Урок "Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Данный урок подготовлен в рамках изучения творчества А. С. пушкина. Кроме этого использование метода синквейн (см. урок) позволяет подготовить обучающихся к ОГЭ, в частности к заданию 15.3.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_klasstehnolog._karta.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение «Лицей Физико-техническая школа»
Методическая разработка урока «Друзья, прекрасен наш союз»
по теме Дружба в жизни и творчестве А. С. Пушкина.
для учащихся 8 класса.
Подготовила Володенкова В. В.
учитель русского языка и литературы
Обнинск 2017 г.
Технологическая карта.
Класс 8л. Предмет литература. Учитель Володенкова В. В.
Тема: Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина на примере стихотворения «19 октября».
Дата20.10.2017
Ведущая цель урока: Создать условия для формирования понятия дружба, выявить уровень владения системой знаний и умений по теме дружба через развитие умения объяснять свой выбор, высказывать суждение, что будет способствовать повышению интереса к изучаемому материалу, воспитанию сознательного отношения к проблеме, развитию навыков общения и совместной деятельности, самоанализа и рефлексии. Способствовать формированию целостной системы ведущих знаний по теме, рациональных способов применения их на практике. Углубить знания по творчеству А. С. Пушкина.
Вид урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Основной метод обучения: метод развития критического мышления через чтение и анализ текста.
Средства обучения: ИКТ.
Этап урока Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
Мотивирование на учебную деятельность. (1 мин.) | Здоровается с учениками. | 1. Коммуникативная компетенция: Адекватное понимание устного и письменного сообщения, способность извлекать информацию из разных источников. Овладевают приёмами систематизации и отбора, овладевают способностью свободно и правильно излагать свои мысли. Вырабатывают умение держаться перед аудиторией. 2 Литературоведческая. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, на примере стихотворения «19 октября». Углубить знания по теме «Дружба и друзья в творчестве и жизни А. С. Пушкина». 3 Культуроведческая компетенция Работа с текстом А. С. Пушкина создаёт основу для осознания языка, как факта культуры. | 1. Коммуникативная компетенция: Формулировать проблему, адекватное понимание устного и письменного сообщения, Способность извлекать информацию из источников. Овладевают приёмами систематизации и отбора, Овладевают способностью свободно и правильно излагать свои мысли, Умение держаться перед аудиторией. 2 Познавательная: Умение выдвигать аргументы. Строить логическую цепь рассуждений, анализировать текст. 3 Регулятивная: Ставить цель, планировать последующие действия, осуществлять самоконтроль и самооценку. | |
Целеполагание, постановка проблемы. (3 мин.) | Посмотрите на слайд (слайд№1), мы вновь обращаемся к творчеству А. С. Пушкина. Прочтите эпиграф к нашему уроку. О чём, как вы думаете, сегодня пойдёт речь на уроке? Мы не просто поговорим о дружбе, а ответим на вопросы: 1. Какое значение имела дружба в жизни А. С. Пушкина? 2. Что больше всего ценит А. С. Пушкин в друзьях? | Читают эпиграф. Отвечают на вопросы учителя. | ||
Реализация домашнего задания. (5 мин.) | К уроку вы должны были выучить фрагмент стихотворения «19 октября». Давайте прочитаем стихотворение наизусть. | Каждый ученик рассказывает наизусть свой фрагмент. | ||
Постановка и решение проблемы. (10 мин.) Систематизация знаний. (15 - 20 мин.) | Ответьте на вопросы: 1. Как меняется эмоциональное состояние героя? 2. Найдите лексику, которая говорит об этом. 3. Как пейзаж в начале стихотворения помогает понять, что чувствует автор? 4. С чем связано чувство утраты, которое мы наблюдаем в первых двух строфах? 5. Как вы понимаете слово «опальный»? 6. Найдите в тексте фрагмент, который показывает, что настроение автора кардинально изменилось. 7. С чем связаны перемены в настроении автора? 8. Назовите друзей А. С. Пушкина, о которых говорится в этом стихотворении.
У нас есть ребята, которые подготовили краткие биографические справки о друзьях Пушкина. (На слайде портреты Корсакова, Матюшкина, Пущина, Дельвига, Горчакова, Кюхельбекера). Теперь обратимся к тексту и ответим на главные вопросы урока, как относился Пушкин к своим друзьям, что ценил в них. Вам предстоит письменно выполнить следующие задачи: 1. Подчеркнуть слова, которые передают отношение Пушкина к друзьям. 2. Подчеркнуть строки, в которых поэт говорит о достоинствах своих друзей. Будем работать по вариантам. 1 вариант - о Корсакове, 2 вариант – о Матюшкине, 3 вариант – о Пущине, 4 вариант - о Горчакове, 5 вариант – о Дельвиге, 6 вариант – о Кюхельбекере. Опрос детей фронтальный. Предлагаю Вам пройти мини-тест «Друзья Пушкина» (слайд №8-13, на слайде фрагменты из стихотворения о друзьях Пушкина, надо сказать, о ком из них данный фрагмент текста). | Отвечают на вопросы, работают с текстом. Рассказ о друзьях Пушкина. Анализируют текст, выделяют необходимую информацию. Отвечают. Отвечают на вопрос. Соотносят фрагмент и личность героя. | ||
Оценивание. | Учитель выбирает лучшую группу и оценивает её. Кроме того после рефлексии, если мнения учеников о том, кто был самым эффективным на уроке, совпадут оценить и его. | |||
Этап рефлексии. (4 мин.) | Продолжите фразы: 1. Дружба – это… 2. Пушкин актуален до сих пор, потому что… (слайд №14) | Высказывают своё мнение по предложенной теме. | ||
Объяснение Д/З (3 мин.) | Составьте синквейн к слову ДРУЖБА (см. слайд № 15.16) Привожу свой пример. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Дружба в творчестве А.С.Пушкина.Друзья поэта".Выполнил Тюменев Умид.Руководила Т.Ю.Волкова.
О дружбе в творчестве А.С.Пушкина...
Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина. Урок литературы в 9 классе.
Цели урока:- рассмотреть роль лицейского периода в «становлении пера» писателя и формировании его литературных вкусов;- проанализировать, как тема дружбы и братства раскрывается в творчестве поэта;- о...
Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина. Урок литературы в 9 классе.
Цели урока:- рассмотреть роль лицейского периода в «становлении пера» писателя и формировании его литературных вкусов;- проанализировать, как тема дружбы и братства раскрывается в творчестве поэта;- о...
презентация к уроку "Лирика дружбы в творчестве А.С. Пушкина"
Презентация к уроку литературы "Лирика дружбы в творчестве А.С. Пушкина"...
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
Тема дружбы в творчестве А.С. Пушкина
Представлены презентация и конспект урока "Тема дружбы в творчестве А.С. Пушкина" Материал позволяет рассмотреть, как развивалась тема дружбы в разные периоды творчества А.С.Пушкина;развивать нав...
Лирика дружбы в творчестве А.С.Пушкина
Презентация о Пушкине и его лицейских друзьях...