смелые вчера, смолкнут или раздадутся другие и за и против»
Эссе- вывод «Чацкий – жертва или победитель?»
Вопрос –задание.
Найдите цитаты из статьи И.А.Гончарова о значении комедии.
- «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их , прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё живёт своею нетленною жизнью, переживёт и ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности»
- «…Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем… больше всего комедия, какая едва ли найдётся в других литературах. Как картина, она, без сомнения, громадна».
Подведение итогов урока.
Слайд 13. На слайде – высказывание критика: «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть сердце, и притом он безукоризненно честен. Он искренний и горячий деятель…» (И.А.Гончаров. «Мильон терзаний»)
Учитель: Перед нами сегодня стояли непростые задачи, но я считаю, что мы достойно с ними справились. А как считает вы? Какая учебная задача показалась вам наиболее интересной? Какая вызвала серьезные затруднения? Чего вам не хватило для решения задач?
Слайд 14. Домашнее задание (проблемное)
- Как вы понимаете слова Герцена А.И.: «В комедии «Горе от ума» 4 действия. Пятое разыгралось на Сенатской площади в Петербурге в 1825 году»?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Цели урока: показать новаторство Грибоедова в изображении человеческих характеров и дать понимание обобщающего смысла образов комедии, углубить представления учащихся о личности писателя и его общественной гуманистической позиции
Литературная викторина «Узнай героя». Кто и о ком говорит в комедии? Ведь экая шалунья ты, девчонка. Не мог придумать я, что это за беда! То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано? Что помнится? Он славно Пересмеять умеет всех; Болтает, шутит, мне забавно; Делить со всяким можно смех.
Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. - Смеешься! можно ли! чем повод подала Тебе я к хохоту такому! В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно, Неподражаемо, и это вам известно, И потому скромны, не смотрите на свет. Не влюблены ли вы? прошу мне дать ответ, Без думы, полноте смущаться.
Где он, кстати? Еще ли не сломил безмолвия печати? Бывало песенок где новеньких тетрадь Увидит, пристает: пожалуйте списать. А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари; В Москву переведен через мое содейство; И будь не я, коптел бы ты в Твери.
.…вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой. Он слова умного не вымолвил отроду…
Мой муж - прелестный муж, вот он сейчас войдет, Я познакомлю вас, хотите? Сергей Сергеич, запоздали; А мы вас ждали, ждали, ждали.
Задание: провести анализ соответствия комедии Грибоедова канонам классицизма – классицизм или критический реализм? Аналитическая работа Историческая работа Задание: установить хронологическую последовательность и соответствие дат; сделать сообщение о значении патриотической деятельности Грибоедова. Географическая работа Задание (домашнее): подготовить презентацию по теме «Грибоедовские места». Прокомментировать ответ.
Исследовательская работа Задание: проанализировать монологи Фамусова и Чацкого, сделать выводы об основных чертах фамусовского общества. Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине. ** *********************************************** На все свои законы есть: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, - Тот и жених. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в семью не включат. На нас не подиви. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.
Искусствоведческая работа Задание: постановка комедии «Горе от ума» на сцене. Исполнители роли Чацкого
Языковедческая работа Представь себе, что я с лишком восемьдесят стихов, или, лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку; я её вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою под лестницею и перед тем, как ему обличить её; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались…» А.С.Грибоедов С.Н.Бегичеву Задание: составить словарь языка Чацкого, афоризмов и подготовить его речевую характеристику. Сделать вывод о языке комедии. Что можно сказать о Чацком на основании лексики и синтаксиса его речи?
Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть сердце, и притом он безукоризненно честен. Он искренний и горячий деятель… И.А.Гончаров. «Мильон терзаний»
Проблемное домашнее задание - Как вы понимаете слова Герцена А.И.: « В комедии « Горе от ума » 4 действия. Пятое разыгралось на Сенатской площади в Петербурге в 1825 году »?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Улица имени Грибоедова в Брянске
Памятник А.С.Грибоедову в Алуште
Памятник А.С.Грибоедову в Москве
Памятник А.С.Грибоедову в Санкт- Петербурге
Канал Грибоедова
Память о А.С.Грибоедове в филателии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/01/picture-652.png)
Обобщающий урок по теме "Предлог"
Урок в стихах со множеством забавных и занимательных упражнений для закрепления темы....
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/07/picture-801.jpg)
Обобщающее повторение по теме "Тип членистоногие"
Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интерактивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного п...
Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России" 8 клас
Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России". Форма проведения - группопая работа....
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/10/picture-1186409-1573403324.jpg)
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...