Бесприданница» Островского. «Духовное одиночество Ларисы
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Князева Елена Викторовна
 
 Конспект урока-обобщения по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Бесприданница» Островского. «Духовное одиночество Ларисы»

                                                          Эпиграф: «Ни от кого я не видела счастья».

Ход урока:

  Цели урока:

образовательная: проследить зарождение конфликта – проследить, какие есть враждующие стороны; научить их определять роль художественной детали в тексте;

развивать навыки аналитического мышления и сотворчество, коммуникативную деятельность школьников; актуализация знаний;

– воспитывать стремление быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке;

1.Орг. момент.

2.  Викторина

Согласно авторской ремарке  – «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30».Мнения различных персонажей о нем довольно противоречивы. В глазах одних  «идеал мужчины», для других  всего лишь «промотавшийся кутила», «развратный человек». Вы узнали кто это? (Сергей Сергеевич Паратов) 

 Как называется пароход, владельцем которого  является  Сергей Сергеевич Паратов?(«Ласточка»)

  Вдова средних лет, принадлежит к «порядочной фамилии», одевается «изящно, но смело и не по летам». Женщина  «бойкая и проворная», достаточно демократичная в общении. Дом  всегда полон гостей, хотя хозяйка не совсем разборчива в выборе тех, кого приглашает к себе.

(Харита Игнатьевна Огудалова)

 Вожеватов преподнес  дочери Ларисе в подарок ко дню рождения дорогое украшение, а Х.И. заставляет ее благодарить за это не только Вожеватова, но и Кнурова почему?

 Согласно авторской ремарке,  «очень молодой человек», «один из представителей богатой торговой фирмы». Судя по всему, занимается перевозкой грузов по Волге, владеет баржами, собирается купить еще один пароход. Кто же это? ( Купец Василий Данилович Вожеватов)

  Является предметом преклонения и восхищения в своем кругу. «Эта женщина создана для роскоши», «дорогой бриллиант дорогой и оправы требует»,- так говорят о ней персонажи пьесы.  Имя в переводе с греческого означает «чайка». Кто же эта милая барышня?(Лариса Дмитриевна Огудалова).

   Вы, конечно, помните имя  жениха Ларисы?

(Юлий Капитоныч Карандышев)

3.Беседа по драме «Бесприданница».

Окружение Ларисы.

Роль Паратова, Кнурова и Вожеватова, Карандышева в судьбе Ларисы.

  1. Почему для Ларисы неприемлемы материнские убеждения?
  2. Оцените высказывание Огудаловой: «Так уж лучше унижаться смолоду, чтобы пожить по-человечески». Какое ваше мнение?
  3. «Притворяйся и лги»- вот жизненное кредо Огудаловой. Кто из персонажей «Грозы» имеет подобные взгляды? Но не только рядом с матерью одинока Лариса, чужими  оказывается для нее Паратов, Кнуров и Вожеватов, Карандышев.
  4. Любил ли Паратов  Ларису? Что чувствовал, вовлекая в последнюю убийственную интригу? Чем оправдывал себя в объяснении с Ларисой? (д.2 явл.8) Какие чувства, по-вашему, он мог испытывать после смерти героини?
  5. Кнуров и Вожеватов: виновники или свидетели гибели Ларисы?  (Люди  по-своему любящие героиню. Они знают о бедственном положении, о потрясении,  вызванном предательством Паратова. Искренне сочувствуя ее горю, они как тени следуют за ней. Однако такое рыцарское отношение всего лишь видимость. Воспользовавшись душевным кризисом Ларисы, они пытаются купить ее любовь, опустившись даже до того, что разыгрывают по жребию, кому же  из них она достанется).
  6. Что же привело Ларису к мысли принять гнусное предложение Кнурова, неужели уроки маменьки? Могла ли она стать счастливой, соединив свою судьбу с «добрым и  богатым» человеком? Ответы подтвердить текстом (д.1, явл.2,д.2 явл.4, д.4 явл.8).
  7. Карандышев. Он убийца или благодетель Ларисы? Могла ли Лариса, будучи светлой личностью, оказать благотворное влияние на Карандышева, облагородить его, перевоспитать, поднять до своего уровня?
  8. Что было бы с Ларисой, если бы Карандышев не убил ее?
  9. Почему выстрел Карандышева Лариса

восприняла как  благодеяние?

  1.  Сравните сцены гибели героинь в пьесах «Гроза» и «Бесприданница». Финал какой из них представляется вам наиболее трагичным, безысходным и почему?

Причины трагедии главной героини:

Полемика о причинах трагедии Ларисы.  (Что можно считать причиной трагедии: роковую страсть героини к недостойному человеку, а также губительную силу капиталистических отношений, или излишняя доверчивость героини и т.д.)

Вопросы  д/з: 13, 14,15, 16 по учебнику.

Подведение итогов . Слово учителя.

Поэтичность души, лиризм, ранимость  заставляют Ларису с болью переживать безнравственную жизнь и свое духовное одиночество в доме матери.  Обручение с ненавистным Карандышевым.  Предательство Паратова, с которым связывала мечты о счастье. Лариса испытывала искушение броситься вниз с обрыва, но что-то не дало ей совершить самоубийство. «Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить…когда нельзя жить, да и не нужно».

  В ней нет отчаянной решимости и мужества Катерины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по драме Островского "Бесприданница"

Разработка урока в 10 классе по драме Островского "Бесприданница"  с презентацией к уроку...

Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

  Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н.Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес кла...

Тест по драме Островского "Бесприданница"

Электронный тест по драме островского "Бесприданница"...

Урок-педмастерская "Поговорим о странностях любви"( по пьесам А.Н.Островского "Гроза", "Бесприданница"

Урок литературы в 10 классе в системе уроков по творчеству А.Н.Островского построен по типу французской педмастерской. На уроке используется материал пьес "Гроза", "Бесприданница" для повторения и обо...

Урок-анализ по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему п...

Духовное одиночество. Рассказ Астафьева «Людочка»

Урок литературы посвящаем произведению В.П. Астафьева, нашего писателя-земляка. В одном рассказе читаем завет, знакомый каждому грузину: "Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чт...

Урок литературы в 10 классе .А.Н. Островский «Бесприданница» Своеобразие конфликта. Лариса и Паратов («В глазах, как на небе, светло…»)

В ходе урока  учащиеся определяли  причины  конфликта  в  пьесе, выстраивали композицию пьесы, раскрывали    социальную  и    психологическу...