Урок "Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Володенкова Валентина Викторовна

Данный урок подготовлен в рамках изучения творчества А. С. пушкина. Кроме этого использование метода синквейн (см. урок) позволяет подготовить обучающихся к ОГЭ, в частности к заданию 15.3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_8_klasstehnolog._karta.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение «Лицей Физико-техническая школа»

Методическая разработка урока «Друзья, прекрасен наш союз»

 по теме Дружба в жизни и творчестве А. С. Пушкина.

для учащихся 8 класса.

Подготовила Володенкова В. В.

учитель русского языка и литературы

Обнинск 2017 г.

Технологическая карта.

Класс  8л. Предмет  литература. Учитель Володенкова В. В.

Тема: Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина на примере стихотворения «19 октября».

Дата20.10.2017

Ведущая цель урока: Создать условия для формирования понятия дружба, выявить уровень владения системой знаний и умений по теме дружба через развитие умения объяснять свой выбор, высказывать суждение, что будет способствовать повышению интереса к изучаемому материалу, воспитанию сознательного отношения к проблеме, развитию навыков общения и совместной деятельности,  самоанализа и рефлексии. Способствовать  формированию целостной системы ведущих знаний по теме, рациональных способов применения их на практике. Углубить знания по творчеству А. С. Пушкина.

Вид  урока:  обобщение и систематизация знаний и умений. 

Основной метод обучения: метод развития критического мышления через чтение и анализ текста.

Средства обучения: ИКТ.

Этап урока

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мотивирование на учебную деятельность.

(1 мин.)

Здоровается с учениками.

1. Коммуникативная компетенция:

Адекватное понимание устного и письменного сообщения,

способность извлекать информацию из разных источников.

Овладевают приёмами систематизации и отбора,

овладевают способностью свободно и правильно излагать свои мысли.

Вырабатывают умение держаться перед аудиторией.

2 Литературоведческая.

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, на примере стихотворения «19 октября». Углубить знания по теме «Дружба и друзья в творчестве и жизни А. С. Пушкина».

3 Культуроведческая компетенция

Работа с текстом А. С. Пушкина создаёт основу для осознания языка, как факта культуры.

1. Коммуникативная компетенция:

Формулировать проблему, адекватное понимание устного и письменного сообщения,

Способность извлекать информацию из источников. Овладевают приёмами систематизации и отбора,

Овладевают способностью свободно и правильно излагать свои мысли,

Умение держаться перед аудиторией.

2 Познавательная:

Умение выдвигать аргументы.

Строить логическую цепь рассуждений, анализировать текст.

3 Регулятивная:

Ставить цель,

планировать последующие действия,

осуществлять самоконтроль и самооценку.

Целеполагание, постановка проблемы.

(3 мин.)

Посмотрите на слайд (слайд№1), мы вновь обращаемся к творчеству А. С. Пушкина. Прочтите эпиграф к нашему уроку.

О чём, как вы думаете, сегодня пойдёт речь на уроке? Мы не просто поговорим о дружбе, а ответим на вопросы:

1. Какое значение имела дружба в жизни А. С. Пушкина?

2. Что больше всего ценит А. С. Пушкин в друзьях?

Читают эпиграф. Отвечают на вопросы учителя.

Реализация домашнего задания.

(5 мин.)

К уроку вы должны были выучить фрагмент стихотворения «19 октября». Давайте прочитаем стихотворение наизусть.

Каждый ученик рассказывает наизусть свой фрагмент.

Постановка и решение проблемы.

(10 мин.)

Систематизация знаний.

(15 - 20 мин.)

Ответьте на вопросы:

1. Как меняется эмоциональное состояние героя?

2. Найдите лексику, которая говорит об этом.

3. Как пейзаж в начале стихотворения помогает понять, что чувствует автор?

4. С чем связано чувство утраты, которое мы наблюдаем в первых двух строфах?

5. Как вы понимаете слово «опальный»?

6. Найдите в тексте фрагмент, который показывает, что настроение автора кардинально изменилось.

7. С чем связаны перемены в настроении автора?

8. Назовите друзей А. С. Пушкина, о которых говорится в этом стихотворении.

 

У нас есть ребята, которые подготовили краткие биографические справки о друзьях Пушкина. (На слайде портреты Корсакова, Матюшкина, Пущина, Дельвига, Горчакова, Кюхельбекера).

Теперь обратимся к тексту и ответим на главные вопросы урока, как относился Пушкин к своим друзьям, что ценил в них.

Вам предстоит письменно выполнить следующие задачи:

1. Подчеркнуть слова, которые передают отношение Пушкина к друзьям.

2. Подчеркнуть строки, в которых поэт говорит о достоинствах своих друзей.

Будем работать по вариантам.

1 вариант -  о Корсакове,

2 вариант – о Матюшкине,

3 вариант – о Пущине,

4 вариант -  о Горчакове,

5 вариант – о Дельвиге,

6 вариант – о Кюхельбекере.

Опрос детей фронтальный.

Предлагаю Вам пройти мини-тест «Друзья Пушкина» (слайд №8-13, на слайде фрагменты из стихотворения о друзьях Пушкина, надо сказать, о ком из них данный фрагмент текста).

Отвечают на вопросы, работают с текстом.

Рассказ о друзьях Пушкина.

Анализируют текст, выделяют необходимую информацию. Отвечают.

Отвечают на вопрос. Соотносят фрагмент и личность героя.

Оценивание.

Учитель выбирает лучшую группу и оценивает её. Кроме того после рефлексии, если мнения учеников о том, кто был самым эффективным на уроке, совпадут оценить и его.

Этап рефлексии.

(4 мин.)

Продолжите фразы:

1. Дружба – это…

2. Пушкин актуален до сих пор, потому что…

(слайд №14)

Высказывают своё мнение по предложенной теме.

Объяснение Д/З

(3 мин.)

Составьте синквейн к слову ДРУЖБА (см. слайд № 15.16) Привожу свой пример.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина. Урок литературы в 9 классе.

Цели урока:- рассмотреть роль лицейского периода в «становлении пера» писателя и формировании его литературных вкусов;- проанализировать, как тема дружбы и братства раскрывается в творчестве поэта;- о...

Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина. Урок литературы в 9 классе.

Цели урока:- рассмотреть роль лицейского периода в «становлении пера» писателя и формировании его литературных вкусов;- проанализировать, как тема дружбы и братства раскрывается в творчестве поэта;- о...

презентация к уроку "Лирика дружбы в творчестве А.С. Пушкина"

Презентация к уроку литературы "Лирика дружбы в творчестве А.С. Пушкина"...

Тема дружбы в творчестве А.С. Пушкина

Представлены презентация и конспект урока "Тема дружбы в творчестве А.С. Пушкина" Материал позволяет рассмотреть, как развивалась тема дружбы в разные периоды творчества А.С.Пушкина;развивать нав...

Лирика дружбы в творчестве А.С.Пушкина

Презентация о Пушкине и его лицейских друзьях...