Мир женщины пушкинской эпохи.
проект по литературе (9 класс) на тему

Демкина Марина Владимировна
В  пушкинское время женщина считалась «чудом   природы», достойным восхищения, любви и поклонения. Поэтому нам интересен  мир женщины, жившей двести лет назад. В  презентации  содержатся ответы  на следующие вопросы:
-Почему современники Пушкина так преклонялись перед дамами , за какие качества воспевали их в своих поэтических творениях?
-Какая она, женщина Пушкинской эпохи?

Данная презентация создана в ходе реализации  учебного проекта "Пушкинская эпоха в литературе первой трети 19 века".Материалы  могут быть использованы при изучении тем "Биография А.С.Пушкина", при изучении романа "Евгений Онегин" в 9 классе средней школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mir_zhenshchiny_pushkinskoy_epohi.ppt1.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Женский мир Пушкинской эпохи Авторы: Демкина М.В., группа учащихся 9 кл. МОУ СОШ №66

Слайд 2

Прикоснуться к тайне В пушкинское время женщина считалась «чудом природы», достойным восхищения, любви и поклонения. Поэтому нам интересен мир женщины, жившей двести лет назад. В нашей работе мы попытаемся ответить на следующие вопросы: Почему современники Пушкина так преклонялись перед дамами , за какие качества воспевали их в своих поэтических творениях? Какая она, женщина Пушкинской эпохи?

Слайд 3

Имя где для тебя? Не сильно смертных искусство Выразить прелесть твою! B. А. Жуковский Она. . .Возлюбленная, жена, муза. Сколько в русской культуре связано с Ней! Здесь нашли свое воплощение и дух времени, и душа мужчины, поклонявшегося «прекрасной даме», и сердце женщины, ее духовная энергия. Женский мир в XIX веке сильно отличался от мужского. Женщины не состояли на службе, не участвовали в политике. Но это не лишало их значительности в дворянском обществе.

Слайд 4

Все совершенства идеала Поэты Золотого века русской культуры запечатлели женский мир, его красоту, очарование, неповторимость: Она меня очаровала, Я в ней нашел все красоты, Все совершенства идеала… Н. Языков Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок. Н.Заболоцкий Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей А.Пушкин

Слайд 5

Как формировалась идеальная женщина? Е.Р.Воронцова-Дашкова, руководитель двух российских академий наук: « Дядя не жалел денег на домашних учителей- мы говорили на четырех языках, хорошо танцевали, умели рисовать; у нас были изысканные манеры, и мы слыли за отлично воспитанных девиц». В начале XIX молодые дворянки могли получить не только домашнее образование, но и поступить в частные пансионы , в Институт Благородных девиц(Смольный). Так воспитывалась светская дама - «гений чистой красоты» О своем детстве она вспоминала: « Мой

Слайд 6

И в мир искусства влюблена В XIX веке женщины становятся читательницами, роль книги и искусства в жизни женщины особенно велики. Театр среди петербуржских и московских дам был особенно популярен. Мягко поблескивала позолота и бархат лож, в свете колеблющихся свечей особенно красиво выглядели обнаженные женские плечи, вспыхивали бриллианты подвесок и диадем, золотое шитье на мундирах офицеров. Молодые щеголи наводили лорнеты на ложи незнакомых дам. Гордая и непринужденная осанка, изящно причесанные головки раскачиваются на стебельках тонких шеек, легкая улыбка блуждает по губам.

Слайд 7

Таких невест искали на балу Бал - это особое событие для юной девушки. Марта Вильмот: «Кити облачила меня в белую атласную юбку, поверх нее надела креповое платье с великолепной турецкой отделкой,шлейф платья был закреплен наверху... но вместо ленты через плечо шла отделка с блестящей золотой кистью». Из правил поведения на балу: Дамам передвигаться мягко, бесшумно и грациозно Быть скромной с кавалером Вести общение приятно и мило Избегать нескромных взоров Не допускать дурного юмора Иметь скромную причёску Соблюдать бальный этикет…

Слайд 8

Ты поймешь, конечно, эту Аллегорию цветную? Язык цветов Если она приколола цветок юноши у сердца, значит, любит. Символика цветов: василек - верность, искренность; маргаритка - терпение, печаль; тюльпан - гордость фиалка - скромность и дружба; ноготки - кокетство; мак - воспоминания; Существовали открытки с изображениями цветов: мак - сохраним нашу тайну; лист клевера - жду ответа . Язык веера -веер развернут - "я замужем"; -веер закрывается – "вы мне безразличны"; -веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".; -подать мужчине веер верхним концом - симпатия и любовь; -подать ручкой – презрение. Дама казалась кавалеру тайной, загадкой Лишь намёками можно было общаться с прекрасной незнакомкой

Слайд 9

Все таланты под их началом Воспитанные на французской литературе, дамы следили за литературной модой. В художественном салоне княгини Волконской собирались самые замечательные личности: сановники, молодежь и возраст зрелый, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Через «академию» Зинаиды Волконской прошли Е.А. Баратынский и А.А. Дельвиг. В.А. Жуковский и Н.М. Языков. П.А. Вяземский и И. И. Козлов, В.Ф. Одоевский и Д.В. Давыдов, А.И. Тургенев и Д.В. Веневитинов, Ф.И. Тютчев и В.К. Кюхельбекер.

Слайд 10

«Верная супруга и добродетельная мать» Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица. Из писем А.С.Пушкина Н.Н. Гончаровой Участь моя решена. Я женюсь...» Та, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой вчера казалось мне блаженством — боже мой — она... почти моя». А. С Пушкин(1830 г.) «…Жена моя прелесть, и чем долее я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я не заслужил перед Богом».

Слайд 11

Всё было общее - печали и радости Выйдя замуж, женщины XIX века принимали на себя заботу о домашнем очаге, посвящали себя супругу и детям Не случайно в 1825 году женщины-декабристки выступили в роли хранительниц высоких идеалов Теперь перед нами дорога добра, Дорога избранников Бога! Найдём мы униженных, скорбных мужей. Но будем мы им утешеньем, Мы кротостью нашей смягчим палачей, Страданье осилим терпеньем. Опорою гибнущим, слабым, больным Мы будем в тюрьме ненавистной И рук не положим, пока не свершим Обета любви бескорыстной!.. Н.Некрасов

Слайд 12

Чистейшей прелести чистейший образец Есть что-то в ней, что красоты прекрасней Что говорит не с чувствами - с душой, Есть что-то в ней над сердцем самовластней Земной любви и прелести земной. Е. Баратынский

Слайд 13

Выводы Поэты, художники, деятели искусства первой половины XIX века воспевали в своих творениях прекрасных дам . Женщины не состояли на службе, не участвовали в политике. Но это не лишало их значительности в дворянском обществе. Они были прекрасными домоуправительницами, супругами , матерями. Роль женщины была очень велика- они являлись главными вдохновительницами мужчин. И женщины действительно были достойны восхищения : они были великолепно воспитаны, утончённы в манерах, блистательны внешне, богаты духовно. Поэтому сегодня, как и в пушкинские времена, нам интересен этот далекий и малознакомый мир женщины XIX века.

Слайд 14

Источники Налья Будур "Рождество", М. 1997г. И.А. Женвакова "Улица Горького, 14", М. 1987г. "Знаменитые россияне XVIII-XIX в.", С.-П. 1996г. Ю.М. Лотман "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII- нач. XIX в.)", С. - П. 1994 г. Нонне Марченко "Приметы русской старины", М. 2001г. Э.А. Павлюченко "В добровольном изгнании", М. 1976г. "Песнь любви" лирика русских поэтов XIX и XX веков", М. 1997г. Ю.С. Рябцев "История русской культуры XVIII-XIX в.", М. 1997г. М.Д. Сергеев "Подвиг любви бескорыстной", М. 1996г. М.Ш. Файнштейн "Писательницы пушкинской поры", Лен. 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пушкинская эпоха в романе "Евгений Онегин"

Презентация к уроку "Пушкинская эпоха в романе "Евгений Онегин"...

Паспорт учебного проекта " Пушкинская эпоха в литературе первой половины 19 века".

Основная цель этого проекта- научить школьников интерпретировать факты истории и культуры первой половины 19 века на основе литературных и исторических произведений пушкинской эпохи.Типология проекта:...

Дидактический материал к учебному проекту "Пушкинская эпоха в литературе" ( буклет "Москва в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин").

Буклет разработан в качестве дидактического материала к урокам учебного проекта "Пушкинская эпоха в литературе первой трети 19 века"....

Дидактический материал к учебному проекту "Пушкинская эпоха в литературе" ( буклет " Москва в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин").

Буклет разработан в качестве дидактического материала к урокам учебного проекта "Пушкинская эпоха в литературе первой трети 19 века"....

Дидактический материал к учебному проекту "Пушкинская эпоха в литературе" ( буклет " Программа придворного бала ").

Буклет разработан в качестве дидактического  материала к урокам учебного проекта "Пушкинская эпоха в литературе первой трети 19 века"....

Дидактические материалы к учебному проекту "Пушкинская эпоха в литературе " первой трети 19 века.

Буклеты и листовки для учащихся  9 класса по темам: "Театр в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин","Программа придворного бала" .Материалы  могут быть использованы при...

доклад «Эстетическое воспитание и приобщение к традициям русского общества Пушкинской эпохи»

Опыт работы по модулю «В ритмах танца»  к программе «Азбука танца».Понимая необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения и  возрождения духовно-нравс...