"Послушники в миру" Достоевского: князь Мышкин и Алеша Карамазов
статья по литературе (10, 11 класс) на тему

"Послушники в миру" Достоевского: князь Мышкин и Алеша Карамазов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_a._a.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

"Послушники в миру" Достоевского: князь Мышкин и Алеша Карамазов.

В письме к своей племяннице Софье Александровне Ивановой, 1(13) января 1868 г. Ф.М.Достоевский определяет главную мысль романа "Идиот", которая заключается в "изображении положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, — всегда пасовал. Потому что это задача безмерная. Прекрасное есть идеал…»

Таким героем у Достоевского мог стать лишь христианин, чувствующий сердцем Бога через свою любовь к людям. Поскольку в 1868 году «идеал — ни наш, ни цивилизованной Европы — еще далеко не выработался" автор реализует свой динамически развивающийся замысел не только в князе Мышкине, но и через 10 лет в Алеше Карамазове. "Служение людям, - как отмечал Оскар фон Шульц, - общая черта у многих героев Достоевского", пожалуй, в этих двух персонажах достигло своего апогея.

Можно выделить несколько пунктов, на основе которых будет видна связь Алеши и Льва Николаевича.

Во-первых, князь и Алеша воплощают лучшие качества, которыми может обладать Человек в представлении Достоевского. А это, как неоднократно замечали критики, сближает двух его героев с образом Христа.

Оскар фон Шульц отмечает, что Христос учит своих учеников служить и помогать всем, Лев Николаевич, как никто другой, подходит на эту роль: он старается помочь и Мари, и Настасье Филипповне, и Аглае, и Рогожину, и Ипполиту.

Во-вторых, Отношение Алеши Карамазова и Льва Мышкина с детьми - это еще одна черта, сближающая их с Христом, который говорил: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное" (Мф. 19: 14).

Алеша Карамазов исполняет свое призвание и послушание, завещанное ему духовным наставником Зосимой. Он разговаривает с детьми, готовит мальчиков к жизни во Христе, в любви и истине, внушает основные нравственные ценности.

Князь Мышкин говорит, что ему больше нравится проводить время с детьми, чем со взрослыми, "не потому, что я сам был ребенок, а потому, что меня просто тянуло к детям". Он ценит в каждом ребенке те качества, которые, к сожалению, утратили многие взрослые - это бескорыстие, доверчивость, честность, умение радоваться мелочам. Эти качества преобладают и в самом герое. Не раз его будут называть ребенком совершенно разные люди. Общаясь с новыми лицами, Мышкин пытается отыскать в каждом то детское начало, о котором говорил Иисус ("Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него". Мк. 10:15)

В-третьих, и Алеша, и Лев Николаевич рано утратили своих матерей. Мышкин матери совсем не помнит, да и у Алеши сохранились лишь обрывки воспоминаний. "Он запомнил один вечер, летний, тихий, отворенное окно, косые лучи заходящего солнца <...>, в комнате в углу образ, перед ним зажженную лампадку, а перед образом на коленях рыдающую как в истерике, со взвизгиваниями и вскрикиваниями, мать свою, схватившую его за обе руки, обнявшую его крепко до боли и молящую за него Богородицу". В.Лепахин пишет, что в момент предчувствия своей скорой смерти мать Алеши, в надежде защитить сына от зла, напастей жизни, отдает его под опеку другой матери, которая никогда его не оставит - Богородицы.

 Мы остановимся на отношении героев к вере, а в частности на своего рода испытаниях, которые они проходят.

Елена Гаричева в статье ""Христос Воскресил меня". Категория преображения личности в романах Достоевского" замечает, что роман «Идиот» "строится во многом как житие-мартирий. В нем показано три круга испытания героя: один – в Швейцарии, второй – в первой и второй частях романа, третий круг – в третьей и четвертой частях романа". Князь  проходит не только через нравственные искусы, но и проверку на верность своему идеалу, что, несомненно, перекликается с бунтом Алеши.

Одной из центральных сцен романа "Братья Карамазовы" является смерть старца Зосимы, которую ожидали многие, но которая в то же время поразила всех.  То, что после смерти старца от его тела стал исходить тлетворный дух, противоречит общему ожиданию чуда, так как в народе существует твердое убеждение, что святой человек после смерти должен благоухать. Алеша, как и все, ждал Божией справедливости к любимому старцу, но т.к. ничего особенного не происходит, то он "бунтует", "обидясь" на Бога. Алеше нужно было пережить острый кризис, чтобы начать веровать по-настоящему. В нем вера должна была укрепиться "не от чуда", а от любви и доверия Богу.

Лев Мышкин проходит ряд испытаний: прежде всего это любовь к Настасье Филипповне, и чувства к Аглае. Однако, как отмечает А.Е. Кунильский, "в швейцарской истории преображение людей неразрывно связано с болезнью и смертью Мари, так и на русской почве успех дела Мышкина имплицитно включает в себя его духовную гибель".

Испытанием веры можно считать картину Ганса Гольбейна Младшего "Мертывый Христос". По свидетельству Анны Григорьевны Достоевской эта картина произвела на Федора Михайловича неизгладимое впечатление. Князь Мышкин говорит: "Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!" Действительно, посмотрев на тело Иисуса, только что снятое с креста, можно увидеть лишь человека, подвергшегося страшным мучениям. Н. Карамзин писал: "В Христе, снятом с креста, нет ничего божественного, но как умерший человек изображен весьма естественно". Неудивительно, что Рогожин в конце концов совершает страшное преступление - убийство Настасьи Филипповны.

Сильное впечатление эта картина производит и на Ипполита, который должен скоро умереть, а тело мертвого Христа являет собой смерть в чистом виде, внушает страх и лишний раз напоминает о том, что всякий человек когда-нибудь будет находиться в этом состоянии.

Конечно, у некоторых вера пропадет, но у других укрепляется. На Мышкина эта картина производит совершенно противоположное впечатление. Если представить, что "труп человека, вынесшего бесконечные муки еще до креста, раны, истязания, битье от стражи, битье от народа, когда он нес на себе крест и упал под крестом, и, наконец, крестную муку" может воскреснуть, принеся тем самым людям надежду на Царство Небесное, надежду на спасение, то вера напротив укрепится, а не исчезнет, как это случилось с Рогожиным и Ипполитом.

 В. Лепахин называет картину "Мертвый Христос" антииконичной, по той причине, что это произведение искусства способно подавить и разрушить веру в воскресение и бессмертие души. Однако он так же отмечает, что "в подтексте Достоевский хочет сказать, что искусство призвано укреплять веру в человеке". Так Ипполит обвиняет многих художников в том, что они отступают от реальности и рисуют Иисуса, только что снятого с креста, не омраченного перенесенными страданиями. Замысел иконописцев состоит в том, чтоб показать, что, несмотря на "мучения и смерть, Христос воскрес, победил смерть и принес искупление роду человеческому".

Несмотря на большое количество общих черт, Князь Мышкин и Алеша Карамазов все же отличаются друг от друга. На первых страницах романа "Идиот" мы можем найти описание внешности Льва Николаевича Мышкина, в котором сразу бросается в глаза "странное выражение, по которому некоторые угадывают с первого раза в субъекте падучую болезнь".

Об Алеше Карамазове Достоевский пишет: "Может быть, кто из читателей подумает, что мой молодой человек был болезненная, экстазная, бедно развитая натура, бледный мечтатель, чахлый и испитой человечек. Напротив, Алеша был в то время статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем девятнадцатилетний подросток".

Федор Михайлович не зря подчеркивает тот факт, что Алеша не был болен, таким образом автор освобождает своего героя от той ноши, которую нес Мышкин. Князь - особенный человек, припадки сближают его с юродивым, приближают к Христу. Однако нельзя не отметить, что видения Льва Николаевича не совсем понятны. Возможно, его состояние оказывается всего лишь признаком болезни, диагнозом.

Алеша так же как и князь Мышкин был склонен к припадкам, подтверждением тому является сцена "За коньячком" в доме Федора Павловича Карамазова, где его младший сын при упоминании о матери-кликуше "вдруг вскочил из-за стола, точь-в-точь как, по рассказу, мать его, всплеснул руками, потом закрыл ими лицо, упал как подкошенный на стул и так и затрясся вдруг весь от истерического припадка внезапных, сотрясающих и неслышных слез".

Реальность, которую не хочет принимать Мышкин, проникает в его сознание через сны. На зеленой скамейке князю Мышкину  "приснилось очень много снов, и всё тревожных". Главным видением оказывается появление некой женщины (Настасьи Филипповны). “Сердце его <Мышкина> замерло, он ни за что не хотел признать ее за преступницу; но он чувствовал, что тотчас же произойдет что-то ужасное, на всю его жизнь”. Разум князя отказывается воспринимать действительность такой, какая она есть, это приводит к подмене реальности сном, сна реальностью. Письма Настасьи Филипповны оказываются для Мышкина "сном, кошмаром и безумием, но тут же заключалось и что-то такое, что было мучительно-действительное и страдальчески-справедливое, что оправдывало и сон, и кошмар, и безумие”.

Видению Алеши Карамазова отведено особое место и роль в романе. Как уже было сказано, Алеша переживает духовный кризис, связанный со смертью любимого старца. Но юноша проходит это испытание и не отрекается от Зосимы, а ведь даже апостол Петр трижды отрекся от Христа, и другие апостолы сомневались в Нем.. Именно через это сомнение Алеша укрепляется в своей вере, он преодолевает кризисный рубеж и проникается еще большей любовью к старцу. Этому и способствует картина звездной ночи и видение им "брачного пира" в Канне Галилейской в состоянии тонкого сна.

Алеша Карамазов - более зрелый (хотя и моложе князя) в духовном плане человек. Он проходит школу монастырского послушания, аскезы. Душевный же опыт князя ограничен пребыванием в клинике доктора Шнейдера. Не случайно Достоевский не остановился в своем поиске "положительно прекрасного человека" на Мышкине, а продолжил работу. Образ князя был художественно достоверен, но привлекательная и нравственно образцовая личность Льва Мышкина оказалась мало приспособлена к реальности: он был  обречен на интеллектуальную и психическую гибель в мире страстей.

В этом плане образ Алеши Карамазова оказывается более цельным, потому что Достоевский дает понять - таким человеком, как Алеша, может быть каждый. Этот герой хоть и  приближен ко Христу, о чем нам говорит  целый ряд признаков, но он не является "святым". Христоподобные герои Ф.М.Достоевского – христиане; не умозрительные идеалы, а живые люди.

Хоть Достоевский и писал, что хочет создать идеального героя, но сам он понимал, что это невозможно, ибо "На свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для проведения классного часа "Стоит над горою Алеша"

Материалы включают себя рекомендации для проведения классного часа "Стоит над горою Алеша". Тематика классного часа посвящена истории памятника советскому солдату в Болгарии. Материал представляет соб...

Человеческая жизнь в рассказе Л.Н.Толстого "Алеша Горшок" (урок внеклассного чтения в старших классах)

С чего начать разбор текста, если конкретная цель работы - анализ небольшого эпического произведения? Данный материал - моя поытка ответить на этот вопрос....

Презентация по теме"Алеша Попович"

В данной презентации рассказывается о былинном богатыре Алеше Поповиче...

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мышкиной Ирины Дмитриевны за 2013 – 2014 учебный год

Отчет по прошедшему учебному году содержит данные о выполнении программы, о работе с детским коллективом, о работе с родителями учащихся, о работе по профессиональному развитию. отчет содержит выводы ...

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мышкиной Ирины Дмитриевны за 2013 – 2014 учебный год

Отчет по прошедшему учебному году содержит данные о выполнении программы, о работе с детским коллективом, о работе с родителями учащихся, о работе по профессиональному развитию. отчет содержит выводы ...

«Счастье и трагедия маленького послушника»

Урок по произведению М.Ю. Лермонтова "Мцыри"...