Игры-задачи на первом этапе формирования исследовательских компетенций подростков на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах
статья по литературе (5 класс) на тему
В своей работе мы предлагаем учебно-методическую модель формирования исследовательских компетенций на уроках внеклассного чтения в 5, 6 классах.
На первом этапе, мотивационно-ориентировочном, происходит обоснование целей, создание условий и определение методов, связанных с развитием исследовательских компетенций учащихся. Подростки решают игры-задачи, направленные на овладение конкретным исследовательским умением. Создание положительного отношения и интереса к формируемым исследовательским компетенциям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kuznetsovoy_i.v._rybnaya_sloboda_tatarstan.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры-задачи на первом этапе формирования
исследовательских компетенций подростков
на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах
Кузнецова Ирина Владимировна
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Рыбно-Слободская средняя общеобразовательная школа №2» Рыбно-Слободского муниципального района
- Введение
Бурный рост информационного потока и развитие информационных технологий требуют ныне от современного школьника не столько демонстрацию определенного количества знаний и умений его воспроизводить, сколько владения гибким инструментарием оперирования полученными знаниями, владения методиками самостоятельного приобретения, систематизирования и обработки знаний, развития способности к самообучению. Создание атмосферы поиска на уроках, обучение исследовательским приемам, формирование исследовательских компетенций у школьников - это наиболее рациональный путь подготовки современного ученика к быстро меняющемуся миру.[2]
С развитием информационных технологий знакомство школьников с классической литературой все чаще и чаще происходит через телевидение, компьютеры и средства массовой информации. Наблюдается ослабленный интерес детей к чтению в целом. Несмотря на многочисленные издания и классической детской литературы, и модернизированной, все-таки, чтение отводится на второй план.
Опыт передовых педагогов прошлого и творчески работающих современных учителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов, создание системы самостоятельных исследовательских заданий - это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект.
В своей работе мы предлагаем учебно-методическую модель формирования исследовательских компетенций на уроках внеклассного чтения в 5, 6 классах.
На первом этапе, мотивационно-ориентировочном, происходит обоснование целей, создание условий и определение методов, связанных с развитием исследовательских компетенций учащихся. Подростки решают игры-задачи, направленные на овладение конкретным исследовательским умением. Создание положительного отношения и интереса к формируемым исследовательским компетенциям.
- Игра как метод эмоционального стимулирования к исследовательской деятельности
Игра – превосходный способ подстегнуть учеников, приобщить их к поисковой деятельности, заставить их активно работать на уроке. Дидактические игры, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки. Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. [3]
- Комплекс интерактивных игр-заданий для формирования исследовательских умений на уроках внеклассного чтения информационного типа
Рассмотрим роль интерактивных дидактических игр-заданий на развитие конкретных исследовательских компетенций.
Одним из основных этапов исследовательской деятельности является формулирование проблемы. Учащиеся средних классов уже делают попытки критически осмыслить прочитанное произведение. Повышается интерес к своему внутреннему миру, нравственным проблемам, вопросам добра и зла.
Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской деятельности с подростком, не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики. [4]
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Вот некоторые игры-задания, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
- Персонификация животного или неодушевленного героя
Ученикам предлагается задание рассказать о проблемах животных-литературных персонажей или неживого предмета от первого лица.
Например, 1) О чем бы рассказала нам кошка Мемека из рассказа Т.Толстой «На золотом крыльце сидели…»?
2) Какой представляется жизнь Саду из рассказа Т.Толстой «На золотом крыльце сидели…»? [5]
Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.
- Рисунки Тургенева (эту игру придумал И. С. Тургенев)
На доску помещают портрет неизвестного человека или рисуют его профиль. Ребятам необходимо совместно обсудить и выделить основные параметры наблюдения за личностью человека: описать до мельчайших подробностей жизнь и характер этого человека, опираясь на его зрительный образ. Награждается самый интересный словесный портрет.
Это задание можно проводить с портретом любого героя, который еще неизвестен ребятам. В этом возрасте уже осознается художественная значимость героя-образа. Высказав свое первоначальное видение этого человека, ребятам будет еще интереснее сопоставить свои представления с авторской точкой зрения. А можно эту игру провести перед первым знакомством с новым автором.
Далее учитель вкратце знакомит ребят с информацией о молодой писательнице и вместе с ребятами находят самый точный «психологический портрет».
Результат исследования не будет основательным, если исследователь в своей работе не опирается на понятия той области знаний, в которой проводится исследование. Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними. Для того, чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться простыми приемами: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, наблюдения, сравнения, различия, обобщения, загадка как определение понятий и другие. [4]
Художественная деятельность для подростков имеет четкую ориентацию на удовлетворение личных потребностей. Поэтому, на наш взгляд, и определение понятия надо начинать с опоры на свои ассоциации, свой опыт.
- Задание на построение ассоциограммы к понятию.
Ассоциограмма – это схема в виде «солнца»: в центре схемы ключевое понятие, от него «лучиками» расходятся слова-ассоциации.
Например, построить ассоциограмму к слову «чудо» (по рассказу Е.Шиловой «Ваза»). Важно впоследствии сопоставить свое представление не только с представлениями одноклассников, учителя, но, самое важное, - с авторским видением этого слова (рисунок).
Рисунок
- Задание на разъяснение понятия посредством сравнения.
Например, учитель просит подобрать объект сравнения каждому герою из новеллы А.С.Пушкина «Пиковая дама». В результате обсуждения выявить наиболее точные сравнения.
Мнения подростков неоднозначны:
Анна Федоровна Томская – змея-искусительница, лисица.
Герман – дьявол, сатана, черт, ворон.
Сен-Жермен – маг, чародей, Черномор.
Чаплицкий – подлость, волк.
Лизавета Ивановна – справедливость, курица.
Исследование – это поиск чего-то нового, неизвестного. Невозможность дать точный ответ рождает предположения, гипотезы, которые в конце исследования либо подтверждаются, либо опровергаются.
Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, это предвидение событий. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу – это проблема. Гипотезу можно проверить, опираясь на логику и анализ имеющихся знаний, а можно путем наблюдения или проведения эксперимента. [4] Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Предлагаем игры-задания на развитие умения вырабатывать гипотезы.
- Продолжение сюжетной линии.
Учитель предлагает ученикам придумать свое продолжение сюжетной линии произведения, пофантазировать, как сложились дальнейшие судьбы главных и второстепенных героев.
Например, что произошло бы с главным героем рассказа Е. Шиловой «Ваза», если бы он не нашел эту удивительную вазу?
Ответы восьмиклассников: «умер вместе со своей мечтой», «так бы и жил в своем мире», «красота может быть воплощена в разные формы, и «настоящий» художник обязательно разглядит ее».
Чтобы доказать гипотезу, необходимо провести наблюдение или эксперимент. Эксперимент – это проба, опыт. Это самый главный метод познания большинства наук. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные. [4]
У старших подростков обострено внимание к деталям текста, развивается произвольно-творческое воображение. Поэтому предложим им игру-задание на проведение мысленного эксперимента.
- Встреча литературных героев.
Ученики называют своих любимых литературных героев, представляют их встречу, о чем бы они говорили, какие советы бы дали друг другу.
Например, о чем бы говорили при встрече Ассоль из произведения А.Грея «Алые паруса» и Рыжая из рассказа Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро»?
Вот какой диалог придумали ребята.
«Встреча произошла на берегу реки. Внимание Ассоль привлекла девушка с красивыми волосами. Ее всегда привлекало что-то особенное.
- Добрый день! Какой сегодня чудесный солнечный день, не правда ли?
- Здравствуйте. Вы меня знаете?
- Меня привлек необычный цвет ваших волос. Они как маяк светятся, манят к себе. Я здесь часто бываю: люблю эту реку, часто прихожу на берег и как - будто жду чада. А вы?
- А мне это место напоминает детство: яркий солнечный день, водная гладь, лодки… Я люблю здесь петь – я певица…»
В 8 классе анализ художественных текстов становится серьезнее и глубже, разностороннее, связывается с авторской позицией и авторским видением конфликтов. Ответы учащихся на вопросы становятся все более развернутыми и аргументированными примерами из текста и собственными рассуждениями.
Ребята-подростки уже способны проследить причинно-следственные связи событий и отношений героев. На этом этапе важно предлагать ребятам задачи на развитие логического мышления. В ходе выполнения задач на логику развиваются важнейшие исследовательские навыки, а также такие важные характеристики креативности, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам, и другие свойства. Все они необходимы для исследователя. Развитию логического мышления способствуют задания «Английские шарады», «Запутанный лист».
- Запутанный лист.
Учитель зачитывает письмо от автора или литературного героя, в котором допущен ряд ошибок или пропущены слова. Ученики должны исправить ошибки или вставить пропущенные слова и прокомментировать их.
Например, при изучении романа Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан» учащиеся исправляют неточности и вставляют «размытые водой слова в письме из бутылки, выловленной на берегу океана»: «Мы, члены экипажа шхуны «Пилигрим», потерпели....... и оказались на неизвестном берегу. Нас в составе экипажа…..человек, капитан - …… Во время путешествия у нас испортился…… Мы подобрали пострадавших со шхуны «……». На неизвестном берегу мы увидели экзотических животных: ……, ……, ……, а также …… . Это наводит на мысль, что мы попали в ……».
Задачи на обнаружение ошибок развивают у учащихся способность к видению противоречий, оценочным суждениям и рефлексии, развивают умение не только воспроизводить, но и осмысливать каждый этап рассуждений.
- Заключение
Подобные игры-задания на формирование конкретных исследовательских компетенций необходимо давать выборочно, по усмотрению учителя. А можно проводить непосредственно в период изучения произведения. Естественно, что первые уроки должны быть обучающими, анализ произведения, используя исследовательские операции, необходимо проводить вместе с учителем. Проделанная однажды с учителем работа оставляет заметный след в развитии ученика и приучает его проделывать подобную работу уже самостоятельно.
Список литературы:
- Габова Е. Не пускайте рыжую на озеро. Рассказ. Уроки литературы, № 9 – 2008/ Приложение к журналу «Литература в школе». – с.5-7
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// http://mon.gov.ru/ Официальный сайт министерства образования и науки РФ
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
- Толстая Т.Н. Река Оккервиль, Москва, Издательский Дом «Подкова», 2004, - 464 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку внеклассного чтения. Приключенческая литература. 6 класс.
Серия иллюстраций к произведениям приключенческой литературы, русской и зарубежной....
Формирование лингвострановедческой компетенции на уроках домашнего чтения
Статья рассмтривает домашнее чтение как форму организации учебного процесса по иностранному языку и его роль при формировании лингвострановедческой компетенции....
Представление опыта работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования исследовательской компетенции на уроках биологии»
Введение ФГОС требует от учителя нового подхода к организации образовательного процесса, а на смену понятий «знания, умения, навыки» приходят «компетенция» и «компетентность». Компетентность мож...
Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в 5- 9 классах
Одним из важнейших требований, которые предъявляют сегодня к образованию, является формирование личности успешного и конкурентоспособного выпускника, ком...
Технология развития критического мышления на уроке внеклассного чтения в 9-ом классе. Модель урока по теме: В.Гаршин. Рассказ «Трус»
Воспитать думающего читателя, читателя – собеседника, соавтора – задача урока литературы. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить у...
https://disk.yandex.ru/i/Tkq4Gai67MqLAg Статья: Формирование исследовательской компетенции на уроках математики и физики
Бутуханова Дулгар БадмаевнаУчитель математики и физики, Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация «Заводская средняя общеобразовательная школа», Россия, п.Николаевскийdulgar...