Урок-викторина по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Данная викторина проводится с целью проверки учащихся знания текста пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», готовности работы над анализом произведения. Викторина проводится посредством обращения к какому-либо ученику. Можно поделить учащихся на 6 групп, каждая группа будет представлять одного героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gurova_v_e_urok-_viktorina.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-викторина
по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».
Гурова В. Е., учитель русского языка и
литературы МБОУ «Наргинская СОШ»
ЦЕЛЬ: Данная викторина проводится с целью проверки обучающихся знания текста пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», готовности работы над анализом произведения.
Викторина проводится посредством обращения к какому-либо ученику.
Можно поделить учащихся на 6 групп, каждая группа будет представлять одного
героя.
- – Согласно авторской ремарке, вы «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30». Мнения различных персонажей пьесы о Вас довольно противоречивы. В глазах одних вы «идеал мужчины», для других вы всего лишь «промотавшийся кутила», «развратный человек».
- Вы себя узнали? Кто вы?
(Сергей Сергеич Паратов.)
- Уважаемый Сергей Сергеич! Будьте добры, представьтесь сейчас публике так, как представили себя при знакомстве с Карандышевым.
(«Человек с большими усами и малыми способностями»).
- Как назывался пароход, владельцем которого вы являетесь?
(«Ласточка»)
- Кому Вы его продаете?
(Купцу Вожеватову.)
- Помните, Вожеватов интересуется, не жаль ли Вам продавать свой пароход? Что Вы ему ответили?
(«Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Пармёныч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски».)
- Господин Паратов, Вы употребляете в речи очень много пословиц и поговорок. Харита Игнатьевна Огудалова поинтересовалась однажды, откуда Вы столько русских пословиц знаете. Ответьте, пожалуйста же, Огудаловой.
(«С бурлаками водился, тетенька, так русскому языку и выучился».)
- – Вы, вдова средних лет, принадлежите к «порядочной фамилии», одеваетесь «изящно, но смело и не по летам». Женщина Вы «бойкая и проворная», достаточно демократичная в общении. Дом у Вас всегда полон гостей, хотя Вы не совсем разборчивы в выборе тех, кого приглашаете к себе. Будьте любезны, сударыня, представьтесь.
(Харита Игнатьевна Огудалова.)
- Харита Игнатьевна, про Вас в городе говорят, что Вы живете не по средствам: открыто всех принимаете, дочери подарки дорогие дарите. Откуда у Вас деньги на это?
(Кнуров и Вожеватов дают деньги на подарки.
Вожеватов: «Женихи платятся. Как кому понравилась дочка, тот и раскошеливайся. Потом на приданое возьмет с жениха, а приданого не спрашивай».)
- Сколько у вас дочерей? Какова их судьба?
(3 дочери. Младшая дочь – Лариса .
Вожеватов: «Старшую увез какой-то горец, кавказский князек. …
Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер».)
- Вожеватов преподнес Вашей дочери Ларисе в подарок ко дню рождения дорогое украшение, а Вы заставляете ее благодарить за это не только Вожеватова, но и Кнурова.
«А Кнурова-то за что?» - спрашивает Лариса.
Может быть, Вы раскроете секрет Ваших хитростей: почему Лариса должна благодарить за подарок двоих?
(Огудалова показала подарок Вожеватова Кнурову, заметив, что желала бы подарить дочери это украшение, да денег нет, видно, придется отказаться от приглянувшейся вещички. Попавшийся на хитрость Кнуров дал деньги на «покупку».)
- - Согласно авторской ремарке, Вы «очень молодой человек», «один из представителей богатой торговой фирмы». Судя по всему, Вы занимаетесь перевозкой грузов по Волге, владеете баржами, собираетесь купить еще один пароход. Кто же Вы?
(Купец Василий Данилыч Вожеватов.)
- Василий Данилыч, однажды Вы посоветовали Кнурову оригинальное средство борьбы с насморком. Будьте добры, расскажите, как эффективно и быстро избавиться от насморка.
(Вожеватов: «Мне один англичанин говорил, что от насморка хорошо шампанское натощак пить».)
- Василий Данилыч! Что за чай подавал Вам в кофейне слуга и почему Вы за него так дорого платили?
(Это было вино, разлитое в чайники.)
- – Вы являетесь предметом преклонения и восхищения в своем кругу. «Эта женщина создана для роскоши», «дорогой бриллиант дорогой и оправы требует», - так говорят о Вас персонажи пьесы. Ваше имя в переводе с греческого означает «чайка». Кто же Вы, милая барышня?
(Лариса Дмитриевна Огудалова.)
- Вы приводите в восторг всех слушателей своим пением. На каком инструменте Вы играете, какой романс Вы исполняете в пьесе?
(Гитара. «Не искушай меня без нужды».)
- Вы, конечно, помните имя своего жениха?
(Юлий Капитоныч Карандышев.)
- Паратов удивляется тому, что Ваш выбор пал на человека мелкого и ничтожного, и спрашивает, какие достоинства имеет Ваш жених. Что Вы ответили Паратову?
(Он обладает одним, но самым дорогим достоинством – «Он любит меня».)
- Лариса Дмитриевна, Ваш жених возмущен тем, что Вы Вожеватова фамильярно называете Васей. Вот и Кнуров отмечает, что Вожеватов к Вам гораздо ближе, чем другие. В чем же состоит эта особенная близость? И чем ее объяснить?
(Вожеватов: «Да в чем моя близость? Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которые девушкам читать не дают».
Лариса: «Мы с малолетства знакомы, еще маленькими играли вместе – ну, я и привыкла».)
- Лариса Дмитриевна, всем известна необычайная смелость и даже дерзость Паратова. Вы, как помнится, восхищались этими качествами Сергея Сергеича. Расскажите, как он однажды продемонстрировал эти свои качества.
(Стрелял в монету, которую держала в руке Лариса.)
- – Вы провинциальный актер. Несмотря на то, что Ваш псевдоним Аркадий Счастливцев, нельзя сказать, чтобы судьба была к Вам особенно благосклонна. Ваша артистическая карьера не удалась, да и в жизни Вы далеко не на первых ролях, чаще всего окружающие играют Вами. Как Вас именуют по пьесе и почему?
(Робинзон.
Он ехал на каком-то пароходе с купеческим сыном; оба пьяные до последней возможности. Творили они что им только в голову придет, публика все терпела. Наконец, в довершение безобразия придумали драматическое представление: разделись, разрезали подушку, вывалялись в пуху и начали изображать диких. Тут уж капитан, по требованию пассажиров, и высадил их на пустой остров. Мимо плыл на своем пароходе Паратов. Он подобрал Счастливцева, а купеческого сына не взял, оставил на острове.)
- Вожеватов обещал взять Вас в «Париж». Как Вы думаете, возникнут ли у Вас проблемы языка, ведь Вы не говорите по-французски?
(Нет. «Париж» - это трактир на площади в городке Бряхимове, так что французский язык там не нужен.)
- Вас пригласили вместе с Вожеватовым, Кнуровым и Паратовым на обед к Карандышеву. Какое задание Вы получили от Паратова?
(Споить жениха. Карандышева.)
- – Вы небогатый чиновник, жених самой красивой девушки провинциального городка. Информация исчерпывающая, чтобы угадать имя Вашего персонажа.
(Юлий Капитоныч Карандышев.)
- Позвольте узнать, Юлий Капитоныч, не сочтите за бестактность, долго ли Вы добивались руки Ларисы Дмитриевны?
(Вожеватов: «Он давно у них дома вертится, года три».
Карандышев: «Лариса Дмитриевна, я три года терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от Ваших знакомых; надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними».)
- Господин Карандышев, как Вы отомстили Вашей невесте за измену, всем известно. А вот где Вы взяли пистолет?
(«В кабинете ковер громовой на стенку прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал».)
- Будут ли Вас судить за убийство невесты?
(Скорее всего нет, так как Лариса в финале говорит: «Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама». А свидетелей убийства не было.)
Подведение итогов.
По результатам викторины обучающимся выставляются оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина 5 класс (урок-викторина)
Методическая разработка по сказкам А.С.Пушкина для 5 класса. Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей....
Конспект урока по литературному чтению по теме: Урок-викторина "Сказки А.С.Пушкина" 3 класс
Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина...
План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”
Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...
План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов
План-конспект урока-викторины по теме:Starlight of English Викторина среди 6-х классов...
Урок-викторина "Интеллектуальная викторина «СВОЯ ИГРА» по творчеству Н.А.Некрасова"
Предлагаю вам литературную викторину по творчеству Н.А. Некрасова. Материалом для составления литературной викторины послужили произведения русской классической литературы, ...
Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина
Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....